Почему все пинают Google Stadia?

Несколько мыслей о том, почему не нужно пинать Stadia под каждой новостью о ней и о том, почему облачный гейминг это будущее, прекрасное будущее.

Почему все пинают Google Stadia?

Для начала…

…пару слов о том зачем я это пишу. Дело в том, что я считаю Google Stadia (далее просто стадия), как и весь облачный гейминг, прорывной технологией, которая вот-вот изменит всю игровую индустрию, а может быть и не только её. И меня немного удручает негативное отношение огромного количества людей к этой крутой технологии, поэтому я и решил высказаться в её защиту.

Перед тем, как начать давайте определимся, что существует разница между стримингом и облачным геймингом. Часто, критикуя стадию, люди останавливаются на первом аспекте и забывают про второй. Максимально коротко и местами очень грубо:

Стриминг – технология, позволяющая играть в игры на удалённых вычислительных мощностях (консоль, ПК, облако). Примеры стриминговых сервисов: GeForce NOW, PlayStation Now, Steam Link. Про Microsoft xCloud известно очень мало, но судя по всему место ему в этом же списке.

Облачный гейминг – технология, использующая возможности кластеризации, позволяющая играть в игры посредством стриминга.

Кластер — группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая с точки зрения пользователя единый аппаратный ресурс;

также — группа серверов, объединённых логически, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс

Wikipedia

На данный момент под это определение подходит только стадия.

Почему все пинают Google Stadia?

Я хочу отдельно заострить внимание на отличии облачного гейминга от стриминга, потому что очень часто эти понятия отождествляются, а это, я считаю, неверно. По сути стриминг – это ещё один способ доставки контента (утрированно конечно). Неважно с какого носителя запущена игра: blu-ray диск, HDD или удалённый сервер, на игровой процесс это никак не влияет. Совершенно иначе дело обстоит с игрой, разработанной специально для облака. Такая игра получает доступ к огромным ресурсам, невозможным на локальной системе будь то ПК или консоль. Не буду сейчас фантазировать на тему какими будут облачные игры, скажу лишь, что это будет качественно новый вид игр.

И, казалось бы, вот он, прекрасный, дивный мир будущего, почти наступил. Но атмосфера праздника и предчувствие чего-то совершенно нового не ощущается. Многие люди относятся к перспективе облачного гейминга либо с апатией, либо вовсе с нескрываемой агрессией. Вероятно, переубедить этих людей мне не удастся, но я и не ставлю перед собой такой задачи, просто кому-то может быть будет интересно взглянуть на этот вопрос под другим углом.

Откуда столько недоверия?

Всякий раз, когда появляется очередная новость о стадии наблюдаю одну и ту же картину: куча недовольных людей пишет в комментариях про мертворождённый инпут-лаг, которому гугл уже вырыл яму на кладбище.

Почему все пинают Google Stadia?

Думаю, большинство претензий к стадии, мягко говоря, не обоснованы. Я не буду здесь рассматривать абсолютно все, а остановлюсь лишь на некоторых, которые чаще всего сам встречаю в гневных комментариях.

Инпут-лаг. Великий и ужасный.

Все, кто пробовал стадию на GDC, Google I/O, Gamescom и PAX в один голос говорят, что никакой задержи не чувствуют и лишь немногие замечали появление задержек на короткое время. Мне не удалось найти ни одного откровенно негативного отзыва от людей, которые сами пробовали сервис. Подкупает ещё и тот факт, что гугл даёт пробовать игры, сильно зависящие от инпут-лага, как бы говоря насколько они уверены в технологии. Assassin's Creed наверно в меньшей степени показателен, но вот DOOM и Mortal Combat очень динамичные игры, требующие самой быстрой реакции.

Недавно я сам пробовал стриминг. Это был GeForce NOW и сказать, что я был удивлён это ничего не сказать. Задержка была едва-едва ощутимой и в некоторые моменты, когда я прекращал пытаться увидеть её, даже забывал, что она есть. И это всё при том, что живу я в Сибири в нескольких тысячах километров от Москвы, подключаюсь через дешёвый wi-fi адаптер 2,4 ГГц (сервис просит 5 ГГц или Ethernet) и пользуюсь услугами местного провайдера, который является посредником между мной и Ростелекомом. Теперь представьте, что будет, когда этим займётся гугл? Nvidia конечно не шарашкина контора, но и не интернет-гигант, возможностей у них тут сильно меньше. Тем не менее им удалось представить вполне годный стриминговый сервис.

Раньше я думал, что облачно-стриминговый гейминг хоть и крутая штука, но работать будет только в США, Европе и мало где ещё, в общем недалеко от дата-центров. Сейчас же, если переключиться на кабель и сменить провайдера, думаю даже в сибирской глуши я смогу вполне комфортно им пользоваться.

Почему все пинают Google Stadia?

И в завершении темы инпут-лага один любопытный факт от разработчиков стадии. В мае, в рамках мероприятия Google I/O они рассказывали о том, как работает их облачная платформа со множеством технических деталей, не обошли стороной и тему задержек. Так вот, они утверждают, что сигнал от вашего дома до их дата-центра идёт быстрее, чем от мозга к пальцу! Пинганите youtube.com и сравните с цифрами на картинке ниже. Не знаю, как вас, лично меня впечатлило. Кому интересно вот исследование из которого они всё это взяли.

Даже нервная система человека имеет задержку!​
Даже нервная система человека имеет задержку!​

Пока писал эту заметку представитель гугла сказал, что через пару лет стадия по отзывчивости может обогнать локальное железо. Не могу судить насколько это вероятно, но особо сильного скепсиса тоже не испытываю.

Кладбище

​Моя реакция на т.н. кладбище гугл
​Моя реакция на т.н. кладбище гугл

Моё любимое кладбище. Люди почему-то любят тыкать гугл мордой в некий список якобы убитых им проектов и делать из этого вывод, что стадия RIP. Кто-то называет её мертворождённой, правда есть и «оптимисты». Дают 2-3 года. Это полная чушь. Сперва предлагаю взглянуть на тот самый список или этот. Второй вариант более информативный. Там по каждому закрытому продукту можно увидеть причину закрытия. Зато по первому легче оценить масштаб «бедствия». Моя первая реакция на этот список очень точно изображена на картинке под заголовком. Нет, правда, посмотрите на него и ответьте себе на вопрос: «я знаю хотя бы 10% из этого»? Если не разбираться, то действительно может сложиться впечатление будто гугл только и делает, что что-то закрывает/убивает/пускает под нож/хоронит/тут ещё миллиард эпитетов. Но если посмотреть внимательнее, то становится ясно, что подавляющее большинство проектов из списка никто не хоронил. Picasa стала Google Фото, Inbox влился в Gmail, Google Now теперь Google Ассистент, Google TV это Android TV и т.д. Почти все проекты из этого списка подверглись слиянию или ребрендингу и продолжают жить и развиваться. Конечно есть и закрытые. В основном это устаревшие сервисы, выполнившие свою функцию. Например, Google Reader (RSS-агрегатор). Лет 10 назад он был актуален, и я им пользовался, но сейчас он просто никому не нужен.

Разумеется, есть у гугла и откровенные фэйлы, проекты сопоставимые по масштабу со стадией, которые с треском провалились. На ум приходит два: Google+ и Google Glass, хотя последний с натяжкой сюда подходит, т.к. официально работа над ним ведётся, проект не закрыт. Я даже никаких выводов тут делать не буду, думайте сами насколько уместно сравнивать большой проект, над которым работают больше 1000 сотрудников, который имеет многомилионный бюджет, находится в разработке уже 5 лет и какой-нибудь уменьшайзер ссылок (goo.gl), сделанный одним стажёром за 3 копейки на коленке.

Стадия закроется и все купленные игры пропадут

Почему все пинают Google Stadia?

Ещё одна страшная напасть. Люди так уверенно говорят, что стадия неминуемо закроется и когда это случится, все игры из вашей библиотеки пропадут. Кто-то правда верит, что компания уровня гугл позволит себе вот такое откровенное кидалово? Почему? Ну т.е. откуда такая уверенность? Такое уже было? Может быть что-то похожее? Я конечно понимаю, что гугл не божий одуванчик и непогрешимым серафимом их не назовёшь, но не до такой же степени.

Перечисленные претензии к стадии, как и многие другие разумеется имеют право на существование, но как мне кажется в конечном счёте успех или провал сервиса зависит от того, сможет ли гугл размыть границу между облаком и локальным железом. Если, играя в игру посредством стриминга мы не будем обращать на это внимания, успех стадии гарантирован. А судя по всему так и будет. Гугл рассказывали про слепое тестирование, когда людям давали поиграть в игру на локальном железе и в облаке и игроки не могли отличить одно от другого. Не думаю, что они врут, похожую историю рассказывал (примерно на седьмой минуте) инженер из id Software.

Несколько слов напоследок

В игровой индустрии не так часто происходят события того же масштаба, что мы наблюдаем сейчас. Последний раз платформодержатель пришёл на этот рынок в далёком 2001 году. Это был Microsoft. Сейчас приходит гугл с, возможно, самой крутой технологией, что мы когда-либо видели. Может быть я ошибаюсь и это слишком громкое заявление, но может и нет. Только время покажет.

p.s. Немного сумбурная графомания получилась. Извините, очень редко приходится письменно излагать мысли.

3939
98 комментариев

Комментарий недоступен

33
Ответить

А ещё через пяток - преодолеет инпут лаг человеческого организма!

23
Ответить

Ага, и скорость света они тоже увеличат.

5
Ответить

Комментарий недоступен

39
Ответить

Ну ты же нипанимаишь! Облачный гейминг - абизатильна настанет!

А по делу:
Задержка до серва. Подсчёты всегда складываются вдвое, чего автор не делает...
Задержка сигнала от кончика пальца до мозга... А на мышку силой мысли нажимать? Мозг => палец\мышка => ЦП  => интернет контроллер => ЦОД => сервер => потом всё это обратно => глаз => Мозг.
Ну и добивочка:
"Люди так уверенно говорят, что стадия неминуемо закроется и когда это случится, все игры из вашей библиотеки пропадут. Кто-то правда верит, что компания уровня гугл позволит себе вот такое откровенное кидалово? Почему?"
Эмм, а стриминговый сервис не подразумевает, что не оплачивая подписку ты лишаешься всей библиотеки до следующей оплаты? КИДАЛОВО, дак вот ты где было всё это время!!! Когда даже стим, для подстраховки в соглашении пишет, что предоставляет библиотеку в ПОЛЬЗОВАНИЕ. А стриминговый сервис возьмёт и материализует игру на ПК пользователя в случае чего...

2
Ответить

Почему?
Потому что на данный момент о ней известно НИЧЕГО. 
Где реальные геймплеи? Где хоть какие то доказательства того, что там не будет ужасного инпутлага и прочих прелестей облачного гейминга.
Нам показывали геймплей Ассасина Одиссей где от нажатия на клавишу и действиями персонажа проходило чуть ли не больше секунды. 
Одни обещания. 

23
Ответить

Лично я пинаю чисто потому что она лишает людей последней капли владения чем бы то ни было. И так уже при покупке в цифре я покупаю не игру, а лишь право ей пользоваться, и игру могут в любой момент выпилить из магазина, но я хотя бы все еще могу эту выпиленную игру скачать (если речь не о P.T. конечно). Я могу выбрать игру в ванильную версию, если у меня есть диск и мне не нравятся изменения в патчах. Ну и моддинг, разумеется, куда ж без него. В стадии же у юзера нет абсолютно никакого контроля ни над чем. У издателя в руках все карты, все права и поводок от твоего ошейника.

19
Ответить