Что происходит со Steam? Расследование GameDev Penetration

Примечание от редакции В этом тексте вместо ссылок используются в основном скриншоты. Информацию из него невозможно проверить. К материалу стоит отнестись с осторожностью.

Последние два месяца Steam вел себя странно, и мы GameDev Penetration решили оповестить читателей об изменениях во внутренней кухне этой площадки. Странности начались 5 октября, когда у многих разработчиков резко упал трафик.

Что происходит со Steam? Расследование GameDev Penetration

В том, что произошло, долго разбираться не пришлось: на странице каждой игры в Steam есть плашка «похожие товары», которая выводит схожие игры по тегам и, на самом деле, генерирует основной поток трафика на страницы большинства игр. Какого было наше удивление, когда на страницах своих игр в разделе «похожие» мы все увидели это:

Очень похожие на Never Again игры, не правда ли?
Очень похожие на Never Again игры, не правда ли?

Один из самых важных инструментов для продвижения игр продвигал только Assassin's Creed и еще несколько ААА-игр. Такая ситуация наблюдалась абсолютно у всех игр в Steam, т.е. ссылка на Assassin's Creed появилась одновременно на десятке тысяч страниц в игровом магазине. Неудивительно, что эта часть саги об убийцах в капюшонах стала такой хорошо продаваемой.

Разумеется, мы не оставили это событие без внимания и стали одними из первых, кто обратился в службу поддержки Steam и создал и тему в обсуждениях для разработчиков:

Что происходит со Steam? Расследование GameDev Penetration

Ответ мы получили через пару дней и плашка «похожие товары» восстановились, но по какой-то причине, трафик остался на прежнем уровне.

<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F620220%2FCatmaze%2F&postId=33080" rel="nofollow noopener" target="_blank">Catmaze</a> — от Славы Грис
Catmaze — от Славы Грис
<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F430070%2FNever_Again%2F&postId=33080" rel="nofollow noopener" target="_blank">Never Again</a> — от Валентина
Never Again — от Валентина
<a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstore.steampowered.com%2Fapp%2F645290%2FMechanism%2F&postId=33080" rel="nofollow noopener" target="_blank">Mechanism</a> от Александра Хорошавина
Mechanism от Александра Хорошавина

Мы надеялись на восстановление трафика со временем, но чувствовали, что что-то не так. Мы предположили, что steam тайно меняет алгоритмы в связи с тем, что крупные тайтлы стали игнорировать эту площадку. Fallout 76 и очередной Battlefield , как мы все знаем, не вышли в Steam. И все понимают, что еще больше ААА-игр будут отказываться от размещения своего продукта на этой площадке.

Осенние распродажи, которые начались 21 ноября, оказались худшими за всю историю наших игр. Трафик в период распродаж был таким же, каким мы его наблюдали до 5 октября. Хотя, как правило, в период глобальных распродаж в магазине посещаемость страниц увеличивается в десятки раз.

Фееричное начало распродаж
Фееричное начало распродаж
То, как распродажи проходили раньше
То, как распродажи проходили раньше

Проблема оказалась еще многогранней, чем простой срез трафика инди играм. 21 ноября, когда должна была начаться массовая распродажа, многие инди-разработчики, согласившиеся принять в ней участие и поставившие включение скидки на таймер, обнаружили, что в положенное время скидки на их игры не активировались. Многие продукты все так же продавались по полной цене, в то время как вышеупомянутые ААА-игры уже вовсю продавались со скидкой. Тема на форуме не заставила себя долго ждать, ровно как и ответ:

По утверждению представителя Valve, такое «иногда происходит». Вот только раньше никогда подобного не случалось.
По утверждению представителя Valve, такое «иногда происходит». Вот только раньше никогда подобного не случалось.

Спустя час от того же представителя появилось другое сообщение:

И они начали исправлять проблему… вручную.
И они начали исправлять проблему… вручную.
Тем разработчикам, которые отписались в теме, администрация Steam в ручную выставляла скидки.
Тем разработчикам, которые отписались в теме, администрация Steam в ручную выставляла скидки.

После распродажи ситуация не поменялась, и стали проявлять себя многие другие разработчики: они жаловались на проблему, заключавшуюся в снижении трафика и, разумеется, снижении продаж.

Тема оказалась одной из самым популярных в обсуждениях разработчиков и очень быстро набрала почти 900 комментариев.
Тема оказалась одной из самым популярных в обсуждениях разработчиков и очень быстро набрала почти 900 комментариев.

Мы уже почти смирились с данным положением вещей, как 1 декабря Valve выпускает новость об обновлении «соглашении о распространении», в котором говорится, что если прибыль игры превысит $10млн, то партнерка со steam изменится. Сначала она составляет 70% на 30%, но потом падает до 75% на 25%, а от $50млн ставка будет уже 80% на 20%. Это означает, чем больше игра заработала, тем меньше она платит роялти Steam. Становится очевидно, насколько отчаянно магазин пытается привлечь обратно крупные тайтлы: сначала тайно переводя трафик с инди игр на ААА-проекты, а потом уже официально меняя условия партнерского соглашения. Зато эта новость опровергла все слухи о том, что с крупными издателями Steam все это время работал на более мягких условиях.

Реакция на давшую слабину Steam не заставляет себя долго ждать. 4 декабря Epic Games объявляют об открытии своего магазина видео-игр:

Эта новость взрывает интернет и становится для нас праздником, т.к., в отличие от Discord и Twitch, создатели Fortnite могут стать полноценными конкурентами Steam, который захватил весь сетевой рынок видео-игр. Благодаря своему мощному равносильному трафику и низкому роялти 88% на 12% Epic Games может привлечь к себе крупные компании, которые недавно покинули главных монополистов.

Инфографика роялти в магазине от Epic Games
Инфографика роялти в магазине от Epic Games

Сразу же появились скептики, не верящие в успех нового магазина от Epic Games, но сам Steam оказался не в их числе. После новости от Epic Games они делают рассылку о скидках аж на «Китайский Новый Год», а сегодня — 5 декабря — они опубликовали официальную новость для разработчиков, где рассказали о том, что же случилось с трафиком аж два месяца назад.Оказывается, они и правда экспериментировали с поисковой системой, но все пошло не так, сломалось и, якобы, сейчас починилось. Хотелось бы верить, но мы не будем: «починка» никак не отразилась на трафике и дела с видимостью инди игр обстоят так же плохо, как обстояли в начале ноября.

Но мы довольны следующим: простое заявление от Epic Games об открытии нового магазина вынудило Steam отреагировать на проблемы собственного сервиса, а значит одна только угроза конкуренции вводит Steam в ужас.

С интересом ждем дальнейшего развития событий.

397397
302 комментария

Причём тут свой лаунчер если весь запуск BF5 это огромный провал? И ссылка на релиз на боксе, там тоже свой лаунчер?

Может BO4 лучше скинешь как пример того как идёт в своём лаунчере?

14
Ответить

Не по доброте душевной скинули же.

Ответить

То есть проигнорим тот факт, что все Battlefield выходят в орижине уже со времён тройки. Ну ок

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

У меня вопрос.
Вот вы говорите, что огромное количество трафика (т.е. прибыли) идёт из этой плашки. И когда индюшатина туда не попадает, это проблема для индюшатины. Тут согласен.
Но вы уверены, что этот источник трафика актуален для ААА? Они и так у всех на слуху. Т.е. вот вы исходите из той предпосылки, что Стим пытается вернуть себе ААА-тайтлы путём предоставления им выгодной позиции в рекомендациях и тем самым способствует их продажам. Но верна ли эта предпосылка? У меня нету на руках никакой статистики, какой % продаж получили ААА именно из этой плашки, но есть стойкое ощущение, что это капля в море. А у Стима просто сломался механизм рекомендаций и не более того. Крайне неприятно, конечно, но не всё так драматично.

102
Ответить

Ору с того что ААА проекты ушли от Стеам. Особенно с Battlefield, который не был в Стиме так давно, что даже моя бабушка не помнит.

48
Ответить