Метавселенные в играх и киберспорте: от Fortnite до Navination

Концерт Трэвиса Скотта в Fortnite The Verge
Концерт Трэвиса Скотта в Fortnite The Verge

Вчера киберспортивная организация NAVI отметила 11-й день рождения праздничным стримом, во время которого представила новый проект для фанатов – метавселенную Navination. Метавселенная – звучит громко, но не совсем понятно. Предлагаю разобраться, что это такое и при чем здесь Матрица, Fortnite, Animal Crossing и, собственно, NAVI.

Метавселенная: фантастика, будущее или настоящее?

Слово “метавселенная” иногда используют как синоним мультивселенной (англ. multiverse). Но в данном случае речь идет о другом понятии – от английского metaverse. Впервые его использовал фантаст Нил Стивенсон в романе “Лавина” 1992 года. Его метавселенная – это трехмерная виртуальная реальность, в которой разносчик пиццы становится хакером и самураем и спасает весь мир – и виртуальный, и реальный – от катастрофы.

Концепцию виртуальных миров, неотъемлемых от реальности, развивают другие хиты научной фантастики, например, “Матрица” и “Первому игроку приготовиться”.

Из научной фантастики понятие “метавселенная” перекочевало в информационные технологии и обрело новое значение. Под метавселенной подразумевают интернет будущего, который объединит множество устойчивых, коллективных, трехмерных виртуальных пространств в единую вселенную, тесно переплетенную с реальностью.

При этом общепринятого определения метавселенной пока не существует. Понять причину поможет простая аналогия – в 1945 году американский ученый и разработчик Вэнивар Буш описал гипотетическое устройство, которое он назвал мемекс. В этом устройстве, по замыслу Буша, можно было бы хранить все книги, записи, контакты и важные разговоры пользователя при помощи ассоциативно взаимосвязанных микрофильмов и быстро, нажав несколько клавиш, находить необходимую информацию. Мемекс стал прототипом ранних гипертекстовых систем, которые в итоге привели к созданию интернета. Но в 1945 году Вэнивар Буш, по сути описывая основные функции интернета или – на уровне девайса – смартфона, не мог представить их в современном виде из-за отсутствия необходимых технологий. Хотя концепция была на удивление точной.

Так и с метавселенной – мы понимаем концепцию и основные признаки, но пока не готовы с уверенностью сказать, когда и в каком виде она возникнет. Как отправную точку можно использовать следующую визуализацию не столь далекого будущего от Adobe (смотреть c 2:02):

Только в этом видео весь акцент – на дополненную реальность, а это лишь одна из составляющих. Чтобы представить метавселенную, нужно расширить видеоряд с помощью собственной фантазии. Так, героиня видео физически посещает совещание в офисе. В метавселенной все выглядело бы так же, но переговорка на самом деле была бы виртуальной, а физически участники совещания находились бы на разных континентах. А в моменте со скалолазанием к героине могли бы присоединиться тысячи спортсменов со всего мира и устроить реально-виртуальный турнир – каждый участник взбирается на реальную стену в своем спортзале, но для всех это выглядит как одна огромная скала, которую одновременно покоряют тысячи соперников. Соревнуясь, они общаются друг с другом, а кто-то даже успевает договориться о свидании в уютной локации популярной онлайн-игры. Заказывая еду в виртуальном ресторане, они получают реальную доставку аналогичных блюд к себе домой и продолжают виртуальное общение за бокалом реального вина.

Похоже на фантастику, но все ведущие технологические компании, от Microsoft до Facebook, уже строят свои метавселенные. Пока техкорпорации работают над метавселенной будущего, реальные проявления ее признаков регулярно преподносит игровая индустрия, объединяя реальность и виртуальность, а также игровые, социальные и экономические механики.

Виртуальный мир и реальная экономика в Entropia Universe

По большому счету, все MMORPG имеют признаки метавселенной. С помощью своих виртуальных аватаров (еще один термин, популяризированный Нилом Стивенсоном) игроки взаимодействуют в трехмерном игровом мире, находят друзей и врагов, получают репутацию и авторитет, добывают ресурсы и создают предметы, проводя значительную часть своей жизни в этой среде. Но в MMO все действия в конечном счете сводятся к игровой механике, а эта однобокость не соответствует современным представлениям о метавселенной.

Sci-fi песочница Entropia Universe пошла дальше других MMO и добавила к игровой механике реальную экономику. Во вселенной Entropia практически все за деньги, и игроки не только вливают средства в игру, но и могут выводить все, что заработали в виртуальном мире, на реальные счета. Насколько реальна экономика Entropia, лучше всего демонстрируют две сделки: в 2008 году предприниматель Джон Джейкобс попал в Книгу рекордов Гиннесса, приобретя астероид с отельным комплексом в Entropia за $100 000. Пять лет он улучшал свою виртуальную собственность и в итоге продал ее двум покупателям за $635 000 в сумме.

FOMA (или Club Neverdie) - самый дорогой виртуальный объект в истории

Кроссоверы в Fortnite

Основатель Epic Games – компании-разработчика Unreal Engine и Fortnite – Тим Суини часто говорит о метавселенной, но всегда в будущем времени. “Хотя и Fortnite, и Minecraft, и Roblox демонстрируют отдельные признаки метавселенной, думаю, мы еще нескоро увидим ее во всей красе,” – отмечает он.

Тем не менее каждый кроссовер-ивент в Fortnite – будь то эксклюзивная онлайн-премьера фильма “Довод” (Tenet) Кристофера Нолана или выступления диджея Marshmello и рэпера Трэвиса Скотта – делает очертания метавселенной более реальными.

10-минутный лайв Marshmello в Fortnite

Для этого сета Marshmello надел костюм motion capture и качал 10-миллионную Fortnite-толпу в реальном времени. Возможно, именно в этот момент игровая индустрия подобралась к метавселенной ближе, чем когда-либо. Нюанс в том, что 10 миллионов зрителей были разделены на группы по 100 игроков – как и в матчах Fortnite. В метавселенной их всех можно было бы собрать в одной локации, но пока технологии этого не позволяют.

Виртуальный концерт Трэвиса Скотта

В отличие от Marshmello, Трэвис Скотт не выступал вживую, все было записано и создано заранее. Зато это позволило добиться впечатляющих спецэффектов. А главное – любой разработчик может попытаться создать подобный концерт с помощью Unreal Engine.

User-generated content в Roblox

Вице-президент Roblox Мэтт Кертис считает, что путь к метавселенной лежит через UGC – user-generated content, то есть контент, который создают сами пользователи. Игровая онлайн-платформа по определению, Roblox является и игровым движком, и творческой мастерской, и торговой площадкой, и социальной сетью по своей сути. Одни пользователи создают и продают виртуальные предметы. Другие используют этот контент для разработки собственных многопользовательских игр. Третьи играют в эти игры, причем серверы могут поддерживать до 200 игроков в одной виртуальной локации. Один пользователь может быть и создателем контента, и разработчиком игр, и игроком, и предпринимателем. Экономика платформы построена на виртуальной валюте, но ее можно легко обменять на реальные деньги.

C помощью Roblox миллионы пользователей сообща создают взаимосвязанные виртуальные миры. Возможно, это действительно самый быстрый путь к метавселенной. При этом, как и Fortnite, Roblox делает серьезную ставку на масштабные виртуальные события, как этот концерт Lil Nas X:

Свадьбы в Animal Crossing

Не только концерты, но и что-то гораздо более важное, можно перенести в виртуальную реальность. Например, семейный праздник или даже создание новой семьи.

Локдаун из-за COVID-19 многим помешал отмечать важные события в привычном режиме, но на выручку пришел хит от Nintendo – Animal Crossing: New Horizons.

Например, The Washington Post рассказал историю матери и дочери, которые обожают Хэллоуин, но в этом году не могли отпраздновать его из-за карантина. Тогда они создали костюмы и весь необходимый для праздника инвентарь в Animal Crossing, украсили свое виртуальное жилье и отправились требовать сладости и праздновать Хэллоуин вместе с внутриигровыми соседями.

А в этом видео стример рассказывает о том, как из-за карантина перенесли его свадьбу и как они с невестой провели церемонию в Animal Crossing. Помимо гостей, посетивших церемонию в игре, за свадьбой наблюдали зрители стрима, поздравляя молодоженов и общаясь с ними. Это делает виртуальные ивенты в Animal Crossing еще ближе к концепции метавселенной. И подобных примеров в игре от Nintendo множество.

Подборка свадеб в Animal Crossing

Стриминг, крафтинг и гейминг в Navination

Новый проект NAVI – вероятно, первый в своем роде в киберспорте. Присоединившись к Navination, фаны команды смотрят стримы кумиров на Twitch и получают за это дропы в приложении с прямолинейным названием Drop. Из дропов можно скрафтить ценные предметы – как цифровые (бейджи, скины), так и физические: геймерскую мышку, клаву, фирменное джерси или поездку с командой на мажор. Дропами и готовыми предметами можно торговать и обмениваться на отдельной площадке – dmarket.com.

Таким образом NAVINATION объединяет стриминг, социализацию, крафтинг и экономику, а главное – стирает грань между физическими и виртуальными предметами. Из виртуальных дропов можно собрать реальную клавиатуру, а потом обменять ее на виртуальный скин. Вероятно, именно поэтому NAVI называет свой проект “метавселенной”.

По правде сказать – NAVINATION пока многого не хватает, чтобы называться “метавселенной” без кавычек. В околоканоничной метавселенной фанам не нужно было бы использовать разные приложения для разных механик (просмотры стримов, получение дропов, крафт и торговля предметами). Они могли бы подключаться к транслируемым играм и событиям в любой момент, в любом количестве, с полным погружением в происходящее. Как и в предыдущих примерах, для этого пока нет технологий. Зато есть сформированные концепции, подкрепленные реализованными – пусть и в локальном масштабе – проектами. А технологии развиваются стремительно.

1010
2 комментария

Как понять, что статья писал дилетантом? Посмотреть на количество упоминаний Second Life и Worlds.com.

2
Ответить

Сегодня было интервью с пиарщиком. Советую прочитать.

Ответить