Культура сексизма, проникающая в игры: главное из расследования Bloomberg о ситуации в Ubisoft

Братья Гиймо
Братья Гиймо

21 июля редактор Bloomberg Джейсон Шрайер опубликовал объёмное расследование о культуре поощрения сексизма и домогательств в Ubisoft, существовавшей внутри компании десятки лет. Материал основан на интервью с 40 бывшими и текущими сотрудниками издательства. Мы выбрали из него ключевые моменты.

Семейный бизнес

  • Ubisoft была основана в 1986 году пятью братьями Гиймо, которые владеют суммарно 21% акций компании. Издательством с 1988 года управляет средний брат Ив, однако они все каждую неделю собираются на своей яхте, чтобы обсудить дела.
  • Запустить игровую компанию было решено, когда бизнес старших Гиймо пострадал из-за экономической рецессии — они занимались продажей товаров для сельского хозяйства. Поэтому первыми клиентами Ubisoft были фермеры, недавно купившие себе компьютеры.
  • Изначально многие сотрудники воспринимали Ubisoft как «семейный бизнес», однако со временем это словосочетание стало обретать всё более негативный смысл. Хотя бы потому, что в компании все эти годы процветало кумовство.

Серж Эскоет — главный по играм

  • Источником проблемной культуры внутри компании многие считают недавно отстранённого Сержа Эскоета (Serge Hascoët). Это близкий друг братьев Гиймо, поэтому его позиции в компании считались незыблемыми.
  • Эскоет устроился в компанию тестером по объявлению в газете, но к началу нулевых стал занимать руководящие должности и считаться «членом семьи». В последние годы он был главным творческим директором Ubisoft — все игры издательства проходили через него, и он в любой момент мог завернуть любой проект.
  • Очередной показ проекта Эскоету в компании называли gate («ворота»), а его самого считали «хранителем ворот». Таким образом, почти все игры Ubisoft должны были понравиться одному человеку.
  • Эскоет на встречах с разработчиками часто стучал своей головой по столу, тем самым показывая, что ему скучно. А ещё при виде некоторых сотрудников он издавал странный звук, похожий на рычание.
  • В парижском офисе Ubisoft на четырёх мужчин приходится одна женщина, и в этом также отчасти винят Эскоета. Например, он любил проводить деловые встречи в стриптиз-клубах, после чего повышал в должностях друзей-мужчин, которые там составляли ему компанию.
  • Новых сотрудниц предупреждали о том, чтобы они ни в коем случае не ходили пить с Эскоетом и его людьми, так как чаще всего это заканчивалось домогательствами.
  • Сам Эскоет звал женщин на эти «встречи», но многие из них отказывались, после чего их быстро увольняли. «Если ты — не часть мужского клуба, то можешь работать только на периферии», говорит бывшая сотрудница отдела маркетинга Ubisoft.
  • Несколько сотрудников вспомнили случай, когда во время презентации игры девушка вышла в туалет, и, пока её не было, Эскоет включил для всех на YouTube вульгарную песню о сексе с женщиной с таким же именем. Такое часто происходило на встречах, где присутствовала только одна женщина.
  • Эскоет неоднократно заставлял своих подчинённых пить или давал им торт с марихуаной без предупреждения и их согласия.
  • У Эскоета был иммунитет к жалобам в HR: сотрудникам предлагали либо терпеть его, либо увольняться.
  • Недавнее увольнение Эскоета после публичных обвинений в домогательствах стало шоком для многих сотрудников, однако его «иммунитет» наконец-то ослаб после ужасного 2019 года — когда Ubisoft выпустила сразу два неудачных крупных релиза, The Division 2 и Ghost Recon Breakpoint. Обе игры показали слабые места текущей системы, после чего издательство дало больше творческой свободы ещё семерым топ-менеджерам — все они мужчины.

Культура сексизма и расизма

  • Несмотря на попытки придерживаться diversity в играх, в Ubisoft нередко поощрялся открытый расизм. Один из бывших менеджеров в разговоре с Bloomberg вспомнил просмотр трейлера «Пробуждения силы», во время которого сотрудники издательства называли актёра Джона Бойегу «обезьяной».
  • Бывшая сотрудница Ubisoft рассказала, что её уволили за «неудовлетворительный подход к работе» после того, как старший продюсер просил её «больше улыбаться».
  • Бывшая сотрудница поддержки Нина Стюарт рассказала Bloomberg, что после жалобы на оскорбления и «нежеланные сексуальные комментарии» со стороны старшего сотрудника ей в HR дали подарочную карту на 200 долларов, после чего она уволилась из компании.
  • Многие работники анонимно рассказали о проблемах в канадском офисе, которым руководил также уже отстранённый Максим Белан с женой. Белан во время вечеринок часто лапал своих сотрудниц, а в одном случае речь шла даже об удушении.
  • В целом, сотрудники компании рассказывают о постоянном фоне из домогательств, оскорбительных сексуальных комментариев, нарушении физических границ, «непрошенном массаже» и других ситуациях, которые годами оставались без внимания HR.

Влияние Эскоета и ситуации в компании на игры

  • Разработчики Assassin's Creed уже много лет пытались сделать игру с женщиной в главной роли, однако внутри компании активно продвигалась идея о том, что такие релизы не продаются — несмотря на успех Horizon Zero Dawn и Tomb Raider. В основном за такими выводами стоял именно Эскоет.
  • Отсюда взялся знаменитый комментарий разработчика, о том, что женских персонажей в Assassin's Creed Unity якобы было бы очень сложно анимировать, который многие сразу восприняли как ложь.
  • В Assassin’s Creed Syndicate у Джейкоба и Иви изначально должны были быть равные роли, однако руководство всё-таки склонило разработчиков к тому, чтобы сделать акцент именно на Джейкобе.
  • В начале Assassin's Creed Origins Байек должен был погибнуть, после чего игрок бы начал играть за его жену – Айю. Однако эту идею также завернули топ-менеджеры, превратив Байека в стандартного мужского протагониста.
  • В Assassin's Creed Odyssey главной героиней должна была быть только Кассандра, и играбельного Алексиоса в игру также добавили под давлением руководства.
  • Разработчикам приходилось вырезать много контента из своих игр, чтобы пройти через очередной раунд проверок Эскоета. Например, бывший топ-менеджер не любил линейное повествование и сюжетные сцены — он считал их откровенно скучными. Игре с протагонистом-мужчиной было получить одобрение намного проще.

Любимым словом Эскоета было «системный» – он всегда настаивал на том, чтобы в играх издательства сюжетные вставки уступали по важности взаимодействующим друг с другом системам в геймплее. В конце концов, многие сотрудники считают, что Серж успешно построил в компании как минимум одну систему — систему, поощряющую сексуальные домогательства и сексизм.

12 июля после скандала Ubisoft отстранила от работы двух топ-менеджеров, Сержа Эскоета и Янниса Маллата, а также главу HR в компании. До этого компания также сняла с должности Томми Франсуа и Максима Белана — вице-президентов подразделения, занимающегося разработкой.

И даже творческий директор Assassin's Creed Valhalla недавно покинул свою должность, когда стало известно о его изменах жене.

После этих встрясок в Ubisoft Ив Гиймо пообещал начать в компании «глубокие изменения». Они будут происходить в издательстве на фоне смены поколения консолей и после провального 2019 года, когда акции издательства подешевели на 40%.

595595
806 комментариев

В начале Assassin's Creed Origins Байек должен был погибнуть, после чего игрок бы начал играть за его жену – Айю. Однако эту идею также завернули топ-менеджеры,Спасибо им большое за это, спасли игру 

570
Ответить

Комментарий недоступен

131
Ответить

Жена была более интересным персонажем, чем главный герой. Получилось бы, думаю, намного интереснее.

23
Ответить

Спасибо за то-что из-за него играли вместо ассасина, убившего Цезаря, ставшего легендарным ассасином, и в целом более интересного персонажа, за скучного ноунейма?

11
Ответить

Совершенно верно. Концовка с Айей вообще смехотворная, впрочем, как и сам персонаж. Хорошо, что за Байека можно играть на протяжении почти всего сюжета.

13
Ответить

Но ведь нет, там же Байек вообще ничего не делает, только гневается и убивает, с этим и Айя бы справилась. Ну то есть она же могла бы делать буквально всё то же, что делает Байек. В то же время Айя:
1. Известна нам по unity как ассасин, убивший Клеопатру.
2. Имеет историю не только мести, но и предательства: "я поверила правителю, посадила на трон, а потом пришлось её убивать" (в отличие от Байека, у которого история какая-то появляется в dlc) 
3. Принимает сюжетные решения, а не просто убивает по списку, который выдала жена. 

8
Ответить

Соглы. Насколько Бабаек скучный герой, но его жёнушка - полный пиздец.

4
Ответить