DTF, а можно еще больше постов с (не прямой, но точно опосредованной) защитой микроплатежей? А то всего лишь три за последнюю неделю. А можно вместе с графиком роста цен на разработку приложить график роста самой индустрии , роста продаж и роста доходов? А можно выпускать не только ААА игры, но и продукты класса B и вести финансовые дела по уму, а не через одно место? Правда в том, что "бедные" крупные издатели без микроплатежей были бы обречены влечь просто ужасное, полураскошное существование. На самом деле они просто поняли, что можно монетизировать игры сильнее, чем это уже сделано - и сделали это. End of story, никакого внешнего принуждения. Если визуализировать новость, то получится хороший материал для РенТВ, где будет сидеть милый индус (который, кстати, специалист именно по мобильному рынку) с классической плашкой "Эксперт".
посмотри количество проданных консолей, количество людей с новыми консолями по сравнению с прошлым поколением пока только меньше, возможно только количество пк-игроков несколько увеличилось. Но бюджеты то возросли в несколько раз, а кол-во игроков явно не в таких кол-вах. А обвинять издателей в отсутствии игр B класса - плохо разбираться в игровой индустрии. Если вспомнить, то они практически исчезли из-за плохих продаж, т.к. не выдерживали конкуренции с AAA-играми. Вы будто в 2008 застряли, а то что индустрия уже давно изменилась не хотите замечать. Судите логически, а то аргументы типа: "ряяяя жадные издатели", выглядят безосновательно.
Андрей, спасибо, что вместе с Total Biscuit, Young Yea и другими блоггерами поднимаете эту важную для индустрию тему. Просто больно видеть, как СМИ защищают издателей.
Понравилась идея TB про рейтинг М. Но в части про Battlefront 2, он не очень хорошо показал масштаб проблемы там. Мне очень видео AngryJoe на эту тему понравилось https://youtu.be/ne4CnyNW9O4
"Игры продавались по цене в 60 долларов больше десяти лет. За это же время стоимость разработки и маркетинга значительно выросла. Это значит, что игре, которая в 2007 году становилась прибыльной с 1-2 миллионов копий, в 2017 году нужен в несколько раз больший тираж." Вот только сейчас маркетинг значительно эффективней, процент вовлечённых в игры людей намног овыше поэтому игры расходятся значительно бОльшими тиражами, чем лет 5-10 назад. Так что Не оправдано.
Вот только например производство арта стало раз в 5 дороже чем лет 10 назад. Раньше персонажа делал человек с опытом в год два за пару недель. Сейчас нужен гораздо более опытный человек с более обширными знаниями и делается 5-7 недель. Это только модель+текстуры
Ну вот бюджет «Ведьмака 3» не раздули, а потом выяснилось, что игру делали в кранчах, а сотрудникам платили не очень много даже по меркам Польши. А в США или где-нибудь во Франции делать игры ещё дороже.
Ну и не всё укладывается в раздутый бюджет. Вы посмотрите кат-сцены из Uncharted 4, а потом кат-сцены из Uncharted. Какие-то вещи становится делать проще со временем, но большая часть — это всё равно адский ручной труд.
Так потом такие же диванные комментаторы будут писать "ну, графон до GTA VI (или любого другого супертайтла с неограниченным бюджетом) недотягивает, не буду брать за 60 баксов, подожду на распродаже в стиме за 10-ку через пару лет".
Не участвуешь в гонке бюджетов > проигрываешь по картинке самым топовым тайтлам > выбываешь из категории AAA в восприятии пользователей > не можешь реалистично претендовать на ценник в 60 > не отбиваешь даже не раздутый бюджет.
Cuphead — инди. Да и он продаётся хорошо, потому что стал игрой-мемом. Я жанр не очень люблю, но всё равно купил, чтобы попробовать на себе.
Prey плохо продался, и после него ушла верхушка студии. А потом Arkane выпустила Death of the Outsider — упрощённый Dishonored для самых маленьких. такой себе пример.
Про Nier и Divinity скорее согласен, но вот Nier Square Enix со второй части, похоже, превратит в игру-сервис. Это недвусмысленно читается из отчёта для инвесторов.
люди после статей про бюджеты видеоигр (я надеюсь что в будущем как-то урегулируют проблему чтоб было действительно только что-то косметическое и не более того)
Ведьмаку отстувие лутбоксов не мешает до сих пор миллионы зарабатывать, Hellblade более чем окупился без всяких издателей и микроплатежей и с ценой в 2-3 раза ниже средней, Nier:A отлично продается -- пока что я вижу что хорошие игры и так более чем окупаются за счет количетсва покупателей А в плохие, ну есть конечно вариант платные ящики и тд пихать
"Просто делай хорошую игру" - максимально дурацкий совет. Рынок сейчас перенасыщен играми, просто хорошую игру сейчас сделать недостаточно. Нужно, чтобы её заметили.
Вообще-то рыдают. Есть обзоры, где объясняется, что сейчас крупные кинофраншизы зарабатывают на мерчендайзе и прочем гораздо больше, чем за счет самого проката фильма. А провальные случаи вроде новых охотников за привидениями только на мерче и выезжают
Зато кино можно конвертировать в 3D, потратить на это дополнительно 10-15 млн., а цены на билеты поднять в 1,5 - 2 раза. Причем у потребителя даже выбора порой нет, приходится смотреть в 3D.
Не могу понять проблему. Игроков беспокоит факт того, что компании хотят зарабатывать деньги? Или там будет жесткий донат, без которого обычные NPC будут главного героя разделывать? Или не жесткий, но повышение одного левела займет месяц?
Вроде из той инфы что я видел, в игре 2 концовки, и для основной надо, либо много чего-то гриндить, либо просто покупать ящики и выбивать, что необходимо
Божечки, о чём вообще дискуссия, друзья) В статье всё правильно написано, она, увы, отображает реальность. Ситуация такова, что бюджеты игр больше не отрабатываются 60-долларовыми единоразовыми продажами, особенно если это не проект уровня какого-нибудь GTA. Игра-сервис на сегодняшний день является единственно гибкой и долгосрочно-устойчивой бизнес-моделью для ААА-игр, лайфтайм которых теперь составляет в среднем год, а всякие Destiny-Division-Battlefield и подавно ориентируются на 2 года. И ко всему прочему, давайте вот честно скажем себе - неужели мы действительно испытываем необходимость делать донат в ААА-продуктах? то, что функция такая есть разве что-то меняет для игрока, который просто хочет с удовольствием поиграть пару часов перед сном после работы? Когда вы последний раз реально жаловались, что вас ЗАСТАВЛЯЮТ купить энное количество лутбоксов для прогрессии в игре? в Shadow of War ты становишься overpowered примерно на 10 часу игры, вместе с чем весь шмот становится просто побочной гриндилкой для эстетического удовольствия с минимальным влиянием на геймплей. В Ассассине новом, уверен, будет то же самое. Battlfront 2 вызывает пока недоумение у меня, ибо в нём star cards напрямую влияют на уровень прокачки твоего солдата. Но вывод сделать можно будет только спустя пару месяцев, когда мета немного устаканится. В остальном - да, AAA игра = microtransactions. Это раздражает? Конечно. Можем ли мы что-то поделать с этим - вряд ли. Можем ли получать удовольствие от таких продуктов и подходить ко всем покупкам с умом? Обязаны.
ну, начнем с того, что это оправдание от Дэниела Ахмада, Елистратов только доносит его до русскоязычной аудитории в относительно первозданном виде, этим и должны занимаюься сми, предоставлять разные взгляды на вопрос. осуждающих материалов на портале тоже в достатке.
1. Еще раз помолимся на/за загибающийся(?) в современных бизнес-реалиях СиДи Проект иии... настороженно ждем Киберпанк с микротранзакциями) 2. В РФ игры уже стоят 4К, але? Дополнительный хоть и необязательный чардж вызывает не понимание тяжелой рутинной судьбы разработчика, а лютый хейт. 3. А российскому игрожуру стоит прекратить лицемерить и отстаивать позицию издателя ибо все мы понимаем, что пресс-копии бесплатны, если не нагнетать обстановку) Будьте на стороне консьюмера for god's sake! 4. Тодд Говард - гений, нет - серьезно. Я неожиданно понял, что платные моды в Скайриме - попытка монетизировать игру шестилетней давности)))
Во во. Игровые журналисты получают деньги за то, что играют в бесплатные пресс-копии где все длц уже куплены и за микротранзакции они не должны платить, нас убеждают в том, как необходимы микротранзакции в игре за 60$ и что мы должны выкладывать свои кровно заработанные сначала за игру, потом за сизон пасс, потом накупить лутбоксов для полноценного наслаждения игрой. Я вот видел как в Warthunder есть предложения для стримеров и журналистов, где всякая голда и куча халявного опыта и анлоков может быть им предоставлена если только они будут эту игру стримить и рассказывать как она хороша и как легко в неё играется, а для большинства тех, кто их будет смотреть это окажется муторный фарм или Pay2Win где не задонатив долларов эдак на 50 тебя ждёт исключительно боль и унижение.
Люблю такие мнения аналитиков. Ведь человек несведущий в экономике даже поверит. Разница лишь в том, что с ростом затрат выросли и продажи. Игры выходят в тренд в современной культуре. Тем более, что уже нативная реклама пробивается в игрострой. Вот и думайте как бедные паблишеры сводят концы с концами и ставят условия - "невозможная" стоимость игры 80$ или базовые 60 + микротранзакций на сотню.
Люблю такие комментарии аналитиков, ведь человек несведущий в экономике даже поверит. Разница лишь в том что нужно видеть цифры роста затрат и продаж. Или вы и впрямь верите в паритет? Я выше писал товарищу - как минимум по артовой части, затраты выросли примерно в 4-7 раз по сравнению с тем что было лет 10-15 назад. Продажи на столько же выросли ?
Не дают поставить плюс, поэтому коммент ПЛЮС! Больше бабла богу бабла! При чем не сильно уверен, что разрабам больше всех достанется - скорее всяким держателям копирайтов, плаформ, лицензий, блаблабла...
Почему бы не делать поменьше катсцен? Вам правда нужна куча ДИАЛОГОВ и ГРАФОНА чтобы играть в игру? Overcooked отличная игра, и прекрасно справляется и без полторы тысячи художников (привет, CoD), и без кучи катсцен (привет, Анч), и без миллиардов на рекламу (привет, эм, что угодно?). Тот же PUBG. Команда немаленькая и опытная, да, но по сути - одна локация, ассеты со стоков, движок готовый. Архитектура серверная хорошая, но не топовая, баги есть, оптимизация не слишком выдающаяся - и все равно люди играют. Разве это не показатель того, что игрокам на самом деле наплевать на все те красивости, которыми ссут в лицо ААА-проекты? Если нет, то я не знаю.
О, да вы этот самый! Ну тот, который всем говорит довольствоваться малым в каждой беседе и повторяет из раза в раз "это вы виноваты в своих потребностях!". В чем плохого если индустрия делает дорогие качественные игры? Не все хотят играть в пубг.
Самое интересное что в ДОТе это все вообще ни на что не влияет и сам ее "внутренний маркетплейс " пришел к тому что имеем исключительно благодаря пользователям. Кто бы клепал эти шапки если бы юзеры их не покупали
А факт, что в будущем нас возможно ждут именно только лутбоксы и почти полное отсутствие доп контента - стыдливо игнорируется?К сожалению, нет. Этот факт не игнорируется. Не игнорируется большинством игроков, которые все эти - по сути бесполезные - лутбоксы покупают, и тем самым дают понять разработчику, что игровое сообщество, в целом, довольно такой тенденцией. Эти игроки не понимают, чем это чревато. А что вы хотите от статьи? В ней все верно по факту изложено. Или ради высшей цели нужно врать, что игра дерьмо, а лутбоксы в ней обязательны для прохождения и влияют на баланс? По-вашему, это достойно?
я давно для себя решил, что игры с донатом не заслуживают ничего...Волевое решение. ...кроме торрента.Вы меня разочаровываете. Хотя, разработчики, наверное, горды тем, что вы удостоили их труд хотя бы торрента.
Это не оправдание воровать, нужно просто НЕ ПОКУПАТЬ такие игры, и наоборот ПОКУПАТЬ те которые честно продаются за свою цену без микротранзакций вляющих на геймплей
Я не против лутбоксов, я против темы PAY to WIN в мультиплеерных играх или PAY NOT TO GRIND, где мой прогресс в игре занижается настолько сильно, что я либо должен посвящать игре десятки часов, либо платить ЕЩЁ денег, чтобы играть нормально.
Я спокойно отношусь к "Pay not to grind" системе, пока она на уровне Warframe, к примеру (которая, на минуточку, бесплатная). И где эту "донатную" валюту можно довольно быстро заработать внутри игры. Вообще у неё самая лучшая система внутриигровых покупок из тех, что я вообще видел, и больше я ни у кого не видел чего то хотя бы подобного
Ихмо, микротранзакции ввели в попытках подоить "китов", которые иначе оставляли стандартный чек в 60 баксов/евро
Практически в каждой статье по монетизации фритуплей игр крупными буквами написано "ориентируйтесь на китов, они принесут вам 80-90% кассы". Вот и остальной геймдев захотел на этот праздник жизни.
Не ну если "Игры продавались по цене в 60 долларов больше десяти лет" то я думаю игры должны дорожать((Цены на все растут а тут что не должны?) Но блин яж мудак буду еще сильней придираться к игре за 70 баксов)) Я не против видеть лутбоксы в сингл плеерныйх играх если они будет нести исключительно косметический характер. Делайте DLC Такие как в Ведьмаке 3 и я буду с радостью отдавать вам свои денежки)
Прям слова юного революционера-максималиста :D Ничего. Со временем это пройдет, и вы поймете, что существует не только черное и белое, а разумный человек делает выводы, основываясь на реалиях индустрии, а не на своих мечтах.
Издатели и разработчики вам не друзьяшки, это капиталисты, наживающиеся на вас и борьба с ними - это очень важно. Я надеюсь, вы ничего у этих грязных капиталистов никогда не покупали. Иначе какая-то странная борьба получается, не так ли?
Почему бы тогда этому потребителю не пойти самому делать игры, чтоб без лутбоксов и всего этого говна, а потом еще желательно бесплатно ее всем раздавать?
Народ, желание заработать деньги законно и естественно. Как они будут зарабатываться - дело разработчиков. Правильная монетизация - та, при которой игроки платят деньги С УДОВОЛЬСТВИЕМ, но ни в коем случае не та, при которой без денег ты не получаешь доступ к интересным локациям. Разумная монетизация может сделать игру только ЛУЧШЕ. А игры с неразумной монетизацией просто вымрут.
та, при которой игроки платят деньги С УДОВОЛЬСТВИЕМ, но ни в коем случае не та, при которой без денег ты не получаешь доступ к интересным локациямОдно другому не мешает. В Pay2Win как раз с удовольствием платят, чтобы понагибать, а остальные лишены большей части контента. При этом Pay2Win не вымирает, а всё чаще появляется в мультиплеере AAA-играх, хотя, вроде бы, и осуждается большей частью игроков.
Технологии сильно изменились, как раз сейчас за пару недель можно создать такого персонажа, на которого бы раньше ушел месяц работы команды. Я считаю премиальные игры, должны быть без микротранзакций. И оправдываться стоимостью продакшена не стоит. Исключение конечно мультиплеер игры аля ОВ, но там ты только шкурки покупаешь по сути.
Ну дак и не делайте, если не выгодно, сделают другие, более шустрые и сообразительные. Или делайете в 5 раз медленнее. Вообще в играх перепрооизводство - такое явление как бэклог уже само за себя говорит - игр слишком много. Если их будет выходить в 10 раз меньше, никто и не заметит, зато не будет коллекции из 500 игр, 90% которых даже не игрались толком.
Не, ну так-то все по делу в статье. Никогда не покупал эти лутбоксы. Есть и есть. Если кто-то платит, то, надеюсь, компаниям это на руку и они сделают еще одну хорошую игру. Мне они нафиг не нужны, да и денег немного. Время такое, вот все и пытаются адаптироваться под современные реалии, будь-то киношная индустрия или игроделы.
Поискал пруфы по стоимости разработки и стоимости маркетинга. Итак, Финалочка: Общий бюджет на разработку составил 45 миллионов долларов — это была самая высоко бюджетная компьютерная игра на тот момент. На маркетинг главным образом в США было потрачено ещё около 100 миллионов долларов.45/100 неплохо, да? Дальше, Дестини: Издатель игры, компания Activision официально подтвердила, что общие расходы на проект составили около 500 миллионов долларов. При этом непосредственно на разработку было потрачено около 140 миллионов. Остальные средства были вложены в маркетинг и продвижение.140/500 еще веселее не так ли? Horizon: Zero Dawn - ну тут еще по божески 45/15
Может просто стоит маркетинговые аппетиты умерить? К чему мне рекламный ролик нового отсасин сериала, который перед каждым вторым видео на Ютубе вылазит? Я не собираюсь ее покупать, даже если в каждом ролике реклама будет...
Вот полностью с тобой согласен, стоимость разработки выросла соразмерно с продуктивностью разработки, так что эти два параметра уравновешивают цену, а вот на что сейчас уходит львиная часть бюджета - так это прямой маркетинг или покупка журналистов и их оценок.
окей, разработка игры дорожает и стоит больше 2.000. Разработчики могут мне (покупателю) предложить 2 варианта, чтобы отбить стоимость (4к, например): 1. ценник 2к +лутбоксы. 2. Ценник 4к без лутбоксов.
Но вы знаете что? меня как покупателя не устраивают оба варианта. Я понимаю, что ваше желание денег может быть опрадано, но у меня нет таких денег. Либо предложите какой-то третий вариант, либо я просто проголосую рублем и не куплю эту игру. Я пойду и куплю дивинити за 800р - тоже рпг выского класса без всяких лутбоксов.
разработка игры дорожает и стоит больше 2.000.Нет, разработка в отношении количества копий не подорожала, пушо и копий продаётся намного больше чем раньше и разрабатывать игры с новым инструментарием и аутсорсом теперь проще и дешевле, а вот затраты на ненужный игрокам маркетинг значительно выросли.
...Игры продавались по цене в 60 долларов больше десяти лет. За это же время стоимость разработки и маркетинга значительно выросла... Тот же Shadow of War мог бы прекрасно обойтись без половину дурацких тв роликов. Вообще вся их маркетинговая компания была крайне излишней. Могли бы и сэкономить на ней и убрать лутбоксы пока репутация не загублена окончательно
Игроки взрослеют и тоже подстраиваются. Некоторые игры не только устанавливать, даже покупать не нужно - вся их суть будет видна в роликах или прохождении на видео. Разработчики ААА расчитывают на основную аудиторию - подростков. Оцените, например, рекламную компанию Blizzard Overwatch по платной подписке на их канал на Twitch - они каждому игроку выдают в игре легендарный контейнер. Чем больше растут бюджеты и прибыль, тем быстрее в эту область придут государственные органы за своей мздой.
А вот черт его знает. Никогда не видел особых проблем в микротранзакциях, особенно если они не вносят дисбаланс в игровой процесс. Но как по-мне, то смысл они имеют только в онлайн играх.
Лично меня микротранзакции не беспокоят меня пока они существенно не влияют на игровой процесс. В сингловой игре они не могут иметь какого-то преимущества = мне фиолетово на них, покупать не буду.
Судя по Titanfall 2, микроплатежи не очень хорошо подходят для поддержки шутеров большим количеством карт. Прошлогодняя Battlefield 1 с со своим сезонным пропуском получает куда более масштабные дополнения.Titanfall 2 стал финансовым разочарованием, Battlefield 1 — нет. Странное сравнение. И Battlefield 1 уже фактически лишился сезонного пропуска, который теперь входит в базовое издание игры за 3499р из-за очевидного — наборы карт серьезно дробят сообщество и игроки с платными картами чуть ли не в резервации с недобором игроков оказываются. Лучше получать меньше карт, но держать внимание игроков (R6: Siege), а не выплевывать на рынок игру с сезонным пропуском, постоянно терпя отток игроков. Учитывая отказ от отдельного сезонного пропуска в Battlefield 1 и от сезонного пропуска в целом в Battlefront 2, ЕА наконец выучила урок.
Нет конечно же, но если разделить затраты на количество проданных копий GTA3 и GTA5, прикинуть какую часть разработки GTA5 эффективные менеджеры отдали на аутсорс в индию\китай за еду или несколько долларов в день то цифры будут похожи. А вот что действительно выбивается из этой картины так это затраты на маркетинг, которые, согласитесь не нужны ни мне ни вам. Вот я уже накопал иформацию на эту тему и оставил её тут же в комментах, например вот тут: https://dtf.ru/11289-chem-opravdany-mikrotranzakcii-v-igrah-aaa-klassa#comment-134240
Прочитал вчера большинство ваших комментариев, и не могу понять, неужели вы забыли, что затраты на маркетинг уже давно превышают затраты на, собственно, разработку игры? Поэтому если вы "благодарите" разработчиков покупкой лицензии по большей части вы благодарите маркетологов, которые получают процент с продаж. Разработчики-же получали свои зарплаты и продажи игры их абсолютно не волнуют, (точнее влияют исключительно на их ЧСВ). А вот кого продажи точно волнуют так это таких "эффективных менеджеров" как г-н. Котик и верхушку контор маркетологов, у них зарплата от этого напрямую зависит. И каждой вашей "благодарностью разработчикам" вы в первую очередь и по большей части спонсируете навязчивую рекламу по всем фронтам (к нашим странам это не относится канеш), введение вас в заблуждение при помощи пререндереных роликов "actual gameplay", буллшотов, где от фотошопа живого места нет, и заноса или напрямую денег всяким сильным, независимым и авторитетным обзорщикам уровня того же Елистратова или просто приглашая их на презентации и задабривая их всяческой халявой от разрабов.
Вообще-то всё гораздо сложнее. То, что ты описал — это довольно редкий тип контрактов. Обычно разработчики крайне сильно замотивированы на то, чтобы тираж игры был как можно больше. Например, студия-разработчик получает процент от продаж. Или получает следующий контракт, если тираж предыдущего проекта превысил X копий. К тому же, найти новый контракт гораздо проще, если за твоими плечами есть успешная во всех смыслах игра. Так что разработчики в любом случае получают профит от денежных благодарностей.
Аналитики скромно умолчали, что с 2007 года объём рынка игр для PC и приставок (а именно там выходят AAA-проекты) вырос минимум в два раза (с появлением нормальной цифровой дистрибуции). Поэтому проблемы скорее в потере доли рынка и плохой реализации, а не в бюджетах. Зарабатывать стало намного труднее и AAA-проектам, нежели чем в 2007 г. В 1997 и 1987 было еще легче. )))
DTF, а можно еще больше постов с (не прямой, но точно опосредованной) защитой микроплатежей? А то всего лишь три за последнюю неделю.
А можно вместе с графиком роста цен на разработку приложить график роста самой индустрии , роста продаж и роста доходов? А можно выпускать не только ААА игры, но и продукты класса B и вести финансовые дела по уму, а не через одно место?
Правда в том, что "бедные" крупные издатели без микроплатежей были бы обречены влечь просто ужасное, полураскошное существование. На самом деле они просто поняли, что можно монетизировать игры сильнее, чем это уже сделано - и сделали это. End of story, никакого внешнего принуждения.
Если визуализировать новость, то получится хороший материал для РенТВ, где будет сидеть милый индус (который, кстати, специалист именно по мобильному рынку) с классической плашкой "Эксперт".
посмотри количество проданных консолей, количество людей с новыми консолями по сравнению с прошлым поколением пока только меньше, возможно только количество пк-игроков несколько увеличилось. Но бюджеты то возросли в несколько раз, а кол-во игроков явно не в таких кол-вах. А обвинять издателей в отсутствии игр B класса - плохо разбираться в игровой индустрии. Если вспомнить, то они практически исчезли из-за плохих продаж, т.к. не выдерживали конкуренции с AAA-играми. Вы будто в 2008 застряли, а то что индустрия уже давно изменилась не хотите замечать. Судите логически, а то аргументы типа: "ряяяя жадные издатели", выглядят безосновательно.
Андрей, спасибо, что вместе с Total Biscuit, Young Yea и другими блоггерами поднимаете эту важную для индустрию тему. Просто больно видеть, как СМИ защищают издателей.
Советую посмотреть последний ролик TotalBiscuit'а, он как раз на эту разговаривает в нём и довольно структурированно излагает суть проблемы.
Комментарий недоступен
Спасибо, отличное видео!
Теперь точно "Star Wars Battlefront 2" не куплю.
Понравилась идея TB про рейтинг М. Но в части про Battlefront 2, он не очень хорошо показал масштаб проблемы там. Мне очень видео AngryJoe на эту тему понравилось https://youtu.be/ne4CnyNW9O4
ну может структурированно для тех кто в инглишь может.
Вообще популярная тема. Тут и Джим Стерлинг подтянулся.
"Игры продавались по цене в 60 долларов больше десяти лет. За это же время стоимость разработки и маркетинга значительно выросла. Это значит, что игре, которая в 2007 году становилась прибыльной с 1-2 миллионов копий, в 2017 году нужен в несколько раз больший тираж."
Вот только сейчас маркетинг значительно эффективней, процент вовлечённых в игры людей намног овыше поэтому игры расходятся значительно бОльшими тиражами, чем лет 5-10 назад. Так что Не оправдано.
Процент вовлеченных выше, но и конкуренция не та что раньше
Готов поспорить, что процентов 80 геймеров играют в основном только в доту/кс/танчики/пубг
Вот только например производство арта стало раз в 5 дороже чем лет 10 назад. Раньше персонажа делал человек с опытом в год два за пару недель. Сейчас нужен гораздо более опытный человек с более обширными знаниями и делается 5-7 недель. Это только модель+текстуры
игры расходятся значительно бОльшими тиражами, чем лет 5-10 назад
Пруфлинк есть?
Еще бы кто-нб на цифрах это показал, а не с помощью слов больше выше сильне
Комментарий недоступен
Ну вот бюджет «Ведьмака 3» не раздули, а потом выяснилось, что игру делали в кранчах, а сотрудникам платили не очень много даже по меркам Польши. А в США или где-нибудь во Франции делать игры ещё дороже.
Ну и не всё укладывается в раздутый бюджет. Вы посмотрите кат-сцены из Uncharted 4, а потом кат-сцены из Uncharted. Какие-то вещи становится делать проще со временем, но большая часть — это всё равно адский ручной труд.
Так потом такие же диванные комментаторы будут писать "ну, графон до GTA VI (или любого другого супертайтла с неограниченным бюджетом) недотягивает, не буду брать за 60 баксов, подожду на распродаже в стиме за 10-ку через пару лет".
Не участвуешь в гонке бюджетов > проигрываешь по картинке самым топовым тайтлам > выбываешь из категории AAA в восприятии пользователей > не можешь реалистично претендовать на ценник в 60 > не отбиваешь даже не раздутый бюджет.
надо же содержать лгбт персонал а то воя будет, как ЕА. Которые уже гордяться не играми а как у них все хорошо для не таких как все.
Tl;Dr оправдано деньгами.
Хорошо что игр без этого дерьма все ещё более чем достаточно. В этом году такие одни из лучших - Nier Automata, Prey, Divinity, Cuphead и ещё куча.
Cuphead — инди. Да и он продаётся хорошо, потому что стал игрой-мемом. Я жанр не очень люблю, но всё равно купил, чтобы попробовать на себе.
Prey плохо продался, и после него ушла верхушка студии. А потом Arkane выпустила Death of the Outsider — упрощённый Dishonored для самых маленьких. такой себе пример.
Про Nier и Divinity скорее согласен, но вот Nier Square Enix со второй части, похоже, превратит в игру-сервис. Это недвусмысленно читается из отчёта для инвесторов.
Комментарий недоступен
люди после статей про бюджеты видеоигр
(я надеюсь что в будущем как-то урегулируют проблему чтоб было действительно только что-то косметическое и не более того)
Пластмассовый мир победил, лутбокс оказался сильней.
Ведьмаку отстувие лутбоксов не мешает до сих пор миллионы зарабатывать, Hellblade более чем окупился без всяких издателей и микроплатежей и с ценой в 2-3 раза ниже средней, Nier:A отлично продается -- пока что я вижу что хорошие игры и так более чем окупаются за счет количетсва покупателей
А в плохие, ну есть конечно вариант платные ящики и тд пихать
Комментарий недоступен
"Просто делай хорошую игру" - максимально дурацкий совет. Рынок сейчас перенасыщен играми, просто хорошую игру сейчас сделать недостаточно. Нужно, чтобы её заметили.
хорошие игры и так более чем окупаются за счет количетсва покупателей
расскажи это Ptey, Evil Within 2, Dishonored, Dishonored 2, Bulletstorm, Bioshock Infinite (продажи сильно меньше ожидаемых и бюджета)
Комментарий недоступен
Вообще-то рыдают. Есть обзоры, где объясняется, что сейчас крупные кинофраншизы зарабатывают на мерчендайзе и прочем гораздо больше, чем за счет самого проката фильма. А провальные случаи вроде новых охотников за привидениями только на мерче и выезжают
Зато кино можно конвертировать в 3D, потратить на это дополнительно 10-15 млн., а цены на билеты поднять в 1,5 - 2 раза. Причем у потребителя даже выбора порой нет, приходится смотреть в 3D.
Не могу понять проблему. Игроков беспокоит факт того, что компании хотят зарабатывать деньги? Или там будет жесткий донат, без которого обычные NPC будут главного героя разделывать? Или не жесткий, но повышение одного левела займет месяц?
Комментарий недоступен
Вроде из той инфы что я видел, в игре 2 концовки, и для основной надо, либо много чего-то гриндить, либо просто покупать ящики и выбивать, что необходимо
Божечки, о чём вообще дискуссия, друзья) В статье всё правильно написано, она, увы, отображает реальность. Ситуация такова, что бюджеты игр больше не отрабатываются 60-долларовыми единоразовыми продажами, особенно если это не проект уровня какого-нибудь GTA. Игра-сервис на сегодняшний день является единственно гибкой и долгосрочно-устойчивой бизнес-моделью для ААА-игр, лайфтайм которых теперь составляет в среднем год, а всякие Destiny-Division-Battlefield и подавно ориентируются на 2 года. И ко всему прочему, давайте вот честно скажем себе - неужели мы действительно испытываем необходимость делать донат в ААА-продуктах? то, что функция такая есть разве что-то меняет для игрока, который просто хочет с удовольствием поиграть пару часов перед сном после работы? Когда вы последний раз реально жаловались, что вас ЗАСТАВЛЯЮТ купить энное количество лутбоксов для прогрессии в игре? в Shadow of War ты становишься overpowered примерно на 10 часу игры, вместе с чем весь шмот становится просто побочной гриндилкой для эстетического удовольствия с минимальным влиянием на геймплей. В Ассассине новом, уверен, будет то же самое.
Battlfront 2 вызывает пока недоумение у меня, ибо в нём star cards напрямую влияют на уровень прокачки твоего солдата. Но вывод сделать можно будет только спустя пару месяцев, когда мета немного устаканится.
В остальном - да, AAA игра = microtransactions. Это раздражает? Конечно. Можем ли мы что-то поделать с этим - вряд ли. Можем ли получать удовольствие от таких продуктов и подходить ко всем покупкам с умом? Обязаны.
бюджеты игр больше не отрабатываются 60-долларовыми единоразовыми продажамиТаких игр уже нет давно. Все стоят по 80-150 долларов.
наркомания начинается с марьиванны, а заканчивается герой :( капитализм, %ты прибыли, ага будут заставлять
Комментарий недоступен
Забавно, что оправдание доната снова от Елистратова.
Да, ко мне пришёл тайный агент от всех издательств мира с чёрным чемоданом. Я теперь сяду на свой катер и уплыву в закат.
Это звучит реалистичнее, чем тот факт, что игры с голливудским уровнем продакшна делать дорого.
Затраты на маркетинг бесполезные? Вы в каком мире вообще живете? )
А потом вы закидаете игру фекалиями за плохую графику.
ну, начнем с того, что это оправдание от Дэниела Ахмада, Елистратов только доносит его до русскоязычной аудитории в относительно первозданном виде, этим и должны занимаюься сми, предоставлять разные взгляды на вопрос. осуждающих материалов на портале тоже в достатке.
Тут оправданий нет, заметка просто с фактами. Грустными фактами, но что делать)
1. Еще раз помолимся на/за загибающийся(?) в современных бизнес-реалиях СиДи Проект иии... настороженно ждем Киберпанк с микротранзакциями)
2. В РФ игры уже стоят 4К, але? Дополнительный хоть и необязательный чардж вызывает не понимание тяжелой рутинной судьбы разработчика, а лютый хейт.
3. А российскому игрожуру стоит прекратить лицемерить и отстаивать позицию издателя ибо все мы понимаем, что пресс-копии бесплатны, если не нагнетать обстановку) Будьте на стороне консьюмера for god's sake!
4. Тодд Говард - гений, нет - серьезно. Я неожиданно понял, что платные моды в Скайриме - попытка монетизировать игру шестилетней давности)))
Во во. Игровые журналисты получают деньги за то, что играют в бесплатные пресс-копии где все длц уже куплены и за микротранзакции они не должны платить, нас убеждают в том, как необходимы микротранзакции в игре за 60$ и что мы должны выкладывать свои кровно заработанные сначала за игру, потом за сизон пасс, потом накупить лутбоксов для полноценного наслаждения игрой. Я вот видел как в Warthunder есть предложения для стримеров и журналистов, где всякая голда и куча халявного опыта и анлоков может быть им предоставлена если только они будут эту игру стримить и рассказывать как она хороша и как легко в неё играется, а для большинства тех, кто их будет смотреть это окажется муторный фарм или Pay2Win где не задонатив долларов эдак на 50 тебя ждёт исключительно боль и унижение.
Люблю такие мнения аналитиков. Ведь человек несведущий в экономике даже поверит. Разница лишь в том, что с ростом затрат выросли и продажи. Игры выходят в тренд в современной культуре. Тем более, что уже нативная реклама пробивается в игрострой. Вот и думайте как бедные паблишеры сводят концы с концами и ставят условия - "невозможная" стоимость игры 80$ или базовые 60 + микротранзакций на сотню.
Вы как бы решили ПОЛНОСТЬЮ забить на то, что выросла и конкуренция на рынке?
Любая новая ААА-игра сражается не только с другими ААА-играми, но с вашими 300 часами в Dota 2 и PUBG.
Люблю такие комментарии аналитиков, ведь человек несведущий в экономике даже поверит.
Разница лишь в том что нужно видеть цифры роста затрат и продаж. Или вы и впрямь верите в паритет?
Я выше писал товарищу - как минимум по артовой части, затраты выросли примерно в 4-7 раз по сравнению с тем что было лет 10-15 назад. Продажи на столько же выросли ?
Чем оправданы микротранзакцииСтатья не состоит из одного слова: "Жадность"
ШОК! В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ МИРЕ КОМПАНИИ ХОТЯТ ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ!
Не дают поставить плюс, поэтому коммент ПЛЮС!
Больше бабла богу бабла! При чем не сильно уверен, что разрабам больше всех достанется - скорее всяким держателям копирайтов, плаформ, лицензий, блаблабла...
Почему бы не делать поменьше катсцен? Вам правда нужна куча ДИАЛОГОВ и ГРАФОНА чтобы играть в игру?
Overcooked отличная игра, и прекрасно справляется и без полторы тысячи художников (привет, CoD), и без кучи катсцен (привет, Анч), и без миллиардов на рекламу (привет, эм, что угодно?).
Тот же PUBG. Команда немаленькая и опытная, да, но по сути - одна локация, ассеты со стоков, движок готовый. Архитектура серверная хорошая, но не топовая, баги есть, оптимизация не слишком выдающаяся - и все равно люди играют. Разве это не показатель того, что игрокам на самом деле наплевать на все те красивости, которыми ссут в лицо ААА-проекты?
Если нет, то я не знаю.
О, да вы этот самый! Ну тот, который всем говорит довольствоваться малым в каждой беседе и повторяет из раза в раз "это вы виноваты в своих потребностях!". В чем плохого если индустрия делает дорогие качественные игры? Не все хотят играть в пубг.
Так, это, Вовка, внезапно, не все люди хотят играть в ПАБГ, кто-то хочет посмотреть катсценки и погонять Дрейка по джунглям. Вкусы же разные.
Нет, это показатель того, что игрокам, на самом деле, наплевать, когда им ссут в лицо недоделанной игрой "ни о чём" на одной локации.
полностью согласна !
Комментарий недоступен
Самое интересное что в ДОТе это все вообще ни на что не влияет и сам ее "внутренний маркетплейс " пришел к тому что имеем исключительно благодаря пользователям. Кто бы клепал эти шапки если бы юзеры их не покупали
А факт, что в будущем нас возможно ждут именно только лутбоксы и почти полное отсутствие доп контента - стыдливо игнорируется?К сожалению, нет. Этот факт не игнорируется. Не игнорируется большинством игроков, которые все эти - по сути бесполезные - лутбоксы покупают, и тем самым дают понять разработчику, что игровое сообщество, в целом, довольно такой тенденцией. Эти игроки не понимают, чем это чревато.
А что вы хотите от статьи? В ней все верно по факту изложено. Или ради высшей цели нужно врать, что игра дерьмо, а лутбоксы в ней обязательны для прохождения и влияют на баланс? По-вашему, это достойно?
Комментарий недоступен
Ахаха. То есть, "Игра говно, но бесплатно отчего бы не навернуть большой ложкой?"
я давно для себя решил, что игры с донатом не заслуживают ничего...Волевое решение.
...кроме торрента.Вы меня разочаровываете.
Хотя, разработчики, наверное, горды тем, что вы удостоили их труд хотя бы торрента.
Украду-ка я вон ту дорогущую коробку конфет в магазине. Жадность производителя не знает границ!
Это не оправдание воровать, нужно просто НЕ ПОКУПАТЬ такие игры, и наоборот ПОКУПАТЬ те которые честно продаются за свою цену без микротранзакций вляющих на геймплей
да не разрабов, а издателей
Я не против лутбоксов, я против темы PAY to WIN в мультиплеерных играх или PAY NOT TO GRIND, где мой прогресс в игре занижается настолько сильно, что я либо должен посвящать игре десятки часов, либо платить ЕЩЁ денег, чтобы играть нормально.
Я спокойно отношусь к "Pay not to grind" системе, пока она на уровне Warframe, к примеру (которая, на минуточку, бесплатная). И где эту "донатную" валюту можно довольно быстро заработать внутри игры. Вообще у неё самая лучшая система внутриигровых покупок из тех, что я вообще видел, и больше я ни у кого не видел чего то хотя бы подобного
Ихмо, микротранзакции ввели в попытках подоить "китов", которые иначе оставляли стандартный чек в 60 баксов/евро
Практически в каждой статье по монетизации фритуплей игр крупными буквами написано "ориентируйтесь на китов, они принесут вам 80-90% кассы". Вот и остальной геймдев захотел на этот праздник жизни.
Не ну если "Игры продавались по цене в 60 долларов больше десяти лет" то я думаю игры должны дорожать((Цены на все растут а тут что не должны?) Но блин яж мудак буду еще сильней придираться к игре за 70 баксов)) Я не против видеть лутбоксы в сингл плеерныйх играх если они будет нести исключительно косметический характер. Делайте DLC Такие как в Ведьмаке 3 и я буду с радостью отдавать вам свои денежки)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Прям слова юного революционера-максималиста :D
Ничего. Со временем это пройдет, и вы поймете, что существует не только черное и белое, а разумный человек делает выводы, основываясь на реалиях индустрии, а не на своих мечтах.
Издатели и разработчики вам не друзьяшки, это капиталисты, наживающиеся на вас и борьба с ними - это очень важно. Я надеюсь, вы ничего у этих грязных капиталистов никогда не покупали. Иначе какая-то странная борьба получается, не так ли?
Почему бы тогда этому потребителю не пойти самому делать игры, чтоб без лутбоксов и всего этого говна, а потом еще желательно бесплатно ее всем раздавать?
Народ, желание заработать деньги законно и естественно. Как они будут зарабатываться - дело разработчиков. Правильная монетизация - та, при которой игроки платят деньги С УДОВОЛЬСТВИЕМ, но ни в коем случае не та, при которой без денег ты не получаешь доступ к интересным локациям.
Разумная монетизация может сделать игру только ЛУЧШЕ. А игры с неразумной монетизацией просто вымрут.
та, при которой игроки платят деньги С УДОВОЛЬСТВИЕМ, но ни в коем случае не та, при которой без денег ты не получаешь доступ к интересным локациямОдно другому не мешает. В Pay2Win как раз с удовольствием платят, чтобы понагибать, а остальные лишены большей части контента. При этом Pay2Win не вымирает, а всё чаще появляется в мультиплеере AAA-играх, хотя, вроде бы, и осуждается большей частью игроков.
Технологии сильно изменились, как раз сейчас за пару недель можно создать такого персонажа, на которого бы раньше ушел месяц работы команды. Я считаю премиальные игры, должны быть без микротранзакций. И оправдываться стоимостью продакшена не стоит. Исключение конечно мультиплеер игры аля ОВ, но там ты только шкурки покупаешь по сути.
Ну, посмотрим. Если в RDR 2 будут микроплатежи значит, это уже де факто стандарт индустрии и никуда от этого не деться..
З.Ы.Что-то мне подсказывает, что будут.
Так они в GTA Online уже есть
Ну дак и не делайте, если не выгодно, сделают другие, более шустрые и сообразительные. Или делайете в 5 раз медленнее. Вообще в играх перепрооизводство - такое явление как бэклог уже само за себя говорит - игр слишком много. Если их будет выходить в 10 раз меньше, никто и не заметит, зато не будет коллекции из 500 игр, 90% которых даже не игрались толком.
Не, ну так-то все по делу в статье. Никогда не покупал эти лутбоксы. Есть и есть. Если кто-то платит, то, надеюсь, компаниям это на руку и они сделают еще одну хорошую игру. Мне они нафиг не нужны, да и денег немного. Время такое, вот все и пытаются адаптироваться под современные реалии, будь-то киношная индустрия или игроделы.
Поискал пруфы по стоимости разработки и стоимости маркетинга.
Итак, Финалочка:
Общий бюджет на разработку составил 45 миллионов долларов — это была самая высоко бюджетная компьютерная игра на тот момент. На маркетинг главным образом в США было потрачено ещё около 100 миллионов долларов.45/100 неплохо, да?
Дальше, Дестини:
Издатель игры, компания Activision официально подтвердила, что общие расходы на проект составили около 500 миллионов долларов. При этом непосредственно на разработку было потрачено около 140 миллионов. Остальные средства были вложены в маркетинг и продвижение.140/500 еще веселее не так ли?
Horizon: Zero Dawn - ну тут еще по божески
45/15
Может просто стоит маркетинговые аппетиты умерить? К чему мне рекламный ролик нового отсасин сериала, который перед каждым вторым видео на Ютубе вылазит? Я не собираюсь ее покупать, даже если в каждом ролике реклама будет...
Отсасин скрида*
Вот полностью с тобой согласен, стоимость разработки выросла соразмерно с продуктивностью разработки, так что эти два параметра уравновешивают цену, а вот на что сейчас уходит львиная часть бюджета - так это прямой маркетинг или покупка журналистов и их оценок.
окей, разработка игры дорожает и стоит больше 2.000. Разработчики могут мне (покупателю) предложить 2 варианта, чтобы отбить стоимость (4к, например):
1. ценник 2к +лутбоксы.
2. Ценник 4к без лутбоксов.
Но вы знаете что? меня как покупателя не устраивают оба варианта. Я понимаю, что ваше желание денег может быть опрадано, но у меня нет таких денег. Либо предложите какой-то третий вариант, либо я просто проголосую рублем и не куплю эту игру.
Я пойду и куплю дивинити за 800р - тоже рпг выского класса без всяких лутбоксов.
разработка игры дорожает и стоит больше 2.000.Нет, разработка в отношении количества копий не подорожала, пушо и копий продаётся намного больше чем раньше и разрабатывать игры с новым инструментарием и аутсорсом теперь проще и дешевле, а вот затраты на ненужный игрокам маркетинг значительно выросли.
если вас это не устраивает не покупайте,затраты должны окупатся и сейчас проще всего и надёжнее всего ставить цену в 2к.
...Игры продавались по цене в 60 долларов больше десяти лет. За это же время стоимость разработки и маркетинга значительно выросла...
Тот же Shadow of War мог бы прекрасно обойтись без половину дурацких тв роликов. Вообще вся их маркетинговая компания была крайне излишней. Могли бы и сэкономить на ней и убрать лутбоксы пока репутация не загублена окончательно
Игроки взрослеют и тоже подстраиваются. Некоторые игры не только устанавливать, даже покупать не нужно - вся их суть будет видна в роликах или прохождении на видео.
Разработчики ААА расчитывают на основную аудиторию - подростков.
Оцените, например, рекламную компанию Blizzard Overwatch по платной подписке на их канал на Twitch - они каждому игроку выдают в игре легендарный контейнер.
Чем больше растут бюджеты и прибыль, тем быстрее в эту область придут государственные органы за своей мздой.
А вот черт его знает. Никогда не видел особых проблем в микротранзакциях, особенно если они не вносят дисбаланс в игровой процесс. Но как по-мне, то смысл они имеют только в онлайн играх.
Лично меня микротранзакции не беспокоят меня пока они существенно не влияют на игровой процесс. В сингловой игре они не могут иметь какого-то преимущества = мне фиолетово на них, покупать не буду.
Судя по Titanfall 2, микроплатежи не очень хорошо подходят для поддержки шутеров большим количеством карт. Прошлогодняя Battlefield 1 с со своим сезонным пропуском получает куда более масштабные дополнения.Titanfall 2 стал финансовым разочарованием, Battlefield 1 — нет. Странное сравнение. И Battlefield 1 уже фактически лишился сезонного пропуска, который теперь входит в базовое издание игры за 3499р из-за очевидного — наборы карт серьезно дробят сообщество и игроки с платными картами чуть ли не в резервации с недобором игроков оказываются.
Лучше получать меньше карт, но держать внимание игроков (R6: Siege), а не выплевывать на рынок игру с сезонным пропуском, постоянно терпя отток игроков. Учитывая отказ от отдельного сезонного пропуска в Battlefield 1 и от сезонного пропуска в целом в Battlefront 2, ЕА наконец выучила урок.
Ну, посмотрим. Если в RDR 2 будут микроплатежи значит, это уже де факто стандарт индустрии и никуда от этого не деться.
З.Ы.Что-то мне подсказывает, что будут.
Если миктротранзакции ничего в игре не ломают и не дают очевидного преимущества, то пусть будут.
Нет конечно же, но если разделить затраты на количество проданных копий GTA3 и GTA5, прикинуть какую часть разработки GTA5 эффективные менеджеры отдали на аутсорс в индию\китай за еду или несколько долларов в день то цифры будут похожи. А вот что действительно выбивается из этой картины так это затраты на маркетинг, которые, согласитесь не нужны ни мне ни вам. Вот я уже накопал иформацию на эту тему и оставил её тут же в комментах, например вот тут:
https://dtf.ru/11289-chem-opravdany-mikrotranzakcii-v-igrah-aaa-klassa#comment-134240
Прочитал вчера большинство ваших комментариев, и не могу понять, неужели вы забыли, что затраты на маркетинг уже давно превышают затраты на, собственно, разработку игры? Поэтому если вы "благодарите" разработчиков покупкой лицензии по большей части вы благодарите маркетологов, которые получают процент с продаж. Разработчики-же получали свои зарплаты и продажи игры их абсолютно не волнуют, (точнее влияют исключительно на их ЧСВ). А вот кого продажи точно волнуют так это таких "эффективных менеджеров" как г-н. Котик и верхушку контор маркетологов, у них зарплата от этого напрямую зависит. И каждой вашей "благодарностью разработчикам" вы в первую очередь и по большей части спонсируете навязчивую рекламу по всем фронтам (к нашим странам это не относится канеш), введение вас в заблуждение при помощи пререндереных роликов "actual gameplay", буллшотов, где от фотошопа живого места нет, и заноса или напрямую денег всяким сильным, независимым и авторитетным обзорщикам уровня того же Елистратова или просто приглашая их на презентации и задабривая их всяческой халявой от разрабов.
Вообще-то всё гораздо сложнее. То, что ты описал — это довольно редкий тип контрактов. Обычно разработчики крайне сильно замотивированы на то, чтобы тираж игры был как можно больше. Например, студия-разработчик получает процент от продаж. Или получает следующий контракт, если тираж предыдущего проекта превысил X копий.
К тому же, найти новый контракт гораздо проще, если за твоими плечами есть успешная во всех смыслах игра. Так что разработчики в любом случае получают профит от денежных благодарностей.
эмм....всё просто чем активнее маркетинг тем больше игроков и тем больше прибыль,без маркетинга многие игры канули в никуда
Дэниел также постил вчера, что Активижн на микротранзакциях подняли в прошлом году 3+ миллиарда баксов. Вполне объяснимая истерия сейчас.
В тексте не увидел, сорри
Комментарий недоступен
дтф рекламирует тени войны?
Говорите чо хотите, у меня все равно будет бомбить.
Можно один маленький вопросик?
Assassin's Creed: Origins будут лутбоксы, но скандала в связи с этим нет.
насколько я знаю там за игровую валюту,а не донат не?
Компании не могут просто взять и убрать встроенные платежи, установив цену в 80 долларов. Это нереалистично.SW Battlefront + SP = $110.
We are doomed
Аналитики скромно умолчали, что с 2007 года объём рынка игр для PC и приставок (а именно там выходят AAA-проекты) вырос минимум в два раза (с появлением нормальной цифровой дистрибуции). Поэтому проблемы скорее в потере доли рынка и плохой реализации, а не в бюджетах.
Зарабатывать стало намного труднее и AAA-проектам, нежели чем в 2007 г.
В 1997 и 1987 было еще легче. )))
1-4. Оно все конечно не совсем так, но пока выходят отличные игры от Близов, Ведьмаки и Майнкрафты, пусть разрабы хоть коз трахают))))