В Красноярск пришла новая сеть низких цен «Доброцен» — мы сравнили её с конкурентами
Уральская сеть «Доброцен» вышел на красноярский рынок, планируется здесь сразу трех торговые точки. Ритейлер работает в формате «жесткого дискаунтера», предлагая товары по низким ценам с минимальным комфортом для покупателя. На данный момент «Доброцен» в Красноярске ни одного торговых точек.
«Доброцен» — сравнительно молодой проект, первый магазин под таким названием открыт в 2016 году в Красноуфимске (Свердловская область). Сейчас у сети больше 200 торговых точек, большая часть которых расположена на Урале и в Поволжье. В Красноярске планируется открыть уже трех торговые точки сети — две в городе Дивногорск и Железногорск, другая — на Кутузова.
Первый красноярский магазин занял место, которое освободил «Светофор». «Доброцен» занимает только часть помещения — примерно четверть здания отдано под арендаторов с сопутствующими товарами. Сейчас здесь работают точка со свежими фруктами, пивной киоск и магазин одежды.
Внутри зал больше напоминает склад, где товары выложены на паллетах, полки в магазине установлены только по периметру у стен. Для торгового зала, соответствующего по площади крупному супермаркету, в ассортименте «Доброцен» много непродовольственных товаров — от белья и детских игрушек до некрупной бытовой техники (переносная духовка, одиночная плитка и т. д.).
Все это лежит в коробках, в ворохах упаковочной бумаги. Время от времени сотрудник выкатывает на складской тележке для поддонов очередную партию товара.
Покупателей немного, но они есть даже в разгар рабочего дня. Часть пришла осмотреться, часть заехала за какими-то конкретными позициями по привычному адресу. Как признался мужчина с пакетами древесного угля и пивом в тележке, он даже не обратил внимание на смену вывески.
В магазине есть и замороженные, и скоропортящиеся товары — для них отведена специальная «холодная» комната. Здесь выложены толстенные палки колбасы в крупной упаковке, крупные блоки холодца, но есть и обычные масло, сметана, сыр и т. д. В углу лежат горкой кости, которые продаются как «суповой набор».
В магазине неуютно и тесно, но такой формат и не рассчитан на требовательного покупателя. Дискаунтеры привлекают покупателей прежде всего низкими ценами. Ради которых люди готовы терпеть неудобства и скудный ассортимент.
Мы сравнили цены на несколько ходовых позиций «Доброцена» и «Ленты» (один из гипермаркетов расположен сравнительно недалеко), и, действительно, практически по всем позициям дискаунтер оказался дешевле. Например, гречка стоит 52 и 71 рубль (соответственно), молоко «Лебедевское» — 47,5 и 53 рубля, творожный сыр «Виолетта» — 70 и 80 рублей, ветчина «Княжеская» марки «Дымов» — 116 и 145 рублей, растворимый кофе — «Чибо» 230 и 300 рублей, корм для кошек Whiskas 73,5 и 94 рубля (цены даны округленно до ближайшего целого значения).
Из проанализированных позиций дешевле у «Ленты» были только рис — 52 рубля (против 59 у «Доброцена») и картофель — 15 рублей (против 21). Кроме того, продававшаяся в «Доброцене» по 100 рублей за килограмм замороженная курятина относилась к категории «несушка» (она подходит только для варки), в то время как в «Ленте» по 116 рублей можно было купить уже обычных бройлеров.
Формат жестких дискаунтеров существует давно. Первые магазины самой крупной мировой розничной компании — турецкого «Рамстора» — представляли собой именно такие розничные склады на окраинах. В России было несколько волн интереса к дискаунтерам. Сначала такие магазины пытались открывать в разных регионах (в Красноярске, например, это была сеть «Алпи») еще в начале 2000-х. Однако с ростом платежеспособности населения эти проекты трансформировались в обычные недорогие универсамы.
Вторая волна интереса к магазинам с низкими ценами возникла после кризиса 2006 года. Именно тогда, в 2009 году, была создана сеть «Светофор». Однако и в этот раз после того, как шок прошел, «магазины для бедных» стали расширять ассортимент, приближаясь к обычным продуктовым магазинам. Третья волна началась сравнительно недавно (три-четыре года назад) и до недавнего времени не была выражена так ярко, поскольку крупнейшие игроки рынка вроде X5 Retail Group, напротив, старались сделать так, чтобы их «народные» магазины сети «Пятёрочка» выглядели гламурно. У них несколько раз менялся дизайн, расширялся отдел свежих продуктов, появлялась пекарня и т. д.
Однако дискаунтеры постепенно расширяют присутствие на рынке. В Красноярске в этом жанре сейчас работают сети «Светофор» и «Маяк» (принадлежат одному владельцу, вторая — объединяет более крупные по размеру магазины со значительной долей непродовольственных товаров). В Красноярске и пригородах открыты уже 10 «Светофоров» и 2 «Маяка». Кроме того, в Красноярском крае уже действует иркутская сеть «Слата». Ближайшие торговые точки открыты в Канске, Зеленогорске и Нижнем Ингаше.
В условиях падения платежеспособности населения востребованность магазинов-складов, скорее всего, будет только расти. По данным Росстата, начиная с весны этого года оборот розничной торговли снижается. В марте рухнули на 10% даже продажи продуктов питания. Вряд ли речь идет о том, что люди недоедают. Но совершенно точно — переходят на более дешевые продукты. Или идут в магазины, где необходимые товары можно купить по более низким ценам.