Почему ради Hellblade стоит добыть хорошие наушники

Игра, для которой хороший звук важнее дорогой видеокарты.

Почему ради Hellblade стоит добыть хорошие наушники

Когда звук выходит на первый план

Считается, что настоящий блокбастер из игры или фильма делает именно богатая картинка, однако это не всегда так. Временами на первый план выходит звук.

Например, вышедший в 2008 году фильм «Монстро» (Cloverfield) стоил всего 25 миллионов долларов, но из-за своего потрясающего саунд-дизайна воспринимался как полноценный блокбастер. Поэтому если сейчас вы посмотрите его на ноутбуке, он вас наверняка разочарует. Без хорошей аудиосистемы фильм просто не работает.

В сфере интерактивных развлечений такой подход встречается не так часто. Да, у нас есть музыкальные игры, у нас есть шутеры DICE, где каждый выстрел звучит как настоящий, но проектов, где качественный звук становится основной для восприятия, на самом деле не так много.

Но и тут есть интересные примеры. Скажем, в 2010 году британская студия Somethin' Else выпустила на iOS игру под названием Papa Sangre. В ней не было графики, а ориентироваться в пространстве герою, попавшему в тёмное царство, приходилось исключительно на звук.

Бинауральное аудио

Весь геймплей Papa Sangre был построен исключительно на эффекте бинаурального аудио, с помощью которого объёмный звук воспроизводился на обычных стерео-наушниках.

Бинауральное аудио отличается от стерео технологией записи, в которой используется два микрофона и специальный манекен. С детства человек учится определять положение звуков в пространстве с помощью своих ушных раковин. Поэтому если записать аудио с помощью двух микрофонов и фейковой головы с ушами, при прослушивании создаётся иллюзия объёма.

В бинауральном аудио учитывается расстояние между ушами а также отражения звука от частей головы и ушных раковин. Причём такие дорожки годятся только для прослушивания в наушниках — на колонках эффект ослабевает.

Запись бинаурального аудио
Запись бинаурального аудио

Hellblade и ASMR

Когда вы запускаете новую игру от студии Ninja Theory, на экране появляется предупреждение: разработчики советуют подключить наушники. Многие игроки относятся к такими требованиям с пренебрежением, считая, что система 5.1 наверняка покажет себя лучше, однако в случае с Hellblade прислушаться стоит обязательно. Причём в наушниках стоит отключить все программные дополнения и фильтры, пустив с консоли или компьютера чистое стерео.

Почему ради Hellblade стоит добыть хорошие наушники

Бинауральный звук — одна из центральных особенностей Hellblade. У главной героини игры в голове сидят несколько голосов, которые постоянно переговариваются друг с другом, и даже их расположение в пространстве и расстояние имеет значение. Например, если голоса предупреждают об атаке, то спасительный крик идёт именно с той стороны, откуда стоит ждать удар.

Впрочем, бинауральный звук в игре используется не только функционально, но и для создания запредельного эффекта погружения. Именно благодаря аудио Hellbalde превращается в полноценную AAA-игру. Звук здесь не только симулирует безумие главной героини и создаёт запредельный эффект присутствия, но и обволакивает, привносит чувство дискомфорта.

Последнее связано с тем, что Ninja Theory используют в своей игре не только бинауральное аудио, но и эффект ASMR. Это необычное состояние, в которое человек входит, когда слышит определённые звуки-триггеры — хруст, шуршание или шёпот. Обычно ASMR используют для удовольствия (а в 5% случае даже для сексуального возбуждения), однако в Hellblade, смешиваясь с другими звуками, он создаёт чувство уязвимости главной героини.

Добудьте наушники

Если вы до сих пор смотрите геймплейные ролики или стримы Hellblade и никак не можете понять, откуда взялись все восторги в адрес этой игры, скорее всего, вы просто смотрите — а, точнее, слушаете — не туда.

В Hellblade очень красивая картинка для проекта, сделанного несколькими десятками человек, однако звук — это элемент, в котором она не просто сияет, а поднимает планку для всей индустрии. И, к счастью, это техническое достижение было использовано для того, чтобы раскрыть действительно важную и сложную тему.

Поэтому, перефразируя рецензию PC Gamer на Half-Life 2, продайте бабушку, сдайте кошку в ломбард, но добудьте Hellblade и хорошие наушники. Это впечатление стоит пережить.

4949
59 комментариев

Только толку будет от хороших наушников, если играть вы будете в говняном кодеке AC97 или Realtek HD. Для бинаурального аудио идеально подходит аудиокарта с предусилком для наушников и какие-нибудь уши с максимально открытой и широкой сценой. Из популярных легко можно назвать Sony H.ear On или Sennheiser HD598. Если бюджет жмёт, то можно присмотреться к моделям для звукосведения и работы с вокалом, которые выдают ровную частотную характеристику без прокраса и завалов в низы или середину.

Я прохожу игру с H.ear On и Xonar Essence STX. Это лучший игровой звук со времён MGS4. А в MGS4 над ним работало 70 человек.

10
Ответить

С ровной ачх не надо рекомендовать, тем более для игр. Там упор на другое совсем. Музыку ещё как-то на них можно слушать и то, сначала покопавшись с настройками.
Ну и сенхи рекомендовать, когда есть такой выбор огромный — дурной тон.
За их цену можно найти десятки более крутых вариантов, с уклоном как в музыку, так и в игры.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вспомнил про Sennheiser HD 6XX, полный аналог 650 за 200 баксов (+доставка) с MassDrop.

Ответить

уши с максимально открытой и широкой сценой

У открытых Audio-Technica типа AD900X панорамирование отличное, я бы даже сказал, что в FPS с качественным звуком вроде Battlefield за свои деньги они даже гораздо предпочительнее всяких мультимедийных 5.1-перделок .

Ответить

Ок. Посоветуйте хорошие, но не слишком дорогие наушники.)

3
Ответить

Лучше задать конкретные рамки "не слишком дорогих", а то для аудиофилов и 30к может быть не сильно дорого)

4
Ответить