Поленицы

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси. Не скакать врагам по нашей земле! Не топтать их коням землю Русскую! Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь — не шатается. И века простоит — не шелохнётся.

Такими словами нас встречает мультик про богатыря Алёшу Поповича. Один из многих героев русских былин, который всячески служил и помогал родине. Алёша Попович входил в список так называемых “Трёх богатырей”. Однако сегодня речь пойдёт не о них. Алёшу Поповича, Добрыню Никитича, и Илью Муромца знает каждый второй, но мало кто знает Настасью Королевичну, Василису Микулишну и Златыгорку.

Поленицы

Для начала стоит уточнить определение. У могучих дев-воительниц было своё название — поленИца или же полянИца. Владимир Иванович Даль, автор “Толкового словаря живого великорусского языка” также отмечает их как “богатырки”. Поленицами их прозвали за род деятельности — ездить по полям (поляковать) и драться с богатырями. Своим задором они никак не уступали богатырям — пели песни во весь голос на празднествах, да метали друг в друга топорами через реку.

Но есть у богатырок и слабости. Самой главной является утрата силы, которая приходила после того, как поленица выходила замуж. Мужей они выбирали сами, в основном это были богатыри, которые могли победить их в бою. Однако, к примеру, Настасья Микулишна решает выйти замуж за Добрыню Никитича после того, как победила его и спрятала к себе в карман, если верить былинам.

Былины связанные с поленицами временами удивляют своей эксцентричностью. Так одной былине говорится о Савишне, жене Добрыни, которая помогает ему справиться с Тугарином Змеем, а в другой Добрыня скармливает собственную дочь (которая тоже считалась поленицей) волкам. Но это ещё цветочки. Настасья Королевична умерла от рук собственного мужа, причём не специально. Во время пиршества Дунай Иванович, муж Настасьи, хвалится меткостью своей жены. Дабы доказать, что его слова имеют вес — он ставит на голову серебряное колечко, в которое трижды попадает Настасья. Воодушевившись своей женой, Дунай сам решает пострелять из лука в кольцо на голове Настасьи, однако промахивается и убивает её. Но история этим не заканчивается. После убийства жены, Дунай узнаёт, что та была беременной, и увидев дитя, которое он тоже убил — падает на свою же саблю, а из его крови берёт своё начало река.

Дунай Иванович собирается выстрелить
Дунай Иванович собирается выстрелить

Не уследил за собою и боярин Ставр, который тоже на пиру начал хвастаться своей женой — Василисой Микулишной. Знатно охмелев, он так красочно начал похваляться, что князь Владимир посадил его в погреб. Василиса же, узнав о случившимся, переодевается в татарского юношу и с армией отправляется к князю в Киев. Переодетая Василиса требует у Владимира дань и его дочь себе в жёны. Князь Владимир устраивает испытания, который по его словам может пройти только мужчина, но Василиса с лёгкостью их проходит. На пиру по случаю свадьбы, Василиса сидит с угрюмым лицом, и никоим образом не показывает веселье. Владимир пытался развлечь “жениха”, но всё никак не удавалось. Тогда князь вспоминает, что посаженный в погреб Ставр — хороший музыкант. Когда Ставр появляется на пиру, Василиса раскрывает свою маскировку и забирает мужа, который напоследок ещё раз начал нахваливать свою жену князю.

Василиса Микулишна
Василиса Микулишна

Хоть и богатырши и были героями русских былин, об их народной принадлежности спорят до сих пор. Исследователи прошлого отрицали славянскую принадлежность полениц, ибо богатыри боролись с ними, а значит — враг. Обычай выходить замуж за того, кого богатырши побеждали в бою — имеет происхождение от обычаев сарматов, у которых женщины не имели права выходить замуж, пока не убьют кого-то. Так же стоит отметить, что археологи XX века обнаружили захоронения женщин с оружием, который датировались от бронзового века (3000 г. до н. э. — 1200 г. до н. э.) до средневековья (примерно 500 г. н. э. — 1452 г. н. э.), что задолго до появления Киевской Руси в принципе. Настасья Микулишна встретила Добрыню в степях, и победила его сдернув с седла, что считается приёмом кочевников.

Настасья Королевична
Настасья Королевична

Эта неопределённость относится не только к внешнему виду поляниц. Одни и те же былины в разных источниках имеют разные версии развития истории. В одном источнике Добрыня скармливает дочь волкам даже не узнав кто перед ним, в другом узнаёт её имя, обнимает, и желает удачи, в третьем Добрыня и вовсе убивает не дочь, а сына. В одном поленицы утрачивают свою силу после замужества, а в другом они вместе с мужем искореняют вражину.

А и сильные, могучие богатыри и богатырши на славной Руси. Богатырши, о существовании и о подвигах которых мало кто знает. Возможно, поэтому современные люди и удивляются сильным женщинам, женщинам с оружием в руках, женщинам, которые тоже могут поставить на место супостата неверного. А такие существовали, и будут существовать.

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,

Ударил поляницу булатной палицей,

Да ударил ее в буйну голову.

Поляница тут назад приоглянется,

Говорит поляница таковы слова:

— Я думала, меня комарики покусывают,

А это русский богатырь пощелкивает.

3131
17 комментариев

Комментарий недоступен

1

Комментарий недоступен

3

'Феминтстки пофапали' - это какая-то постирония, которую я не выкупаю, или?

 Эти "былины" где богатырей победила никулишна вы на вондерзине прочитали?

Просто надо было меньше школу прогуливать — эт почти в любом былинном сборнике есть. Вот пожалуйста: "Сбороник из издания Библиотека русского фольклора: Былины" под редакцией Селиванова на основе собраний русского фольклора Данилова, Киреевского, Рыбникова, Гильфердинга и т.д.

http://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp?/feb/byliny/texts/rf1/rf1.html

И там будет в былине о Добрыне, которого поленица взяла за желты кудри, да осадила:

http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/rf1/rf1-0602.htm

...Разгорелся тут Добрыня на добре коне
И наехал тут Добрынюшка да в третий раз
А на ту же поленицу на удалую,
Да ударит поленицу в буйну голову.
На коне сидит же поленица, сворохнулася
И назад же поленица оглянулася.
Говорит же поленица да удалая:
«Думала же, русские комарики покусывают, —
Ажно русские богатыри пощалкивают!»
Ухватила тут Добрыню за желты кудри,
Сдернула Добрынюшку с коня долой,
А спустила Добрыню во глубок мешок,
А во тот мешок да тут во кожаной.

Коню правда не очень понравилось везти двух богатырей — Настасью в седле, а пленного Добрыню в мешке:

А повез же ейный было добрый конь,
А повез же он да по чисту полю.
Испровещится же ейный добрый конь:
«Ай же поленица ты удалая,
Молода Настасья дочь Никулична!
Не могу везти да двух богатырей:
Силою богатырь супротив тебя,
Смелостью богатырь да вдвоем тебя».
Молода Настасья дочь Никулична
Здымала богатыря с мешка из кожана,
Сама к богатырю да испроговорит:
«Старыи богатырь да и матерыи, —
Назову я нунь себе да батюшкой;
Ежели богатырь да молодыи,
Ежели богатырь нам прилюбится,
Назову я себе другом да любимыим;
Ежели богатырь не прилюбится,
На долонь кладу, другой прижму
И в овсяный блин да его сделаю».

Ну ту все просто — приглянется ей Добрыня, значит замуж возьмет, не поравиться — хана Добрыне. Но в итоге все заканчивается хэппи-ендом:

Увидала тут Добрынюшку Никитича:
«Здравствуй, душенька Добрыня сын Никитинич!»
Испроговорит Добрыня сын Никитинич:
«Ах ты поленица да удалая!
Что же ты меня да нонче знаешь ли?


Вариантов это былины много, но все примерно одинаковые, вот пример из сборника Колпаковой:

Схватила она Добрыню за жёлты кудри,
Говорила ему таковы слова:
— Ай же ты, удалой добрый молодец!
Хочешь биться со мной — не сносить тебе головы,
А не хочешь биться — давай свадьбу играть,
Стану тебе женой законною.

Опускает Добрыня палицу булатную,
Берёт поляницу за руки белые,
Целует её в уста сахарные.

Поехали они ко граду ко Киеву,
Зашли в Божью церковь соборную,
Приняли они золотые венцы,
Стали супругами законными.

Есть и другие варианты — я видел около 15 вариантов про поленицу Настасью: в основном это локальные варианты, записанные в разных местах, и где-то в штук 10 Настасья успешно навешивает богатырю (в основном Добрыня, но не только например Дунаю она глаз выбивает), берет его в плен, а затем женит его на себе. Ну в других вариантах битва кончается ничьей, а затем богатырша женится на богатыре :-)

Я сомневаюсь, что рисунок под названием The Exile's Return имеет какое-то отношение к Древней Руси.

1

 The Exile's ReturnВпервые слышу, это у нас что такое?

Комментарий недоступен