Останутся одни «Пираты Карибского моря» и «Самые лучшие фильмы»

PR-директор компании «ИНОЕКИНО» Анастасия Плотникова, ранее работавшая в прокатчике независимого кино, объясняет, что будет, если инициатива Минкульта по введению пятимиллионной пошлины на прокат фильмов в РФ, вступит в силу.

DTF публикует текст с разрешения автора.

«Квадрат» режиссёра Рубена Эстлунда
«Квадрат» режиссёра Рубена Эстлунда

Зачем нужно прокатное удостоверение, за которое хотят просить 5 миллионов

Для начала кратко объясню, что такое прокатное удостоверение (ПУ). Воспользуемся справкой из «Википедии».

Прокатное удостоверение — документ, который выдаётся владельцу прав на фильм (кино- и видеофильм российского, зарубежного и совместного производства), позволяющий использование фильма на территории РФ в целях тиражирования и распространения; сдачи в прокат и аренду; публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации; трансляции по кабельному телевидению. ​

выдержка из «Википедии»

Чтобы выйти на большие экраны кинотеатров нашей страны, каждый фильм должен получить ПУ. Не имея ПУ, фильм не может показываться в кинотеатрах.

Единственное, что фильм может ждать без прокатного удостоверения — фестивальные показы​

Таким образом, у нас в стране показывали несколькими сеансами, например, «Любовь» Гаспара Ноэ. Потому что ПУ картине не дали — там ведь секс, пенисы и всё такое. А без ПУ, соответственно, никакого проката быть не может.

«Любовь»
«Любовь»

Простая арифметика

Сейчас прокатное удостоверение стоит 3500 рублей. Стоимость хотят повысить до 5 миллионов (избранным по каким-то неясным принципам российским фильмам её будут возмещать).

В качестве примера очередного «низкобюджетного иностранного фильма» (цитирую министра) для наших расчётов возьмём «Квадрат» Эстлунда, который пару дней назад получил Золотую пальмовую ветвь.

  • Чтобы показать фильм-победитель Каннского кинофестиваля в России, необходимо приобрести права. Права на показ «Квадрата» стоили, исходя из информации определённых источников, 30 тысяч евро — это почти 2 миллиона рублей. ​
  • ​Для выпуска подобного кино в прокат (расходы на копии, логистику, печать полиграфии, рекламу, организацию премьерных мероприятий, зарплаты сотрудников), необходимо как минимум 500 тысяч рублей. Итого — у нас уже 2,5 миллиона рублей.
  • Выпускаем фильм в прокат и ждём сборов. Вспоминаем, сколько обычно зарабатывают подобные фильмы: если очень сильно повезёт — 15-20 миллионов рублей; если просто повезёт — 7-14; если как обычно — 1-6. Учитывая, что прошлый фильм Эстлунда заработал в нашем прокате 1 миллион рублей, а в новом не играет Брэд Питт, то давайте будем рассчитывать на среднюю планку заработка — всё же Золотая пальмовая ветвь как-никак (хотя это почти ничего не значит для нашего зрителя). Итак, представим, что мы собрали 10 миллионов рублей.
  • Отдаём 5 миллионов со сборов кинотеатрам. Очевидная вещь, но знаю, что многие мои знакомые до сих пор уверены, что кинотеатр «что-то там где-то как-то» покупает фильмы для показа. Это не так, кинотеатр и прокатчик работают 50/50. Иногда 60/40 в пользу кинотеатра, если ты независимый прокатчик. Но давайте возьмём лучшую ситуацию, без 60/40, и отдадим кинотеатрам 5 миллионов, а не 6. Наш остаток — 5 миллионов.
  • Вспоминаем, что права стоили 2 миллиона и про 500 тысяч на выпуск. Наш остаток уже 2,5 миллиона.
  • И теперь, по-хорошему, 2,5 миллиона — наша прибыль. И на эти 2,5 миллиона можно купить новое кино и раздать премии сотрудникам. Но нам ведь надо отдать 5 миллионов рублей за прокатное удостоверение. Так что придётся добавлять на ПУ из своего кармана ещё половину суммы.
  • Итог проката «Квадрата», «низкобюджетного иностранного кинофильма», обладателя Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля — минус 2,5 миллиона рублей.

Эти расчёты сделаны по идеальному сценарию. Обычно в реальности всё не так радужно.

Прогнозы

Если закон о пошлине в размере 5 миллионов вступит в силу без каких-либо оговорок, то нас может ждать следующее.

  • Из кинотеатров исчезнут фильмы-победители и участники международных кинофестивалей, а также остальное арт и арт-мейнстрим кино. Такие фильмы, как «Патерсон» или «Великая красота» никогда не дойдут до большого экрана.
  • Кинотеатр больше не сможет предоставить вам выбор. Вам будут показывать только «Пиратов Карибского моря» и разнообразные вариации «Самого лучшего фильма» и «Сталинграда».
  • Кинотеатры Петербурга вроде «Родины», «Дома кино», «Англетера» прекратят своё существование или полностью сменят профиль.
  • Почти все компании-прокатчики артового кино перестанут существовать в принципе, а рынок изменится до неузнаваемости.
5151
53 комментария

Ну и что? Зато будет Взломать блогеров, Защитники и другое отличное российское кино, которому не давали прохода западные бездуховные фильмы

43
Ответить

осторожнее, этот коммент в минкульте могут понять буквально

12
Ответить

Кстати, чтобы не расслаблялись - до игр, через годик-другой тоже доберётся. Это к вопросу о том, что "давайте тут вне политики, нас это не касается"

26
Ответить

Уже налог на Гугл работает с 1 января

1
Ответить

Российский рынок игр прям такой... привлекательный...

Ответить

Играй в "тюрягу" и "веселую ферму" и не возникай. Какой такой "ведьмак" и "нидфаспид"? Совсем уже оспидился со своими Эуропами...

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить