«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

Дмитрий Глуховский и Анджей Сапковский поспорили об отношении к играм по мотивам своих книг.

Журналист Waypoint поговорил с Анджеем Сапковским («Ведьмак») и Дмитрием Глуховским («Метро»). Оказалось, что писатели, чьи произведения легли в основу популярных игр, придерживаются радикально противоположных точек зрения.

«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

Мнение Сапковского

По словам автора материала, в день интервью польский писатель должен был поучаствовать в дискуссии о том, как игры с сюжетом продвигают техники повествования. Сам Сапковский рассказал, что посетил мероприятие против своей воли.

Будь моя воля, я бы сюда не пришёл. Но я знаю свои обязанности. Когда тебя зовут на мероприятие, нужно делать то, что нужно организаторам, хочется тебе того или нет.

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»
«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

Сапковский считает, что нельзя воспринимать игры, литературу и другие виды медиа как нечто взаимозаменяемое.

Как говорил Редьярд Киплинг, Восток это Восток, а Запад это Запад. Им не стоит встречаться. Литература и видеоигры отлично вписываются в эту метафору. Нет ничего плохого в том, чтобы адаптировать книги для других видов медиа, но нельзя сказать, что всё это одно и то же. Что всё началось с комикса, затем вышел сериал, потом фильм, а потом игра. И что они в принципе одинаковые. Это полная херня.

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»

На вопрос о том, как бы он поступил, если бы ему дали возможность руководить всеми адаптациями его материала, Сапковский ответил кратко: «Тот, кто говорит, что может всё, не может ничего».

«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

При этом Сапковский вообще не считает, что игры способны рассказывать действительно хорошие истории, по его мнению, они о другом.

Насколько значительными могут быть реплики персонажа, которые он произносит в сторону белки, пока идёт по лесу? Это разве литературно? Есть тут место для глубины или изысканного языка, которые продвинут культуру человечества вперёд? Отнюдь.

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака».

Когда CD Projekt Red пришли к Сапковскому с предложением создать игру на основе книг о Геральте, но с самостоятельным сюжетом, писатель был только рад, что его участие не потребуется. «Сложно отказать людям в адаптации, когда они предлагают тебе кучу денег. Только идиот сказал бы „нет“».

«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

И всё же его отношения с CD Projekt Red за годы охладели — Сапковский считает, что игры по «Ведьмаку» стали засорять его рынок, хотя против самих игр, их создателей и поклонников он ничего не имеет.

«Я написал первый рассказ про Геральта 30 лет назад. Когда я сейчас прихожу на встречи с читателями, среди них нет ни одного человека моего возраста. А мне 69, — говорит писатель. — Повсюду только дети. Разве они — особенно в Германии, Испании или США — могут знать о том, что мои книги с играми не связаны? Что я не пишу их по играм? »

Также Сапковский обвинил CD Projekt Red в том, что они намеренно скрывают происхождение игр, помещая фразу «Создано по мотивам произведений Анджея Сапковского» в самый конец титров, где её мало кто может увидеть.

На этом, по словам писателя, промахи студии не заканчиваются.

CDPR распространяют мнение о том, что за пределами Польши обо мне узнали только после выхода игр. И это абсолютная ложь. Это об играх узнали из-за меня. Все мои переводы — в том числе на английский язык — были опубликованы на Западе до выхода первой игры.

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»

Сапковский признал, что после выхода игр продажи его книг увеличились, и не исключает возможности того, что людям, сыгравшим в «Ведьмака», захочется о нём почитать.

Однако писатель считает, что с каждым читателем, купившим книгу из-за успеха игр, он теряет другого читателя.

Да, мне кажется, тут ситуация примерно равная. Наверное, больше тех, кто играл в игры потому, что читал книги. Это моё мнение, но я не уверен. Исследований я не проводил.

Анджей Сапковский, создатель вселенной «Ведьмака»

Хотя Сапковский и недоволен тем, что люди не замечают связи между играми и книгами по «Ведьмаку», о том, что работа всей его жизни превратилась в видеоигры, он не сожалеет.

Во время разговора с журналистом, он, потягивая Staropramen произносит: «Если я не буду продавать права на адаптации, мне нечем будет платить за квартиру. Что уж говорить о пиве».

Мнение Глуховского

«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

Дмитрий Глуховский с польским писателем не согласен. По его словам, без игр серия книг о Геральте никогда бы не стала таким международным феноменом.

Мне кажется, он высокомерный ***** [неприятный человек] и абсолютно не прав.

Дело не только в играх, но и в игровой прессе вместе с шумом, который она создаёт. Да и просто в ощущении того, что выходит что-то большое и впечатляющее. Так люди и становятся фанатами. Без всего этого Сапковский стал бы восточноевропейским феноменом, но не пробился бы на Запад. То же самое относится и к моим книгам.

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»

Дмитрий Глуховский начал писать свой первый роман «Метро 2033» в 17 лет. Через пять лет он выложил его в свободном доступе. После этого его заметили разработчики из 4А Games и предложили писателю создать игру на основе его романа. Он почти сразу согласился, поскольку сам был любителем компьютерных игр — в частности, Fallout и Stalker.

Я решил использовать эту возможность, чтобы рассказать собственную историю, и не считал видеоигры угрозой для моей драгоценной собственности. Наоборот, я решил, что это отличная возможность для продвижения вселенной.

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»

Глуховский практикует свободный подход не только в отношении игр. Помимо его официальной трилогии романов, во вселенной «Метро» есть ещё десятки книг, написанных другими авторами. Его мнение: «Если ты работаешь с талантливыми людьми, нужно просто позволить им творить и интерпретировать твою историю как угодно».

«Он высокомерный ***** и абсолютно не прав»

Также он отнёсся и к разработке игры на основе его книги. И остался вполне доволен тем, что получилось у 4А Games.

«Мне кажется, «Метро 2033» стала первым в мире лиричным, сентиментальным и философским 3D-шутером», — говорит он.

Поскольку для второй игры (Metro: Last Light) литературного источника не было, писателю пришлось создавать отдельную историю. Он старался сделать каждого персонажа в игре правдоподобным, но не давил на разработчиков

Подход у меня был такой: «Я предлагаю свою помощь, но вы, ребята, — профессионалы. Вам лучше знать, что в сюжете будет работать, а что нет».

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»

При этом он не считает, что игры не могут рассказывать хорошие истории, поскольку сам принадлежит к поколению, для которого видеоигры уже не были глупыми забавами.

Игра легко может быть искусством — это зависит от таланта её создателя.

Дмитрий Глуховский, создатель вселенной «Метро»
8383
88 комментариев

Комментарий недоступен

80
Ответить

О боже мой, объясните кто-нибудь ему, что у 70-летнего деда не будет гореть пукан.

10
Ответить

Сапковски

1
Ответить

"Также Сапковский обвинил CD Project Red в том, что они намеренно скрывают происхождение игр, помещая фразу «Создано по мотивам произведений Анджея Сапковского» в самый конец титров, где её мало кто может увидеть."

Самые первые секунды титров. Сапковский, хватить гореть из-за своей же глупости.

31
Ответить

Он наверняка заметил "A Hideo Kojima Game" и подумал: "Блин, так вон как можно было".

27
Ответить

А в 1 и 2 частях?

Ответить

Комментарий недоступен

32
Ответить