Инклюзивный гейминг на личном опыте, взгляд изнутри

Всем привет, пользователи и гости DTF, меня зовут Глеб, я тут новенький, но таки мне есть о чём с вами поболтать.

Инклюзивный гейминг на личном опыте, взгляд изнутри

Примечание! Прежде чем начать, должен вам рассказать кое что о себе. Сам я не местный, понаеховший со StopGame-ов, статья которую я пишу, представляет собой дублирование моей статьи с моих родных мест. Некоторые материалы будут публиковать и у вас, может быть будут эксклюзивы, пока не знаю.
Недавно получилось пообщаться с вашими людьми, которые решили почтить наши блоги своим присутствием, все ребята произвели максимально хорошее впечатление, мы сразу подружились, отдельная благодарочка летит вот этому молодому человеку который немного рассказал мне о DTF и написал интересную статью, благодаря которой произошёл культурный обмен.

Сегодня мы с вами поговорим о проблеме инклюзивности в компьютерных играх, по-простому говоря, о возможности погружения в цифровые развлечения людям с ограниченными возможностями здоровья.

Тема не нова, но мне есть что вам рассказать по этому поводу, так как я сам отношусь к этой категории людей. Признаюсь вам честно, чтобы обозначить своё положение. У меня есть некоторые проблемы с левой рукой. Хотя, как бы сказали некоторые люди: «Нет руки – нет проблем» Так что тут как посмотреть. С оптимистичной, или пессимистичной точки зрения. Ну в общем у меня с рождения патология развития левой руки, у меня нет её примерно по локоть, но при этом одним из главных моих увлечений по жизни являются компьютерные игры. Я играю уже очень давно, мой стаж почти 16 лет, и всю свою геймерскую жизнь мне приходится играть с учётом моего недуга.

Я ещё не знаю, насколько я самонадеян, но мне кажется, вам может быть интересно услышать об инклюзивности в компьютерных играх, так сказать, изнутри, от того, кто погружён в эту тему как никто другой. Таков и есть мой мотив написания этой статьи. Открыться вам и поговорить об интересной, надеюсь — что не только мне, теме, на личном примере. Руку на отсечение даю, что будет интересно.

Так что мне есть вам сказать, чтобы не томить?

Консольные войны

<i>Первая пикча из интернета пошла!</i>
Первая пикча из интернета пошла!

А начнём мы с консольных войн. Ну помните? Наши давние предки в этих ваших интернетах вели настоящие баталии на игровых форумах, на сайтах игровых журналистов, в видео-хостингах, социальных сетях и прочих интернет-ресурсах, о том какая консоль лучше, у кого эксклюзивы крышесносней, производительность умопомрачительней, цена ничтожней? Баталии к нашему времени поутихли, но ходят слухи по тавернам, что где-то в интернетах, до сих пор герои ПК и Консолей бросают вызов судьбе и ведут свои войска в битву! И в то время пока армии смертных несутся на встречу своей гибели, пылающая тень мобильного гейминга готовится поглотить этот мир! Теперь ТЫЫ должен… кхем. Простите – это я к чему?

Так вот, для меня выбор всегда был однозначен, фактически у меня его не было. Так как на геймпаде люди подобные мне играют с трудом и низкой эффективностью. Выбор у человека моего типа, за некоторыми конкретными исключениями и частными случаями, которые ещё надо искать – КлаваМыш. Более инклюзивных устройств, чтобы играть в видео игры людям, с похожей на мою проблемой – нет.

Кстати, из-за этого я не могу играть в серию FIFA, да звучит как не большая потеря. Вы же знаете, что с этой серией сейчас происходит, но разочарование, когда я это узнал было довольно искренним, надеюсь вы можете правильно меня понять.

По крайней мере эффективного способа играть с геймпадом я не нашёл, игра с геймпадом одной с половиной рукой – это всегда боль, страдание, разочарование в человеческой инженерной мысли. Но если вы окажитесь умней меня, и знаете способ, как таки это делать, я рад буду услышать, может вы для меня новый пласт гейминга откроете. Я-то глупый гуманитарий.

Хах, как бы, думаю не существует человека, который на стриме прошёл Марио на геймпаде, одной рукой… оу чёрт.

Вас — наверное интересует: «Глеб, вот ты тут распинаешься о устройствах ввода. Мы поняли о геймпаде. А как конкретно ты пользуешься КлаваМышью-то хотя бы? Ты расскажешь или так и будешь время тянуть своими шутками не смешными, гад?»

«Согласен» — кротко отвечу вам я. Переходим уже к сути!

История маленького инвалида, который смог, и как ему это удалось?

Как вы понимаете, основная точка конфронтации полутрорукого человека с миром гейминга – управление в играх. И мы о нём поговорим, мы обязательно о нём поговорим, причём на конкретных примерах. Но моя война с управлением тесно связана с историей моего погружения в этот чудесный мир, который мы с вами так любим. Так что свою историю я вам и поведаю.

DOOM II

Первый компьютер появился у меня, когда мне было 6 лет. Первой моей игрой был второй DOOM, и второй WarCraft, в который играл мой отец, а я за компанию. О WarCraft’е говорить особе нечего, он управлялся на мыши, а вот с DOOM’ом ситуация интересней. doomii не требовательный к рукам в него играющего человека, попробуйте сыграть правой рукой и одним пальцем, что в очень упрощённой степени, и есть мой случай, у вас получится без ощутимых проблем. Можете проверить, для интереса.

<i>Тот самый легендарный постер, у вас в голове уже заиграла музыка?</i>
Тот самый легендарный постер, у вас в голове уже заиграла музыка?

Усложнятся игровое управление начало много позже классических DOOM’ов, когда в геймдеве придумали использовать компьютерную мышь не только как способ коммуникации с системой, а ещё как дополнительный девайс, который можно использовать в игре. Ну и вообще, вся война с игровым управлением в моей жизни связана именно с мышью. Мышь мне и враг, и союзник, и ключевая вещь, вокруг которой строится всё управление.

Так предупреждаю, я буду в этой статье рисовать схемы, а как говорил один нишевый блогер: «Со слов: «Я нарисую вам схему» начинаются отношения длинною в жизнь.» Так что нам с вами нужно быть аккуратней.

«А для чего тебе рисовать схемы, неполноценный ты человек?» — спросит меня читатель Антон. А вот, Антон, видишь ли схемы нам нужны для наглядности, благодаря ним я смогу вам демонстрировать, как у меня получается делать те, или иные вещи в играх.

Так вот в DOOM’е управление для меня выглядит примерно так. И нет Лоджитек мне не заносил, просто первые картинки из интернета скомпонованные в пэинте.

<i>Первая схема. Качесство исполнение кончено… амм… мдее, но не забывайте что я безрукий.</i>
Первая схема. Качесство исполнение кончено… амм… мдее, но не забывайте что я безрукий.

Здесь, и впредь тоже будем держаться этого обозначения, синим я отмечаю правую руку, жёлтым левую (на которой нет кисти, держу в курсе, ЕСЛИ ВДРУГ кто-то ещё не подозревает об этом) как вы понимаете, я правша.

Так вот в данном случае, мы видим, что правой рукой я управляю персонажем на стрелочках, а левой тыкаю клавиши на левой части клавиатуры, в зависимости от контекста, чаще всего на контрл и пробел, так как это стрельба и действие в игре, насчёт стрейфа вправо, влево не помню, помню только что у меня не было проблем с тем что меня убивали.

Но такая лафа не могла продолжаться вечно, верно? Времена меняются, технологии идут вперёд, управление в играх усложняется, появляется компьютерная мышь, и легендарная связка «WASD»

Serious Sam: The First Encounter

Но я всё ещё был довольно эффективен, моя первая игра с мышью заставила меня сформировать общий шаблон управления, который с тех самых пор со мной почти неизменно.

<i>О да! Серьёзный Сем три ракеты мне в гробницу! Люблю эту игру, иногда переигрываю в неё, по старой памяти.</i>
О да! Серьёзный Сем три ракеты мне в гробницу! Люблю эту игру, иногда переигрываю в неё, по старой памяти.

Серьёзный Сем — одна из важнейших частей моего игрового опыта и источник невероятных воспоминаний и впечатлений. Тогда я управлял этим всем как-то так

<i>Вторая схема, на которой тоже ни черта не понятно, но если я опишу будет лучше… надеюсь.</i>
Вторая схема, на которой тоже ни черта не понятно, но если я опишу будет лучше… надеюсь.

Тут мы видим… верней тут я пытался изобразить, что правая рука занята мышью, с помощью неё я стреляю и ориентируюсь в пространстве, а моя шальная культя с энергией заправского Рембо прыгает по васду, периодически тыкая на кнопки контекстных действий, в том числе выбор оружия по горячим клавишам. За шестнадцатилетний опыт игры я научился довольно неплохо пользоваться васдом. И это как бы норм. Гораздо сложнее мне стало много позже, когда в играх стало появляться слишком много действий, много биндов, на которые полторы руки уже не хватало.

GTA: San Andreas

Проблемы были в разных играх и не мало, (ненавижу, когда нет возможности включать и отключать присед нажатием) но особо показателен здесь пример GTA. В частности San Andreas, так как в ней я провёл всю свою юность. Я с 10 лет играю в эту игру, до сих пор, бывает возвращаюсь в неё. Даже как-то увлёкся моддингом, но это тема для другого разговора, так что об этом с вами как-нибудь потом и поговорим.

Если вы хорошо знаете о том, что происходит в GTA, вы представляете, что там достаточно много самых разнообразных действий, управление разнится от того находитесь ли вы в транспортном средстве и от вида этого транспортного средства, и в каждой из этих линеек управления есть много разнообразных действий. Вам, наверное, кажется, что человек, который не может себе позволить такую роскошь, как две руки, будет страдать.

И я скажу: «Да… Антон. Ты абсолютно прав. И я страдал»

Например, мне пришлось очень туго с такими благами геймдева, как спринт и прыжок. Клавиши «Q» и «E», если вы хотите управлять на васде култяпкой – ваши бро, но менять оружие на колёсико мышки не всегда бывает сподручно, так что пришлось жертвовать эффективной сменой оружия, чтобы хотя бы перемещаться, причём стрейф во время спринта в сделку не входил.

Но это ещё что, настоящие чудеса ручной гимнастики начинались, когда я садился в транспорт, летающий, или едущий. Хват рук разительно менялся, внимание на схемы.

<i>На третьей схеме показано как я ездил и плавал (плавает непотребство в речке, а ты ходил)</i>
На третьей схеме показано как я ездил и плавал (плавает непотребство в речке, а ты ходил)
А на четвёртой, как я летал.
А на четвёртой, как я летал.

Если вы очень внимательны, то вы, не вникая в цветовую кодировку, уже заметили одну важную вещь. Ага, мышь благополучно пришлось послать к коту под хвост. Что очень ограничивало мой обзор и некоторые возможности. Особенно в воздухе. Переключиться на мышь я мог только по большим праздникам. И спасибо рок звёздам, что захватывать цель на истребителе можно и без непосредственно взгляда на неё, иначе эту игру я бы не прошёл, нахрен, никогда.

На машине васдом отныне я управлял, на это мне требовалась вся моя правая рука, в таком случае очень трудно приходилось со стрельбой. Приходилось правой же рукой тыкать в «Q» и «E» которые теперь – не бро, выписывая пальцами невероятные кульбиты, и стрелять на контрл левой рукой. Управляемость машины при этом оставляла желать сильно лучшего. Вы говорите: «Что у вас в NFS, с приходом Фростбайта машина то ли коробка, то ли утюг какой-то, чё она так туго поворачивает» Охох, ребята. Машина туго поворачивает у меня в GTA SA, когда я пытаюсь из этой машины стрелять. Верней сказать, она не поворачивается никак, а про кручение камерой вообще вам лучше забыть. Ручник я от случая к случаю фигачил либо левой рукой, пропуская её под правой, во время верхне-клавиатурной гимнастики, либо бил по пробелу нижней частью правой ладони (как будто у меня есть не правая, лол)

И так я страдал не только в GTA, было тяжело, но я не сдавался, так как очень любил игры, на самом деле, да и сейчас люблю, поэтому находил способы проходить их как мог. Наконец в 15 лет мой игровой опыт стал намного приятней.

Call of Duty: Modern Warfare (2007), и новые возможности безрукого гейминга

Годом ранее, в мои 14 мне купили новой компьютер. Радости не было предела, так как старый максимум только GTA SA, со схожими по системкам штуками и тянул. Я открыл для себя мир большого, на тот момент, гейминга. Кстати, первой игрой на этом новом компьютере, совпало так, что был DOOM3. Примечательный момент, если вы вспомните с чего начался мой рассказ. Но о DOOM3 мы с вами поговорим как-то потом. Не о нём сейчас. Я играл год, с продолжающимся сложностями. Торг с игровым управлением, чтобы выторговать себе условия получше, чудеса пальцевой гимнастики, и прочие вещи. Так я играл в многие игры. Кроме дума, В Skyrim, в CSS (кстати был в ней сравнительно не плох, вот хотите верте, хотите нет, хотя не мог нормально идти, маскируя шаги, например, помню свой рекорд соотношение фраги/смерти 18/5, хорошие были времена, ламповые) Второй Half Life, Medal Of Honor2010.

Спустя год я открыл для себя ЕЁ! И это была сказка. вы наверняка слышали о ней, у кого-то из вас она была, и у тебя Антон, тоже.

<i>ЛЕГЕНДАРНАЯ X7 (Ыкс Севен), мышь аж с двумя доп. клавишами.</i>
ЛЕГЕНДАРНАЯ X7 (Ыкс Севен), мышь аж с двумя доп. клавишами.

Это было очень важное открытие, которое сделало мир гейминга для меня ещё более открытым. Всего две дополнительных клавиши, такая мелочь, а качество игрового экспириенса выросло в разы.

Первая игра, которую я прошёл с новой мышью, была Call of Duty MW 2007 года. По традиции смотрим на схему.

<i>Пятая схема, к вашим услугам</i>
Пятая схема, к вашим услугам

Как видите всё не так страшно и запутано, как на схемах несколько выше, на дополнительные клавиши я повесил спринт, и удар в рукопашную. Раньше в серии игр Call of Duty, когда враг шёл в рукопашную, я чаще сосал бибу, чем отстреливался, так как рукопашная атака в колде – имба, во всяком случае в более старых частях, я с самого госта не играл в эту проклятую серию и не особо горю желанием, но это тема тоже для другого совсем разговора.

Наклонами из угла на «Q» и «E» тоже пришлось пожертвовать, заменив их на присед и упор лёжа, соответственно. Но зато я играл очень комфортно и моё управление было плавным. Игра прошлась на ура, и я остался очень доволен. С чем в Call of Duty, у меня всегда были проблемы.

<i>Голые девчонки в интернете набирают за несколько минут сотню лайков, а сколько наберёт старик Прайс, курящий сигару.</i>
Голые девчонки в интернете набирают за несколько минут сотню лайков, а сколько наберёт старик Прайс, курящий сигару.

Так сформировалась та схема управления, которая идёт со мной по жизни и по сей день. Так я проходил множество проектов от Dishonored, до Assassin’s Creed. Мышь с дополнительными клавишами – неплохо заменят протез. Были проблемы, что далеко не все игры их поддерживают. Но со временем я решил и эту проблему, благодаря программному переназначению биндов на кнопках мыши.

Заключительная часть, DOOM(2016), GTAV

И вот мне уже 22, прошлогодним летом я уже сам себе купил новый компьютер, ибо мой старичок безбожно устарел, и его впечатляющая мощь, осталась там, в начале десятых, игры он перестал тянуть уже в 2014. И сказать, что я отстал от мира цифровых развлечений – это ничего не сказать. А ведь управление в играх не стоит на месте, как я себя чувствую сейчас, имея, кстати мышку с большим количество дополнительных клавиш?

<i>Немного брутального мужчины, к нам в блог. Настоящего мужика в ФОРРРМЕ</i>
Немного брутального мужчины, к нам в блог. Настоящего мужика в ФОРРРМЕ

Первую игру, которую я решил пройти, по доброй традиции стала «DOOM» 2016 года. Гейминг на каждой новой машине начинается с DOOM’а причём я решил пройти его на предпоследнем уровне сложности. Больше двух клавиш на мышке мне не пригодилось. Прошёл без ощутимых проблем. Прыжок на одной доп. клавише, фаталити на другой и вперёд разваливать кабины демонам… я не тебе Антон, успокойся.

<i>А это уже скриншот из моего геймплея! Бить, крушить, ломать!</i>
А это уже скриншот из моего геймплея! Бить, крушить, ломать!

Ну решил я ещё поиграть и в GTA пятую по счёту (по счёту на самом деле не пятая, но мне просто лень менять регистр, чтобы понтово писать «Ви» И не надо говорить, что я написал название игры по английски. Почему мол я сразу «Ви» не поставил? Антон, я же прошу, успокоиться), с ней связана забавная история.

В целом, проблем с прохождение этой игры так же, не возникло, но в сюжете игры есть момент, где один из главных героев должен заниматься йогой. И эта злая йога вскипятила мои мозги. Я не думал, что духовная практика успокоения может так раздражать.

Управление устроено так, что вам нужно работать одновременно васдом и мышью, и фиксировать их в определённом положении. И когда игра сказала мне зажать ту часть васда, которая вд, я офигел просто. Повезло что это было не на время, а на тщательность так сказать. Пришлось импровизировать и зажимать кнопку тяжёлым предметом, со стола.

Скриншотов этого безобразия у меня нет, но вы можете себе представить, как это неловко.

Подытожим

Что я могу сказать вам, подытоживая, дорогие читатели? Гейминг – это хорошо, и это возможно, даже если ваша ситуация кажется патовой. Нас объединяет любовь к играм, которую мы проносим через года, и мы найдём способ играть в любом случае.

Если до сюда кто-то дочитал, спасибо большое вам, спасибо за то, что вникли в эти рассказы и схемы от незнакомого вам человека, о незнакомых вам вещах.

Инклюзивность видео игр – это очень важная вещь, о которой важно говорить. Наш большой мир цифровых развлечений, содержит в себе тысячи самых прекрасных, и не очень миров — он для всех.

Вот, если есть желание пообщаться, пишите, если не верите мне насчёт моей ситуации, пишите тоже. Кстати, может буду ещё что-то писать сюда, мне есть о чём ещё поговорить с вами, если кому-то интересно, подписывайтесь, ставьте лайки и всё такое, что там принято делать.

Буду обживаться у вас тут на DTF.

Спасибо за внимание!

Пока!

P.S. Вся статья с минимальными изменениями перенесена из StopGame.ru — это моя первая статья там, будет первой и тут, мне было очень важно начать своё знакомство с вами, именно с неё!
Немного эксклюзивного контента для вас! Я не знаю как тут принято, можно ли такое делать, но прямых запретов не встречал, в наших краях иногда можно: з

<i>Позитиватор с Кейт Бланшетт! Вообще мы их делаем не только с ней, а в целом с девушками, но сейчас у меня настроение на Кейт Бланшетт!</i>
Позитиватор с Кейт Бланшетт! Вообще мы их делаем не только с ней, а в целом с девушками, но сейчас у меня настроение на Кейт Бланшетт!
230230
157 комментариев

Ну привет, Глеб

42
Ответить

Глеб - Хлеб

8
Ответить

Привет

2
Ответить

Значит слушай сюда

19
Ответить

Статья нормально вроде как написано. Слегка текст теряю по смыслу. Ощущение словно читал Черный Отряд Глена Кука. Каша кашей, но в Отряде вырисовывался всегда некий смысол. 
Так то вроде норм. Оформление нормальное.
 Не знаю, какие у тебя там были терки с Стопгеймом.
- да и вообще не ебет, че за стопгейм вообще. Я с украины, у нас там не принято в чем то таком разбираться - 
Но тут все по другому.
Добро пожаловать на ДТФ, короче говоря. Будь как дома, с токсиками сейчас ты еще познакомишься. 

39
Ответить

Какая же раздражающая риторика. Найди себе друзей не здесь, пожалуйста.

8
Ответить

Человек старался, а ему друзей посоветовали найти. А у меня друзей нет блядь. Обидно.

53
Ответить