У вашего ведра помехи

Взгляд на cвежую хоррор-комедию, Bucket Detective, и её бесплатного предшественника, Statics Speaks My Name

У вашего ведра помехи

В августе 2015го геймдизайнер Джесси Барксдейл под псевдонимом thewhalehusband выложил на сайт Itch.io (аналог Steam для инди-разработчиков) десятиминутную игру The Static Speaks My Name. (Помехи произносят моё имя) Как утверждает он сам, целью было набрать хотя бы сто загрузок. Спустя два года их количество превышает полмиллиона, Джесси продаёт мерчендайз с символикой игры, а в Steam выходит его первый полноценный проект, Bucket Detective (Детектив Ведро), что один из читателей DTF считает отличным поводом поговорить о его творчестве.

Для начала, короткие описания его произведений. Я постараюсь как можно меньше портить впечатление описанием конкретных ситуаций, но всё же советую сначала пройти данные игры. Тем более, что суммарное прохождение вряд ли отнимет у вас более двух часов.

Jump To Win - не столько игра, сколько, эксперимент Джесси в формате платформера с видом с боку, который занимает ровно один экран и проходится примерно за минуту. Крайне простой комментарий об одержимости играми так называемыми "win states", необходимостью иметь некие конечные цели, достижение которых вызывает удовлетворение. Немного схож с You Have to Burn the Rope, но всё же, более простой и менее прямолинейный.

Да, вся игра перед вами как на ладони. Но вы же не думаете, что всё будет так просто?
Да, вся игра перед вами как на ладони. Но вы же не думаете, что всё будет так просто?

The Static Speaks My Name - адвенчура с видом от первого лица о человеке, который в финале совершит самоубийство. Сам дизайнер в одном из интервью описал её следующим образом: "Я намеревался создать опыт с акцентом на истории, персонажах и эмоциях, а не игровом процессе. Игру, использующую по большей части правое полушарие мозга. Что-то, что заставит вас чувствовать себя совершенно другим человеком, но не ради побега от реальности, который предлагает большая часть игр. В моём понимании, это, пожалуй, антипод эскапизму? Я старался воссоздать чистые эмоции, которые мы все иногда ощущаем."

Более ироничной открывающей сцены в видеоиграх вы не найдёте.
Более ироничной открывающей сцены в видеоиграх вы не найдёте.

Bucket Detective - хоррор-комедия о писателе-неудачнике, который обращается в секту, по духу близкую к сатанистам, чтобы выйти из авторского застоя. Формат тот же, что и у "Помех" - адвенчура от первого лица.

У вашего ведра помехи

Главная вещь, которую Джесси делает мастерски - это создаёт ожидания, а затем их рушит. Обе его игры представляют собой жанровый сплав из хоррора и комедии, в котором смешно игроку или страшно, зависит лишь от его субъективного восприятия. А как вы, наверное, знаете, данные жанры функционируют благодаря резкому разрушению ожиданий. Именно поэтому в самом по себе их сплаве бы не было никакого новаторства, Сэм Рэйми делал подобное ещё в восьмидесятые. Но в данном случае ключевым фактором является то, что автор использует интерактивность своих произведений на полную катушку.

Все десять минут игрового процесса Static Speaks My Name, к примеру - это рутинные действия человека, проснувшегося в полчетвёртого утра, разбавленные в пропорциях 1/1 с дичью, которая даёт понять, что этот человек не совсем психически здоров. Этого никогда не говорят в открытую, всё становится понятно благодаря интерактивному окружению и целям, которые представляет игра. Если максимально упростить, игра задаёт сетап в духе "пойди позавтракай", а затем атакует вас панчланом, преподнося на завтрак, по сути, даже не еду.

Интерактивное издевательство может быть направлено и на механики, принятые в играх за стандарт. В обеих играх присутствуют сцены, где вы можете выбрать реплику, ни в одной из выбор не несёт за собой абсолютно никаких последствий. Тем не менее, эти сцены достигают, фактически, противоположного эффекта. Если в диалоге из "Помех" вам не дают возможности выразить свои переживания для усиления эффекта отчуждения главного героя от окружающего его мира, то моменты с выбором строчек для своего романа в "Детективе" акцентируют внимание на том, что сказать главному герою и нечего, накручивая абсурдность желания главного героя стать писателем.

У вашего ведра помехи

Абсурдность эта, впрочем, заявляет о себе ещё в главном меню. Одного взгляда на схему с репликами и сюжетными ходами, по которой будет написан титульный роман "Bucket Detective", ясно не только, что "book is not good", но и что тон игры достаточно идиотичен. Как даёт понять открывающий ролик, реальность здесь функционирует по достаточно условным законам. Главный герой, Дэвид Дэвидс, например, пожалуй, является в лучшем случае пародией на человека, а все реплики в катсценах рассказчик выдаёт на ломаном английском. Но при этом, игра вслед за "Помехами" во всю использует приёмы ужастиков вроде медленно открывающихся дверей, неспешной ходьбы с гулким звуком у каждого шага и отличного, напрягающего саундтрека.

Однако, здесь гораздо больше гэгов в лоб, которых бы не стали чураться, например, мультфильмы канала Adult Swim. В особенности игра вызывает ассоциации с "Мистером Пиклзом" - мультфильмом про милого пёсика/воплощение Сатаны, живушего в городе сплошных идиотов и мерзких людей. Совершенно в духе этого шоу игра не стесняется подавать через призму едкого сарказма абсолютно всё своё содержимое.

Например, на листах дневника, которые находит главный герой разбросанными по всему особняку сектантов, автор жалуется, что он беден, поэтому из его дешёвого дневника заполненные страницы выпадают просто на ходу. Он так же ненавязчиво замечает, что картин во всём доме всего три с половиной вида именно потому что так хотели заказчики. (нет, совсем не потому что это бюджетная инди-игра, вы что)

Хотя, одна картина, всё же, выделяется на фоне прочих...
Хотя, одна картина, всё же, выделяется на фоне прочих...

И вот отсюда выходит ещё одна характерная черта игр Барксдейла - они ценят ваше время и никогда не задерживаются дольше, чем нужно. Здесь ровно столько качественного контента, сколько нужно, чтобы интерактивно рассказать конкретную историю. В Static Speaks My Name не очень много интерактивных объектов, а в Bucket Detective всего пара анимированных от первого лица действий, но всё, что есть отлично выполняет свою задачу вам обязательно запомнится.

Стоит ли говорить, что в 2017 году, когда тот же Steam под завязку завален наспех склёпанными проектами, такое отношение не может не радовать. Игры thewhalehusband - это уникальные жанровые произведения с выверенным авторским стилем. Не знаю, как для вас, а для меня именно такие игры имеют максимальную ценность.

55
1 комментарий

Привет, и спасибо за статью! Я занимался саунд-дизайном Bucket Detrctive и обязательно передам Джесси всё, о чём здесь написано :)

Ответить