Несмертельное оружие: как Nintendo едва не застрелилась из собственного ружья
История Laser Clay Shooting System.
В начале 1970-х японская компания Nintendo, производившая игральные карты и детские игрушки, обратила свой взгляд на рынок электронных развлечений и начала долгий путь к тому, чтобы стать одним из его ведущих игроков. История Nintendo-производителя видеоигр, могла закончиться толком не начавшись — по обстоятельствам, не зависевшим от компании, её первая электронная игра Laser Clay Shooting System оказалась крупным финансовым провалом.
Портал Kotaku рассказал том, как велась разработка интерактивного тира, к чему она привела и как японцы выбирались из кризиса, обрушившегося на компанию.
Идея Laser Clay Shooting System пришла в голову президенту Nintendo Хироши Ямаучи (Hiroshi Yamauchi) в 1971 году, когда он прочитал новость о прошедшем в Японии отстреле уличных голубей. Ямаучи обратился к инженеру компании Гунпею Ёкои (Gunpei Yokoi) с предложением создать симулятор птичьей охоты. В основу игры должно было лечь световое ружьё, разработанное сотрудником компании Масаюки Уэмурой (Masayuki Uemura).
Ямаучи предложил компании приобрести несколько пустовавших залов для боулинга и создать в них электронный аналог стрельбищ. Так была сформулирована окончательная концепция Laser Clay Shooting System.
Система представляла из себя стену, на которой был нарисован лесной пейзаж. С помощью проектора на ней появлялись голуби, в которых должны были стрелять игроки и, в случае попадания, зарегистрированного специальной системой отражателей, проектор демонстрировал изображение сбитой птицы.
Первый игровой зал с Laser Clay Shooting System открылся в января 1973 года, и открытие могло закончиться катастрофой — система не выдержала нагрузок и перестала регистрировать попадания игроков. Ситуацию спас один из разработчиков проекта Гэнъё Такэда (Genyo Takeda). Он взял на себя контроль над проектором и в течение целого дня самостоятельно следил за попаданиями пользователей.
В дальнейшем тир работал исправно и вскоре стал большим успехом. Nintendo получила несколько заказов на открытие залов за пределами Японии и наняла известного актёра Синъити Тибу (Sonny Chiba) для рекламы системы.
Планы Nintendo стало невозможно реализовать из-за Нефтяного кризиса 1973 года, особенно тяжело ударившего по японцам. Компания лишилась заказов на производство новых систем и осталась должна порядка 64 миллионов долларов по кредитам, которые она взяла на развитие Laser Clay Shooting System.
Компания смогла выплатить этот долг только к началу 1980-х, всё это время держась на плаву только благодаря лояльности акционеров и сдержанному успеху её первых аркадных видеоигр. В их числе были как простые электронные версии настольных игр вроде Computer Othello, так и клоны других популярных электронных развлечений вроде Block Fever (Breakout) и Space Fever (Space Invader).
Вскоре все эти проекты были переизданы на первую серию видеоигровых приставок в истории Nintendo, получившую название Color TV. Консоли серии, несмотря на скромную линейку игр также являлись большим коммерческим успехом и способствовали выплате долгов.
Именно из этих игр и приставок впоследствии выросли культовые продукты Nintendo, созданные в том числе усилиями людей трудившихся над первым электронным тиром компании.
Гэнъё Такэда по сей день носит звание первого геймдизайнера в истории компании и приложил руку к созданию таких игр как Punch-Out и PilotWings 64. Помимо этого он являлся главным инженером GameCube и Wii. Сейчас Такэда выполняет роль одного из главных советников нынешнего президента Татсуми Кимишимы (Tatsumi Kimishima).
Масаюки Уэмура принял непосредственное участие в создании Nintendo Entertainment System и Super Nintendo Enterntaiment System. В 2004 году японский разработчик ушёл на пенсию в возрасте 71 года.
Судьба Laser Clay Shooting System также была связана с домашними консолями — с целью сокращения расходов Ёкои решил сделать минималистичную версию игры, известную каждому владельцу Dendy и NES как Duck Hunt.