Как бы не свихнуться: мысли о Call of Cthulhu
Внимательно смотрим трейлер и делаем предположения.
Лавкрафт — писатель во многом бессистемный. Его легендариум — один из самых влиятельных и богатых в истории, но его элементы разбросаны по десяткам рассказов, не все из которых достойны чтения. Поэтому мифы Ктулху нельзя переносить на экраны мониторов по отдельным произведениям – только целыми пластами этой мифологии. Так было с Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, и новая Call of Cthulhu явно последует её примеру, если судить по последнему трейлеру.
Детали игрового процесса раскрываются неохотно — мы знаем, что игра будет адвенчурой со всякими обязательными для жанра элементами вроде расследований, стрельбы и стелса. Ну и хоррор, разумеется – survival по формату, но не по настроению.
Самый жуткий кошмар в мифах Ктулху — осознание героем собственной ничтожности. С извращённым упорством Лавкрафт напоминает, что человек — это примитивное создание, захватившее планету в отсутствие истинных хозяев.
Это глубоко пессимистичный страх, основанный на идее враждебности космоса: далёкие звёзды не призывно подмигивают нам, а наблюдают за нами с холодной жестокостью
Будьте уверены: доживи Лавкрафт до 60-х – он бы позаботился о быстрой кончине программы SETI.
У Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth получилось поделиться этим страхом, даже несмотря на значительную утрату атмосферы во второй половине игры, когда главный герой получает мощное оружие. Сможет ли вторая и столь же амбициозная игра добиться подобного эффекта?
Есть в трейлере и поводы для беспокойства, но чутьё разработчиков из Cyanide, кажется, не подводит. Для начала — они выбрали, пожалуй, самое идеальное время для «лавкрафтовщины» — начало XX века (собственно, тогда и творил маэстро). В трейлере хватает улик, указывающих на эпоху: печатная машинка, чёрно-белые фотографии, примитивный телефон, форма полицейских (сильно похожих на своих собратьев из Dishonored — влияние столь депрессивной и жёсткой игры вряд ли может повредить Call of Cthulhu).
Что это за время? Завершилась викторианская эпоха, а научный прогресс начал наступать так быстро, что моральное развитие человека не успевало за техническим. Перед людьми открылись огромные невероятные миры: биохимии, ядерной энергии, кинематографа, а ещё — тотальной войны, химического оружия, коммунизма и нацизма. Разве удивительно, что именно в это мрачное время перед цивилизацией откроется ещё один горизонт, гибельный и чудовищный?
Мало того, именно на рубеже веков палеонтология совершила качественный скачок, и человек, который еле умещал в голове библейские шесть тысяч лет, теперь встал над пропастью глубиной в миллиарды лет. Наука показала людям, сколь причудливые формы способна принимать жизнь: поэтому в легендариуме Лавкрафта есть место как антропоморфным Ктулху и Дагону, так и летающим полуматериальным полипам, и губчатым Старцам, и их безумным творениям — шогготам.
Cyanide работают с проверенными элементами, словно пытаясь сделать игру, идеально описывающую всю мифологию Лавкрафта одним гигантским полотном. В трейлере есть почти все характерные черты беллетристики Говарда Филипса Лавкрафта (если это была не документалистика).
Герой-исследователь, естествоиспытатель поневоле. Он зауряден, а его психика по ходу расследования повреждается всё сильнее и сильнее. Таинственные обстоятельства дела, которые все пытаются скрыть.
В трейлере сочетаются проблемы, поднятые в самых разных произведениях Лавкрафта
Омерзительная живопись, писаная с натуры — «Модель Пикмана». Ктулху и его служители: уж в этой части ему уделят достаточно внимания, а не как в Dark Corners of the Earth. Другие миры, что может отсылать нас как к Великой Расе Йит, так и к Старцам, и к Ми-Го: нет сомнения, что все эти создания как минимум промелькнут на заднем плане. Мотив моря и мрачный образ моряков, чьё обострённое чувство сверхъестественного нередко заводит их прямо в пасть тёмных сил, либо напротив, спасает. Явления, противоречащие закономерностям природы и оттого богомерзкие — речь о китах с уродливыми открытыми ранами.
Правда, увлечение боди-хоррором подводит Cyanide — физические уродства, как у неизвестного гражданина с гниющим пузырём на лице в трейлере, почти не использовались Лавкрафтом как метод устрашения читателя. Разве может напугать даже самая отвратная мутация, когда где-то на дне морском дремлет божество возрастом в миллиарды лет?
Есть много оснований волноваться за судьбу Call of Cthulhu. Самое значительное — она в разработке уже десять лет, начинали одни, продолжали другие, переделывали — третьи. Однако те редкие материалы, которые Focus Home обнародовали, вселяют уверенность в успех.
Пусть им не достаёт болезненной камерности, и почти наверняка не выйдет построить столь же эффектный город, как Иннсмут. Зато мы возвращаемся в больной мир Лавкрафта, и те, кто этот билет собираются нам подарить, отлично понимают свой материал.