Разработчики массово отказываются от собственных движков

По данным портала Vginsights, в 2024 году только 10% выпущенных в Steam игр использовала собственные игровые движки. Остальные перешли либо на открытые решения, либо на лицензируемые движки.

Разработчики массово отказываются от собственных движков

На сегодняшний день все используемые движки можно разделить на три большие группы:

  • «Общие». Их всего два: Unreal Engine и Unity. Это лидеры рынка, доля которых растёт и которые доступны для использования любому;
  • «Небольшие бесплатные». Сюда входят Godot, Gamemaker и Ren’Py. Используются эти крохотульки в небольших проектах и не предполагают лицензионных отчислений;
  • «Большие частные». Это большие специализированные решения, не уступающие Unity или Unreal Engine (ну или обладающие сопоставимыми возможностями) основными пользователями которых являются сами разработчики. К ним относятся Source, Frostbite, Creation Engine, ReEngine, Decima.

Есть ещё ряд больших движков наподобие CryEngine, но они используются в единичных играх.

Массовый переход на лицезируемые движки начался примерно в 2012 году и продолжается до сих пор:

Разработчики массово отказываются от собственных движков

Лидером рынка достаточно быстро стал Unity, на котором до сих пор делается практически половина игр. Однако, в последние годы его начал теснить Unreal Engine. Кроме того, путь и небольшой, но стабильный рост показывают GameMaker и Godot.

А вот с точки зрения денег (у нас всё же капитализм, куда без них?) всё не так однозначно:

Разработчики массово отказываются от собственных движков

Тут Unity никогда не был в лидерах, сумев максимально подняться до 27%. Unreal Engine показывал примерно похожие результаты. В общем, игры, которые приносили деньги, большей частью использовали свой собственный движок. Только в 2024 году ситуация изменилась за счёт перехода на Unreal Engine.

Если тенденции продолжатся, то к 2030 году уже 40% проданных копий будет приходиться на игры, сделанные на Unreal Engine. Unity увеличить свою долю если и сможет, то незначительно.

Все на UE5!

Разработчики массово отказываются от собственных движков

Несмотря на постоянно ругаемый Unreal Engine пятой версии, дела у движка идут хорошо. За прошедшие с выхода три года на него пересели уже 72% разработчиков:

Разработчики массово отказываются от собственных движков

Хотя UE5 набирает популярность медленней, чем UE4, он находит применение во всё большем количестве игр. За последний год на UE5 вышли Palworld, Senua's Saga: Hellblade II, Black Myth: Wukong, Tekken 8, Satisfactory и S.T.A.L.K.E.R. 2. В общем, Epic Games железной рукой загоняют всех в счастье.

Больше всего на Unreal Engine делают игры жанров Action RPG, Souls like, FPS, Platformer. Open World Survival Craft и City Builder.

О переходе на решение от Epic Games уже заявил ряд крупных компаний вроде Crystal Dymamics, Respawn Entertainment, CD Projekt Red, Square Enix, Eidos Montreal, Obsidian и ряд других. Причина банальна — развитие своего движка стоит мало того что дорого, так ещё и требует обучения приходящих специалистов.

А бесплатная альтернатива?

Единственный движок, который заметно прибавил популярности за прошедшие годы — Godot:

Разработчики массово отказываются от собственных движков

Остальные остались при своих, не сумев завоевать сердца разработчиков. Подобные движки представляют слишком мало возможностей и подходят только для начинающих. Команды поопытней предпочитают тот же Unity.

А что там с Unity, кстати?

А с ним всё не слишком хорошо. Сверху его поджимает Unreal Engine, снизу — Godot. С ходу захватив огромный кусок рынка, компания так и не сумела конвертировать его в хороший денежный поток.

Предпринятые меры по стабилизации ситуации сделали только хуже. Попытка создать свою игру провалилась, а попытка взять деньги с разработчиков за каждую установку игры заметно подпортила репутацию.

Если, например, у Epic Games есть Fortnite, на котором оттачивается работа Unreal Engine, то тысячи специалистов Unity смогли осилить только невзрачный ролик на движке:

Сравните это с Warhorse Studio, которая за несколько десятков миллионов долларов коллективом в меньше чем 300 человек смогла выпустить две успешные игры на стороннем движке.

Как итог: компанию накрыли волны увольнений, последняя из которых произошла буквально только что. На мороз отправились очередные сотни людей, включая целые отделы. Понять, что будет с компанией дальше, трудно. Есть вариант, что пухнущая от денег, которые приносит Fortnite, Epic Games приобретёт Unity и станет практически монополистом.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience

Об играх и игровой индустрии: https://t.me/gameprodev

5
3
1
6 комментариев