Дофаминовый эксплойт или как стать счастливее ч.2
В первой части статьи были рассмотрены разные дофаминовые циклы, дорогой и дешевый дофамин, а также способы его получения. Сегодня же хочется разобраться, а как вообще так получилось и что нас ждет в дальнейшем. Контент опять же надерган из моего Telegram-канала (подписывайтесь, кстати).
Эволюция дофамина
Краткий экскурс в историю. Захотелось отследить, а как вообще менялось потребление развлекательного контента и как некогда дорогой дофамин превратился в дешевый.
В начале XX века, чтобы посмотреть кино, люди шли в кинотеатр и стояли в очередях за билетами (чувствуете ожидание награды: идти + ждать?).
Затем появились первые телевизоры, где нужно было сначала договориться с сожителями, чтобы посмотреть то, что интересует тебя, а потом дождаться нужной ТВ-программы (тоже прикладывались какие-то усилия).
Ящик эволюционировал и дешевел, каналов и программ становилось все больше (а у кого-то даже и телеков), становилось проще накормить чем-то мозг, но все равно спектр контента был ограничен.
Потом в нашу жизнь вошли компьютеры, ноутбуки, телефоны, и доступ к развлекательному контенту стал еще проще, а также появилась возможность самому выбирать, что смотреть.
Вот здесь и произошел переход от платформенной революции к рекомендательной, но о ней далее.
Платформенная революция
Мы пришли в точку невозврата. Революция перенесла нас от действий «идти и ждать» до «открыть телефон и смотреть». И нам точно покажут что-то интересное, ведь все платформы давно научены на наших предпочтениях.
Помимо этого, алгоритмы каждый день учатся и становятся лучше, чтобы повысить продолжительность просмотра и возвращаемость зрителей.
Очень интересно, куда же мы движемся дальше. Совместят ли шлем виртуальной реальности с алгоритмической лентой, чтобы мы залипали еще сильнее с эффектом полного погружения? (Или уже совместили?)
Так можно и чипы в голову вживлять, чтобы не только доставлять контент, но и собирать моментальную обратную связь от мозга и обучать алгоритмы еще качественнее.
В любом случае наметился очевидный тренд на то, что дешевый дофамин будет занимать всю бОльшую часть нашей жизни.
Что еще изменилось?
Помимо контента и развлекательной сферы, дофамин стал доступнее буквально везде. Вперед шагнули интернет-шоппинг, доставки, услуги, онлайн-казино и прочее.
Наша жизнь значительно упростилась, когда из нее убрали элемент нужды куда-то ехать или идти, теперь все само приедет, были бы ресурсы. В идеальной картине мира это экономит время, и его можно было бы потратить на что-то полезное, но давайте будем честны..
Эффект от технологий, призванных улучшить нашу жизнь, чаще всего нивелируется негативным эффектом от технологий, поглощающих наше внимание.
Становится очень похоже на художественный фильм «Матрица», когда человек лежит в биокамере, все необходимое ему поступает по трубкам, и остается только генерировать тепловую энергию.
Итоги
Пришло время подвести итоги. С одной стороны, все просто: полезное делать, вредное не делать. Но с другой – все сложнее.
Каждый день нам приходится бороться с силами антагонизма, которые претендуют на самый ценный ресурс – наше внимание. Все же слышали байку, что конкурент Netflix даже не HBO или Amazon, а сон?
Кто-то борется путем цифрового детокса, кто-то уходит от ненужных источников информации, а кто-то удаляет Instagram с телефона. Но абстрагироваться становится все сложнее.
Везде стоят экраны, поглощающие внимание, наружная реклама и вывески брендов догоняют нас на улице и в общественном транспорте. Изобретательные маркетологи каждый день придумывают новые рекламные плейсменты, чтобы побеждать баннерную слепоту.
Дальше будет требоваться все больше концентрации и фокуса, чтобы заниматься действительно важными делами и избегать всего этого шума.
Желаю вам рационализировать свою жизнь и получать как можно больше дорогого дофамина. Спасибо, что прочитали! Встретимся в моем Telegram-канале, контент выходит раньше там.