Лучшие головоломки 2016 года: для тех, кто любит думать

Вспоминаем, какие игры прошедшего года заставили нас напрячь мозги.

Лучшие головоломки 2016 года: для тех, кто любит думать

С пазлами всё всегда непросто. Если платформеров или шутеров за год выходит даже слишком много, то хорошие головоломки можно пересчитать по пальцам. Мы выбрали самые заметные релизы года 2016 и определили лучший.

Deus Ex Go
Deus Ex Go

После успеха Lara Croft Go и Hitman Go Square Enix решили выпустить пазловую версию ещё одного своего хита — Deus Ex. Есть игровой уровень, поделённый на сегменты (двигаться можно исключительно по ним). Задача игрока — пройти из одного конца локации в другой, избегая противников.

Враги бывают разных типов: одни постоянно патрулируют местность, другие начинают двигаться только тогда, когда игрок оказывается с ними на одной линии, третьи вообще перемещаются синхронно с персонажем. У Адама Дженсена в кармане тоже есть парочка козырей: он, например, может взламывать терминалы. меняя маршруты противников или становиться невидимым.

Deus Ex Go
Deus Ex Go

Механика игры, со всеми взломами и гаджетами, очень хорошо вписывается во вселенную Deus Ex. Загадки сложны и могут заставить понервничать даже опытных игроков. Однако, у них зачастую всего одно решение, так что мотивации перепроходить игру просто нет.

А вот что действительно подкачало, так это история. Фоном нам рассказывают, как Адам Дженсен распутывает очередное дело о терроризме, но наблюдать за этим тоскливо. Постоянная болтовня по рации только отвлекает от самой игры. Deus Ex Go гораздо больше подошли бы простые текстовые брифинги в начале миссии.

Deus Ex Go
Deus Ex Go

Всем любителям классических квестов от первого лица не рекомендуется пропускать Obduction. Игру сделали Cyan Worlds — люди, ответственные за Myst. Героя Obduction похищают инопланетяне и забрасывают в незнакомый мир. Оттуда нам и предстоит выбраться, попутно решая загадки.

Прелесть Obduction в том, что она не ведёт игрока за руку по локациям. Искать загадки и пути их решения придётся самому. Иногда решения бывают не очевидны, а пазлы чересчур сложны, но эмоции игра дарит самые правильные, как в оригинальных Myst.

Obduction
Obduction

К сожалению, в Obduction даёт о себе знать недостаток финансирования (деньги на проект собирали на Kickstarter): временами игра сильно тормозит, персонаж может застрять в предметах на уровне. Ничего критического, но удовольствие всё же портит.

Obduction
Obduction

Пока все мы ждём продолжение Portal и The Talos Principle, приходится довольствоваться проектами рангом поменьше. The Turing Test расскажет историю Авы Тьюринг, учёной, которая отправилась на поиски научной экспедиции, пропавшей на Европе, спутнике Юпитера. Компанию ей составит искусственный интеллект Том.

В плане геймплея всё стандартно: оказываемся в комнате, решаем загадку, открываем дверь, движемся дальше. Головоломки в основном завязаны на использовании энергетических сфер и различных аккумуляторов: они открывают двери, запускают платформы, поднимают лестницы. Периодически игрока пускают в сюжетную локацию, и действие начинает походить на Gone Home: ходим, осматриваем вещи, слушаем аудиозаписи.

The Turing Test
The Turing Test

Загадки в The Turing Test интересны и способны занять надолго. Но есть проблема: игре очень не хватает чего-то, что бы выделило её среди других проектов. Ей не хватает стиля и юмора Portal, изобретательности и глубины The Talos Principle. Всё очень стандартно: и локации, и пазлы, и даже поднимаемые в сюжете темы. Проект хороший, но вы вряд ли захотите проходить его во второй раз.

The Turing Test
The Turing Test

Дальше поговорим об играх, о которых мало кто слышал. Quadrilateral Cowboy от Blendo Games — симулятор хакера, причём весьма любопытный. Мы примем на себя роль специалиста по симуляции ограблений. Есть виртуальный дом, в котором лежит нужный нам предмет. В нашем распоряжении «ноутбук» (нечто вроде чемодана с экранчиком и клавиатурой) и другие гаджеты. Дом напичкан всякими ловушками, вроде лазеров, закрытых дверей и прочего. Их придётся «хакнуть», причём буквально — ставим «ноутбук» на полочку рядом с закрытой дверью и вручную вводим команды. И так каждый раз. Отключить лазеры? Лезем в командную строку. Запустить робота? Лезем в командную строку.

Quadrilateral Cowboy
Quadrilateral Cowboy

Игра дружелюбна к новичкам, так что языки программирования изучать не придётся — все команды элементарны. Важно то, какие ощущения испытываешь, своими руками запуская последовательность действий, элегантно проводящую персонажа через уровень. Уникальный опыт. Жаль, что полностью свой потенциал игра не раскрывает. Только начинаешь думать, что вот, сейчас начнутся настоящие интересные испытания, как всё заканчивается.

Quadrilateral Cowboy
Quadrilateral Cowboy

Stephen’s Sausage Roll — это игра про то, как аккуратно жарить сосиски. Без шуток. Главный герой, Стивен, оказывается на острове. Остров разделён на множество зон, каждая из которых — пазл. Суть проста: есть горячие поверхности, есть сосиски. Нужно равномерно прожарить каждую сосиску и не сжечь её.

Stephen’s Sausage Roll
Stephen’s Sausage Roll

Звучит слишком просто и немного глупо. Однако это не так. При всей внешней простоте, игра генерирует огромное количество различных геймплейных ситуаций, а новые механики вводятся так незаметно, что игрок всегда думает, будто сам их обнаружил. Stephen’s Sausage Roll — пример грамотного геймдизайна и один из самых любопытных пазлов 2016 года.

На VR-сцене выступили Kokoromi со своим проектом SuperHyperCube. В нём игрок движется через абстрактное виртуальное пространство и периодически пролетает через стены. В каждой стене — отверстие определённой формы. В распоряжении у игрока есть фигурка, состоящая из нескольких кубов, а задача — повернуть эту фигурку так, чтобы она пролезла в отверстие в стене. Есть несколько тонкостей: фигурка висит прямо перед лицом играющего, так что для того, чтобы рассмотреть препятствие, приходится наклонять голову. Иногда стены начинают менять своё положение прямо перед приближением игрока, приходится подстраиваться.

SuperHyperCube нельзя назвать прорывным проектом, всё же устройства виртуальной реальности только вышли на рынок. Но для игры первой волны он выступает неплохо. Однако не очень понятно, зачем разработчики нацелились именно на VR. Механику игры легко можно было бы реализовать и в обычном режиме: вместо поворота головой использовать стики геймпада. А так выходит, что проект увидит лишь небольшое число обладателей PlayStation VR.

Лучшая головоломка 2016 года — The Witness

Лучшие головоломки 2016 года: для тех, кто любит думать

Про The Witness очень сложно говорить так, чтобы не выдать чего лишнего. Проект всё-таки рассчитан на то, что игрок сам будет раскрывать секреты и делать какие-то выводы.

Главная причина, почему The Witness достоин звания «Лучшая головоломка 2016 года» — пазлы. Загадки в The Witness построены по принципу лабиринта: есть небольшое поле, нужно провести линию от входа к выходу. Вот только дополнительные условия постоянно меняются и эволюционируют. И вот от игрока уже требуют не просто пройти лабиринт, но и, например, сделать так, чтобы белые и чёрные точки, разбросанные по полю, оказались разделены линией.

Лучшие головоломки 2016 года: для тех, кто любит думать

Иногда для того, чтобы решить загадку, придётся присмотреться к окружению, иногда — вспомнить уже решённые пазлы. Иногда же — двинуться дальше, оставив непокорную задачку на потом. В этом вообще суть The Witness - развитие и познание. Не можете пройти лабиринт — двигайтесь дальше и в какой-то момент, после очередного пазла, решение придёт само. Игра заставляет испытывать удивительное чувство: в один момент ощущаешь себя самым глупым человеком на Земле, в другой — настоящим гением.

Отсутствие необходимости корпеть над чем-то, чтобы продвинуться в игре — это очень важно. Сразу отсекается весь негатив, и отпадает необходимость лезть в гайды. Всегда знаешь, что если загадку не расколоть, значит где-то на острове есть пазл или что-то ещё, что поможет найти решение. Очень элегантный ход, который хотелось бы видеть в играх чаще.

С другой стороны, для любителей жульничать здесь кроется опасность. Если подсмотреть решение, то вряд ли поймёшь принцип, по которому оно было найдено. А этот принцип точно пригодится в решении какой-нибудь другой загадки. В результате может получиться такой «снежный ком», который оставит игрока практически безоружным. Но таковы правила.

Лучшие головоломки 2016 года: для тех, кто любит думать

А ещё в The Witness очень красивое окружение. Остров настолько хорошо и умно сделан в плане размещения загадок, локаций и достопримечательностей, что удивляешься, как подобное вообще создано маленькой студией. Как и в случае с загадками (да и вообще, согласно последней моде) игра не будет ничего объяснять. По острову разбросаны диктофоны с записями, но трактовать все события игроку придётся самому.

Однако The Witness — игра всё же про загадки, а не сюжет. И мотивировать двигаться дальше здесь должно именно желание посмотреть, чем разработчики смогут удивить. Если конкретно вас это не зацепило, то мотивация быстро пропадёт. Но опять же, таковы правила. Примете их — и получите самую оригинальную, сложную и мотивирующую головоломку со времён Portal и The Talos Principle.

1414
11 комментариев

"Примете их — и получите самую оригинальную, сложную и мотивирующую головоломку со времён Portal и The Talos Principle."

И вот здесь я опешил. Самая мотивирующая?
Единственная награда за решение загадок - дополнительная порция новых. Здесь нет ни сюжета, ни юмора как в Portal, нету каверзных вопросов или музыки уровня The Talos Principle.

Единственная вещь, которая может стимулировать игрока к продолжению решения загадок в игре, где кроме них ничего и нет - только факт того, что он ее купил.

4

Ну помимо загадок там есть сюжетная интрига( пусть она и не сильно оправдывает себя). По мере прохождения и исследования острова находишь странные аудиозаписи, интересные архитектурные решения и необычные( возможно, искусственные) геологические формирования. Да и просто всякие загадочные штуки- например, в некоторых локациях я находил довольно любопытные статуи людей( в таких позах, будто они взяты с последнего дня Помпеи) в довольно неуместных местах, например, прямо посреди какой-то стройки. Да и само название игры интригует.

3

Ну вот да. В какой-то момент интерес к игре напрочь исчезает. Я вот к Talos Principle частенько возвращаюсь, потому что там за головоломками ещё что-то стоит, а в Witness больше ничего интересного нет. В итоге даже до финала я не дошёл — где-то на полпути в финальных головоломках остановился и забил.

Witness топчик! Немного от Портала, немного от Талоса и много собственной уникальной стилистики.

3

Stephen's Sausage Roll атомная головоломка, рекомендую ознакомиться и заранее приготовиться к тому, что поначалу управление будет жутко выводить из себя. Она полный антипод The Witness по части любви к удобству игрока.

Ещё в этом году была очень крутая SHENZHEN I/O, но она больше про RTFM и программирование, хотя задачки вполне достойные.

2

"The Witness" вроде и отличная игра. Красивая графика, интересные задачки, но... Во-первых авторы не обошлись без откровенно дурацких загадок в духе "зайди в игру в определённый день в определённое время", "дождись пока тень от дерева упадёт так как нужно", "дождись пока солнце будет в нужном положении, чтобы провести линию по реке"... Сложные ли это загадки? Да нет! Не сложные! Когда хотя бы один раз разгадаешь одну из этих пространственно-временных загадок, ты за километр начинаешь видеть решение... но...
Следующий бесячий момент: остров большой, типов загадок много. И когда ты уже где-то в середине игры и загадки начинают совмещать логику сразу нескольких типов головоломок, то ты садишься в лужу. Потому что в голове всё перемешивается - как отгораживать квадратики, что это за треугольнички... и т.д. Тоже само касается и различных "собирательных" головоломок, когда решение подсматриваешь в одной части острова, а применить его нужно в другой. Нормальной интерактивной карты, на которой бы головоломки отмечались, в игре просто нет. Журнала тоже нет. Т.к. остров не маленький, ты банально забываешь о том, где был, что решал, куда надо вернуться... Поэтому в игру очень сложно возвращаться даже через пару дней после перерыва. А если играешь в неделю раз, то и подавно.
По началу я занимался мазохизмом: завёл для игры специальную тетрать, куда всё записывал, делал скриншоты... В итоге просто надоело и забил.
"The Talos Principle" был чётко структурирован. Вот вам сюжетные задачки, необходимые для прохождения игры! Вот вам задачки по-сложнее, необходимые для труЪ концовки! А вот вам анал-хардкор для конченных задротов с ползаньем под текстуры, с секретными проходами и прочей дрянью, если хотите мега-секретный финал. При этом были локации, подлокации... В игре просто легко ориентироваться.
В "The Witness" ОЧЕНЬ не хватает этой лёгкости в ориентации. Поэтому - да. Головоломки там отличные. Но игра очень неприветливая и не то чтобы не затягивает... она ВЫПЛЁВЫВАЕТ из себя игрока.

2

Спасибо за статью! Как-нибудь прикуплю Thw witness, и Talos Principle.

1