Как заонбордить новых сотрудников с помощью базы знаний
Перестать отвечать на одинаковые вопросы, сразу выдать новичку все пароли и пропитать его духом коллектива — всё это способна решить база знаний с разделом для онбординга. WEEEK подготовил инструкцию по созданию базы знаний для адаптации новичков.
Онбординг — адаптация нового сотрудника в компании. Проще говоря, подготовка новичка к работе и попытка органично встроить его в коллектив. Онбординг нужен, чтобы помочь человеку освоить рабочие воды и влиться в команду, понять цели и политику компании.
Это не просто формальность — говорят, качество онбординга спустя пару месяцев сказывается на желание человека уйти или остаться. То есть влияет на текучку кадров.
Зачем это всё нужно
Дать быстрый старт
Новички вливаются в рабочие ритмы, знают, где лежат пароли и доступы, как принято ставить и принимать задачи, в какие часы можно ходить в бухгалтерию к тёте Глаше и почему не стоит греть рыбу в общей микроволновке. Меньше стресса, больше энтузиазма.
Повысить лояльность
Чем лучше первое впечатление, тем больше шансов, что сотрудник надолго останется с компанией. Согласись, приятно, когда тебя с теплом принимают на новом месте, всё показывают и отвечают даже на нелепые вопросы. Хотя, конечно, если остальные аспекты в компании хромают, то даже самый добрейший онбординг не поможет.
Направить энергию и мотивацию
Как правило, новички заряжены и готовы работать, но могут не понимать, куда им направить свои страсти и рвение. Онбординг — такой пульт управления для направления энергии в нужное русло. Если сказать, какие цели и задачи в приоритете, конечно.
Так вот, по всем трём пунктам и помогает база знаний.
База знаний для онбординга
База знаний компании — хранилище всех документов. У большой корпорации это целый архив, где нужно вводить рубрикатор и поиск. Небольшой компании достаточно базы, где собрано десятка два-три документов и всё — так, например, будет у стартапа, где работает человек 15.
Для онбординга в общей базе создают раздел, куда помещают инструкции, регламенты, правила поведения в офисе, файлы с паролями и доступами, личные странички коллег, контакты сотрудников.
Раздел с онбордингом помогает:
Быстро обучить сотрудника
Дать доступ к стратегиям, миссиям, регламентам и прочему. Самый подробный и яркий устный рассказ не поможет: в конце концов, мы все люди, и запомнить детали с первого раза сложно. А ещё существует стиль общения и ценности компании, которые ой как важны, но поток информации будет просто огромным. На помощь приходит своеобразный гида для новичка — упрощает адаптацию, облегчает задачу HR.
Сделать FAQ
А когда у вас тут зарплата? А где сидят айтишники и у кого брать компьютер? А как работает наш ДМС? Такие вопросы из раза в раз могут доставать «бывалых» и вызывать неловкость у нового сотрудника. База знаний ответит на все вопросы без отвлечения других работников и без риска навредить интроверту.
Познакомить с офисом и правилами работы
В базе знаний можно хранить карту офиса или хотя бы кратко описать, что и где находится. Туалет, кухня, место для чилла, переговорки, бухгалтерия, аптечка. Там же должны быть правила поведения в офисе: не греть пахучую еду на общей кухне, подписывать еду в холодильнике (и не есть чужую) и другие обычаи офиса.
💡 Если имеем дело с удалёнкой, то можно прописать правила для начала и конца рабочего дня, отчёта о рабочем дне, как проходят корпоративы на удалёнке и другое.
Познакомить с коллегами
Или с частью коллектива. Для этого надо завести в базе знаний раздел со страничками сотрудников, а там прикрепить фотографию, написать должность, обязанности, кабинет в офисе, часы работы и прочее.
Можно открыть сотрудникам простор для творчества — чтобы они сами писали про себя, про свои хобби. Может, так твой новичок найдёт друзей по интересам в вязании или попадёт в корпоративный волейбол-клуб.
Отдать инструкции и доступы
Админка сайта, корпоративная почта и таск-менеджер давно привычны и понятны «старичкам», а для новенького это тёмный лес. Без посторонней помощи он может начать буксовать и чувствовать себя глупо от того, что не смог разобраться. Коллеги могут и сами не помнить, как настраивать это с нуля. А вот готовые инструкции how-to избавят всех от ненужных мук.
Функции базы знаний, чтобы всё сработало
Корпорации, как правило, имеют собственные закрытые программы для создания и хранения архивов. А компании поменьше выбирают себе SaaS-сервисы.
Круче всего работает, когда у сервиса есть такие функции:
- Древовидная структура. Самая простая и удобная — набор из папок с документами, где собирается информация по отдельным проектам, направлениям, задачам. С ней удобно поддерживать порядок — как в шкафу-картотеке.
- Общий поиск. Чтобы быстро найти нужный документ.
- Удобный редактор. Это форматирование и маркировка: заголовки, списки, чек-листы, раскрывающиеся списки, фото- и видеофайлы. Когда документ хорошо оформлен, его проще читать и воспринимать.
- Простой доступ. В идеале так, чтобы документ можно было посмотреть без регистрации — потому что если внутрь положить инструкцию, как зарегистрироваться в таком сервисе, то смысл как-то потеряется.
Расскажи в комментариях, встречал ли тебя кто-то с хлебом-солью на новой работе или всё приходилось осваивать самостоятельно 👇🏻