Пара мыслей про Apple Privacy
Уже пару лет как я исключил Google из своей жизни. Остался только YouTube, без него никак. Но в итоге Google знает меня только по просмотрам на YouTube. А смотрю я только подписки. Такие отношения у меня не только с Google. Я не гнушаюсь пользоваться продуктами больших компаний, но по одному продукту от каждой. Microsoft знает меня как игрока Xbox. Facebook — как пользователя WhatsApp. Я использую генерируемые почтовые адреса на каждую регистрацию. Я покупаю одноразовые номера.
Я не параноик.
Просто мне не нравится, когда интернет под меня подстраивается. Я не хочу смотреть в него как в зеркало. Я не хочу, чтобы браузер находил мне интересные обзоры техники, которую мне захочется купить. Я не хочу новости на интересующие меня политические темы. Я не хочу, чтобы мне рекомендовали видео, которые я обязательно включу, а потом крепко об этом пожалею.
Я хочу получать ту информацию, за которой я пришел. Не надо задерживать моё внимание другим интересным, потому что оно задержится, да. И сможет провести там и 8 часов, и 12. Кто-то заработает, а я себя на это потрачу.
Из правила «одна компания — один продукт» у меня есть исключение такого размера, что кто-то из вас тут же скажет: ДЫРЕНЬ.
iPhone, Mac, iCloud+, Apple Music, tv+, Apple Maps, Apple Pay, Safari, iCloud Mail. Только пароли у них не храню. Смешно, наверное: доверяю им чуть ли не всю инфу про себя, но вот пароли — это как-то уже чересчур)
Я из тех людей, кто искренне верит, что пресловутое privacy действительно имеет значение для Apple. И на фоне прошедшей презентации я увидел пару привычных колкостей в адрес этого традиционного яблочного заявления. Захотелось обсудить.
Давайте начнём с базовых принципов. Корпорации должны соблюдать законы юрисдикции, с которой получают прибыль. Ты либо не работаешь в стране, законы которой тебя не устраивают, либо подстраиваешься. Изменяешь принципам, лоббируешь послабления, отключаешь какие-нибудь второстепенные функции. Поэтому, естественно, сложно верить в Apple, грудью защищающую пользователей от слежки в любых ситуациях, как минимум после истории с серверами iCloud в Китае. Куда есть доступ у спецслужб. Apple сделали это в тайне и, конечно, нигде не афишировали. Но в итоге вскрылось. И это нормально, так должно быть. Не должно быть таких законов. Но не иностранная корпорация должна быть источником запроса на изменение законов. И, естественно, не ей их нарушать.
Теперь про безопасность. Часто при упоминании Apple Privacy припоминают грудь Дженифер Лоуренс. Что я считаю крайне слабым аргументом: дверь может быть очень надёжная и с отличным замком, но кто ж виноват, что ты потерял ключ? Иными словами, проблема-то там была с паролями, никто не взломал сам сервис. С тех пор уже много воды утекло, в наши дни мало куда можно залогиниться просто по паролю. Да и во времена фэппэннинга двухфакторка в iCloud существовала. Просто Дженифер не очень берегла свои нюдесы.
Ну и, справедливости ради, iPhone действительно нелегко ломануть. Недаром Израиль на экспорт за большие деньги эти технологии продавал)
Так вот, когда мы определились, что настоящую конфиденциальность должно гарантировать твоё государство, а не иностранная компания, а личную безопасность каждый устраивает себе сам, я хочу вкинуть такую мысль. Что если privacy — это не защита от слежки государства и не гарантия от взлома? Я провёл с прекрасными и горячо мною любимыми Android смартфонами 11 лет между 2011 и 2022. Рекламная машина Google знала обо мне всю информацию, которая была ей нужна, чтобы завалить меня новостями, обзорами, видосами, уведомлениями. Все данные кросс-матчатся, алиэкспресс делится инфой с гуглом, гугл делится инфой взамен, все пароли автозаполняются, все куки надёжно сохранены. Со временем адблокеры выпилили из Google Play, потом нормально стал работать только AdGuard через локальный VPN-сервер.
Дело не в наличии рекламы. Дело в её содержании. Оно знает обо мне всё. Я понимаю, что мы все не настолько уж уникальны, многие вкусы и интересы идут комплектом. Вот такую музыку слушают консерваторы, вот в такие страны ездят в отпуск зрители этого YouTube-канала. Я понимаю, что мои следы в любом случае станут кормом для нейросетей. Частью биг даты. Что от этого меня яблочное privacy тоже не спасёт. Но я не хочу, чтобы мои слабости, желания и интересы использовали для заработка на моём прожигании времени. Я хочу прожигать его бесплатно, в пустоту, а не кому-то в кошелёк. Понятно, есть работа, там иначе. Но уж дома за компом-то моё личное пространство. Не надо лезть туда с желанием заработать, как навязчивые коммивояжеры, которые каким-то образом заблаговременно шпинонили за мной месяцами повсюду, даже на унитазе.
Я исключил Google из своей жизни 2 года назад. Остался только YouTube. И иногда, по прорывающейся где-нибудь рекламе, я вижу: Google больше меня не узнаёт. Он больше не знает, что я купил на Aliexpress в прошлом месяце. Об этом знает Aliexpress и почта. Я доверил много своих данных Apple, но не вижу, чтобы интернет подстраивался под меня таким образом, как это было с Google.
Это та скромная Apple Privacy, в которую я верю. Не противостояние режимам, которые стремятся за всеми следить. Не перманентная защита от всех на свете атак (везде бывают дыры). Просто я хочу, чтобы компания, которой я заплатил деньги за устройство и плачу за сервисы, не пыталась заработать, продавая моё внимание.
К счастью для меня, у Apple полно других источников заработка.