Значение интернета и социальных сетей в жизни современного подростка

Затрагивая тему технологий в отношение детей и подростков, часто можно столкнуться с негативной критикой, в отношение пользы и вреда, того или иного гаджета,к сожалению чаще всего негативной. Чаще всего негатив звучит из уст людей, что вовсе не знают о преимуществах той или иной технологии, либо из репортажа, что увидели в выпуске местных новостей. Беря во внимание большинство научных работ затрагивающих темы детей и электроники, также много негативных изысканий, которые повторяют друг- друга, не только слово в слово, но и одной общей недосказанностью – отсутствием четких и подробных аргументов, исследований, и главной составляющей, а именно того, что означает для самого ребенка его смартфон или компьютер. Такой банальный и в тоже время важный элемент для исследования практически не рассматривается исследователями и психологами. Рассмотрим данную тему под этим углом.

Не стоит отрицать того что компьютеризация влечет за собой как пользу так и вред, ярким отражением являются социальные сети.

Значение интернета и социальных сетей в жизни современного подростка

Социальные сети для современного подростка – это целый мир, в котором они общаются друг с другом, ведут блоги, делятся творчеством или просто обсуждают будущую прогулку или поход в торговый центр. Но так как социальные сети это часть интернета, то и опасности они таят не меньше.

Главная опасность, с которой может столкнуться подросток - незнакомые люди. Незнакомцы могут оказаться как врагами, так и друзьями, ведь в интернете и в реальной жизни чаще всего это могут быть совсем разные люди, ведь интернет – это отдельный мир, со своими особенностями, к путешествию в который ребенка не подготавливают должным образом.

Рассматривая факторы и средства социализации, А.В. Мудрик относит сеть Интернет к одному из средств социализации и вводит понятие киберсоциализации, как нового и очень существенного механизма социализации. Эту идею развивают Плешаков В. А., Угольков Н. В.: «Интернет по праву можно считать не только фактором, но институтом социализации, в интернет-пространстве происходит непосредственно интернет-социализация молодёжи, как частный (но объёмный) вид киберсоциализации – особого вида социализации».

Положительное влияние мира соцсетей ярко показано в полнометражном анимационном фильме «Красавица и дракон», за авторством режиссера Мамору Хосода. Фильм рассказывает о девочке-подростке, что после трагичных обстоятельств, начинает остерегаться и бояться людей, девушка боиться петь на публике, и в целом, сторониться людей, общаясь лишь с несколькими друзьями. Однажды она регистрируется в крупной соцсети, представляющий собой отдельный мир, где каждый может быть тем, кем захочет, благодаря анонимности имея при себе лишь аватар. Героиня берет себе имя - Бэль, после чего начинает исполнять песни в собственном исполнение, внезапно становясь звездой в данном пространстве.

Значение интернета и социальных сетей в жизни современного подростка

Фильм показывает не только развлекательную составляющую интернет пространства, но и его различные стороны, таким образом, веселый настрой здесь гармонирует с семейной драмой, вопросами принятия себя, о простой доброте и человечности.

Перед премьерой фильма в России в интервью режиссер сказал:

«В современных фильмах действительно принято смотреть на Интернет с такой антиутопической перспективы. Думаю, это связано с тем, что сейчас в обществе Всемирную сеть принято критиковать, фокусироваться на её негативных аспектах. Но молодое поколение, дети, подростки, всё равно будут жить в мире Интернета, нравится это им или нет. Он уже никуда не денется.И ради них я хочу исследовать те возможности и ту надежду, которые Интернет может нам подарить. Мне кажется, я чуть ли не единственный режиссёр, кто последовательно, от фильма к фильму, рисует положительный портрет Всемирной сети. Поэтому я очень ценный режиссёр. Если бы больше людей это поняли, я был бы очень рад».

Значение интернета и социальных сетей в жизни современного подростка

Моника Андерсон и Цзинцзин Цзян провели исследование поведения и привычек 743 подростков в социальных сетях и обнаружили, что онлайн-группы и форумы являются пространством, где подрастающее поколение встречает новых друзей и получает поддержку в трудные времена. Исследование также показало, что социальные сети заставляют подростков чувствовать себя включенными, а не исключенными (71 % против 25 %), скорее уверенными, чем неуверенными (69 % против 26 %), аутентичными, а не поддельными (64 % против 33 %), открытыми, а не скованными (61 % против34 %). Самораскрытие в социальных сетях оказывает положительное влияние на индивидуальную психосоциальную адаптацию.

В тоже время Демин П. Н., исследуя риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи, отмечает, что «потенциал виртуальных социальных сетей как средства социализации подростков и молодежи определяется особенностями социальных медиа как цифрового пространства коммуникации», потому имеет как свои риски (кибернасилие, цифровая аддикция, безнравственные контентны и т.д.), так и большой «информационно-коммуникационный потенциал для внедрения и использования современных, релевантных цифровой эпохе методов и форм социализации подростков и молодежи».

Значение интернета и социальных сетей в жизни современного подростка

Также хорошо показывает поглощение людей миром интернета, анимационный сериал 1998 года – «Сериал эксперименты Лэйн», цитата в начале, взята из этого произведения. История рассказывает об ученице 8-го класса Лэйн, девочке что после определенных событий погружается в Сеть, местный аналог интернета. С каждой серией, девочка все больше погружается в этот мир и совершенствует свое оборудование. Лэйн в сети и Лэйн в реальности это одновременно единое целое и до поры до времени разные люди. Лэйн в сети, представляется как дерзкая и раскрепощенная, звезда Сети, и обладает большим количеством фанатов, в тоже время Лэйн в реальной жизни, скромная и зажатая девочка, которой сложно контактировать с людьми, имеющая одно подругу-однокласницу,которая помогает ей вливаться в общество и взаимодействовать с миром.

Главной темой сериала является влияние технологического прогресса на жизнь людей, и с какими явлениями они могут столкнуться во время пользования Сетью (интернетом).

Проведя обширное исследование в Москве, Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону, группа исследователей (Дунас Д. В., Салихова Е. А., Толоконникова А. В., Филаткина Г. С.) пришли к выводу, что не смотря на очевидные минусы, нужно учесть тот факт, что в интернет-пространстве «реализуется процесс медиасоциализации как гибридная форма социализации современного человека, при котором агентами социализации выступают существующие как в физическом, так и в медиапространстве близкие по духу «значимые другие». … «Процесс социализации цифровой молодежи неразрывно связан с процессом самоактуализации. При активной работе с медиаконтентом, его создании и распространении, при взаимодействии и общении с членами медиасообществ пользователь получает их одобрение своим действиям, что способствует его самоактуализации».

Текст статьи является фрагментом моей основной работы: " Развитие логического мышления с помощью электронных технологий в подростковом возрасте. Мне важно узнать ваше мнение касаемо темы и основной темы, и в верном направление ли я двигаюсь. 80% текста полностью написаны мной, ссылки на заимствованный текст оставлю чуть ниже

Источники:

1.Вайсбург А.В. Влияние зависимости от информационных технологий на социализацию личности // Вестник экономики, права и социологии, 2018, № 1 – Режим доступа: https://www.vestnykeps.ru/0118/39.pdf;

2.Демин П. Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи // Ценности и смыслы. 2022. №3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/riski-i-vozmozhnosti-onlayn-sotsializatsii-podrostkov-i-molodezhi;

3.Дунас Д. В., Салихова Е. А., Толоконникова А. В., Филаткина Г. С. Мотивы медиапотребления учащейся молодежи: результаты опроса в Москве, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2020. №67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivy-mediapotrebleniya-uchascheysya-molodezhi-rezultaty-oprosa-v-moskve-nizhnem-novgorode-rostove-na-donu;

4.Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В. «Цифровое детство»: риски Интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей (по материалам прикладного исследования в Ставропольском крае, 2020 г.) // Власть. 2020. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-detstvo-riski-internet-kommunikatsii-shkolnikov-ih-roditeley-i-uchiteley-po-materialam-prikladnogo-issledovaniya-v;

5.Цзинь Хань Возможности и риски в процессе социализации современных подростков в среде новых медиа // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-i-riski-v-protsesse-sotsializatsii-sovremennyh-podrostkov-v-srede-novyh-media;

Обложка
Обложка
3
16 комментариев

Спасибо, что ты свой школьный реферат выложил на дтф.

3
Ответить

Всë это прекрасно, но кто-то забывает что подростки в следствии постоянного общения только в интернете не умеют общаться в реале.

1
Ответить

Это не будет проблемой, если подросток станет программистом и будет работать на удалёнке.

Ответить

Они же в школу ходят и прочее..

Ответить

Часто вижу подростков и ребят около 20 лет, которые просто всех матом посылают без разбора и вообще, ведут себя так, словно они какие-то Рэмбо. Во времена, когда ещё палкой крапиву били, за такое можно было бы по лицу получить и научиться общаться более культурно.

Ответить

Значение интернета и социальных сетей в жизни современного подростка

1
Ответить

Помню был дневничок у меня на диарея.ру. Надеюсь, что его никто никогда не найдет.

Ответить