Желтый цвет в искусстве.

Марк ротко.
Марк ротко.

С давних пор люди придавали желтому цвету особое значение. Традиционно он ассоциируется с золотом, солнечным светом, с чем-то нетленным и вечным. В древнем египте желтый цвет использовали для изображения богинь, полагая, что их кожа создана из золота. Золотой цвет часто превалирует в иконописи, поскольку символизирует цвет царствия божия и свет благодати. Золотом отливают одежды святых, крылья ангелов и нимбы.

Желтый цвет в искусстве.

В средневековую эпоху желтый и золотой цвета, к слову, имели противоположное символическое значение. Золото стало символом чистого света, сродни белому в представлении людей той эпохи. Желтый же цвет напротив символизировал цвет изгоев, еретиков и маргинальных личностей, он считался цветом позора и связывался со смертью, завистью и притворством, а также со старостью и болезнью. Подобное разделение на два разных цвета проистекало с одной стороны из-за того, что золотого цвета можно было добиться только благодаря шафрану – очень дорогому красителю, а для простой желтой краски использовали дрок- более дешевый материал, который давал тусклые и холодные тона, а с другой стороны из-за того, что в данную эпоху изобразительное искусство было исключительно символичным. Каждый цвет и каждая деталь имели смысл. Популярность ярко желтого, золотого цвета начала снижаться после 1560х гг. и гораздо реже использоваться художниками в чистом виде вплоть до XIX века.

В эпоху возрождения, когда художники вернулись к идеалам античной эпохи и антропоцентризма цветовая символика перешла на новый этап и цвету стал соответствовать тот или иной темперамент личности, где согласно Джан Паоло Ломаццо желтому цвету соответствует холерический темперамент. Цвет становится отражением чувств и мыслей человека. Изображая мифических героев и богов художники также часто прибегали к желтым тонам. Сандро Ботичелли к примеру, использовал теплые оттенки желтого цвета, окрашивая в него локоны женщин в своих произведениях.

Сандро Ботичелли. Рождение венеры.
Сандро Ботичелли. Рождение венеры.

Рембрандт же используя палитру с преобладанием темно-землистых и золотых тонов создавал тяжелые тени и сильное освещение в своей живописи, акцентируя внимание на деталях или героях сюжета.

Рембрандт. Пир Валтасара.
Рембрандт. Пир Валтасара.

С приходом промышленной революции появилось много разнообразных пигментов для художников и желтый цвет засиял новыми красками. Так желтый стал главным цветом в палитре Уильяма Тернера. Он строил свои произведения на мерцании светлых тонов. Одним из самых выдающихся его произведений является «Ангел, стоящий на Солнце».

Уильям Тернер. Ангел, стоящий на солнце.
Уильям Тернер. Ангел, стоящий на солнце.

Это произведение пропитано различными оттенками желтого цвета, создавая таким образом мрачную и тревожную атмосферу судного дня.
В конце XIX века во Франции зародился импрессионизм, направление, которое восхищает необычным сочетанием красок. Импрессионисты старались передавать впечатления от окружающего мира. Желтый цвет в то время часто говорил о растлении буржуазного строя, кроме того абсент приобрел большую популярность в тот период и обладал психоделическим свойством, которое влияло на сознание и следовательно творчество художников того времени. То обилие желтого цвета, которое можно видеть у художников данной эпохи отчасти возникло благодаря их пристрастию к абсенту.

Эдгар Дега. Абсент.
Эдгар Дега. Абсент.

Желтый цвет занимает отдельное место в творчестве Ван Гога и является главным в его палитре. Художник наполняет мир счастьем и радостью, используя оттенки желтого. Его картины наполнены обжигающей, почти болезненной теплотой, которая делает его произведения чересчур экспрессивными, подчеркивая нереальность описываемой им природы, но вместе с тем подобная насыщенность цветом создает ощущение присутствия силы самой жизни. Художник преклоняется перед великолепием мира, перед его хаотичностью, непоследовательностью и тревожностью.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи.
Винсент Ван Гог. Подсолнухи.

Наступивший XX век вместе с первой мировой войной приносит в Европу волну абстракционизма, который оперирует уже не к сюжетам или сфере подсознания, затягивая зрителя в лабиринт обманов, как это делали сюрреалисты, но к неким символам, формирующим и трансформирующим чувства и эмоции людей, играя тем самым с их настроением. Ярким представителем этого движения был Василий Кандинский. Согласно его теории цвета в палитре художника вызывают физическое воздействие на глаз, схожее с радостью. Он исследует само восприятие цвета человеком и его влияние на духовный мир. Он считал что светлые цвета приятны глазу, однако слишком яркие цвета, такие например, как ярко-желтый могут навредить глазам, подобно тому, как слишком громкая музыка вредит нашему слуху.

Василий Кандинский. Points (1920)
Василий Кандинский. Points (1920)

Тем временем Казимир Малевич изучает сущность формы, провозглашая, что каждая форма свободна и индивидуальна и каждая форма есть мир. Он создает желтый квадрат, которому дано название «супрематизм». Квадрат теряет свою плотность, насыщенность цветом, теряет самое себя улетая далеко в неизведанные миры, ровно также как старый мир рушился и терял свою устойчивость, приближаясь к небытию. Желтый представлял собой квинтэссенцию всех прошлых его значений. Это цвет и греха и власти, и счастья с радостью и болезни, которые исчезают подобно надежде в тумане неизвестного будущего.

Казимир Малевич. Желтый квадрат.
Казимир Малевич. Желтый квадрат.

После 1950х годов возникает новый стиль, который оказал огромное влияние на современное искусство – поп-арт. В центре сюжета всем известные и понятные объекты, такие как еда или бытовые предметы. Этому стилю свойственны яркие, порой кислотные цвета, которые смеются сами над собой. Поп-арт бесконечно иронизирует над пустотой окружающей нас действительности.

Рой Лихтенштейн. В машине.
Рой Лихтенштейн. В машине.

Поп-арт стал реакцией на потребительский послевоенный бум в ожидании перемен, а также ответом культуре, которая погрязла в рекламе и коммерции.
Таким образом можно сказать, что желтый цвет никогда не оставлял художников равнодушными. Он всегда являл себя символом той эпохи, в которую его использовали. Значение желтого менялось со временем также, как меняется облик самой культуры. Этот цвет несет собой не только оттенки настроения, но целую историю того, как люди воспринимали мир через этот цвет.

1212
3 комментария

Искусство в стиле "услышать и умереть "

2
Ответить

Ждём лонг про букву А в литературе

2
Ответить

Сочно, держи жёлтый лимон

1
Ответить