Актуальные вопросы отечественного геймдева. Часть 2

Вторая часть интервью с Сергеем Чекмаевым, первая тут.

Актуальные вопросы отечественного геймдева. Часть 2

Сергей, хотелось бы затронуть тему патриотизма в отечественном геймдеве. Что это такое на ваш взгляд, как должен выражаться патриотический взгляд в играх? За последние 5 лет случились Крым, Донбасс, Сирия, обострение холодной войны 2.0 с Западом и много всего остального. Что изменилось в вопросе патриотизма в российском геймдеве за это время в связи с изменением внешнеполитической обстановки? Есть ли примеры настоящих патриотических проектов у наших разработчиков и каков их процент в общей массе выпускаемых игр?

Этот вопрос уже лет 15 обсуждается в литературных кругах, в кино он вообще стал притчей во языцех, теперь идеологической составляющей озаботились и игры, что не может не радовать. Только надо заранее учесть ошибки и избежать традиционного марафона по граблям.

Я далек от конспирологических теорий, согласно которым Голливуд, Кремниевая долина и Стим сообща трудятся над пропагандой демократии по указке Госдепа. Но инструменты так называемой «мягкой силы», о которой столько лет твердят консервативные политики, действительно существуют. Если массовый зритель смотрит в год десять фильмов о том, как рядовой Райан победил Гитлера, через какое-то время у него не остается в этом никаких сомнений. И он четко знает: все зло в мире – от русских, китайцев, кубинцев или северокорейцев, в зависимости от текущей повестки дня. Когда мы видим, как в Company of Heroes 2 кампания за СССР буквально сочится антиисторической клюквой, это совершенно не означает, что в канадской Relic окопались записные антисоветчики. Просто разработчики транслируют тот самый код, которым переполнено их собственное культурное пространство: загрядотряды, ГУЛАГ, расстрелы… Не удивлюсь, если скоро выйдут игры про Сирию, в которых доблестный американский спецназ будет спасать рожениц и сирот от химатаки правительственных войск.

И самое худшее, что можно сделать в такой ситуации – запретить «неправильные» с точки зрения какого-нибудь очередного комитета ГосДумы игры. Запретный плод, как известно, сладок, и вряд ли можно придумать более удачную рекламу для проекта. Вариант номер два, по которому сейчас идет Иран – переделывать западные проекты под национальный колорит и нашу, разумеется, самую правильную точку зрения – заведомо проигрышный. Это все тот же Железный занавес, пусть и в сфере геймдева. Фактически мы осознанно садимся в глухую оборону и не помышляем о наступлении или хотя бы контрударах. Ирану простительно, он вынужден так поступать по причине слабости собственной игровой индустрии, ну а в России-то она неплохо себя чувствует и вполне может за себя постоять. Потому российский геймдев не должен отсиживаться в укрытиях, но и, разумеется, не стоит переключаться на оголтелую пропаганду. Надо постараться нащупать «золотую середину», которая устроила бы и титанов рынка, и контролирующие органы, и патриотически настроенных игроков.

Бытует убеждение, что создание игр, ориентированных на патриотический сегмент игроков существенно сужает продажи. Причем, когда мы говорим о нашем отечественном геймдеве, то, создавая патриотическую игру, разработчик сокращает самую платящую часть своей потенциальной аудитории, западную, так как по всем исследованиям она покупает в разы больше русскоязычной. Теперь добавим сюда сокращение аудитории за счет введения в игру сложной смысловой составляющей – и что мы получим? Всегда ли такой подход означает для разработчика и издателя убыточность продукта и потерю потенциальной прибыли?

Это даже не убеждение, это вполне реальный факт. Гуру коммерческого геймдева на все голоса заклинают не делать игры на основе национального колорита, исторических реалий или каких-то местных особенностей. Современный мир глобализован практически полностью, по крайней мере, если говорить об игроках, как компьютерных, так и мобильных. Разумеется, можно сделать игру про самураев или викингов, но это будут не персонажи из реальной истории соответствующих эпох и стран, а калька с упрощенного массового образа. К которому приложили руку и литература, и кино, и – теперь – игры.

В итоге, если отечественная игровая компания планирует, скажем, военную стратегию на патриотическом материале из нашего прошлого, то по умолчанию сильно урезает себе количество установок, а значит, и прибыль. Ну, кому за пределами России интересны битвы броненосцев времен Цусимы или Бородинское сражение? Наполеоновские войны в Европе – это Аустерлиц и Ватерлоо, а не какое-то там Borodino.

Общие культурные образы у Запада в целом совпадают – перефразируя пословицу: что американцу хорошо, то и европейцу сойдет. Кроме одинаковых бутылочек Coca-Cola экспортируются общие для всех коды и смыслы. В итоге, у наших гейм-дизайнеров выбор небогат: или зарабатывать деньги, или готовить почву для воспитания патриотов. Конечно, опытный игрок навскидку перечислит не один десяток успешных «внутренних» проектов, в том числе и коммерчески, но давайте прикинем: а много ли среди них продуктов класса ААА? При ближайшем рассмотрении это будут либо браузерные MMO с простым инструментарием, либо ностальгические квесты, выживалки, «тапалки» для среднего поколения. Достаточно дешевые в разработке, чтобы иметь хотя бы какие-то шансы окупить затраты.

Да, есть исключения, к примеру, Blitzkrieg от Нивала или «В тылу врага» от 1С/Best Way, но… в чем их особенность? Разработчики предлагают играть за все три стороны – СССР, страны Оси и Союзников, не выделяя кого-то одного. Потому что крупные компании, вкладывающие в разработку не один миллион долларов не хотят сокращать платящую аудиторию. Я уж не говорю о самом главном монстре нашего рынка, World of Tanks, который начинал с «монетизации» отечественных игроков, но при выходе на западный рынок массово ввел в игру американские, английские, французские и даже китайские машины. Когда я делал литературный проект для WoT, среди прочих задач, стоявших перед авторами книги, была и такая: объяснить, как и почему в одном месте оказались танки разных годов и стран.

Говоря о патриотизме, на мой взгляд, нужно всегда иметь в виду, что это понятие у каждой социальной или политической группы свое. Например, есть, очень обобщенно говоря, “красный” патриотизм и есть его антагонист “белый” патриотизм. И они очень разные. Как вы считаете, не существует ли опасность, выпустив патриотический продукт с одной из этих точек зрения, вызвать не патриотическое единение, а наоборот крайнюю разобщенность? И есть ли вообще универсальный патриотизм, объединяющий всех?

Раздробленность на самом деле столь удручающая, что одним лишь делением на «красных» и «белых» политическая сцена не ограничивается. Любовь к истории, религии или победам своей страны иногда принимает самые причудливые формы. Кипят форумные баталии патриотизма «православных» и «язычников», «русских» и «татар», «сибирских», «карельских», «тверских» и «московских» – несть им числа! Как только клавиатуры выдерживают?

Узкий патриотизм всегда разъединяет, потому что каждая обособленная группа имеет массу претензий исторического плана. Кто там кого расстреливал, раскулачивал, насильно крестил или ссылал в Сибирь. Универсального примиряющего рецепта у меня нет, но я всегда рекомендую подумать вот над чем: почему у нас патриотизм априори воспринимается исключительно как череда военных побед? Откуда пошла эта странная тенденция? Ведь у нашей страны за всю ее многовековую историю есть немало подвигов спортивных и научных, ее граждане, какой бы национальности и вероисповедания они ни были, совершили огромное количество географических открытий и научных прорывов, создали величайшие произведения искусства.

Почему мы не можем гордиться пером, циркулем, колбой, кистью и нотным станом, а не только штыком? Ведь достижения советского периода в космосе и на спортивной арене не вызывают прямого отторжения у «белых» имперцев, а географическая экспансия царской России не стоит поперек горла советских патриотов. В киноиндустрии, кстати, уже начали это понимать, пора и геймдеву подтягиваться.

Уже больше года я работаю с инди-студией «Планета людей», которая едва ли не на голом энтузиазме пилит образовательно-игровой проект «Наша вселенная». Вот вам ярчайший пример: игра о будущем российской космонавтики, основанная на совершенно реальных технологиях, из тех, что либо уже существуют, либо входят в доступный нашей цивилизации технический пул. В рекламной презентации студия на полном серьезе обещает заменить школьный курс астрономии, ведь современное поколение с куда большим удовольствием усваивает знания в игровой форме. И это нужно использовать, а не ныть в интернете, что «люди перестали читать книги». Не перестали, и нам, сценаристам и гейм-дизайнерам вполне по силам сделать так, чтобы этого не случилось и в будущем. Как говорится: «не можешь запретить – возглавь!»

К проекту «Наша вселенная» проявляют немалый интерес некоммерческие организации, связанные с исследованием космоса, его консультируют специалисты Сколково, ЦНИИМаш и РКК «Энергия», а технику для межпланетных экспедиций и внутренние интерьеры помогают разрабатывать реальные специалисты космической отрасли. И при всем этом игра остается независимой, «инди» – несмотря на все красивые слова поддержки, ни одна государственная или частная структура не выразила желания оказать хотя бы символическую финансовую помощь. А ведь ребята фактически предсказали грядущий путь компании S7 Space, которая недавно купила плавучий космодром «Морской старт». Помимо сценария альфа-миссии я даже написал рассказ, первую официальную новеллизацию «Нашей Вселенной», где разве что слепой не разгадает конкуренцию «частников» типа Space X, Blue Origin и S7 Space.

Не скажу, что подобные проекты помогут снизить градус сетевых баталий, но уж патриотизма в них более чем достаточно. И это не набившая оскомину гранитная советская пропаганда высокомерно-поучительного толка, а интересный и увлекательный разговор на равных с игроком.

Продолжая разговор о финансировании и доходах. Для примера возьмем кинематограф. Государство активно финансирует отечественный кинематограф, но очень своеобразно, так например, оно щедро финансирует непатриотичный «Левиафан» Звягинцева, а вот к финансированию фильма о подвиге 28 панфиловцев подключается уже после того, как при помощи краудфандинга собрано более 30 миллионов рублей. И в этой связи я бы хотел узнать ваше мнение, а возможно ли вообще госфинансирование патриотического геймдева? Может, уже есть такие примеры?

О, в кино все совсем не так, как вы рассказываете. Есть ежегодные субсидии Фонда кино и Минкульта, вокруг которых ведутся такие подковерные баталии, что придворные интриганы галантного века плачут от зависти. Иногда отголоски этих сражений попадают в прессу, и у читателя глаза лезут на лоб. Особенно любопытны результаты, когда министр культуры просит прокуратуру разобраться, почему выделенные 5-6 лет назад деньги не только не возращены в бюджет с проката, но на некоторые из них даже не были сняты реальные фильмы. Любопытно, правда?

Кстати, упомянутый вами фильм «28 панфиловцев» получил средства не только от Министерства Культуры РФ, но и Казахстана. А очень сильную, хотя и не во всем точную исторически «Брестскую крепость» Александра Котта финансировало Телерадиовещательная организация Союзного государства, то есть – совместно Россия и Беларусь. Таким образом, патриотическую миссию кино понимают не только у нас, а кроме прямых субсидий существует и налаженная система грантов. От Российского военно-исторического общества, к примеру.

На выходе получается относительно полноводная денежная река для поддержки кинопроизводства, о чем игровой индустрии пока приходится лишь мечтать. Ведь чиновники по-прежнему воспринимают игры как нечто развлекательное и несерьезное, а, если и вспоминают о них, то лишь в том случае, когда срочно требуется что-то запретить. Лучше сразу все. Я уже писал выше о негативном отношении к играм в обществе, и нам всем придется приложить немало усилий, чтобы изменить его.

Десятки круглых столов, посвященных играм, проходили и в ГосДуме, и в Общественной Палате… много где. Да и на профильных мероприятиях, например, на конференциях, посвященных работе с молодежью, они часто упоминаются. Но до положительной или даже нейтральной оценки еще очень далеко. В том числе и поэтому у нас не существует структуры, готовой на постоянной основе финансировать производство отечественных игр. Не уверен, кстати, что она вообще нужна.

Помните, я говорил о контрнаступлении? Для участия государства надо предложить более серьезную задачу, чем простая идеологическая пропаганда. Например: трансляция нашей точки зрения на те или иные мировые события в западную медийную сферу. Россия вкладывает немалые деньги на создание альтернативного информационного медиа в противовес CNN и Euronews, я говорю о Russia Today. Почему таким же каналом параллельной информации не могут стать и компьютерные игры? Даже в моей практике есть успешный пример сотрудничества независимой студии с государством, думаю, монстры индустрии могут добавить немало строчек в этот список. Просто мало кто стремится выносить это в публичное пространство, ибо любая грантовая схема воспринимается в обществе как «фу, заказуха», и отношение к ней сразу падает ниже плинтуса.

Как быть небольшим инди-командам, которые хотят делать патриотические игры? Ведь затронутая тема госфинансирования если и будет реализована, то, скорее всего, по отношению к крупным студиям или издателям, в силу объективных причин, ну просто потому, что проще контролировать 100 миллионов рублей, отданных в одно место, чем по одному миллиону, розданному в 100 небольших студий. В то же время приведу пример из своей практики, когда мы захотели издать казуальную игру, где обширно была представлена советская символика, через представителей одного западного издателя. И нам сказали прямо: либо перерисовать и убрать все советские символы, либо издать у западного издателя не получится. Это было в конце 2017 года. Фактически получается таким проектам закрыт путь на Запад, но как тогда быть патриотическому инди в России, где они точно не отобьют расходы на разработку?

В одном из предыдущих вопросов вы упомянули модный сейчас термин «холодная война 2.0». К сожалению, и в игровой индустрии это давно уже не фигура речи. Крупные студии разработки, далекие от каких-то пропагандистских проектов, глобальные издатели совершенно невинных казуалочек вынуждено переводят активы в Прибалтику, на Кипр и т.д. не только из-за упрощенного налогообложения. Если компания окучивает мировой рынок, то она совершенно осознанно меняет дислокацию, чтобы снизить негатив от западных издателей. И дело здесь не только в том, что в ряде бывших стран соцлагеря и советских республик запрещена символика коммунизма. Само местоположение компании: Россия – уже вызывает определенное отторжение, как раз из-за того образа в массовых СМИ, о которых мы говорили в самом начале. Что, русские? У вас ведь тотальный государственный контроль, всесильная мафия и жуткие хакеры, выбравшие Трампа, Brexit и Мари Ле Пен (в последний момент остановили, уф) – как с такими вообще можно иметь дело?

У нас нет госоргана, который бы выделял финансирование на создание игр. Но есть вполне отлаженная система грантов для поддержания культуры и русского языка, для патриотического воспитания и социальных проектов. По большей части они касаются всяких олимпиад, литературных чтений и выступлений ансамблей национальной песни, но кто сказал, что игры не имеют отношения к культуре? Главное – убедить в этом грантодателя. Конечно, есть немало нюансов и подводных камней, сама система очень сложна в первую очередь юридически, и даже для подачи заявки требуется собрать немало подтверждающих документов. Игровые студии практически сразу опускают руки, ведь он привыкли, что достаточно одной красивой презентации и рабочего прототипа, чтобы заинтересовать инвестора. Не дал денег один, пойдем к следующему.

А государственный механизм крайне консервативен, здесь куда охотнее выделят денег на привычные «чтения имени поэта имярек», нежели, чем на такую малопонятную (и несерьезную!) вещь, как компьютерная игра. К тому же в этой среде куда вольготнее себя чувствуют профессиональные грантополучатели, которые давно уже изучили все узкие места. И я сейчас говорю не столько о коррупции, сколько о чрезвычайной забюрократизированности системы. Но все вышесказанное вполне преодолимо, надо только не бояться пробовать. Собрать необходимые документы, найти подходящее НКО и заявиться. Особенно инди – им деньги нужны в разы больше, чем крупным игрокам или даже «молодым и динамично развивающимся» студиям с опытом привлечения сторонних инвесторов. Успешные примеры, как я уже говорил, есть, и, хотя по соображениям коммерческой тайны я не имею права раскрывать имя проекта и название компании, любой пользователь Гугла может найти все самостоятельно. В свое время пресса об этом много писала.

И самое главное: не стоит думать, что даже успешное прохождение заявки на грант покроет 100% расходов на разработку. По меркам игровой индустрии суммы там небольшие. Здесь скорее важен сам факт поддержки государства – студии есть с чем идти к инвестору коммерческому. Потому что наличие подтвержденного гранта придает проекту солидности и обязывает разработчика выпустить его. Все мы знаем, как много интересных задумок в индустрии умирают на стадии прототипа и даже пре-альфы. Но здесь не тот случай, ибо целевое расходование грантов проверяется очень серьезно.

Еще я хотел бы затронуть роль игр в воспитании подрастающего поколения. Возвращаясь к вышесказанному, что игры это всего лишь инструмент, то каким должен быть этот инструмент в современном мире, чтобы нести положительную воспитательную функцию в классических гуманистических традициях? И кто это будет делать, ведь средний возраст персонала в геймдеве до 30 лет, это поколение уже не такое как мы. Есть ли в новом поколении способности, а главное желание это делать?

Нам опять придется разделять коммерчески успешные развлекательные игры и глубоко нравственные проекты, выпущенные с целью сделать мир лучше. На заре литературной карьеры в одном из интервью меня спросили «что для вас важнее: стать продаваемым автором или написать Книгу, которая перевернет мир?» Помнится, я тогда ответил, что в современных условиях прежде надо стать успешным бестселлеристом, иначе даже самая великая Книга, с которой ты носился всю жизнь, останется неизвестной широкому читателю.

Примерно та же история и в геймдеве. Если мы хотим транслировать какие-то позитивные идеи гуманного или патриотического характера, то прежде надо устойчивое кушать свой кусок мирового пирога. В принципе, сегодня у российской игровой индустрии все для этого есть. И не только у больших студий-майджоров. Даже инди-команды вполне успешно прорываются в ТОП с самых низов: в качестве примера могу упомянуть ребят из BitBox, создателей легендарной серии игр Life is Feudal. Когда я только начинал с ними работать, команда сидела в двух небольших комнатках офисного центра. А к тому моменту, как я написал 400 тысяч знаков текста – примерно через год сотрудничества – компания выросла до крупного игрока мирового уровня с 800000+ скачек в Стим и представительствами в нескольких странах. И даже продала часть франшизы на сторону, выпустив стратегию Life is Feudal: Forest Village от стороннего разработчика.

Индустрия игр только выбралась из колыбели, но и у нее уже есть свои гуру. Вы правильно отметили, что большая часть команды в среднестатистической студии – молодые люди до 30, но в верхних эшелонах немало и тех, кто начинал еще в 90-х. Плюс сторонние специалисты, приглашенные на аутсорс, те же сценаристы или нарративные дизайнеры. И если мы все хотим какого-то позитивного эффекта, общего повышения имиджа игр или смену приоритетов от банального развлекалова к чему-то большему, то время для совместной работы уже пришло. Невозможно доказывать направо и налево о мощном воспитательном и образовательном потенциале игр, пока в арсенале индустрии слишком мало успешных примеров. Но я продолжаю надеяться, что, заработав достаточно денег, киты геймдева задумаются и о моральной-этической составляющей.

И здесь я не могу не отметить тех же монструозных «танчиков». Wargaming прекрасно действует на внешнем рынке, не забывая при этом о мощном воспитательном и обучающем эффекте визуальных образов. Если нарисовать на танках красные звезды, игра не станет более патриотичной. Важна подача материала, умение донести историческую фактуру. Когда World of Tanks проводит в игре акцию в память о танковом асе Колобанове или артиллерийском конструкторе Горлицком, можно, конечно, говорить, что все это – очередной повод выжать из потребителя немного дополнительных средств. Но как подсчитать пользу и прибыль для тех неравнодушных, кто заинтересовался фамилиями героев, полез в интернет искать подробности и узнал о славном боевом пути Зиновия Григорьевича Колобанова?

Ну и в заключении хочу спросить, как вам видится будущее отечественного геймдева? Куда мы движемся? Сможем ли мы дать миру игры, не побоюсь этого слова, начиненные смыслами, а не только красивой картинкой и экшеном?

У нас все для этого есть – традиции великой русской литературы и советского кино, подготовленные и дико востребованные специалисты, насыщенный средствами рынок. Главное не упустить свое время, не растратить его на бесконечные скороспелые поделки, призванные лишь зарабатывать. Деньги – хороший стимул, но плохой учитель. Ориентируясь исключительно на финансово успешные проекты, мы рискуем попасть в когорту вечных эпигонов, которые так и будут клепать бесконечные match3, Cash of Clans или HOPA по следам ТОПа мировых франшиз.

Игровая индустрия в России вполне окрепла, несмотря на некоторые не слишком приятные внешние обстоятельства. Так не пора ли вылезти из-за школьной парты и пробовать самим стать учителями?

22
23 комментария

Леха Штырь и Витя Чеснок создают патриотический геймдев

4
Ответить

Господи, чуваки, да так ведь нельзя. Что за адская смесь из романтизма, тоски по большому стилю и устойчивой тяги к написанию Госдумы как ГосДума. Главное, основной посыл очень странный - я так понял, что некие абстрактные "мейджоры" (наверное, это Mail.ru, других вроде нет) должны инвестировать в высоко-нравственные ААА с большой историей. Которая, по всей видимости, будет оцениваться по количеству печатных символов. И при поддержке министерства культуры (ха-ха, это будет забавно, если новые GTA c Gears of War будут разносить по кварталам, чтобы не мешать родным релизам деньги собирать). Ой, что-то вы всё нехорошее предлагаете.

3
Ответить

У нас нет госоргана, который бы выделял финансирование на создание игр.

И слава богу.
Нет, я понимаю что общий посыл статьи направлен к неким абстрактным небольшим инди-командам, которые хотели бы присосаться к гос. бюджету под предлогом патриотизма. Но читать-то статью будут все и для остальных этот плач Ярославны "Вон сколько бабла пилится на патриотических фильмах. А мне?! А нам?!" скорее всего выглядит странно. Хотя бы потому что это бабло берется и из моих (в частности) карманов. То, что на патриотический гейдев пока не выбрасываются деньги налогоплательщиков это хорошо и замечательно. Пусть так и остается. В идеале бы и шушере, паразитирующей на Фонде кино, кислород неплохо бы перекрыть.

3
Ответить

И в этой связи я бы хотел узнать ваше мнение, а возможно ли вообще госфинансирование патриотического геймдева?

Был бы идеальный вариант, ведь идеологизированное говно особо не нужно ни инвесторам, ни покупателям.
В колду хотя бы презренную красивую картинку с экшоном завозят в придачу, а у нас тут одни возвышенные смыслы.

Ей-богу, если б пил каждый раз при чтении вариации слова "патриотизм", эта пятничка запомнилась бы мне надолго.

А ещё это тот редкий случай, когда горит от вопросов, а не ответов. Опрашиваемый чел в общем-то довольно разумный.

1
Ответить

"Был бы идеальный вариант, ведь идеологизированное говно особо не нужно ни инвесторам, ни покупателям."
Ага, то есть серии CoD, Батла и куча других поделок они деилогизированы напрочь? Там нет посыла "мы доставим вам демократию в каждый дом"? )) Блин, о чем мы говорим вообще если нет объективной оценки?

Ответить

"Ну и в заключении хочу спросить, как вам видится будущее отечественного геймдева? Куда мы движемся?"
В Китай. Средний размер ментально мпх у наших геймеров всё уменьшается и уменьшается, что побуждает их наращивать циферки в мультиплеерных дрочильнях, дабы доказать всем, что их ментальный мпх всё ещё ОГО-ГО!
Гдеж тут время на нормальные игры таким геймерам найти, да и не повышают они ментальный мпх, а значит и бесполезны.

Не воспринимайте это слишком близко, к своему ментальному мпх, мои дорогие отечественные китайцы )

Ответить

Что я сейчас прочитала...

5
Ответить