Паровозы – вечные символы движения и связи между странами

Паровозы - это не просто средство передвижения, но и символ связи и приключений. В наше время, когда авиационные перелеты стали обыденным явлением, многие люди вновь обратили свой взор на железнодорожные путешествия, чтобы испытать атмосферу уникальности и спокойствия, которую они предлагают.

Что такое паровоз?

Паровоз представляет собой наземный вид транспорта, состоящий из вагонов, которое движется по железнодорожным путям. Паровозы используются для перевозки пассажиров и грузов на длительные расстояния. Они могут быть как пассажирскими, так и грузовыми и являются важным средством связи и транспортировки во многих частях мира.

Паровозы – вечные символы движения и связи между странами

Одно из основных отличий паровоза от других видов транспорта заключается в том, что поезд передвигается по железнодорожным путям, специально спроектированным для него. Вот некоторые различия, которые отличают поезд от других видов транспорта:

  • Путевая инфраструктура: Паровозы требуют специальных железнодорожных путей для движения, которые представляют собой прочные и устойчивые конструкции. Это обеспечивает безопасность и стабильность движения паровозы на длинных расстояниях
  • Перевозка пассажиров и грузов: Паровозы могут использоваться для перевозки как пассажиров, так и грузов. Они обладают большой грузоподъемностью и могут перевозить значительные объемы грузов на дальние расстояния, что делает их предпочтительным средством для многих компаний и отраслей
  • Безопасность: Железнодорожная система имеет определенные стандарты безопасности, которые обеспечивают сравнительно низкий уровень риска для пассажиров и грузов.
  • Постоянное движение: Паровозы движутся по железнодорожным путям с постоянной скоростью и в заданных направлениях. Это отличается от других видов транспорта, таких как автомобили или самолеты, которые имеют большую свободу перемещения и могут изменять свой курс и скорость в процессе движения.
  • Время в пути: Паровозы обычно медленнее, чем, например, самолеты, но быстрее, чем многие другие виды транспорта, особенно на длинных расстояниях. Они могут обеспечивать комфортное путешествие с учетом предусмотренных остановок и графиков.

Как работает паровоз?

Паровоз использует энергию пара высокого давления. Этот перегретый пар толкает ряд поршней, которые с помощью соединительных тяг заставляют вращаться колеса. Относительная простота конструкции и надежность паровоза сделали его самым популярным средством передвижения со времени появления первых локомотивов в начале 1800-х годов и до конца второй мировой войны. Хотя паровозы и сейчас широко используются в Индии и Китае. Однако их главным недостатком является низкий коэффициент полезного действия: даже в лучших паровозах не более 6 процентов энергии, выделяющейся при сгорании угля, переходит в энергию движения.

Паровозы – вечные символы движения и связи между странами

В современном паровом двигателе уголь на сгорание подается автоматически из тендера в топку. Где он и сгорает при температуре около 2550 градусов по Фаренгейту (что соответствует 1400°С). Холодная вода, запасы которой тоже хранятся в тендере, дважды нагревается в паровом котле и превращается в перегретый пар высокого давления. Этот пар, попадая затем в цилиндры, двигает поршни и заставляет крутиться колеса поезда. Часть пара, остывая, превращается снова в воду и возвращается в паровой котел. Остальной пар выбрасывается наружу через дымовую трубу.

Первые поездки

В далеких временах, когда технологии только начинали свое развитие, инженеры мечтали о создании средства передвижения, которое смогло бы преодолеть большие расстояния быстро и эффективно. И вот наступил день, когда появился первый паровоз.

"Пенидаррен". паровоз Р. Тревитика 
"Пенидаррен". паровоз Р. Тревитика 

19 век считается Золотым веком развития железнодорожного транспорта, ведь именно тогда он начал свое развитие. Не смотря на то, что новый транспорт пугал многих, правительство западных стран делало всё возможное, чтобы данный транспорт внедрился в жизнь как можно быстрее.

Самый первый паровоз в мире сконструирован Р. Тревитиком. Создатель представил свое творение общественности в 1804 г. Устройство было сконструировано таким образом, чтобы его можно было использовать на уже существующей заводской дороге, сделанной из чугуна. Но паровоз Тревитика был слишком тяжелым. Технические возможности чугунных рельсов не позволили использовать устройство с большим весом. Изобретение потерпело неудачу: для его полноценного использования были необходимы рельсы из дорогостоящего железа. Вложить значительную сумму в создание нового вида дороги, в котором вместо чугуна использовали железо, желающих не нашлось, кроме того, конструкция первой модели была далека от совершенства и не внушала доверия.

«Catch Me Who Can»
«Catch Me Who Can»

Но конструктор не остановился на достигнутом, и, хотя следующий вариант паровоза оказался неудачным, в 1808 году Тревитик построил третью, более совершенную модель «Catch Me Who Can». Для демонстрации возможностей новой машины был создан небольшой по протяженности участок железной дороги. Скорость движения паровоза достигала 30 км/ч. Но появление первого паровоза не произвело должного впечатления на современников Тревитика, оставшись диковинным аттракционом. Никто из соотечественников инженера, кто там побывал, не поверил в жизнеспособность изобретения и не решился вложить деньги в развитие изобретения. И хотя Тревитик смог сконструировать первую модель паровоза, она не получила своего развития, в связи с чем ее создатель не пользуется славой изобретателя паровоза.

Своим появлением первый паровоз, получивший практическое применение, обязан Джорджу Стефенсону. Английский изобретатель паровоза обладал обширными знаниями, позволившими ему создать новый механизм: он детально изучил строение машин, работающих на энергии выделяемого пара, и неоднократно принимал участие в работах по обустройству железнодорожных путей.

Джордж Стефенсон 
Джордж Стефенсон 

Стефенсона традиционно считают создателем первого паровоза. В 19 веке, до появления механических устройств, вагоны передвигались по уложенным рельсам при помощи конной тяги. Первый паровоз Стефенсона, созданный для передвижения по уже существующим железнодорожным путям, появился в 1814 г. Его использовали для буксировки вагонеток в руднике.

1814, паровоз "Блюхер"
1814, паровоз "Блюхер"

До 1828 года Стефенсон был занят конструированием паровозов. Все созданные модели использовались на небольших по протяженности железных дорогах, принадлежащих промышленным предприятиям. В конструкции первых образцов 19 столетия было много значительных недостатков. Их наличие исключало возможность конструирования полноценно работающего механизма. Конструкция требовала серьезных доработок.

Locomotion № 1 ведёт поезд по Стоктон-Дарлингтонской железной дороге (празднование 100-летия дороги, 1925 год)
Locomotion № 1 ведёт поезд по Стоктон-Дарлингтонской железной дороге (празднование 100-летия дороги, 1925 год)

Значительным событием в истории паровозостроения стало открытие первого паровозостроительного предприятия. В 1825 г. общественность познакомилась с «Локомошеном». Инновационный механизм был представлен широкой публике: на всех кто там присутствовал паровоз произвел неизгладимое впечатление. Качественные показатели использования железнодорожных путей дали мощный толчок для процесса дальнейшего создания и развития железнодорожных сообщений и предприятий, специализирующихся на выпуске механизмов на паровой тяге. В 1829 году были проведены паровозные гонки, победителем в которых стал сконструированная Стефенсоном модель «Ракета», ставшая прародительницей всех последующих моделей паровозов.

"Rocket", 1829
"Rocket", 1829

Его грузоподъемность была 13 тонн, максимальная скорость движения – 48 км/ч. Паровоз Стефенсона на гонках вызвал большой интерес у всех, кто там присутствовал. «Ракета» не только одержала победу на гонках, она безоговорочно доказала преимущество силы пара над другими существующими в 19 веке источниками энергии.

Современная фотография первого паровоза Черепановых
Современная фотография первого паровоза Черепановых

Русский изобретатель паровоза был не один. Первыми, кто создал паровоз в нашей стране, были братья Черепановы. Первый паровоз в России выпустили в 1833 г. С этого момента началась официальная история паровоза, имевшего российское происхождение.

Военное применение

Военные паровозы или Кригслокомотивы (Kriegslokomotive), также ещё известные как паровозы-солдаты или паровозы без роскоши, по сравнению с обычными серийными паровозами имели упрощённую конструкцию, что позволяло наладить их крупносерийное производство при сложных экономических условиях военного времени. На военных паровозах вместо дорогих меди и бронзы, а также легированных сталей, использовалась обычная углеродистая сталь, а допуски при сборке были существенно свободнее.

Немецкий BR 52 — самый массовый военный паровоз (более 6000 шт.)
Немецкий BR 52 — самый массовый военный паровоз (более 6000 шт.)

Всё это позволяло снизить себестоимость и время производства данных паровозов. Экономичность таких машин отводилась на второй план, а расчётное время работы составляло в среднем 5 лет, однако при этом эти паровозы отличались высокой надёжностью и хорошими тяговыми свойствами, что необходимо для обеспечения бесперебойного движения поездов при сложнейших погодных условиях (в том числе песчаные бури пустынь и суровые морозы Сибири). В основном паровозы без роскоши выпускались в период Второй мировой войны преимущественно на заводах Германии и США.

ПАРОВОЗ ТЭ-322
ПАРОВОЗ ТЭ-322

К началу Второй мировой войны локомотивный парк Германии насчитывал достаточно большое количество паровозов серий BR 44 (1,7 тыс.) и BR 50 (около 3 тысяч). Однако в ходе Великой Отечественной войны немецкое командование столкнулось с неприятным фактом: на оккупированных территориях Белоруссии и Украины ни один из немецких паровозов не был способен проехать расстояние между основными станциями без дополнительной дозаправки (сказалось то обстоятельство, что в 1930-х железнодорожные магистрали на этих территориях были переведены на обслуживание паровозами ФД, которые имели шестиосные тендеры с повышенным объёмом запасов топлива и воды).

Немецкий BR 52
Немецкий BR 52

С учётом развернувшегося в то время партизанского движения это сильно снижало эффективность снабжения вермахта. Помимо этого, зима 1941—1942 гг. была весьма суровой, что в сочетании с недостаточно эффективной теплоизоляцией парового котла приводило к сильному падению мощности паровозов либо вовсе к их выходу из строя.

Паровозы BR 42 строились в несколько меньшем количестве, и до 1949 года их было выпущено менее тысячи.

Закат эпохи паровозов

На протяжении всей истории паровозостроения делались серьёзные попытки улучшить эксплуатационные характеристики паровозов. Так, тяжёлый и непроизводительный труд кочегара был облегчён благодаря применению шнековой системы подачи топлива — стокером. В этом же направлении подействовал и перевод котлов с твёрдого на жидкое топливо — мазут и другие тяжёлые фракции нефти. В богатых лесом районах неприхотливость парового котла к видам питающего их топлива делает использование паровоза вполне целесообразным.

Тем не менее в экономическом отношении паровоз, безусловно, уступает иным видам локомотивов. Это привело к тому, что в середине XX века выпуск и эксплуатация паровозов во многих странах были свёрнуты, а сами они либо были порезаны на металлолом, либо превращены в неподвижные памятники, либо стали экспонатами музеев.

Паровозы – вечные символы движения и связи между странами

Несмотря на это, паровозная тяга до сих пор применяется на таких дорогах, где экономическая эффективность достигается иными способами, примером чего служит туристический бизнес. Так, рельсовая связь между Дрезденом и Морицбургом (расстояние составляет 14 км) с его известным замком осуществляется музейными вагонами на паровозной тяге. Паровозы водят туристические поезда из Дрездена и в других направлениях.

Существуют и общества любителей паровозов, в своей деятельности выполняющих мероприятия по сохранению памяти об этом виде техники, ставшей элементом истории цивилизации.

В немецком городе Майнингене существует завод, до сих пор выпускающий и ремонтирующий паровозы (на заказ), а в польском Вольштыне функционирует полноценное паровозное депо. Также в ряде стран рабочие паровозы очень часто используются в праздничных мероприятиях и для съёмок исторических кинофильмов. В некоторых местностях Индии и Китая, где имеется дефицит дизельного топлива и дороги не электрифицированы, но в то же время доступно твёрдое топливо (прежде всего уголь), паровозы продолжают водить поезда (в основном грузовые) по сей день.

Итог

Паровозы, одни из первых форм транспорта на железнодорожных путях, долгое время были символом прогресса и величия промышленной революции. Они обеспечивали надежную и эффективную систему перевозки грузов и пассажиров, преображая мир и способствуя развитию экономики.

Однако, с течением времени, паровозы начали уступать место более современным и передовым технологиям. Вместо пара в качестве источника энергии, электричество и дизель стали основными силами, используемыми в новом поколении поездов. Это позволило снизить затраты на топливо, улучшить экологическую ситуацию и повысить общую эффективность железнодорожных перевозок.

Быстрота и гибкость новых типов поездов также стали причиной снижения популярности паровозов. Специализированные поезда, такие как скоростные, пассажирские или грузовые, требовали более высоких технологических решений, которые не всегда могли предоставить паровозы. Безусловно, эти машины оставили свой след в истории, но их роль сегодня стала незначительной.

Таким образом, хотя эра паровозов в основном осталась в прошлом, их значение как символов индустриализации и технического прогресса по-прежнему остается сильным. Эти мощные машины стали первыми катализаторами железнодорожной индустрии и оставили неизгладимый след в истории транспорта.

3535
3 комментария

Комментарий недоступен

1

Тебя звать случаем не Шелдон К.?