Модная ненависть. Сказ о лицемерии
Будучи очень любознательным, я посещаю многие форумы с очень разным контингентом, и постепенно начал замечать, что совершенно разные люди довольно часто сходятся в одном — в животной ненависти к одним и тем же игровым проектам.
Складывается впечатление, что ненависть к тому или иному стала чем-то вроде модного тренда: разные люди в разных местах любят повторять, что «вот эта игра просто днище». Да, вкусы у всех разные, но есть игры, за которыми сложилась настолько плохая слава, что остальные люди по умолчанию считают их отстоем, даже не имея желания лично знакомиться с такими проектами и разбираться в их качестве. Приведу тройку примеров:
— Xenosaga Episode II
Второй эпизод трилогии, задумавшейся как духовный наследник культовой японской ролевой игры Xenogears. После тепло принятого первого эпизода приключений Шион Узуки у компании Namco случился конфликт со студией Monolith Soft, в результате которого команду разработчиков покинула Сорая Сага, жена Тэцуи Такахаши и соавтор сценария Xenogears и Xenosaga Episode I, а продолжение первой части спешно переделывалось. Конечно, это не могло не сказаться на качестве результата.
Сюжетная кампания второго эпизода вышла гораздо короче, а новый сценарист повёл повествование совершенно в непонятную сторону. Некоторые до сих пор пинают второй эпизод за то, что он больше напоминает фанфик-спинофф, чем нормальное продолжение. Были претензии и к музыке, которую писал уже не Ясунори Мицуда, а Юки Кадзиура вместе с Синдзи Хосоэ. Но взглянем правде в глаза: Мицуда — один из лучших японских игровых композиторов, до сих пор многие делают каверы на его шедевры из Chrono Trigger и Chrono Cross, но сказочный стиль его музыки совсем не подходит научно-фантастической космоопере, коей является Xenosaga. Музыкальное сопровождение от новых композиторов более удачно и правильно вписывается в антураж мира, придуманного Тэцуей Такахаши и Сораей Сагой.
Не понимаю наездов и на повествовательную часть, центральное место в которой уделено конфликту двух важных персонажей. В отличие от сюжетного сумбура первого эпизода, во втором нет ничего лишнего и всё предельно понятно. Ну а претензии к игровому контенту я вообще считаю глупостью, ибо в Jenseits von Gut und Böse есть несколько десятков совершенно разных побочных заданий, в том числе и на сообразительность. Кроме них в игре есть несколько опциональных боссов, к которым ещё нужно добраться, а также продолжение побочной сюжетной линии, начатой ещё в предыдущей части. Я не знаю, сколько я наиграл во второй эпизод, ибо внутриигровой счётчик больше 99 часов не показывает. А мы идём дальше.
— Final Fantasy XIII
Думаю, в представлении эта игра не нуждается. Ненависть к ней меня поражает двумя моментами: во-первых, тем, что она мало чем отличается от всех предыдущих частей сериала, а во-вторых, тем, что все люто, бешено полоскают только первую «Тринашку», ибо лучей поноса в сторону XIII-2 и XIII-3 я нигде ни разу не наблюдал. Чем же не угодило людям очередное творение Мотому Ториямы? Проще сказать, чем угодило. Пожалуй, единственным положительным моментом FFXIII является Клэр «Клауд-в-юбке» Фаррон, больше известная под простым русским именем Светка.
Ругают же игру за всё остальное: за сюжет, за сценарий, за боевую систему, а линейность локаций так вообще стала притчей во языцах. И всех собак вешают на Мотому Торияму, сценариста и режиссёра этой «Финалки». Но позвольте парировать. Если титры не врут, Торияма писал сценарий для Final Fantasy X, которую облизывают те же самые люди, которые поливают помоями Final Fantasy XIII. Но разве ФФ13 чем-то принципиально отличается от ФФ10? Нет. А чем принципиально отличается однокнопочная боевая система ФФ13 от такой же однокнопочной боевой системы ФФ7, которую до сих пор ставят на первые места во всяких списках лучших японских ролевух? Чем отличается система прокачки в «Тринашке» от системы прокачки во всё той же «Десятке»? А персонажи, их мотивация и проработка? И такие вопросы можно ещё долго писать, но я не буду, ибо суть, думаю, вы уловили. Поэтому переходим к следующему примеру.
— Beyond: Two Souls
Моё любимое. Я буквально ору в монитор всякий раз, когда натыкаюсь на упрёки эпизодического повествования в нехронологическом порядке. Люди, которые требуют нелинейность в играх, нелинейность в повествовании осилить почему-то не в состоянии. Поэтому для таких личностей в переиздании игры для PS4 сделали хронологический режим прохождения, что, по моему мнению, ломает равномерный ритм игры и бросает менее напряжённые главы в первую половину, а более напряжённые — во вторую.
Ещё есть упрёки низкой интерактивности. Но, позвольте, в «Двух душах» интерактивности не меньше, чем в предыдущих «фильмах» Дэвида Кейджа. Просто игра сама по себе несколько короче, чем «Фаренгейт» и «Ливень». К тому же, главный герой здесь отнюдь не Джоди, а Айден. В общем, наезды на этот проект мне так же непонятны.
Такой вот список получился. Согласны ли вы с ним? Может, у вас есть, чем его дополнить? Или, может, вы вообще не считаете, что есть некая предвзятость к определённым играм, и ненависть по инерции к ним — лишь моя выдумка?