Когда же придет настоящая критика?
В наше время выходит просто огромное количество медиаразвлечений. И все труднее простым обывателям удержаться от того, чтобы не высказать свое субъективное и, без сомнения, «очень важное» мнение по поводу того или иного продукта, будь то кино, музыка, игра или обычный ролик на Youtube. Однако, вся беда в том, что подобные обычные и ничем не примечательные зачастую мнят себя профессиональными журналистами и критиками. Так давайте разберемся в том, что есть критика и какими навыками нужно обладать настоящему критику.
Начнем с того, что согласно толковому словарю:
Критика - 1. Анализ, разбор, обсуждение кого-л., чего-л. с целью вынесения оценки, выявления недостатков.
2. Разбор и оценка литературных, музыкальных и т.п. художественных произведений. // Жанр литературного творчества, заключающийся в таком анализе перечисленных произведений.
3. Неблагоприятная оценка, указание недостатков; порицание.
Таким образом, можно выделить два типа критики: профессиональная и так называемая «людская». Проблема современного общества в том, что с определенного момента 21 века, а именно с повсеместного появления Интернета «в каждом сарае», людская критика стала всерьез претендовать на значение «профессиональной». И если сейчас просто просмотреть любые обзоры на какой-нибудь продукт, типа того же фильма, сериала или игры, то можно осознать, что большинство критических обзоров – это самые обыкновенные субъективные суждения на основании неполного просмотра фильма, сериала или незаконченного прохождения игры. При этом на все претензии в комментариях подобные интернет-блогеры могут отвечать так, будто перед нами новое лицо мировой критики. И так поступает большинство видеоблогеров, критиков с порталов, типа «Кинопоиска». Некоторые, кстати, даже реально становятся признанными «критиками», хотя, порой, их суждения ничем не отличаются от алчущих популярности «мамкиных» видеоблогеров. Также, удивляет и наличие поклонников и фанатов подобных «критиков», которые с пеной у рта защищают мнение любимого блогера, как свое (при этом часто выдавая его за свое мнение) и просто «опускают» любого, кто посмеет написать или сказать что-то против. Ну а про продажность большинства «знаковых» игровых изданий я вообще молчу, хоть это и вполне логично для современной индустрии развлечений.
Настоящая же критика, о которой, к примеру, мы все с вами читали в школах на уроках русской литературы, требует вдумчивого подхода, глубокого анализа и умного сравнения любого творения искусства, как минимум внутри своего жанра. Достаточно просто почитать критические статьи на произведения, скажем, 19 века. Да, многие скажут, что это все старье, оно не нужно нам. Но если сравнить, как писали тогда, и как сейчас, то можно просто ужаснуться непосредственной деградации жанра критики в наши дни. Раньше никто из видных критиков не боялся написать, что «вот это произведение» светила русской поэзии А С. Пушкина слабее, чем остальные», хоть тот же Пушкин и был признанным авторитетом. Люди могли проделывать глубокий анализ, сравнивать. При этом субъективного там было настолько мало, насколько сейчас не способен ни один критик, в принципе.
Но я согласен, смысла трогать прошлое нет – кому оно надо вообще. И поэтому сейчас после просмотра фильма или прохождения игры каждый может пойти в интернет и «выкинуть» на всеобщее обозрение свое мнение, при этом подавая его так, будто это истина в последней инстанции. Критики пишут настолько «справедливо», насколько им «отстегнут». Видеоблогеры, по большей части, ловят хайп на том, что вызывает общественный резонанс и порочат любой продукт на основании одного «хайпового» элемента. Слово «искусство» забывается и заменяется словом «индустрия», а «творение» стало блеклым «продуктом». Люди не хотят видеть прекрасное, не хотят разбирать, анализировать смысл любого творения. Все, что они хотят, так это «выпендрится» своим мнением и, пройдя поверхностно по любому произведению, заострить внимание на хайпе. Такое сейчас происходит везде. «Людская» критика стала вдруг очень важной, а профессиональная критика, по большей части, продажной. Вот и получается постоянный «facepalm» от того, когда читаешь или смотришь чей-либо обзор и понимаешь, что человек даже не удосужился изучить первоисточник. При этом больше всего веселят оправдания, типа: «Мне не нужно смотреть/играть до конца, чтобы понять что это говно», «Чтобы критиковать, не нужно уметь делать то, что обсуждаешь», «Не нужно изучать первоисточник, если продукт вышел сейчас». Эти фразы явно выдают человека, который не хочет что-то анализировать, изучать, а хоче тпросто сказать что фильм/игра/книга говно и быстрее словить «хайп», подбадривающие комменты и лайки. И да, уметь создавать то, что критикуешь не нужно, но нужно понимать, как это создается и как работает. Но это не путь современного «тру-критика». Вот и выходит, что фильм «Черная пантера» некоторые «сверхразумы» обвиняют в плагиате с «Аватара» Джеймса Кэмерона, не потрудившись даже узнать, что персонаж был создан в 1966 году. И именно в этом году в США еще главенствовал расизм, на что и обращают внимание сюжеты данного комикса того времени. Но нет, проще сказать, что Черная пантера – это заказной фильм для негров. При этом, понятно, что борцы с расизмом сами перегнули палку в свое время, вызвав бурную ненависть толпы. Но давайте все же при этом хоть рассуждать о самом фильме справедливо. И вот так происходит в любой сфере искусства. Скажем, игры давным-давно уже перестали быть просто геймплеем и графикой, сюжеты в них порой не хуже, чем в фильмах, а смыслы даже глубже. Но нет – мы просто будем смотреть на наличие багов и ставить оценки. О да, оценки – это самое ужасное изобретение современной «критики», что понимает любой умеющий в логику человек. Ведь ни один обзорщик не сможет дать вам внятные критерии выставления своей оценки, учитывая жанровые особенности и специфику самого произведения.
В заключение, хотелось бы сделать вывод, что настоящей критики, к сожалению, в мире больше не существует. Люди просто выражают свои мнения. И пусть даже сами они считают это истиной в последней инстанции, но мир состоит из мнений. И любое произведение искуства – это совершенная вкусовщина, к которому нет единого признания или порицания. Хотелось бы, чтобы рано или поздно, но люди научились нормально анализировать, сравнивать и делать выводы, не основываясь на хайпе или субъективщине без слов «щидевр» и «дерьмо», без ярлыков вообще. Напоследок приведу высказывание видного критика 19 века В. Г. Белинского: "Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого, если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же". Помните об этом, уважаемые любители публично высказать свое мнение!