Ничего кроме правды: «Секретное досье»

Гуманист Спилберг выписывает обществу простое, но действенное лекарство от малодушия

Стивен Спилберг в 2018 году представляет сразу два фильма, и если «Первому игроку приготовиться» ради отсылок ждут все гики мира, то «Секретное досье» идёт почти незаметно, напоминая о себе лишь традиционной оскаровской номинацией Мерил Стрип. Она играет Кэй Грэм, издательницу The Washington Post, которая дружит с бывшими министрами, но растерянно чувствует себя среди коллег – бизнесмены снисходительно относятся к женщине в своих рядах. Тем временем главный редактор газеты Бен Брэдли (Том Хэнкс) готовится разоблачить лицемерную вьетнамскую политику США, получая то самое секретное досье из Пентагона.

Картина пересказывает события 1971-ого, а спустя ещё 3 года новое расследование The Washington Post вызовет Уотергейтский скандал
Картина пересказывает события 1971-ого, а спустя ещё 3 года новое расследование The Washington Post вызовет Уотергейтский скандал

Ода былым подвигам журналистов – предсказуемый ответ на господство фейковых новостей и альтернативных фактов, но по сравнению с жанровыми предшественниками «Секретное досье» смотрится ощутимо проигрышнее: во «Всей президентской рати» пульсировала свежая рана Уотергейта, а «В центре внимания» безжалостно высказался на табуированную тему педофилии церковников. Ничего подобного в «Секретном досье» нет. Ещё бесхитростнее обращение Спилберга к забывающимся победам прессы выглядит на фоне трёх билбордов, перекочевавших в реальность из полностью выдуманного сюжета МакДоны. Когда медиа не способны привести власть к ответу, то и кино о них столь же беспомощно. Но журналистике ли посвящена картина?

МакДона вдохновляет единицы, Спилберг учит миллионы
МакДона вдохновляет единицы, Спилберг учит миллионы

Чтобы это понять, важно вспомнить, что её автор Стивен Спилберг – гегемон всевозможных кинорейтингов и топов. Режиссёр от народа, как сейчас говорят. И стал он таким потому, что на максимально простом и доступном киноязыке попеременно снимал уютные семейные фильмы и всецело авторские работы о неудобных этических проблемах. Даже войдя в совет старейшин Голливуда и выпуская по фильму почти каждый год, Спилберг остался верен себе и не впал, подобно Вуди Аллену, в безыдейное ремесленничество. Noblesse oblige – положение главного оратора обязывает. История по-прежнему ничему не учит народы, но Спилберг продолжает им объяснять, зачем нужна свобода прессы, что такое коррупция и как решать проблемы общества, не пользуясь ничем кроме правды.

Я киноакадемиком никогда не был, но в этот раз на Оскаре за Спилберга бы проголосовал. Режиссёр от народа!
Я киноакадемиком никогда не был, но в этот раз на Оскаре за Спилберга бы проголосовал. Режиссёр от народа!

Сам он, конечно, применяет в фильме чуть более разнообразный набор инструментов. Мэрил Стрип и Том Хэнкс, камертоны нравственности голливудского кино, воплощают в «Секретном досье» собственные эмблемные образы, но в журналистской драме куда важнее целостная работа всего актёрского ансамбля. Спилберг умело связывает её с окружением: работа редакции над расследованием проходит в небольших комнатках, стены которых будто препятствуют правде и обещают строгую расправу. Заранее известный исход расследования при этом никак не мешает его увлекательности, благодаря кинжальным выпадам диалогов, которые особенно блистают в период принятия решения о публикации – но эту сцену лучше увидеть самому.

Ничего кроме правды: «Секретное досье»

Не важен итог расследования и потому, что «Секретное досье» не о нём. Каждый новый фильм Стивена Спилберга в первую очередь несёт в себе беспримерный гуманизм своего создателя. В то время как какой-нибудь Цукерберг при первой же трудности разочаровывается в техническом оптимизме, Стивен Спилберг стойко хранит веру в людей и свободу их слова. От этой искренней, последовательной убеждённости и рождается убедительность его фильмов – пусть не изобретательных, но и не уродливо-подобострастных, как, например, многие патриотические блокбастеры. Творчество Спилберга в целом и «Секретное досье» в частности – луч света в нашем тёмном царстве: прямолинейный, не такой яркий, как в начале, но по-прежнему согревающий и воодушевляющий. Cвет, который даёт нам сил.

1111
12 комментариев

Фильм по накалу событий уступает Spotlight, но в целом сносный. А ревью хорошее, с юмором. Спасибо

1
Ответить

Спасибо, старался! «Секретное досье» не дотягивает до накала эмоций Spotlight, да, но изучает не менее важную и сложную этическую проблему достаточно увлекательно, на мой взгляд

Ответить

Спасибо, подумывал сходить на фильм в выходные, теперь точно пойду!

1
Ответить

Вам спасибо за комментарий! Сходите, конечно, Спилберг держит форму

Ответить

Спасибо, вспомнил за него, смотрел шоу Грэма Нортона, Хэнкс и Стрип туда приходили и рассказывали о съёмках, а я совсем и забыл уж. Мне кажется фильм ламповый будет, что бы сесть и погрузиться целиком.

1
Ответить

Вам спасибо! «Секретное досье» и вправду смотрится гораздо легче и приятнее многих нынешних картин с их избыточной многослойностью и вычурностью

Ответить

Фильм сдувается к середине и к концу откровенно скучно досматривать. Ожидал чего то как "В центре внимания", но к сожалению очень слабый фильм.

Ответить