Вспоминаем презентацию первого Xbox на Consumer Electronics Show 2001

Миллиардер, разработчик в ярко-красных туфлях и профессиональный рестлер на одной сцене.

Xbox
Xbox

На днях завершилась очередная ежегодная выставка Consumer Electronics Show 2018. В ходе которой было представлено множество интересных новинок тех индустрии, да и просто разнообразных продуктов от многочисленных компаний.

В честь этого портал Engadget решил вспомнить одну из самых выдающихся CES в истории, на которой презентовали тот самый первый Xbox.

Микро-диск, вмещающий 500 Мб
Микро-диск, вмещающий 500 Мб

17 лет назад цифровой мир был другим: самой многообещающей технологией считался оптический диск размером-с-марку от DataPlay, вмещавший внушительные 500 Мб; Microsoft по-прежнему была крупнейшей тех корпорацией на планете, а Apple ещё предстояло выпустить свой первый iPod.

Каждая CES начиналась с выступления Билла Гейтса, так случилось и на этот раз. Первые 80 минут он рассказывал о «неуклюжих» технологиях, которые сейчас, в той или иной форме, живут в вашем смартфоне. А потом показали оригинальный Xbox. Без каких-либо фанфар, которые мы привыкли видеть в наши дни и которыми сопровождаются все современные презентации. И, в отличие от предшественника в лице Pocket PC, дебют Xbox изменил будущее компании.

В тот момент Microsoft была аутсайдером, пытающимся догнать титанов в лице Sony, Nintendo и Sega, давно поделивших свои сферы влияния в гостиных игроков. Для помощи компания привлекла ветерана в области разработки видеоигр, выступающего в запоминающейся обуви и, конечно же, профессионального рестлера. Эта история презентации, рассказанная людьми, которые там были.

Билл Гейтс скидывает чёрное покрывало
Билл Гейтс скидывает чёрное покрывало

Хотя Билл Гейтс является гением, миллиардером, филантропом, а также главным врагом малярии, он совершенно не умеет выступать на публике.

Позвольте вам представить Xbox

Билл Гейтс,, со сцены Hilton Theater

После этих слов Гейтс скинул чёрное сатиновое покрывало и под ним оказалась большая чёрная коробка с проступающей на ней буквой X и чудовищно большим геймпадом, заключенным под стеклом.

В тот момент Microsoft была знаменита тремя вещами: пакет программного обеспечения Office, операционная система Windows и постоянные антимонопольные иски. Первые две вещи вы используете каждый день, а последняя представляет компанию не в лучшем свете.

В течение следующих 13 секунд Гейтс оставался стоять с пустой полуулыбкой на лице, сложив руки на уровне груди и ссутулив плечи, он отчаянно пытался выглядеть доступным. По словам людей, знающих его не понаслышке, он имел вредную привычку вкладывать ладонь в другую руку и сжимать пальцы — «прямо, как мистер Бернс» — что категорически запрещали ему делать пиарщики, особенно перед камерами.

Вредная привычка Гейтса
Вредная привычка Гейтса

Аудитория не знала, на что способна эта новая гигантская машина, и как она может изменить компанию, но всё равно захлопала в ладоши, приветствуя консоль, которая в конечном итоге обойдётся Microsoft в более чем 4 миллиарда долларов.

Оригинальный Xbox идеально вписывался в убеждения CES: многомиллионная технология, о которой никто не знает и не ведает, как она будет работать или впишется в их жизнь. На рубеже веков, самым большим телевизором в большинстве домов являлся 27-дюймовый ЭЛТ-дисплей с выпуклым экраном, а не плоский 4К-телевизор за 4000 долларов, который сейчас стоит у некоторых из нас. Высокоскоростной интернет также не был обычным явлением. Люди привыкли сохранять игры на карты памяти или игровые картриджи.

При всём при этом Xbox выглядел, как гость из будущего. Он поддерживал разрешение 720p, выдаваемое с помощью компонентного кабеля, имел встроенное гнездо Ethernet и четыре порта для контроллеров. У него был жёсткий диск ёмкостью 8 ГБ, предназначенный не только для хранения игровых данных, но и для воспроизведения музыки во время игры, причём состаленной из вашей личной CD-коллекции. И это чудо выходит спустя всего 10 месяцев после начала продаж Sony PlayStation 2 и стоит 300 долларов! Со временем Sony добавит большинство этих функций в PS2 с помощью отдельных аксессуаров, а также включит многие в PlayStation 3 пятью годами позже.

Им нужно было показать людям, что их ждёт и, что [Microsoft] понимает куда движется игровая индустрия.

И вы хотели поставить на них, потому что получите все эти крутые вещи.

Дин Такахаси, VentureBeat

Тут на сцену выходит Симус Блэкли, одетый в джинсы, мешковатую чёрную рубашку и ярко-красные туфли. Настроение сразу меняется. Гейтс «меркнет» на фоне задорного панк-рок стиля Блэкли. Внезапно, основная часть зала просыпается и переходит в пристальное наблюдение.

Симус Блэкли в ярко-красных туфлях
Симус Блэкли в ярко-красных туфлях

Блэкли был чем-то типа «повстанцев» (по аналогии со Звёздными войнами) внутри Microsoft (империя зла), силой, которая отчаянно пыталась уничтожить всё, что людям не нравилось в компании, и сделать вместо этого что-то классное. Блэкли вместе с Кевином Бачусом являлся создателем Xbox, который числился его детищем. Выйдя на сцену, Блэкли должен был убедить разработчиков, что Microsoft прислушивается к его советам, и что под консоль будет легко создавать игры.

Прежде, чем стать так называемым «непреднамеренным» представителем консоли, Блэкли работал разработчиком видеоигр в Looking Glass Studios, где трудился над System Shock и Ultima Underworld. Он также стоял во главе одного из самых больших провалов PC-игр в истории, Jurassic Park: Trespasser, по сути, «сломанной» техно-демки от Dreamworks Interactive.

Несмотря на неудачу, он заработал неплохую репутацию в игровой индустрии, благодаря своим способностям в программировании физики в играх и работе с 3D-графикой.

Симус Блэкли
Симус Блэкли

Позже Блэкли рассказывал, что в тот момент в его голове всплывало множество вариантов ужасного провала; вы могли прочитать это на его лице, когда он с тревогой выходил на сцену. Были случаи, когда демоверсия зависала или, что ещё хуже, прототип консоли даже не хотел включаться.

В этот момент я чувствовал в себе невероятное напряжение, потому что я не видел в Билле человека, способного потратить несколько миллиардов долларов на идею… я думал о проекте, как о аэроплане и рассказывал об этом моим друзьям. В общем, как я думал, если что-то не сработает, этот человек убьёт меня.

Я решил не нервничать и поразить его, без боязни привести компанию к многомиллиардным потерям.

Симус Блэкли

Чтобы завоевать доверие разработчиков, Блэкли решил показать, что его команда знает, что делает, поэтому надел ярко-красные туфли. Использование определенных цветовых оттенков было невозможно в играх того времени, потому что оно перегружало цветовую палитру NTSC-телевизоров. Выход на сцену в таких кроссовках был своеобразным намёком для сотни «супер-важных» людей, в поддержке которых Блэкли нуждался. Они должны были разработать для его команды игры, и он дал понять, что разбирается в тонкостях этого процесса.

Это была та вещь, которую я хотел донести до разработчиков игр, потому что идея выпуска консоли от Microsoft была невероятно непопулярна.

Презрение и ненависть к продуктам компании, являющейся «империей зла», и все эти антимонопольные иски [и судебные процессы] были вещами, с которыми мне пришлось бороться для того, чтобы заставить людей создать игру для нашей консоли. Поэтому я одел «выделяющуюся обувь» и сказал людям, что я это сделал намерено.

Симус Блэкли

Это сработало?

Я не знаю никого, кто без скепсиса отнёсся к этому моменту, и сказал бы: «Это было правильно». Но вот в чём дело, люди постоянно будут вспоминать и шутить об этом, и вы сможете поговорить с ними, а затем они посмотрят [на ваш проект].

Симус Блэкли

Для закрепления успеха у разработчиков, Блэкли привлёк гейм-дизайнеров, которые с придыханием рассказывали, как Xbox раскроет потенциал игровой индустрии.

Симус Блэкли
Симус Блэкли

«Мы освободимся от стандартных ограничений консолей, с которыми нам приходилось мириться ранее», — вещал Герман Серано, разработчик игры Malice.

«Жизнь в Oddworld проявит себя во всей красе», — говорил создатель серии Лорн Ланнинг под звучавший на фоне техно-бит и мерцающие зелёным неоновые всполохи в виде буквы X.

«Вы увидите мускулатуру, не виданную ранее», — хвастался Майк Рубинелли, разработчик WWF Raw is War. «Вероятно, вы сможете увидеть пульсирующие вены, если захотите. Возможно, вы даже увидите мурашки на коже, если в игре будет показано и это. Вот что в действительности представляет собой следующее поколение видеоигр».

Разумеется, представленные аргументы убедили далеко не всех. Xbox может быть и являлась самой мощной консолью на рынке, но к моменту поступления его в магазины Sony уже захватила лидерство, реализовав 25 миллионов единиц PS2. Разработчики всегда в первую очередь создавали игры для самого популярного железа, и поэтому многие передовые функции, которые Блэкли так усердно рекламировал, были незаметны без эксклюзивных проектов консоли, поэтому он перешёл к показу демо-версий.

Malice
Malice

Блэкли выбрал два проекта для демонстрации мощи Xbox: Oddworld: Munch's Oddysee и Malice. Оба показывали, насколько продвинутым был Xbox в сравнении с PlayStation 2 с точки зрения графики. Сейчас, конечно, они смотрятся уже не так круто, главным образом из-за низкого разрешения, которое было распространено в то время. Но, на тот момент, освещение, реалистичные тени и огромное количество существ на экране вызвали у людей небывалый восторг.

Несмотря на то, что ожидался только анонс [железа], показанные демо-версии оказались настолько впечатляющими, что взбудоражили всех и каждого.

Дин Такахаси

По словам Блэкли, представленные демонстрационные версии использовали только пятую часть общей мощности консоли.

«Скала»
«Скала»

Одним из обычаев ежегодной выставки CES был показ выступающей компанией большой знаменитости, олицетворяющей их бренд. В 2001 году Microsoft не стала отступать от сложившийся традиции.

На тот момент особым спросом пользовался профессиональный рестлинг, популярность которого была сравнима с лихорадкой. Его рейтинги при показе World Wrestling Federation (ныне World Wrestling Entertainment) и World Championship Wrestling доминировали над видеоиграми. Блэкли воспользовался моментом и заключил партнерство с ныне уже несуществующей THQ для создания эксклюзивной игры Xbox, WWF.

Мне очень хотелось продемонстрировать этот проект, но я не желаю использовать пятую часть мощности системы.

Поэтому я решил использовать мощь Xbox на все сто. И это я хочу показать вам прямо сейчас.

Симус Блэкли,, до ухода за кулисы

На экране пошла нарезка выступлений Рокки «Скалы» Майвиа из WWF, а его песня выхода на ринг зазвучала в том самом зале, где Элвис Пресли провёл 636 своих шоу. На сцену вышел актёр, которого мы все сейчас хорошо знаем под именем Дуэйн «Скала» Джонсон.

Характер Джонсона с тех пор не изменился. Он всегда был халкоподобным супергероем в дорогом костюме от известного дизайнера, «поднимающим» стадионы поклонников, с замиранием сердца вслушивающихся в каждое слово, с момента взятия им в руки микрофона. Самопровозглашённый «самый осведомлённый [в цифровой индустрии] человек в сфере спортивных развлечений» выдал несколько громких фраз из своего репертуара, говорил о себе в третьем лице и так и не снял свои солнцезащитные очки, выступая с Гейтсом на одной сцене.

В выступлении была «ложка дёгтя»: THQ предоставила Джонсона в качестве поддержки Microsoft, но в оставшиеся пять минут презентации Гейтс даже не поблагодарил издателя за это. По словам Такахаси, генеральный директор THQ Брайан Фаррелл на это сказал так: «Я поцарапал свою спину, а зуд всё ещё не прошёл».

«Скала»
«Скала»

В целом анонс Xbox на CES прошёл успешно. Microsoft использовала свою позицию широко известной тех компании для конкуренции на игровом плацдарме, чего не могли сделать Sony и Nintendo. И хотя доля Xbox занимала довольно небольшую часть в редмодской компании, она показывала, что Microsoft знает, как вести разговор с геймерами, и, наконец, сделала желание Microsoft занять место в вашей гостиной не таким уж несбыточным. Как и многие вещи на CES, устройство опередило своё время.

Xbox vs PlayStation 2
Xbox vs PlayStation 2

Xbox поступит в магазины 15 ноября 2001 года, продастся в количестве 24 миллионов единиц, тем самым даже близко не подойдя к PS2 с её 150 миллионами. Microsoft столкнётся с большими потерями (в основном из-за стоимости жёстких дисков) и прекратит поддержку устройства спустя четыре года после выхода.

Редко на CES можно увидеть что-то такое, что в момент показа не имеет смысла, но, выходя на рынок, через четыре года или пять лет получает огромный успех.

Карен Чупка, Вице-президент Ассоциации потребительских технологий

Игры на CES отошли на второй план, когда Microsoft отказалась от участия в 2012 году, и хотя Sony всегда привозит на выставку несколько интересных проектов, PlayStation никогда не была в центре внимания. Возможно поэтому 2001 год был по настоящему особенным.

3535
13 комментариев

Выпуск коробокса изначально был авантюрой, учитывая влияние и авторитет Сони. Тем не менее майки создают конкуренцию и заставляют Сони развиваться, прогрессировать. Хотя бы за это жму руку Гейтсу

14
Ответить

Без первой "коробки" не было бы XBOX 360, которая оказалась реально крутой приставкой и немного прищемила яйца Sony. M$ могли себе позволить эти потери. А конечном итоге они все отбили и заработали денег.

7
Ответить

Являясь владельцем Xbox Original в настоящее время, могу сказать, что это замечательный комбайн. Практически все игры, которые я обычно играл на ПК, теперь я запускаю именно на боксе.

2
Ответить

А от себя скажу что я безмерно уважаю Xbox и Microsoft за то что еще на первом Xbox они умудрились выпустить эксклюзивное ответвление Instincts игровой серии "Far Cry".

Будучи фанатом первой части игры (сюжет которой так и не получил продолжения) в свое время чуть не купил тогда еще новый Xbox 360 из-за этой франшизы (остановило только то что я тогда был не зарабатывающим школьником, и старшие поставили перед выбором: или PC для учебы, или Xbox для игры).

Собственно до сих пор кусаю локти по тому что так и не получилось познакомиться с серией. Эх... выпустили бы полноценное продолжение на XoX - сразу побежал бы за консолькой...

1
Ответить
Автор

Far Cry (и его продолжение) выпустила Ubisoft Montreal, и это, лично для меня, лучшая игра 2005 года. Существует порт на Xbox 360, но он сильно переделан и во всём, кроме графики, проигрывает оригиналу. Есть ещё порт на Вии, но это несколько иная игра.
Полноценных продолжений вышло уже несколько: Far Cry 2, 3, 4...а в этом году выходит пятая часть от тех же разработчиков.
PC-шный Far Cry создавала Crytek и у него тоже есть духовное продолжение в виде серии Crysis.

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить
Автор

Выпустила бы Вии, поскольку ГК был её первым и последним экспериментом мощной и взрослой консоли, который считай провалился (причём, по словам самой компании, не из-за Сони, но это уже другая история).
И само-собой Сони при этом стала бы монополистом.

Ответить