В тихом омуте: обзор Doki Doki Literature Club!

Невероятно сложно писать про самую популярную визуальную новеллу последнего времени без спойлеров (на самом деле нет).

В тихом омуте: обзор Doki Doki Literature Club!

Дэн Сальвато (Dan Salvato) – американский моддер и основатель студии имени себя, произвел настоящий фурор своей первой игрой. Небольшая новеллка снискала такую невероятную популярность, какой могли бы позавидовать и некоторые высокобюджетные блокбастеры, а любое упоминание Doki Doki Literature Club! в комментариях, непременно ведет к бурному обсуждению.

Всеобщая любовь зашла так далеко, что некоторые игроки, в шутку, или не совсем, называют ее одной из лучших игр ушедшего года, а в зрительском голосовании на зарубежном игровом сайте IGN, игра победила аж в четырех номинациях «Best of 2017». Это, надо признать, и впрямь впечатляет. Но так ли великолепна игра, как о ней говорят на каждом углу? Попробуем выяснить вместе.

Ореол таинственности

В тихом омуте: обзор Doki Doki Literature Club!

Впервые я узнал о DDLC от ютубера PewDiePie и уже тогда заметил, что весь иностранный YouTube завален роликами по игре. Однако поистине удивило то, что даже в русском сегменте интернета найти информацию по ней также не составило особого труда. Казалось бы, большинство наших игроков относятся к визуальным новеллам в лучшем случае нейтрально, а в худшем считают их «китайскими книжками с картинками для взрослых». Они вообще-то японские!

Не суть.

Все вокруг говорили об игре, сопровождая отзывы такими громкими словами, как «Не играйте в эту игру!», «Забудьте о ней навсегда», «Эта игра сведет вас с ума!», «После нее захочется выйти в окно» и так далее. Вишенкой же на торте стала самая популярная пользовательская метка на странице игры в Steam – «Психологический хоррор». Все это довольно странно для одной из сотен, на первый взгляд, милых и ничем не примечательных фансервисных, новелл, выходящих каждый день, не правда ли?

Doki Doki Literature Club! Trailer

Необычайный, простите за слово, хайп, созданный блогерами и обычными игроками по всему миру, 97 процентов положительных обзоров из более чем шестидесяти тысяч в Steam и повсеместные завуалированные намеки на самое страшное и нестандартное произведение в истории индустрии, просто-таки вынудили меня приобщиться к DDLC.

Отринув страх и неуверенность, я, полный решимости разобраться, в чем же дело, немедленно написал другу, чтобы он первый ее прошел, а потом описал свои ощущения. Сначала все было вроде бы нормально, он сказал, что игра немного скучновата, и я подумал, что все хорошо и как раз в духе всех визуальных новелл. Но когда я уже успокоился, началось нечто странное.

Спустя некоторое время я начинаю получать от него сообщения в стиле «!@#$% я не понимаю, что тут происходит», «Памаги», «Мне страшно» и тому подобные. После нескольких часов, моих и его морально-нравственных страданий, друг, наконец, пишет, мол, пройди это срочно. «Ну, делать нечего, если он это пережил, то, думаю, и мне можно рискнуть…»

Рисовка

В тихом омуте: обзор Doki Doki Literature Club!

Любую визуальную новеллу, в исконном понимании этого жанра, обычно оценивают по трем основным параметрам – это рисовка, саундтрек и сюжет. Я решил начать с первого, что бросается в глаза. Графика в игре на уровне: спрайты (изображения персонажей) детализированные, фоны красочные и в достаточной мере проработанные. CG-артов хоть и мало, но нарисованы они отлично.

Изредка, конечно, есть проблемы с тем, как выглядят лица и отдельные локации, но это не критично. При игре в полноэкранном режиме картинка четкая, что уже большое достижение для начинающих разработчиков визуальных новелл. Определенно, два года разработки не прошли для игры даром, и ее графическое исполнение оставляет после себя сугубо приятные впечатления.

Саундтрек

С музыкальным оформлением тоже полный порядок. Мелодии простые, но от того не менее качественные и запоминающиеся. С самой главной задачей – поддержанием нужной атмосферы, саундтрек справляется на ура, да так, что у особо впечатлительных игроков, я уверен, пара-тройка композиций прочно осядет в плейлисте.

Если официальный сайт не врет, и Сальвато вправду самолично выступил в роли композитора своей дебютной игры, то остается только поаплодировать его многогранному таланту.

Doki Doki Literature Club! OST – Main Theme
Doki Doki Literature Club! OST – Ohayou Sayori!

Сюжет

А вот самое главное я оставил напоследок.

Поначалу DDLC представляется нам обычным дэйт-симом (dating sim - симулятор свиданий), где все как по учебнику. В наше распоряжение попадают четыре распрекрасные девицы, каждая со своими отличительными чертами и характером: жизнерадостная Сайори, тихая Юри, выглядящая младше своих лет Нацуки и самая неприступная – Моника.

Завязка банальна. Главный герой случайно попадает в кружок любителей литературы и решает не упускать возможность завести романтические отношения с одной из состоящих там девушек. Помимо обычного выбора реплик в диалогах, есть еще один интересный способ добиться желаемого. Каждый день мы обязаны «писать» стихи, процесс сочинения которых, сведен к выбору слов, верно характеризующих одну из героинь. Правильно подобрали слова – поздравляю, вы на шаг ближе к сердцу своей возлюбленной.

Примерно в таком режиме и проходит энное количество игровых дней. Игрок читает простенько написанный текст и играет в угадайку, постепенно готовясь к предсказуемой развязке. Однако в тот момент, когда читатель уже предельно расслаблен и полностью вовлечен в процесс ухаживания за барышней, игра, так сказать, меняет стиль своего повествования. Вот тут-то и начинаются проблемы, как у главного героя, так и у игры.

Новеллу можно разделить на две большие главы и обе, к сожалению, не блещут оригинальностью. Если к первой, по правде сказать, претензий быть не может, ведь по задумке автора она и должна быть похожа на «generic dating sim», то вторая явно не доведена до ума.

Все вау-моменты сделаны не всегда изобретательно, а иногда и просто поверхностно. Неожиданный поворот не такой уж и неожиданный, и начинает прослеживаться уже ближе к середине, а две главные «фичи», которые собственно и поразили умы геймеров, так или иначе были использованы и раньше в других играх различного жанра.

Признайтесь, вы тоже прочитали это не своим голосом
Признайтесь, вы тоже прочитали это не своим голосом

Но самая главная проблема игры – это ее продолжительность. Игра проходится всего за 4 часа и этого времени попросту не хватает на полное погружение в атмосферу литературного клуба и раскрытие всех персонажей, за счет чего она лишается мощного сюжетного твиста и шокирующей развязки. Новелла меняется из привычного нам состояния в нечто большее слишком рано, и поэтому все последующие труды практически сводятся на нет.

Не берусь судить за всех, но, боюсь, заядлых любителей жанра игра вряд ли поразит до глубины души, так как с задачей быть «не такой как все», она справляется не так хорошо как хотелось бы. Все восторженные отзывы явно исходят от тех, кого слабо интересуют визуальные новеллы или же DDLC вообще их первая игра в этом жанре. Если же целью игры являлось разрушение устоявшегося мнения о, так называемых, «гаремниках», то, по моему мнению, получилось это у нее тоже довольно куцо.

В тихом омуте: обзор Doki Doki Literature Club!

Хорошая ли это игра, чтобы начать знакомство с визуальными новеллами? Не думаю. Да, скорее всего, она вам понравится, но, увы, DDLC достаточно слабо проявляет себя как истинная визуальная новелла, поэтому есть риск, что на ней ваше знакомство с жанром и закончится.

В этом случае лучше начать с самой популярной новеллы на постсоветском пространстве ввиду ее отменного качества исполнения, близкой русскому человеку атмосферы и оптимальной продолжительности. Далее пробежаться по главным представителям жанра и только потом возвращаться к литературному клубу. Эффект, возможно, будет не такой сильный, но все это для того, чтобы более объективно оценить творение Team Salvato.

Тем не менее, учитывая, что это первая игра Сальвато и его команды, можно поздравить их с отличным началом творческого пути: игру отмечают как простые игроки, так и профильная пресса, а фанатскому творчеству нет предела.

Хидэо-сан, мы сможем поиграть в Death Stranding в этом году?
Хидэо-сан, мы сможем поиграть в Death Stranding в этом году?

Причин не попробовать DDLC нет – она абсолютно бесплатна в Steam, а русские субтитры уже лежат в руководствах на странице игры, за что, кстати, переводчикам, отдельное спасибо. Разработчиков же можно отблагодарить, купив специальный сборник, включающий расширенный саундтрек, обои высокого разрешения и артбук. Эта поддержка лишней не будет, ведь вторая игра за их авторством уже в разработке.

Doki Doki Literature Club! точно не революция в жанре, но это не мешает ей быть просто хорошей визуальной новеллой на вечерок-другой. Игра в первую очередь впечатлит тех, кто не знаком с движком большинства визуальных новелл, и его возможностями, однако и знатоки жанра, определенно, времени зря не потеряют.

Ну а те, кто уже успел приобщиться к данному феномену, как Not Oki Doki Literature Club! – обязательно делитесь своим мнением в комментариях.

P.S. В тексте спойлеров нет, но ниже они разрешены. Читайте и комментируйте на свой страх и риск!

5151
168 комментариев

Не слушайте этого парня, он считает, что БЛ - новелла отменного качества.

35

А если по теме, то автор прав в своем выводе о том, что чем меньше визуальных новелл вы читали до этого, тем больше вас впечатлит Doki Doki. Проверено на моих знакомых. Ну и про продолжительность практически верно. Слишком резко все заканчивается, но чего можно было ожидать от новеллы, которую так быстро перевели? К сожалению, кроме любопытной идеи и очень хорошего саспенса во второй главе тут ничего нет. Не дожали.

14

Ну музыка, фоны и отчасти девочки там очень и очень высокого качества.

6

Фоны и правда шикарны и музыка хороша... но сюжет, разброс в качестве рисовки и кривизна цг сводят все на нет

2

В БЛ все хорошо, кроме бредового сюжета под конец. Упоминать это в статье, и говорить, типа забудьте ее потом как страшный сон, не хотелось - разговор ведь не о ней. А как площадка для входа в жанр, особенно нашему человеку, новелла отличная

1

Just Monica

14

А я уж заждался)

6