Дофаминовые помпы. Нейрохакинг привычек

Утро началось как и всегда. Одеяло в сторону, сонная походка, утренний ритуал и привычный путь на работу. Даже если место работы — стол в соседней комнате. Каждый успешный коуч кричит о том, что нужно бороться с этой системой. Но на самом деле, бороться с ней не нужно. Достаточно понять как она работает и использовать себе во благо. Это и есть нейрохакинг. Больше материалов об этой теме вы найдете в скромном Телеграм канале. И, поехали.

Дофаминовые помпы. Нейрохакинг привычек

Майнинг дофамина в 21 веке. Инфляция

Дивный новый мир по Хаксли — это суперконцентрат утопии, в котором людьми овладели источники быстрого удовольствия. Оторвалась пуговица? Купи новую вещь. Чувствуешь грусть? Пол-сомы в день, и никаких проблем! Еда, секс, развлечения — все выверено и все доступно. Даже социальные лифты предопределены с рождения и буквально вписаны в твой генокод. Но отойдем от фантастики и обратим взор на реальность. В которой киберпсихология и общество тесно переплетены в единую структуру, которая сама генерирует мифы, поддерживает их и обращает в жизнь.

Качели дофамина

Вся маркетинговая индустрия раскачивает здоровенный маятник из нейрогормонов. В наивысшей точке — дофамин. А в наинизшей — кортиколиберин. Он же гормон страха, и на него давят слоганы: «предложение ограничено», «товар заканчивается», «скидка первым 10-ти покупателям».

  • Страх оказаться хуже других током бьет по нашим нервам, ведь потеря социального статуса сопоставима со смертью. Если крупный чиновник/банкир/топ-менеджер потеряет должность, вероятность его суицида вырастет в разы. Нам кажется, что работа остается единственным спасательным кругом, без которого мы будем обречены на смерть в нищите.
  • Развитие технологий породило синтез психологических механизмов с достижениями кибернетики. Сегодня киберпсихология понимает, как вовлекать человека в поглощение материала. Как создать интерес, подстегивающий смотреть новую серию, проходить еще одну катку или часами смотреть десятисекундные видео с котами и песнями.
  • Миллионы лет голодной жизни все еще перевешивают 200 лет условной сытости. Калории стали опаснее свинцовых пуль. Мы словно первобытные люди, открывшие огонь. Только мы не просто согрелись у костра. Проблема в том, что огня стало слишком много, и мы буквально горим живьем.

Несмотря на то, что современная жизнь достаточно безопасна, организм отказывается это принимать. Любой выпад в сторону собственной безопасности, любая угроза социальному статусу воспринимается в штыки. А мозг начинает искать способы решения.

Которые маркетологи подсовывают прямо на блюдечке.

Скорость главный противник

Дофаминовые помпы. Нейрохакинг привычек

Мы хотим решать проблемы быстро. А также хотим, чтобы достижения оставались с нами надолго. Но как именно они должны выглядеть, мы понятия не имеем. Точнее, перестали иметь примерно с детства. Тогда мы точно знали прелесть той самой палки, необычного камня, или часами могли бродить среди нескольких деревьев, пока мозг рисовал невероятные картины величия и приключений.

Но сейчас мы смотрим на кажущихся нам авторитетов, которые мало чем отличаются от нас. Авторитетов, которые с каждого экрана вещают об одном и том же:

  • Только настоящие профессионалы используют этот смартфон. Супер-камера, невероятный процессор, экран с количеством цветов, которые твой глаз все равно не сможет различить. Но через год это устройство устаревает, и, чтобы вновь оказаться на коне, тебе приходится делать следующую покупку.
  • Хочешь быть модным? Вот тебе дорогие бренды. Вот тебе готовые коллекции. Вот одетые манекены, просто бери то же самое и наслаждайся! Тебе не нужно рассказывать каждому человеку, что ты богат и разбираешься в моде. Просто носи вещи, которые мы уже для тебя подготовили.
  • Слышал про такую штуку как постоянное саморазвитие? Треть жизни мы уже проводим во сне! Не теряй времени на скуку. Скука и прокрастинация — это вирус похлеще ковида. Вот тебе новая серия, новый фильм, новая игра. Дай мозгу возможность решать интересные головоломки и садись после этого за работу. Развивай свой культурный опыт. Играй в игры, прокачивая персонажа. Только, ради самого себя, не впадай в ленность. А то в голове начнут появляться лишние мысли.

Добавьте к этому шоппинг в интернете, сервисы доставки, ленты соц. сетей и человека, заряженного кофеином, который мечется в лабиринте из развлекательных аппаратов, в погоне за той самой линией горизонта, которая маячит на каждом экране. И к которой никак не добраться.

Нейрохакинг дофаминовых источников

Дофаминовые помпы. Нейрохакинг привычек

Итак, пока что, ситуация выглядит крайне неприятно. На лбу у каждого нарисована огромная мишень, в которую безостановочно бьет пучок информационных раздражителей. Укрыться от него практически невозможно, но выход есть. Нейрохакинг, это не про прием бабушкиных препаратов для усиления мозговой активности. Это образ жизни, который складывается из понимания когнитивно-поведенческих принципов, и работе не с формой стимулов, а с их сутью.

Сила привычек

«Встать на систему». Цитата, которая касается людей с любым видом зависимости. Алкоголь, наркотики и азартные игры становятся естественным ритуалом, как чистка зубов или маршрут к работе. Побороть систему в прямом смысле слова — невозможно. Ведь борьба уже будет напоминать о её существовании. Поэтому, используем переключение:

  • Блокнот или текстовый файл, в котором вы ежедневно записываете 3-5 событий, которые принесли вам момент счастья. Красивый закат, прогулка после офиса, собака, которую вы погладили, вкусный обед, который вы сами себе приготовили.
  • Допущение скуки. Скука и прокрастинация — это та же повышенная температура во время простуды. Стоит сбивать только в критическом состоянии. Скука указывает на то, что вы занимаетесь чем-то бессмысленным. И, вполне возможно, есть более продуктивные направления, которые нуждаются в вашем внимании. Поэтому стоит уделить им чуть больше внимания.
  • Очистительные процедуры. Думаю, вам знакомо чувство, когда капец как не хочется идти в душ. А потом не хочется из него выбираться. То же самое и с дофамином. Прогулка по посадке, с выключенным смартфоном и даже без музыки в наушниках… Кажется пыткой, но начав прогулку будет крайне сложно завершить её.

Для начала, не стоит браться за это дело всерьез. Вы не боретесь, не отказываетесь от привычек. Вы пробуете новый образ жизни. Вам все доступно, и ничто не властно над вами. На этом строятся принципы стоицизма, которые служат прекрасным балансиром при категоризации личностных ценностей.

Смещение фокуса. То, что стигматизируется маркетологами

То, что написано выше – детская разминка. Знаете, как утренняя зарядка, по сравнению с профессиональным спортом. Только ваш основной соперник – весь масс-маркетинг. Потому, что для обретения счастья вам нафиг не нужны маркетинговые атрибуты и сравнение себя с образами на рекламных постерах сопоставимо с грызением ногтей, или покусыванию губ. Эдакий лайтовый селф-харм 21 века. Что изучает киберпсихология, так это инструменты, используемые в медиа плоскости людьми и компаниями. Именно из этих инструментов диктуются заповеди успешного, продуктивного мира. Но их статус кво может нарушить зародившееся в голове альтернативное мнение.

  • Чтобы быть успешным вам не нужна новая клавиатура, смартфон, брендовый блокнот. Вы можете себе все это позволить. Но оно не властно над вами. Покупайте вещи, чтобы получить дофаминовую подпитку. Но помните, что это только вещи, и что вы с легкостью можете подарить их близким людям. Или расстаться, без сожалений.
  • Счастье, как и успех, не могут быть достижимой целью. Как, например, профессия. Кажется, что вот стану фрилансером и буду печатать на шезлонге на острове. Но экран бликует, заряда не хватает, печатать неудобно, да и вообще жарко. Счастье, успех, фриланс – это состояния, но никак не самоцель. И приобрести их практически невозможно.
  • Ваш образ жизни всегда будет кому-то казаться нищебродским. А кого-то будет потрясать своей роскошью. Как писал Питер Диамантиз, есть 2 вида бедности. Абсолютная, когда тебе нечего есть, и относительная, когда у всех 12-тый айфон, а у тебя, всего-то 11-тый.

У вас уже есть все необходимое для того, чтобы испытывать удовольствие и счастье. Но это как сравнивать домашнюю люстру с 3D голограммой из ремейка Бегущего по лезвию… Реклама всегда будет ярче и привлекательнее.

Но мы никогда не будем обладать продуктами маркетингового мира, а будем лишь брать их в аренду, обязуясь менять комплекты одежды, технику и даже наши личные данные, оставленные на сотне сайтов уже принадлежат не нам, а якобы защищенным базам данных.

Так ли плохо обжорство дофамином?

Может показаться, что я яростно критикую современное общество и культуру потребления. Но это не так. Это скорее освещение ситуации в целом. Маркетинг действительно давит на сознание, но компании не могут иначе. Зато можем мы. В обществе уже существует культура потребления алкоголя. Так зачем останавливаться только на ней? Культура потребления игрового контента, медиа-контента, маркетингового контента…

Избыток стимулов, давящих на дофаминовые рецепторы, реально обойти. Достаточно самостоятельно выбирать цели, а не ориентироваться на маркетинговые уловки. Больше о том, как работает сознание, откуда берется продуктивность и где брать топливо для мозга – в Телеграм канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить свежие материалы. И да, вы только что прокатились на дофаминово-кортиколибериновых качелях.

Ясного сознания, твердых ориентиров в жизни и будьте психически здоровыми!

6565
46 комментариев

Нейрохакинг

Ясно, хуйня

17
Ответить

О, чел реально закрыт в коробке стереотипов. Такому никакой маркетинг не страшен, у него уже сформировано мнение на всё вокруг. ТС, получается он познал суть твоей статьи, даже не читая её, верно?

11
Ответить

Какая-то постная и водянистая хуйня, а не лонг. Куча эпитетов, субъективной оценки, из нормальных фактов только история про гормональные качели в маркетинге, это действительно имеет место быть.

Зато всё по заветам этого самого маркетинга, 2 call-to-action со ссылкой на телегу в начале и конце лонга, прям по учебникам. Автор, ты либо крестик сними, либо трусы надень. Текст буквально каждые несколько абзацев перестраивается с нагнетания страха на рассказ о решении, провоцируя те же самые "качели".
Особенно такие фразы как
То, что написано выше – детская разминка.Это вообще ржака нахуй, учитывая "не критику, а освещение" культуры потребления.

И да, вы только что прокатились на дофаминово-кортиколибериновых качелях.А, ну ты этого и не скрываешь даже. Жаль, что за ширмой этих скачков от страхов к пользе нет никакого смысла. И псевдовывод "Достаточно самостоятельно выбирать цели, а не ориентироваться на маркетинговые уловки" буквально звучит как "хорошо делайте, а плохо не делайте".

10
Ответить

Уж куда больше смысла писать про сравнение виртуальных локаций с реальными. Каждый пишет о том, что резонирует в его сознании

2
Ответить

привет от Бодрияра ;-)

2
Ответить

Линканулся на принципы стоицизма, мне понравилось. Словно прочитал состав конфеты, которую уже ешь много лет и испытываешь восторг, а потом понял, что именно в ней тебе нравится

4
Ответить