О богах и людях в киновселенной DC

Что нужно знать перед просмотром «Лиги справедливости».

«Лига справедливости», пожалуй, самое важное кино во вселенной DC на данный момент, выходит на экраны уже 16 ноября. И я искренне боюсь за фильм.

Для фанатов комиксов издательства это очень важное событие — как «Мстители» для любителей Marvel, только тут всё гораздо сложнее. Потому что Мстители на больших экранах давно, а Лига справедливости только дебютирует. Зрителю есть с чем сравнивать, и сравнивать, конечно же, будут.

О богах и людях в киновселенной DC

Страшно ещё и из-за тяжёлой судьбы фильма и всей киновселенной DC заодно. К «Человеку из стали» критики отнеслись прохладно, «Бэтмена против Супермена» разгромили, «Отряд самоубийц» — и подавно. Только «Чудо-женщине» удалось собрать хорошие оценки журналистов и зрителей, но это кино всё-таки совсем иного толка. Даже не из-за того, что оно выполнено скорее в традиции фильмов Marvel, нежели Зака Снайдера, а потому что оно — не о Супермене.

Отдельно отмечу: всё, что вы прочитаете ниже — исключительно моё мнение. Оно кардинально расходится с мнениями остальных членов редакции и, скорее всего, вашим. Я подчёркиваю это для того, чтобы развязать себе руки.

Деконструкция бога

Вся современная киновселенная DC построена вокруг Супермена. И даже «Отряд самоубийц», рассказывающий о шайке злодеев, что работают на правительство, — на самом деле о Супермене. Из общего ряда выбивается только «Чудо-женщина», кино-сольник, посвящённый происхождению одноимённой супергероини. Действие там происходит задолго до появления в мире Человека из стали.

Супермен — тот самый столп, на котором держится этот шаткий кинокомиксовый мир. Многие говорят о библейских метафорах в творчестве Зака Снайдера как о чём-то плохом, но если ты собираешься деконструировать образ бога — как обойтись без них?

О богах и людях в киновселенной DC

В массовом сознании Супермен — это такой всемогущий приторный герой с дурацкой завитушкой на лбу и трусами поверх трико, который может буквально всё. Потрясающий ум, рентгеновское зрение, суперслух, суперскорость, суперсила, супервсё. У него есть лишь четыре уязвимости — магия, криптонит, мать Марта Кент и Лоис Лейн. Причём криптонит и магия — это не так уж и страшно. Зато если Лоис угрожает опасность, Кларк Кент бросит всё, даже собственных друзей, и помчится спасать «даму в беде».

Супермен — пришелец. Да, он рос среди людей, но истинная природа всё равно наложила на него отпечаток: он не такой как все, изгой. К тому же, при желании он может уничтожить весь мир очень быстро и легко. Осознание этого опьяняет.

О богах и людях в киновселенной DC

И никакой криптонит, никакая магия не сравнятся с двумя земными женщинами, которые делают Супермена действительно уязвимым — Мартой Кент и Лоис Лейн. Они возвращают бога на бренную землю, только благодаря им он считает себя человеком.

Таким рисует нам знаменитого героя Зак Снайдер. Супермен — бог, который легко может уничтожить человечество, если вдруг двум его любимым женщинам будет угрожать смертельная опасность. А если они умрут, Супермен потеряет контроль и будет для человечества дланью карающей, ввергнув мир в пучины хаоса.

Мир, где Супермен потерял связь с человечеством
Мир, где Супермен потерял связь с человечеством

«Человек из стали»

Фильм, с которого начинается деконструкция божественного образа Супермена. Планета Кал-Эла, Криптон, взрывается из-за сомнительной политики её правителей. Родители отправляют мальчика на Землю со словами: «Он будет богом для них».

Однако богом Кал-Эл стал далеко не сразу: земные родители принуждали его скрывать свои силы. Если тебя ударят по щеке — подставь другую. В фильме нет явной христианской морали, но она легко прослеживается. Впрочем, это актуально и для комиксов, просто Зак Снайдер особенно заостряет на этом внимание. К тому же, приёмный отец Кал-Эла погибает не из-за какого-нибудь суперзлодея, а во время урагана: несчастного случая, в котором никто не виноват. Жизнь отца унесла беспощадная стихия, а будущий Супермен никак не мог его спасти и при этом не выдать свои суперсилы.

Джонатан Кент останавливает своего сына и просит не спасать его
Джонатан Кент останавливает своего сына и просит не спасать его

Я думаю, что Супермен Зака Снайдера — атеист, который тайно верит в бога, но не надеется его найти. Именно поэтому он покидает отчий дом и скитается по миру, пока, наконец, не спасает людей на нефтяной вышке от смерти. Тогда он начинает осознавать: бог — это он и есть. Кларк Кент постоянно сомневается в своей божественной сути и даже ходит в церковь, просит у пастора совета. «S» на груди — значит «надежда», и задача Супермена — дарить эту надежду людям. Но кто подарит её самому Человеку из стали?

Каждому действию есть противодействие: на Землю прибывает генерал Зод и его команда — бог встречает богов и уничтожает их. Держа Зода за шею Супермен видит, как тот собирается убить неповинных людей. И Супермен сворачивает последнему оставшемуся криптонцу шею. Криптонцу, который пришёл спасти свой народ, уничтожив народ другой.

Сцена шокирует: Супермен в комиксах — не из тех, кто убивает
Сцена шокирует: Супермен в комиксах — не из тех, кто убивает

Это ломает Человека из стали. Он спасает людей, своими руками убивая последнего из своего народа. Так он становится богом не только для обывателей, но и для самого себя, принимает свою суть. Высшая сила должна не только спасать, но и карать.

Кларк, каким бы ты не стал, плохим или хорошим, ты изменишь мир.

Джонатан Кент, земной отец Супермена

«Бэтмен против Супермена»

Деконструкция продолжается в следующем фильме Зака Снайдера, ставшем одним из самых скандальных за последние годы. Брюс Уэйн, он же Бэтмен, видит, как высшие силы стирают в пыль половину города: Снайдер нарочно подчёркивает, что Брюс — обычный человек, со страхом наблюдающий за сражением высших сил с земли. И вплоть до самого конца Бэтмен не выглядит, как супергерой — он обычный человек, который боится, но всё равно бросает вызов богу.

Те же самые события из «Человека из стали», но глазами простого смертного
Те же самые события из «Человека из стали», но глазами простого смертного

Образ бога, тем временем, усиливается. Люди ставят Супермену памятник, они тянут к нему руки, молят о помощи. Иисус не пришёл, но пришёл Супермен.

Бэтмен — обычный человек, который боится Супермена, но бросает ему вызов. Старый, как мир, мотив. Он не знает, что у Супермена есть человеческая жизнь, считает его чем-то извне, всемогущим агрессором, который может уничтожить мир в мгновенье ока. В бога Бэтмен тоже не верит, предпочитая полагаться только на себя.

Тем временем Супермен спасает Лоис Лейн от смерти, продолжая убивать. Это, и тот факт, что Супермена постоянно молят о помощи, опьяняет его. Лекс Лютор, главный противник Человека из стали, подстраивает всё так, чтобы Бэтмен как можно сильнее ненавидел «бога». В режиссёрской версии, в отличие от театральной, конфликт двух супергероев выглядит логично.

В театральной версии имя парня не называется, но благодаря режиссёрской версии мы знаем — это фотограф Джимми Олсен. И в киновселенной он теперь мёртв
В театральной версии имя парня не называется, но благодаря режиссёрской версии мы знаем — это фотограф Джимми Олсен. И в киновселенной он теперь мёртв

В то же время Бэтмен видит сон из будущего, в котором Супермен озверел и встал на сторону вселенского зла. Флэш из другого времени приходит к нему и говорит, что всё дело в Лоис Лейн, она — ключ. Тем самым Зак Снайдер не просто тизерит «Лигу справедливости», но и показывает, что станет с Суперменом, если Лоис погибнет. Потеряв любимую женщину Супермен также потеряет и всяческую человечность — только Лоис Лейн и Марта Кент связывают Кларка Кента с людьми. И безопасности их обеих в «Бэтмене против Супермена» угрожает Лекс Лютор, так что Человек из стали фактически встаёт перед ним на колени.

Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга получился необычным: это не тот хладнокровный гений, что в комиксах, а скорее дёрганый парень, который не вполне понимает, чего хочет. Я думаю, всё дело во влиянии Дарксайда, о чём позже
Лекс Лютор в исполнении Джесси Айзенберга получился необычным: это не тот хладнокровный гений, что в комиксах, а скорее дёрганый парень, который не вполне понимает, чего хочет. Я думаю, всё дело во влиянии Дарксайда, о чём позже

Критикуя «Бэтмена против Супермена» особое внимание уделяли финалу сражения. Бэтмен заносит копьё над Суперменом и собирается убить его, но тот говорит о Марте, своей матери. Именно так зовут и мать Брюса Уэйна: Бэтмен в расстерояности кричит, мол, откуда ты знаешь это имя, а затем к Супермену бросается Лоис Лейн.

Это вовсе не бредовый сюжетный ход, как сочли многие, а деконструкция образа бога в глазах Бэтмена. Как Супермену удаётся просто надеть очки и становиться Кларком Кентом, в котором его никто не признает? Одно дело —маска, но ведь тут только одежда и очки.

На самом деле всё очень просто: люди и помыслить не могут, что у сверхчеловека может быть земная жизнь. Что ему зачем-то понадобится прятаться среди людей. Для них Супермен — идол, всеспаситель.

О богах и людях в киновселенной DC

Та же история с Бэтменом: он и думать не мог, что у всемогущего пришельца может быть мать и любовь всей жизни. В голове Брюса Уэйна проносятся мысли: Супермен на самом деле — человек, со своими слабостями. Обычные земные женщины любят его, а он любит их. Возможно, у него даже есть дети. И Бэтмен щадит своего врага.

В результате Лекс Лютор, будучи под влиянием вселенского зла Дарксайда, из тела генерала Зода создаёт мерзкое чудовище — Думсдея, который должен убить Супермена. Финальный конфликт идиотский, важно лишь знать, что Супермен умер. Бог — умер. Благодаря этому Бэтмен переоценивает ценности и собирает других известных ему суперлюдей в Лигу справедливости. Ведь грядёт тьма, и никто больше не сможет её остановить.

«Отряд самоубийц»

Супермен мёртв — наружу начинает вылезать всякая чернь, которой некому дать отпор. В комиксах правительство в лице организации «Аргус» собирает отряд из преступников и убийц, чтобы те выполняли сложные задачи и марали руки вместо своих боссов, но в кино Отряд самоубийц почему-то отправляется бороться со вселенским злом.

Как и в случае с «Бэтменом против Супермена» лучше смотреть расширенную версию. Туда добавили несколько важных диалогов
Как и в случае с «Бэтменом против Супермена» лучше смотреть расширенную версию. Туда добавили несколько важных диалогов

Это — главный минус фильма. Предназначения Отряда в том, чтобы быть на побегушках у правительства и выполнять спорные в политическом плане миссии. Если что-то пойдёт не так — в шеях членов отряда есть специальные чипы, которые можно взорвать одной кнопкой, и никто не узнает, что в операции участвовала Америка.

Но взамен этого Отряд почему-то сражается с древними богами и спасает мир от катастрофы: кажется, всему виной тут смерть Супермена. Некому защищать Землю от зла, вот оно и лезет отовсюду. Именно в этом контексте стоит воспринимать «Отряд самоубийц». Это просто демонстрация того, что может стать с миром, не будь в нём героя в синем трико. И это — только начало, дальше будет хуже.

«Чудо-женщина»

Ну, тут как-то и говорить не о чем. Супергероика как супергероика.

О богах и людях в киновселенной DC

«Лига справедливости»

И вот мы подходим к важнейшему событию — воскрешению Супермена. Деконструкция бога должна выйти на новый уровень: Бэтмен с Чудо-женщиной собирают Лигу справедливости, а на Землю начинает своё вторжение Дарксайд, самоназванный бог с планеты Апоколипс.

Возвышение Дарксайда в качестве бога было не из простых
Возвышение Дарксайда в качестве бога было не из простых

Благодаря Лексу Лютору (вероятно, зомбированному — Дарксайд так умеет) он уничтожил единственного стража этого мира, и теперь ничто не мешает ему прийти и покорить землян. Однако из сна Бэтмена, очевидно навеянного ему Флэшем из будущего, мы знаем, что что-то пошло не так, и Супермен встал на сторону Дарксайда.

Судя по всему, Лоис Лейн умерла, а Человек из стали потерял свою связь с этим миром — что-то подобное мы видели в игре и серии комиксов Injustice: бог пал и превратился в кровожадного тирана.

Главным врагом в фильме будет Степпенвульф — дядя и военачальник Дарксайда. Судя по всему, сам тёмный владыка не собирается до поры до времени марать руки или же занят чем-то поважнее.

CGI ужасен, но это не главная проблема

Я надеюсь, что «Лига справедливости» будет не просто «Мстителями»: Зак Снайдер хоть и отошёл от дел, но успел снять большую часть фильма. Джосс Уидон (как раз таки режиссёр «Мстителей») руководил лишь досьёмками. А значит, деконструкция Супермена должна войти в свою кульминацию. Если, конечно, всё это не вырезали при монтаже.

Идеальный сценарий таков: Лига успешно противостоит Степпенвульфу, военачальнику Дарксайда, побеждает его, и затем на Землю вторгается Дарксайд, в этот раз — лично. Он уже победил всех своих конкурентов и считает себя истинным богом. Играючи он раскидывает Лигу, а Лоис Лейн погибает в результате несчастного случая. Тут то и появляется Супермен, в траурном чёрном костюме. Он теряет всякую человечность и поддаётся влиянию Дарксайда. Бог подчиняется богу, мир погружается во тьму. Конец, ждём вторую часть «Лиги».

В «Человеке из стали» Супермен уже надевал чёрный костюм и буквально утонул в черепах. Очень сильный образ, который, как я надеюсь, раскроют в грядущем фильме
В «Человеке из стали» Супермен уже надевал чёрный костюм и буквально утонул в черепах. Очень сильный образ, который, как я надеюсь, раскроют в грядущем фильме

Затем выходит вторая часть «Лиги справедливости» и супергерои дают Дарксайду отпор. Или же случается «Флэшпоинт» — сольный фильм о Флэше, в котором он перемещается во времени, меняет историю и делает всё только хуже. А там потом можно и побоище Дарксайда с Антимонитором устроить, в котором Супермен почувствует себя совсем уж никчёмным. Какой же он бог рядом с ними?

Увидим ли мы когда-нибудь это на экранах?
Увидим ли мы когда-нибудь это на экранах?

Но это — оптимистичный и маловероятный сценарий. Легкомысленная и оторваная от основной концепции «Чудо-женщина» понравилась людям, привыкшим к фильмам Marvel, и студия явно хочет двигаться в этом направлении и дальше.

Вариант второй: прилетит Супермен в своей чёрной криптонской броне и всех спасёт. В конце концов, комиксы о Лиге всегда были оптимистичными, да и боссы Warner Brothers воодушевлены «Чудо-женщиной», гораздо более простым и привычным супергеройским кино. Так что возможно деконструкции образа Супермена положат конец уже в «Лиге справедливости».

Не хотелось бы.

7474
70 комментариев
23
Ответить

Это вовсе не бредовый сюжетный ход, как сочли многие, а деконструкция образа бога в глазах Бэтмена

Одно другому не мешает.

13
Ответить

Согласен. Если образная логика противоречит общей логике, фильм просто лишний раз стреляет себе в колено. Люди знали, что и для кого снимают. И получили ожидаемый результат: сцену, абсурдность и нелепость которой с позиции здравого смысла слишком сложно игнорировать, чтобы оценить её подтекст. Потому что с позиции здравого смысла Бэтмен выставил себя полным идиотом: наличие у "бога" человеческих качеств не отменяет, что у него слишком много власти, и он опасен для всего мира. Скорее даже наоборот: это лишний повод его убить.

6
Ответить

С языка сорвали.
Посыл сцена, в целом то, вполне себе очевиден. Вопрос в том что сама эта сцена снята максимально ленивым и глупым способом.

4
Ответить
Комментарий удалён модератором

куча дополнительных мелких сцен, фраз, действий дают лучшее понимание происходящего. в целом да, сам конфликт он и в африке конфликт)

2
Ответить

В голове Брюса Уэйна проносятся мысли: Супермен на самом деле — человек, со своими слабостями. Обычные земные женщины любят его, а он любит их. Возможно, у него даже есть дети. И Бэтмен щадит своего врага.

АААЭ, БЛЭД, АААААААА, ЧТО Я ПРОЧИТАЛ....? Он подумал, что Супс назвывает имя его (Бэтса) погибшей матери и прямо спрашивает об этом. Этом момент безумно тупой не потому что люди не поняли (даже Олег ищет странное объяснение), а потому что режиссёр не придумал, как его правильно показать или как ещё дать Лоис временное окно для пробежки к месту драки. И в целом, статья наполнена вот этим:

15
Ответить