Кино в школы: Кинообразование на примере Финляндии

Как изучают кино финские школьники, и можно ли сделать нечто подобное в России?

В России кино любят, смотрят и активно обсуждают. По данным Фонда Кино, совокупные кассовые сборы кинопроката в прошлом году поставили рекорд в истории современной России, показав цифру в 55,4 миллиарда рублей. Большинство из показанных фильмов активно обсуждалась как оффлайн, так и онлайн, проявляясь в рецензиях, дискуссиях на форумах, видео реакциях и мемах. Очевидно, что интерес к кинематографу есть, но почему-то этот интерес игнорируется в сфере школьного образования.

На данный момент, человек, заинтересованный в кинематографе и желающий его изучать, может искать и записываться на платные курсы, идти в колледжи кино, который есть, к примеру, при ВГИКе, и, собственно, поступать на кинематографические направления в университеты. К сожалению, на школьном уровне базовое кинообразование совершенно отсутствует несмотря на то, что именно в школьном возрасте просыпается и формируется возможный интерес к кино. Кино только имеет место в школах, как дополнительное образовательное пособие, к примеру, в виде документального фильма на уроке биологии, или иностранный фильм на уроке английского языка.

Класс Барта в <i>Симпсонах </i>смотрит образовательный фильм о <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D-OCBP2AOSjc&postId=114853" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Fuzzy Bunny​</a>
Класс Барта в Симпсонах смотрит образовательный фильм о Fuzzy Bunny​

Тот факт, что в России отсутствует базовое кинообразование на школьном уровне идет в разрез с общеевропейской историей и практикой кино и, в целом, медиа образования. То, что понимается под термином кинообразование, на английском языке звучит как film literacy (дословно кино грамотность), и означает знание киноязыка, умение критически анализировать и трактовать фильм, а также навыки самостоятельной съемки видео. Кинообразование помогает человеку выработать вкус, умение разбирать фильм с позиций визуального стиля и нарратива, а также дает возможность самовыражения через видео. Глобально же, кинообразование способствует развитию кинематографа, поддерживает интерес к его разным видам и общей истории.

Школа Сауналахти​, открытая в 2012 году Andreas Meichsner/Verstas
Школа Сауналахти​, открытая в 2012 году Andreas Meichsner/Verstas

В данной статье я собираюсь рассказать, как работает кинообразование на школьном уровне в соседней с Россией Финляндии, в которой я сейчас живу и работаю. Медиа образование является важной составляющей национального учебного плана и представлено через концепт мульти-грамотности (multiliteracy). Понимается, что в школах будут развиваться навыки анализа, интерпретации и создания контента разных форм медиа (телевидение, кино, социальные сети). При этом каждая финская школа создает свой учебный план, опираясь на национальный, но не обязательно следуя ему. Поэтому, как и какие виды медиа будут изучаться чаще всего зависит от самих педагогов.

​Типичный класс в школе Сауналахти Andreas Meichsner/Verstas
​Типичный класс в школе Сауналахти Andreas Meichsner/Verstas

Самая обычная школьная практика в сфере кинообразования – создание киноклубов, где школьники смотрят, обсуждают фильмы с педагогами, а также изучают немного историю кино. Некоторые школы помогают ученикам создавать собственные видео. Размер и деятельность киноклубов отличаются от школы к школе, и зависят от позиции директора и педагогов.

Помимо киноклубов, школы могут воспользоваться услугами организации Videovankkuri (Видео Вагон), поддерживаемой Министерством Образования и Культуры. Videovankkuri представляет финским школам, а также библиотекам, центрам молодежи и музеям воркшопы, в рамках которых ученики изучают производство фильмов и анимации, анализ медиа контента, и искусство фотографии. Помимо этого, Videovankkuri занимается обучением педагогов, которые заинтересованы в преподавании визуальных медиа.

Дети монтируют видео в городе Хонкайоки в 2013 году​ Videootit ry
Дети монтируют видео в городе Хонкайоки в 2013 году​ Videootit ry

Наряду с Videovankkuri существует ряд организаций, которые также способствуют развитию кинообразования в школах. Koulukino (Школа кино) занимается тем, что создает образовательные пособия по современным фильмам для всех уровней школьного образования. Педагоги могут сходить с учениками в кинотеатр, или посмотреть фильм через сайт Национального Аудио-Визуального Архива, а затем, следуя пособию, выстроить урок вокруг конкретного фильма. Все пособия бесплатны и доступны в открытом доступе на сайте Koulukino. Я написал несколько подобных пособий на английском и русском языках о современных отечественных фильмах, которые выходили в финский прокат, к примеру, Левиафан, Аритмия и Лето.

Koulukino ответственны за работу следующих организаций: Kelaamo и Media-avain. Kelaamo – это онлайн сообщество молодых кинематографистов от 13 до 29 лет, заинтересованных и снимающих собственные фильмы. Kelaamo представляет площадку для дистрибьюции их работ и профессионального нетворкинга, проводит разные творческие конкурсы и продвигает общий уровень кинообразования среди учеников и учителей. Сайт Media-avain (Медиа-ключ) может быть использован как педагогами, так и родителями. Он содержит информацию обо всех фильмах, выходящих в финский прокат, включая рейтинг, синопсис, вопросы для обсуждения и исторический/культурный контекст конкретного фильма.

Постоянные сотрудники Koulukino, которые также ответственны за сервисы Kelaamo и Media-avain​ (в центре Outi Freese - исполнительный директор организации)
Постоянные сотрудники Koulukino, которые также ответственны за сервисы Kelaamo и Media-avain​ (в центре Outi Freese - исполнительный директор организации)

Перечисленные организации концентрируются на современных фильмах, в то время как IhmeFilmi работает на популяризацию классического кино, как финского, так и зарубежного, среди молодежи. IhmeFilmi разрабатывают полноценные курсы для школ, включая показ фильмов, образовательные пособия, постеры и дополнительную информацию.

Наряду с крупными организациями существуют и небольшие локальные компании, занимающиеся кинообразованием и проводящие вокршопы в школах, университетах и других публичных местах. Финская государственная телерадиокомпания YLE также проводит воркшопы, приглашает учеников и их преподавателей на съемки, рассказывает о внутренней работе и производит разного рода образовательный контент о кино. Стоит заметить, что YLE полностью существуют на деньги налогоплательщиков, предоставляет сервис на нескольких языках (финский, шведский, английский, русский, сами) и не имеет рекламы.

Одна из студий YLE в районе Пасила, которую можно навестить​
Одна из студий YLE в районе Пасила, которую можно навестить​

Таким образом, в Финляндии, начиная с начальной школы, дети могут быть активно вовлечены в изучение кинематографа. При помощи педагогов и целой серии организаций и онлайн пространств, ученики могут смотреть, изучать и анализировать кино, а также снимать и делиться собственными фильмами. По данным Европейского союза за 2012 год 30-40% финских школьников регулярно вовлечены в процесс кинообразования. И вполне допустимо, что с тех пор эти цифры только увеличились, пускай финская модель школьного кинообразования далека от идеальной, вроде той, что в Великобритании.

Порой на Facebook я вижу посты преподавателей курсов кино и педагогов-киноведов, которые сетуют, что современная молодежь не знает имена советских актеров, путается в фильмографии знаменитых режиссеров вроде Годара, и не понимает какие-то базовые понятия кинопроизводства. Спрашивается, откуда им это знать, если в России курсы о кино или кинематографическое направление в университете — это начальная ступень кинообразования? Не у всех, кто заинтересован кино, будет время и возможность читать энциклопедии, смотреть документальные фильмы и полноценно знакомится с историей кино. Европейский опыт показывает, что кинообразованию место в современных школах. Можно начать с обычных киноклубов, а затем развивать подготовку педагогов, устраивать небольшие воркшопы, приглашать кинокритиков и киножурналистов в школы. Ведь кино стоит того, чтобы его смотреть, обсуждать и снимать.

4343
31 комментарий

Ну меня такие статьи только в уныние ввергают. Спасибо, интересно, от меня + к карме.

6
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Финский кинематограф знают во всём мире!

1
Ответить

Пытаюсь вспомнить хоть один фильмец.

5
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить
Ответить