Спортивные симуляторы меняются
Развеиваем миф о жанре на примере FIFA.
Я часто слышу от коллег и читаю в комментариях утверждения, что спортивные симуляторы не развиваются. Что каждый год коварные издатели выпускают одни и те же игры, при этом меняют лишь обложки и обновляют базу спортсменов.
Это далеко не так. Да, есть основные принципы игрового процесса, которые остаются. Они завязаны на правилах вида спорта, которому посвящён симулятор. Нет ничего удивительного в том, что в FIFA футболисты десять лет назад пинали мяч и будут продолжать ещё через много лет. Спорт такой.
Однако человеку со стороны каждый новый выпуск NHL, FIFA, PES, NBA 2K, Madden NFL или MLB: The Show сложно отличить от предыдущих. Хотя внутри самих игр меняется многое: разработчики добавляют новые режимы, вносят важные изменения в старые, перерабатывают технику и движения игроков. Изредка случаются откаты, как с NHL в 2014 году. Но чаще спортсимы заставляют в большей или меньшей степени подстраиваться под нововведения или даже переучиваться играть.
На примере FIFA — самого понятного и популярного симулятора — я расскажу, как спортсимы растут и меняют жанр. Сразу оговорюсь, что я не учитывал мелкие изменения в режимах, а выбирал в первую очередь нововведения, которые влияли на главное — саму игру.
Эволюция в шесть шагов
FIFA 12
К 2011 году FIFA уже вырывалась вперёд своего конкурента PES. До этого по режимам вроде бы было равенство: у обоих спортсимов есть карьеры за тренера и игрока, есть сетевые соревнования, выделялась разве что эксклюзивная полностью воссозданная «Лига чемпионов» у Pro Evolution Soccer. Но по продажам FIFA обгоняла за счёт стабильного роста. Konami не знали, куда дальше развивать некогда доминирующий футсим. А EA Sports всегда превосходили соперника за счёт регулярного хорошего подбора лицензированных клубов и игроков.
В 2011 году серия наконец начала солидно отрываться благодаря одному революционному нововведению. Ultimate Team изобрели задолго до FIFA 12, три года развивали и выпускали отдельно, как необязательное дополнение к мультиплееру. Но именно в этой части режим ввели непосредственно в игру, и он навсегда изменил спортивные симуляторы. Собирать карточки с футболистами в команду мечты и выступать за неё в сетевых матчах — с тех пор это одно из самых увлекательных занятий в серии. В скором времени свои режимы с коллекционированием карточек появились в NHL, PES, MLB: The Show, Madden NFL и NBA 2K.
Более того, FIFA 12 ещё и игралась по-новому. Футболисты научились финтить на месте и защищать мяч корпусом, а также обороняться жокеем — следовать за нападающим или вставать перед ним и не пускать к воротам. Вдобавок борьбу сделали жёсткой и контактной.
FIFA 13
Год спустя в FIFA вновь пришлось переучиваться играть. Разработчики переработали поведение партнёров по команде в атаке, что открыло больше возможностей для плеймейкеров. Если раньше часто приходилось самому искать, кому отдать пас, то в этом выпуске одноклубники научились самостоятельно прибегать на выгодную позицию под передачу.
Разительно изменился контроль мяча у футболистов, особенно при приёме. Мяч больше не «привязывался» к их ногам, пока его не отберут. Спортсмены среднего уровня часто ошибались, тогда как мастера играли уверенно, почти без оплошностей.
Самое важное изменение для новичков и увлекательное для профессионалов — тренировки. В мини-играх разной сложности можно было научиться основам FIFA, проверить свои навыки и просто отдохнуть от серьёзной игры.
FIFA 14
В 2013 году FIFA адаптировали под текущее поколение систем, вместе с тем сменив движок. Графику футбольного симулятора преобразила технология Ignite, специально разработанная для спортивных игр EA. FIFA 14, благодаря ей, смотрелась свежо и гораздо более реалистично: в особенности этому способствовали новые модели футболистов и трёхмерная трава.
Вновь изменились действия партнёров по команде. Они научились плотнее играть в защите, что позволяло иногда совершать ошибки при обороне. А вот новое умение нападающих забегать за спину защитникам породило читерский приём-заброс, который фанаты ненавидели вплоть во FIFA 16.
В движении футболистов перемены были не столь значительны: им наконец позволили разворачиваться и поворачивать в любую сторону, а также останавливаться во время бега, чтобы защитить мяч корпусом и резко уйти от противника, как в жизни.
Переработанные удары и физика мяча сделали голы более зрелищными. Они больше не казались штампованными — напротив, мячи залетали в ворота непредсказуемо, зрелищем хотелось любоваться.
Сетевые режимы разнообразили совместные сезоны. Основная задача в них — выступать в кооперативе с другом или случайным напарником за одну команду.
FIFA 15
EA Sports продолжили улучшать картинку и визуальные эффекты в игре: на поле отныне оставались следы от бутс или борозды после подкатов, а на форме футболистов появлялась грязь после падений и прочих соприкосновений с газоном.
В игру добавили больше тактики: во время угловых и штрафных ударов можно было не только подзывать напарника для хитрого розыгрыша, но и отдавать указания остальным партнёрам по команде.
Спортсмены обзавелись эмоциями: злились, когда что-то не получалось, воодушевлялись, если лидер или нападающий тянул игру в одиночку. Впрочем, в гуще событий матча реакцию игроков сложно было заметить.
Особенно сильно возросло мастерство вратарей. Их поведение разнообразили новыми энергичными прыжками и движениями. От этого они не превратились в «тащил», а, напротив, пропускали даже больше курьёзных мячей. Но за красивые спасения им это прощалось.
В Ultimate Team позволили проводить дружеские сезоны (Friendly Seasons) из пяти матчей, а также арендовать игроков.
FIFA 16
Насколько громко и часто до релиза FIFA 16 обсуждалось добавление женских сборных в игру, настолько незначительным оказалось это нововведение. В силу физических особенностей, футбол за них получился медленным, с упором на пасы. И хотя игра за девушек приносила новый опыт, команды с ними нужны были скорее для привлечения новой аудитории.
Мужской футбол тоже сбавил в скорости. Защитников натренировали правильно выбирать позицию и быстро разворачиваться на месте, отчего они перестали пропускать забросы за спину и смогли на равных бороться с быстрыми вингерами (крайними полузащитниками). Для тактической игры полезными оказались ложные финты на месте и ложные подкаты.
Дополнение FUT Draft в Unlimаte Team сделало ставку на удачу и веселье. В карточном режиме приходилось долго собирать команду мечты, а тут можно было сразу сыграть за сильный состав. Загвоздка была в том, что футболисты на разные позиции выпадали случайно, как в лотерее, и оттого непросто было подобрать сыгранный состав.
В российский версии сменились комментаторы: теперь матчи сопровождали своим голосом Константин Генич и Георгий Черданцев.
FIFA 17
Второе поворотное нововведение для серии — режим «История». С этого выпуска футбольный симулятор начал рассказывать вымышленные сюжеты о футболистах. Пусть они были постановочные, с заданным главным героем, но сама возможность поучаствовать в драматичном футбольном «спектакле» — это было что-то необычное для FIFA.
Игровой процесс преобразили по четырём направлениям. Борьба прибавила в жёсткости и «вязкости», футболисты — в подвижности при выборе позиции и всё той же борьбе. При стандартных положениях позволили свободно разбегаться, а удары и пасы смягчили в плане мощности, сделав их более точными.
Традиционные режимы изменились не так заметно. Самое важное, что в Ultimate Team появились регулярные сетевые турниры FUT Champions.
Итог эволюции
За шесть выпусков FIFA повлияла на весь жанр спортивных симуляторов, два раза сменила движок, три раза заставила переучиваться играть, а в каждом выпуске разработчики преображали отдельные элементы игрового процесса. И это если не говорить о мелких изменениях в режимах игры.
Спортивные симуляторы меняются.
Подобный текст можно написать про любую из ныне действующих серий спортсимов. NBA 2K, PES, NHL, Madden NFL, MLB: The Show — все улучшаются и идут только вперёд с каждым годом. С выходом новых частей в этом сентябре они шагнут ещё дальше. Не поддавайтесь стереотипам.