Киберион 2019

Репортаж с московского киберспортивного турнира.

Киберион 2019

Предисловие

Московский «Киберион 2019» состоялся и это повод для радости или нет? Попробую разобраться в этой статье, но для начала напомню важные детали:

  • Комитет общественных связей и молодежной политики города Москвы разместил тендер на оказание услуг по организации и проведению турнира по киберспорту, посвященного Дню молодежи — на сумму 9 100 000 рублей;
  • Тендер выиграла Ассоциация организаций по работе с молодёжью «Молодежная Перспектива», предложив выполнить все условия — за 8 400 000 рублей;
  • Турнир был приурочен к массовым празднованиям Дня молодежи, которые состоялись 27 июня 2019 года;
  • Марк Авербух, 27 июня 2019 пишет пост в своём telegram канале о выше указанных фактах, где говорит о том, что не нашёл информацию о проведении мероприятия;
  • Я читаю пост и начинаю проверять информацию. Скачиваю на сайте гос. закупок ТЗ, в котором указана дата проведения — 29 июня 2019. После этого пишу свой пост, где ставлю Марку двойку;
  • В итоге его вина с путаницей дат была минимальной, так как свой пост он написал до изменения документа ТЗ на сайте гос. закупок. Всего изменений дат в документе было три — 27 июня, 29 июня и окончательно 27 июля.

Кто и зачем изменял даты, мы уже никогда не узнаем. Нельзя утверждать на 100%, что именно пост Марка и чуть-чуть моя реакция на него, позволили остановить распил бюджетных денег. Возможно, что все три раза была допущена опечатка, но тогда почему турнир, который приурочен ко Дню молодежи, провели не 27 июня? Ответить на этот вопрос уже вряд ли получится, но я выскажу свою догадку.

Ассоциация «Молодежная Перспектива» выиграла ещё один тендер на сумму 9 300 000 рублей у этого же бюджетного учреждения. Его объект закупки — это оказание услуг по организации и проведению фестиваля уличных культур, посвященного Дню молодежи. Всё мероприятия по этому тендеру были проведены 27 июня 2019 года.

Контракты по обоим тендерам были размещены на сайте гос. закупок (или в них были внесены последние изменения) с разницей в одну минуту. Это косвенно даёт право полагать, что проведение киберспортивного турнира подразумевалось в рамках празднования Дня молодежи, а именно 27 июня 2019 года. Ещё довольно логично, что мероприятие, приуроченное к какому-то событию, должно проводиться в даты празднования этого события. Но, видимо, для киберспортивного мероприятия такая логика не подходит.

Окончательно поставлю точку в вопросе даты проведения турнира «Киберион 2019» словами директора Ассоциации «Молодежная Перспектива» — Михаила Воробьева:

«Я получил от заказчика документы, в которых дата проведения была установлена 27 июля 2019 года. Документов с другими датами не видел».

Я пообщался с Михаилом уже на самом мероприятии. Далее по тексту я буду использовать его ответы на мои вопросы, когда буду описывать мероприятие.

Как всё прошло?

Общий игровой зал. Киберион 2019
Общий игровой зал. Киберион 2019

Спортивная составляющая

На мероприятии я пообщался с гостями, участниками, волонтёрами и организаторами, чтобы предоставить читателю полную картину прошедшего турнира. В конце сделаю собственные выводы по мероприятию, но прежде, чем начать, я снова напомню одну важную деталь. Объект закупки тендера — это оказание услуг по организации и проведению турнира по киберспорту, посвященного Дню молодежи. Цели его проведения по ТЗ — мероприятие должно носить познавательный, развлекательный и воспитательный характер, повышать креативность и интеллектуальный уровень участников, раскрывать художественные и игровые таланты, привлекать молодежь к профессиональному киберспорту для укрепления статуса России на международной киберспортивной арене.

Прослеживается чёткий упор на спортивную составляющую. Конечно, ТЗ допускает и требует проведение информационно-развлекательных мероприятий, но, на мой взгляд, они вторичны. Поэтому начну именно со спортивной составляющей, а помогут мне опрошенные участники турниров 1х1 и 5х5, которые играли в общем игровом зале на 100 компьютеров (все плюсы и минусы составлены со слов участников).

Плюсы:

  • Технически турнир был оснащён очень хорошо. Нареканий по качеству компьютеров, консолей или девайсов не было.

Минусы:

  • Плохая судейская организация онлайн части. Участники турнира 5х5 по Dota 2 рассказали мне, что вовремя онлайн отборочных игроки сами создавали лобби игр. Коммуникация со стороны судей практически отсутствовала. Всё общение сводилось к тому, что на любые запросы участников им просто скидывали ссылку на правила или сетку;
  • Плохая судейская организация офлайн части. Посева команд турнира 5х5 по Dota 2 после онлайн части не было. Это привело к тому, что сетка автоматически свела два сильнейших коллектива (по словам участников) в полуфинале (офлайн стадия началась с полуфиналов). Участники долгое время пытались найти судью, который выслушал их доводы и поменял полуфинальные пары;
  • Организационные ошибки в турнирах 1х1. Участники соревнований по CS:GO сообщили, что их турнир начался с задержкой в несколько часов. Ещё им запретили использовать свои настройки и девайсы, объяснив это тем, что всё должны находиться в равных условиях;
  • Организационные ошибки по привлечению участников соревнований. Участники соревнований сетовали на скромное количество и уровень участников в онлайн отборочных. Здесь можете посмотреть общее количество зарегистрировавшихся на все турниры. Киберспортсмены связывали это с тем, что в ведущих киберспортивных СМИ турнир не освещался, а на трансляциях онлайн отборочных практически не было зрителей;
  • Организационная ошибка по выбору столов. Киберспортсмены высказывали недовольство столами, которые, по их мнению, непригодны для комфортной игры. Столы были неустойчивы и низкие. (забавный факт — все столы были покрыты белыми скатертями);
  • Плохая организация трансляции на месте проведения. Многим участникам не понравилось, что на турнире одновременно велось 4 трансляции, каждая из которых с разной периодичностью сменяла другую на большом экране общей игровой зоны (один раз при мне экран выключился). Игрокам приходилось становиться за спины других участников, чтобы полноценно посмотреть интересующие их матчи. Сначала судьи были против этого, но потом перестали обращать на это внимание;
  • Плохая организация полноценной точки питания для участников. Столовая на территории мероприятия не работала, а единственный буфет не радовал участников выбором и ценами. Многие участники уходили с территории мероприятия, чтобы нормально поесть (посетителей это тоже касается, а рабочему персоналу была заказана еда в соответствии с условиями проведения).

Вот такой получился киберспортивный турнир, глазами опрошенных мною участников. Ещё раз напомню, что одна из целей мероприятия — укрепление статуса России на международной киберспортивной арене. Если быть совсем откровенным, то плюсы мне не назвал ни один участник. Настолько сильно на них повлияли отрицательные моменты. Просто вся техника на мероприятии и в правду была хорошего качества, поэтому я решил хоть что-то включить в список плюсов. Главный организатор, Михали Воробьев, на перечисление такой реакции участников ответил следующее:

«За спортивную часть отвечает субподрядчик — Click-Storm esports. Сейчас я не могу прокомментировать реакцию участников, так как отвечаю только за общий организационный контроль. Я обязательно изучу этот вопрос после подведения итогов мероприятия, чтобы в будущем исправить все недочёты. В целом я рассматриваю это мероприятие в формате киберспортивного фестиваля, в рамках которого были проведены турниры».

Слово фестиваль в этот день я уже слышал много раз от участников киберспортивных турниров. Они мне рассказывали, что это был основной ответ судей и организаторов на их вопросы по качеству проводимых соревнований. Фестиваль мол у нас, а не киберспортивный турнир с общим призовым фондом — 600 000 рублей. Закончу обсуждение спортивной составляющей очень чёткой фразой, которую в ходе нашей беседы сформулировал игрок турнира по StarCraft II:

«Турнир проводят для игроков? Судя по организации — нет! Турнир проводят для зрителей? Судя по организации — нет!» Так для кого проводят этот турнир?

Развлекательная (фестивальная) составляющая

Just Dance. Киберион 2019
Just Dance. Киберион 2019

Судя по ответам и реакции посетителей и волонтёров — «Киберион 2019» всем понравился. Было действительно много развлекательных стендов: зона школы шахмат, зона настольных игр, зона компьютерных и консольных игр, зона автомобильных симуляторов, зона VR симуляторов, зона советских игровых автоматов и старых консолей, зона Just Dance, зона спортивной активности и главная сцена, на которой проходили конкурсы, косплей шоу и трансляция игр турнира. К тому же были анонсированы автограф сессии именитых киберспортсменов, а мероприятие по очереди провели двое ведущих с телеканала МУЗ-ТВ.

Стенды практически не пустовали, а у многих посетителей были довольные лица и улыбки на них. Публика на мероприятия собралась разная, я даже видел семейную пару с коляской. Развлекательная часть действительно получилась на хорошем уровне, но свинья грязь везде найдёт. Дальше будет занудство, поэтому можете пропустить и не читать список спорных моментов развлекательной части.

На месте проведения было весьма душно. По словам Михаила Воробьева: «Это связано с жарким днём (было до +30). Это связано с тем, что количество посетителей, может быть, превысило ожидания организаторов. Это связано с особенностями места проведения». Благодаря двум зонам мероприятия, связанным с физической активностью, бонусом к духоте шёл запах пота.

Цензор мероприятия был установлен «18+». По условиям ТЗ вход был запрещён лицам младше 14 лет и лицам, не достигшим 18 лет без сопровождения взрослых. Во-первых, лица, не достигшие 18 лет, могут быть младше 14, поэтому не ясно, почему этот пункт выделен отдельно. Во-вторых, на турнире было много лиц младше 18, часть из которых была без сопровождения взрослых. Комментарий Михаила Воробьева: «Все игроки, участники мероприятия и посетители младше 18 лет без сопровождения взрослых, имеют письменное разрешение от родителей». Мне осталось неясно, как проверялось письменное разрешение у посетителей младше 18, если вход был свободный.

Косплей модели. Киберион 2019
Косплей модели. Киберион 2019

Скорее всего, цензор «18+» был установлен из-за игр Mortal Combat и CS: GO. Стоит отметить, что на законодательном уровне в России пока нет цензора именно на компьютерные игры. Предполагаю, что организаторы руководствовались цензором организаций других стран, что похвально, но меня в этом контексте смутило другое — проходивший на мероприятии конкурс косплееров. Было очень зрелищно и круто, но вот некоторые костюмы участниц были с очень выразительным вырезом и/или практически с голыми ягодицами. Я понимаю, что это исключительно художественная интерпретация, но ведь в зале были и дети. На это Михаил Воробьев справедливо мне возразил, что в данном случае, ответственность лежит на сопровождающих или разрешивших посещение мероприятия родителях. И тут мне снова осталось неясно, как проверялось письменное разрешение у посетителей младше 18, если вход был свободный.

Посетители мероприятия. Людей было достаточно много, но я обратил внимание на один факт. Существенная часть посетителей прибывала группами более 15 человек и с отличительными чертами общественного движения/организации/сообщества. Михаил Воробьев на это ответил, что действительно общался с лидерами мнений таких различных организаций, и просил их распространить информацию о турнире. Это в целом круто, только вот мне напомнило: «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!» Конечно, это субъективное суждение, но это может косвенно намекать на «работу по плану», а не максимальный охват. И ведь действительно рекламное промо турнира довольно спорное, что подтверждает вышеописанное мнение участников турнира.

Автограф сессии с киберспортсменами. Зрелище довольно печальное. Каждая сессия длилась максимум 10 минут, из которых минут 5 игрок сидел без дела. Всего автографов было роздано штук 50 (это с запасом). Во-первых, это показывает отношение посетителей к спортивной составляющей турнира. Во-вторых, частично были не выполнены запросы по ТЗ — для проведения автограф-сессии необходимо привлечь звезду российского киберспорта (чемпиона или финалиста Всероссийских и/или международных киберспортивных турниров), чья аудитория в социальных сетях и тематических сообществах превышает 350 000 человек. Длительность проведение не менее 60 минут.

Приглашённые киберспортсмены. Киберион 2019
Приглашённые киберспортсмены. Киберион 2019

Организация безопасности мероприятия. Дежурная скорая помощь, наряд полиции, МЧС, охрана, три рамки металлодетектера. Вот на последнем пункте прокол и случился. Территория мероприятия была разделена на две. В конгресс-центре была расположена основная часть мероприятия, а в производственной части дополнительная общая игровая зона с активностями. Рамки металлодетектера и охранники, проверяющие содержимое ваших сумок, стояли только на вход в конгресс-центр. Каждый раз, когда кто-то из посетителей шёл из одной зоны в другую, он был вынужден показывать содержимое своей сумки.

Мне это надоело на третий раз, на что охрана предложила мне сдать сумку в гардероб, чего делать по идее нельзя. Плюс получается так, что во вторую зону мероприятия можно было попасть без досмотра, не считая первичного досмотра на входе на территорию «Технополиса». Михаил Воробьев на это отреагировал странно. Он опять посетовал на особенность места проведения, объяснив это тем, что зона конгресс-центра требует дополнительного контроля по условиям договора. Что мешало поставить рамки так, чтобы сразу обе зоны мероприятия были доступны после прохождения рамок, я так и не понял.

Отсутствие зон отдыха. Если ты не хотел участвовать активностях, а хотел просто отдохнуть, то в твоём распоряжении было всего 3 дивана на 3 человека. Ещё можно было расположиться на очень грязных и дырявых пуфиках в зале перед главной сценой или в зале общей игровой зоны. Всего пуфиков было не больше 100.

А вот таким получился киберспортивный фестиваль «Киберион 2019» глазами очень дотошного зрителя. На мой взгляд, самыми довольными посетителями были волонтёры и косплей модели. У одних получилось круто оторваться, потому что большинству из них нечего было делать. А другие просто с облегчением выдыхали, когда их дефиле подходило к концу. Ну и кайф от своих выступлений наверняка все получили.

Вывод

Я мог бы ещё долго и занудно перечислять несоответствия заявленного в ТЗ с действительностью. Вместо этого я просто покажу вам промо ролик, который должен был быть размещён вообще везде где только можно, чтобы побудить людей прийти на мероприятие. Мне удалось найти этот ролик в 5 аккаунтах instagram и нескольких группах в контакте.

Промо ролик. Киберион 2019

Кстати, возвращаясь к моему утверждению о посетителях, которые приходили группами. Три из пяти аккаунта instagram принадлежат московским молодежным движениям. Ещё 1 принадлежит учреждению заказчика турнира «Киберион 2019». Последний аккаунт принадлежит серии различных молодёжных турниров « #НаРайоне», которыми руководит Михаил Воробьев. Эти турниры проводятся также благодаря выигранному тендеру бюджетного учреждения на сумму 19 300 000 рублей. В рамках контракта должно быть проведено 39 различных молодёжных мероприятия (минимум 8 за каждые 30 дней), из которых 3 киберспортивных на общую сумму 1 775 502 рубля.

Информацию об этих турнирах найти очень сложно. Точно были проведены два турнира из трёх:

  1. Турнир 1х1 по Dota 2 с призовым фондом 10 000 рублей, на который зарегистрировалось 13 человек;
  2. Турнир 1х1 по CS:GO с призовым фондом 10 000 рублей, на который зарегистрировалось 73 человека.

Информацию о прошедших турнирах можно найти только в instagram аккаунте проекта « #НаРайоне» (турнир по Dota 2 и турнир по CS:GO) и на площадке Click-Storm.com (турнир по Dota 2 и турнир по CS:GO).

По имеющимся данным можно сделать осторожное предположение (возможно ошибочное), что организаторы, возможно, не выполнили условия ТЗ по договору. Складывается полное ощущение того, что на эти два турнира было потрачено не более 100 000 рублей. Если верить этому предположению, то нас либо ждёт заключительный турнир с бюджетом примерно 1 675 502 рубля, либо ещё один турнир « #НаРайоне» за примерно 50 000 рублей. Даже если будет вариант под номером 1, то возникает вопрос, почему два других турнира были проведены так, как они выглядят на видео? И самое интересно заключается в том, что Михаил Воробьев уже имел опыт работы с Click-Storm esports до «Кибериона 2019». А до этого он организовывал турнир по FIFA и UFC совместно с ФКС России. Видимо, этого опыта было всё же недостаточно, чтобы наконец-то провести турнир по киберспорту, а не киберспортивный фестиваль.

Первый канал берёт интервью у косплей моделей. Киберион 2019
Первый канал берёт интервью у косплей моделей. Киберион 2019

Бренд « #НаРайоне» был указан на пресс-воллах турнира «Киберион 2019». Михаил сообщил мне, что это просто продвижение бренда, в рамках которого также организуются молодёжные мероприятия, в том числе по киберспорту. Вот такая бесплатная реклама своего продукта на Первом канале, телеканале ТВЦ и ещё нескольких СМИ, которые снимали репортажи о турнире. Как такой скромный и впервые организуемый турнир, смог привлечь внимание такой прессы — лично для меня «загадка». За то я хорошо понимаю внимание со стороны многочисленных аккаунтов в соц. сетях, которые принадлежат различным молодёжным общественным организациям и государственным бюджетным учреждениям.

Если подводить какой-то свой итог, то это мероприятие вытянули люди (особенно волонтеры). Их присутствие и положительные эмоции спасли этот турнир от повторения судьбы «Москоу Кибер Кап». Чиновники разных мастей почуяли, что киберспорт способен приносит им пользу и прибыль. Поэтому в ближайшее время количество киберспортивных мероприятий, проведённых на бюджетные деньги, будет только расти. Какого они будут качества, зависит исключительно от активной позиции представителей индустрии киберспорта.

Всем мир.

2727
41 комментарий

Статья еще более душная, чем было в технополисе вчера.

12

Пилить всегда,
Пилить везде,
до дней последних донца

9

Не пилить, а осваивать

5

"Было очень зрелищно и круто, но вот некоторые костюмы участниц были с очень выразительным вырезом и/или практически с голыми ягодицами. Я понимаю, что это исключительно художественная интерпретация, но ведь в зале были и дети. "
Вообще не понимаю эту претензию, дети тоже самое могут легко увидеть на любом пляже.

7

Это претензия написана только потому, что организатор сам установил цензор "18+", правила которого не соблюдал.

1

На самом фестивале не был, но пара мыслей после прочтения данного материала возникла.
1. "Просто вся техника на мероприятии и в правду была хорошего качества, поэтому я решил хоть что-то включить в список плюсов" - не понятно, к чему это было сказано. Если смотреть от лица участника турнира, то это единственное и самое важное, что нужно для комфортной игры. Если технически всё было прекрасно, почему вы в своем материале преподносите это в виде подачки? Предвзятое отношение.
2. "Участники соревнований по CS:GO сообщили, что их турнир начался с задержкой в несколько часов. Ещё им запретили использовать свои настройки и девайсы, объяснив это тем, что всё должны находиться в равных условиях" - если это правда, то тогда, действительно, жалко участников. Конфиг и девайсы это основа материальной составляющей "киберспортсмена". Лишать их возможности играть на своих мышках и клавиатурах это как давать биатлонистам другие винтовки (к которым надо заново привыкать) прямо перед началом турнира.
3. По поводу судейства онлайн части - создание лобби это обычное дело для Dota 2. По поводу вопросов участников турнира - я прочитал правила проведения турниров (по Dota 2, за остальные не ручаюсь) и там описано всё то, что описано в каждом турнире регионального или всероссийского уровня (помимо международных аля EPICENTER). Если ответ на вопрос участников являлся ссылкой на правила проведения, значит участник сам виноват в этом. Как можно это причислять к минусам? Вы же не будете винить судью в футболе, если игрок на поле бегает с мячом по полу в руках.
4. "Плохая организация трансляции на месте проведения. Многим участникам не понравилось, что на турнире одновременно велось 4 трансляции, каждая из которых с разной периодичностью сменяла другую на большом экране общей игровой зоны (один раз при мне экран выключился)" - по поводу выключения экрана ничего сказать не могу, но про ведение 4 трансляций проорал в голос. Вы приходите в место, где проходят турниры по различным дисциплинам (как минимум - csgo, dota, sc2, quake) и удивляетесь, почему не крутят только доту/кс? Если вам, уважаемый, или кому-то, кто пришел туда, нравится играть/смотреть только cs:go, это не означает что вашим прихотям будут потакать. Это был бы минус огромный, если бы 4 различные трансляции велись по различным играм на фестивале, где из дисциплин заявлена только условная дота.
5. «Турнир проводят для игроков? Судя по организации — нет! Турнир проводят для зрителей? Судя по организации — нет!» - по поводу зрителей ничего говорить не буду, а вот по игрокам можно пройтись. Цель турнира - провести соревнования между кем-либо и наградить лучших. Люди соревновались между собой? Соревновались. Получили награду? Получили. Опять же повторюсь, такие вещи как запрет на конфиги или столы это, действительно, минус. НО! Как можно говорить, что тебе не понравился турнир, на который ты прошел через отборочные. Не понравилось что проиграл? Ну уж извини, даже если ты слабее всех окружающих тебя, для мамы ты всегда самый сильный.
6. По поводу металлодетекторов сказать особо нечего. Где-либо охрана не выполняет свои обязанности - ужас как так можно за что вам платят деньги. Выполняет - мне надоело на третий раз показывать содержимое свое сумки. В следующий раз перед тем как писать о том, как вам надоело показывать содержимое сумки, вспомните концерт Арианы Гранде в Манчестере и заткнитесь :)
7. По поводу зоны отдыха - да, тут согласен, 3 дивана это очень мало. Серьезный минус.
По остальному не могу ответить либо по причине отсутствия на месте проведения, либо по причине того, что от части согласен, от части нет, и вести монолог по каждому такому пункту - пустая трата времени.
В конце концов, оставлю тут старую цитату из интернета "Баба - она как гопник. Захочет докопаться - докопается."

7

Приветствую. Я являюсь главным судьей онлайн-отборочных. Во всех квалификациях (20 квалификаций) подробно расписаны правила турниров, а также пути коммуникаций. Во время каждого игрового дня игроки обращались к нам за помощью и с вопросами, на что получали вежливые и информативные ответы. Лично сейчас проверил - никто из судей не скидывал игрокам ни разу ссылку на правила, а ссылки на сетку отправлялись нескольким игрокам, которые сами просили ссылку на нее. Прежде чем выносить такой обширный репортаж, можно было бы проверить действительность информации. Достаточно открыть любой турнир или же написать судьям. К сожалению, информация совершенно неверная. Раз Вы "журналист", то проверяйте материал перед публикацией на действительность и актуальность.

Всего доброго!

4