Мнение: почему киберспорту ещё далеко до реального спорта

И что нужно исправить, чтобы всё получилось.

Киберспорт набирает обороты: многие спортивные новостные сайты пишут новости из мира компьютерных игры, турниров проводится всё больше, они становятся качественнее, с большим призовым фондом и собирают огромную аудиторию перед экранами. Например, финал недавнего EPICENTER по CS:GO посмотрели 740 тысяч человек, и это ещё не самый большой турнир. Но, не смотря на такой успех, у киберспорта есть недостатки, из-за которых его пока сложно назвать полноценным спортом.

EPICENTER 2017, награждение победителей
EPICENTER 2017, награждение победителей

Агрессия и отсутствие физического фактора

Изначально спорт существовал как продвижение здорового образа жизни, преодоления трудностей и себя для достижения успеха, а также являлся пропагандой мира (в Древней Греции во время Олимпийских игр приостанавливали войны).

Эти традиции дошли и до наших времён, поэтому соревнование по «клацанью мышкой» многие не воспринимают как реальное состязание. Более того, все популярные киберспортивные дисциплины прямо или косвенно содержат насилие: в CS:GO, PUBG, Dota 2 и League of Legends не добиться победного результата без убийств врага, в Hearthstone же надо «уничтожить» врага путём разыгрывания карт.

В то же время всегда можно привести в качестве примеров шахматы, где игроки совершают ещё меньше физических движений, чем в компьютерной игре, и бокс — спорт, в котором главной задачей является избиение противника до полусмерти (с точки зрения обывателя). Так что данный аргумент не является полностью убедительным, но учитывать его всё же стоит.

Мнение: почему киберспорту ещё далеко до реального спорта

Изменчивость и обширность игровой сцены

Пару лет назад CS:GO, LoL, Dota 2 и Hearthstone являлись столпами киберспортивного сообщества, и никто даже не мог представить, что кто-то способен составить им конкуренцию. Но неожиданно появлялся PUBG и сумел побить рекорд Dota 2 по одновременному количеству игроков, а потом ещё и стал одной из самых транслируемых игр года. Не стоит забывать и про Overwatch, который набирает обороты и привлекает всё большую аудиторию.

Существуют франшизы как Call of Duty и FIFA, с приличной аудиторией и турнирами. Они раз в год-два обновляются, меняя физику и особенности игры. Например, действие прошлогодней CoD проходят в космосе в будущем, а версия этого года повествует нам о временах Второй мировой войны.

Игровая индустрия не собирается останавливаться, с каждым днём появляется всё больше и больше новых проектов, что, с одной стороны, даёт игрокам большой выбор, а с другой — приводит к непониманию и спорам в связи с выбором «спортивных» дисциплин.

Мнение: почему киберспорту ещё далеко до реального спорта

Большая власть разработчиков

Компания-разработчик продвигает свои игры и устраивает крупные турниры по ним. Существуют турниры, которые полностью проводятся автором игры, например, The International по Dota 2 от Valve и Hearthstone Global Games от Blizzard. А есть турниры, которые получают определённый статус от самой компании. Такими являются major-соревнования по CS:GO.

По уровню важности они сравнимы с «Большим шлемом» в теннисе или «Лигой чемпионов» в футболе, но, во-первых, Valve не раскрывает системы получения этого статуса, во-вторых, не существует стандартного расписания «мажоров». В 2015 году было три major-турнира: весной, летом и осенью; в 2016 году — два: весной и летом; в 2017 году — тоже два: зимой и летом.

Недавно стала известна дата следующего «мажора», который пройдёт зимой 2018 года, причём дата квалификаций появилась буквально за неделю до самой квалификации, а часть квалификаций проходили во время турнира EPICENTER, который был анонсирован раньше. В результате некоторым командам из СНГ пришлось отказаться от участия в нём. Более того, не все организаторы крупных турниров могут обеспечить игроков необходимыми условиями: например, на PGL Krakow 2017 стояли маломощные компьютеры.

Мнение: почему киберспорту ещё далеко до реального спорта

Разработчики способны оказывать значительное влияние на игру с помощью обновлений, которые могут существенно изменить текущую «мету». Простые примеры: добавление новых героев в Dota 2 и Overwatch, фикс оружия и добавление нового в PUBG, изменение соревновательного набора карт в CS:GO или добавление новых карт в Hearthstone. Часто обновления вносят разнообразия в игру, но бывают и такие, которые игровое сообщество (в том числе и киберспортивное) принимает не слишком благосклонно. Сразу вспоминается введение обновлённой карты Nuke в основной соревновательный набор CS:GO. Карта была плохо оптимизирована и использовала текстуры в высоком разрешении, что снижало частоту кадров и критично влияло на игровой процесс.

Компания-разработчик, имея власть раздавать статусы турниров, может контролировать участников: так Valve отстранила игроков, использовавших чит-программы (KQLY) и устроивших подставной матч (Steel, Dazed, AZK, Swag) от участия в своих турнирах навсегда, хотя до этого не существовало чётко обозначенного наказания для подобных случаев.

Баги

Игры, в силу своего сложного программного кода, имеют недочёты, которые наиболее внимательные игроки могут использовать, чтобы повернуть ход матча в свою пользу. Примеров множество: на последнем major-турнире по CS:GO команда BIG использовала специальный прыжок, позволяющий видеть противника, а он, в свою очередь, их видеть не мог.

Матч BIG против FaZe Clan

Отсутствие единой киберспортивной организации

Это наиболее важный пункт, из-за которого киберспорт пока не является спортом, потому что он помог бы решить большинство вышеперечисленных проблем. Что должно быть в идеале:

  • представление интересов киберспорта перед мировым сообществом;
  • защита интересов игроков и предоставление им необходимых условий на турнирах;
  • введение единых правил в дисциплинах, которые помогут разрешить спорные моменты;
  • регулирование влияния компаний на игру путём установления контакта между игроками и разработчиками;
  • появление единого независимого рейтинга в каждой киберспортивной дисциплине.

Итог

Киберспорт развивается с громадной скоростью и привлекает огромную аудиторию, что даёт перспективы трансформирования в спорт в нашем привычном понимании. Однако для этого надо поработать над недостатками, основной из которых — отсутствие единого «законодательного» и представительного аппарата.

Международный олимпийский комитет видит развитие киберспортивных дисциплин и допускает их появление среди олимпийских видов спорта. Будем надеяться, что в ближайшее время Олимпийские игры пополнятся нашими любимыми компьютерными играми.

Киберспорт демонстрирует высокий рост, особенно среди молодежи в разных странах, и может обеспечить платформу для взаимодействия с Олимпийским движением. Киберспорт можно рассматривать как спортивную деятельность, так как игроки готовятся и тренируются с интенсивностью, которая может быть сопоставима со спортсменами в традиционных видах спорта.

Для того чтобы МОК признал киберспорт спортом, он не должен нарушать олимпийские ценности. Еще одним требованием для признания должно быть существование организации, гарантирующей соблюдение правил и положений Олимпийского движения (отсутствие допинга, ставок, манипуляции и т.п.).

Международный олимпийский комитет, цитата с официального сайта

А какого мнения придерживаетесь Вы?

Является ли (будет являться) киберспорт спортом?
Нет
Да
2828
193 комментария

Пост говно. Все проблемы надуманны. Единственный фактор - время. Когда-то и в футбол пачаны во дворах катали и всем было плевать. Киберспорт - очевидное будущее, а этот пост - высасывание из пальца на актуальную тему

26
Ответить

футбол с киберспортом глупо сравнивать. Даже на десятую часть он не будет таким же популярным.

3
Ответить

Вы читать не умеете? Главное проблема дисциплины и зависимость от разработчика. Официальным спортом он стать не сможет будит все как сейчас только с большим размахом. Не чего большего нждите

1
Ответить

Не написаны минусы от появления такой единой организации. Как минимум она захочет свой кусок пирога (ну это ладно, область растущая) и захочет регламентировать что считать за киберспорт а что нет, ограничив свободу разработчикам. Сейчас они могут экспериментировать, а с ней станет это "настоящий киберспорт" это "ненастоящий киберспорт". Да и в настоящем спорте единой организации нет, ну ок есть МОК, а какое он отношение имеет например к футболу?

13
Ответить

Имеет отношение. Фифа, правда, не включает в статистику чемпионат на ОИ.

Ответить

Сейчас они могут экспериментировать, а с ней станет это "настоящий киберспорт" это "ненастоящий киберспорт".

Думаю, вы неправильно описали баланс сил. Если миллионы игроков будут переключаться на новую игру (как PUBG), а эта организация заартачится и не захочет организовывать по ней турниры, то его организует кто-то другой, и эта организация потеряет тот самый пирог.

(Господи, как же я обожаю капитализм, который позволяет такого рода проблемы решать свободной конкуренцией, а).

Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить