Cyberpunk 2077: о Таро в финале игры, часть 1. Спойлеры!

Cyberpunk 2077: о Таро в финале игры, часть 1. Спойлеры!

Для поигравших в Cyberpunk 2077 не является секретом, что в игре уделяется значительное внимание картам Таро. На Таро гадает Мисти, девушка Джеки, она же может несколько раз за игру погадать герою на этих картах и предсказать его судьбу – и, надо заметить, девушка всегда делает это весьма точно. Также в игре существует целый квест по поиску граффити с картами по городу (символизм которых для конкретных мест осознаешь на 2-е прохождение, когда важные для сюжета и героя локации узнаешь безошибочно), более того – по названию Старших Арканов Таро (существуют еще Младшие, выглядящие как 56 карт, похожих по нумерации на привычные игральные карты, но в игре про них не упоминают) названы концовки игры и ачивменты за них.

В титрах каждой концовки (кроме той, где герой завершает свою жизнь самоубийством) нам звонит Мисти, чтобы сообщить еще одно свое предсказание, проливающее свет на будущее героя. И если свои расклады в основной игре она поясняла так, что на их основе можно было сделать выводы, то расклад в титрах Мисти не поясняет практически никак, только сообщает его окрас – положительный или отрицательный, и дает весьма размытое его описание, не описывая значение конкретных карт. И здесь разработчики оставляют очень классную возможность для самых интересующихся «подсмотреть», чем же по итогу продолжится история Ви, поскольку, как уже было сказано, предсказания Мисти очень точны (далее по тексту вы сможете убедиться, насколько разработчики заморочились с прописыванием этого аспекта).

В поисках ответов на то, как же может развиться история главного героя, я пошла на 2-е прохождение, и именно во время него наконец обратила внимание на то, какую роль отводят разработчики картам Таро. И хотя даже в первый раз я поняла, что по завершению квеста по поиску карт Мисти «спойлерит» нам возможные концовки, тогда я упустила из виду финальные предсказания из титров. Очень зря! Я провела свое небольшое исследование по толкованию раскладов Мисти для каждой из 4-х основных концовок (альтернативные действия в рамках одной концовки не влияют на расклад). Для иллюстрации того, что и в основной игре Мисти рассказала далеко не все из раскладов, а также что тема Таро в игре куда глубже проработана, чем может показаться на первый взгляд, я разберу также ее расклад, который она делает непосредственно перед важной сюжетной миссией "Пропуск в высшую лигу".

В первой части своего исследования я хочу осветить саму колоду Таро Мисти, ее предсказание перед тем, как сюжет игры войдет в активную стадию, а так же предсказание, которое она сообщает в титрах концовки "Дьявол". В следующей части - предсказания из концовок "Умеренность", "Солнце" и "Звезда". Не переключайтесь! :)

Оглавление

О колоде Мисти и методах ее толкования

Для начала стоит прояснить один момент: в мире существует великое множество колод Таро, хотя и использующих оригинальные архетипы, созданные еще во времена позднего Средневековья, однако отличающихся друг от друга в области трактовки карт. Для многих современных колод в комплекте идут подробные мануалы по трактовке каждой карты, так как часто автор колоды изменяет смысл отдельных карт как в плане дизайна, так и в плане подтекста.

Но, к счастью для нас, авторы колоды Мисти используют достаточно классический дизайн карт (стилизованный и переработанный под мир Киберпанка, но все же узнаваемый - ниже я буду показывать как оригинальный прототип, так и карты из игры, и вы сами сможете в этом убедиться). По порядку и рисункам Старших Арканов можно понять, что колода Мисти основана на одной из самых популярных в мире колод Таро - Таро Райдера-Уэйта.

То самое Таро Райдера-Уэйта
То самое Таро Райдера-Уэйта

К оригинальной колоде, изданной в 1910 году и разработанной на основе более старых вариаций карт, прилагалась полная трактовка каждой карты, впоследствии множество раз перепечатанная. На данный момент большинство источников, публикующих трактовку Старших Арканов основываются именно на интерпретации Артура Уэйда, автора значений оригинальной колоды, хотя часто и дополняют интерпретации своим видением.

Для своего исследования я использую такие источники информации: непосредственно оригинал трактовки, книгу "Иллюстрированный ключ к Таро" Артура Эдварда Уэйта, вместе с этим моим вторым источником станет оригинальная трактовка Марсельского Таро. Причин на это несколько, и каждую из них я считаю достаточной, чтобы пользоваться этим источником информации.

Первая причина - Марсельское Таро является прародителем Таро Уэйта. Изначально Марсельское Таро - это максимально народная колода карт для предсказания, не имеющая особенной привязки к астрологии, каббалистическим символам и другим вещам, которые впоследствии появились в Таро в разных переосмыслениях колоды в 18-20 веках. Наиболее проработанной частью Марсельского Таро являлись как раз Старшие Арканы, и именно их значения почти неизменно перекочевали в Таро Уэйта. Изменения коснулись порядка карт (местами поменялись всего 2 карты - Сила и Справедливость), а также расширились значения - у Уэйта помимо дополнительного символизма появились значения перевернутых карт - в Марсельском Таро значения перевернутых карт всегда считались прямо противоположными обычному значению, у Уэйта же здесь появляются свои особенности.

Марсельское Таро
Марсельское Таро

Вторая причина - очень высокое совпадение значений карт, которое сообщает главному герою Мисти, со значениями карт Марсельского Таро. Как я уже сказала, разница между двумя трактовками минимальная, просто у Уэйта есть больший упор в каббалистические и астрологические атрибуты, перед трактовкой каждой карты есть размышления на эту тему. Ничего похожего на это Мисти герою не сообщает - ее значения карт четкие и без излишеств, как и в Марсельском Таро. Можно было бы использовать только их - но раз авторы используют и порядок, и дизайн карт Таро Уэйта за основу, было бы упущением не использовать и эту трактовку тоже. Вместе с тем, у Уэйта в размышлениях иногда появляются фразы, которые очень четко подходят для описания событий и персонажей игры.

В разборе гаданий Мисти я буду указывать оба варианта трактовки и разбирать их значение в жизни главного героя. Теперь, когда с исторической и методологической частью покончено, можно приступать к раскладам.

Шут: разбор предсказания перед квестом "Пропуск в высшую лигу"

Мисти предсказывает завязку сюжета

Расклад, который получается у Мисти прямо перед тем, как Ви отправится на задание, что изменит всю его привычную жизнь, выглядит так: это Шут, Колесо Фортуны, Колесница (перевернутая), Маг.

Шут - это, конечно, ты... Шут символизирует начало пути. Ты полон энтузиазма, но не осознаешь ни своих способностей, ни опасностей, которые тебя ждут.

С Шутом ситуация интересная - по мнению Мисти, это "аватар" Ви в Таро. С ее словами хорошо соотносится факт, что граффити с картой мы находим прямо у квартиры Ви. Чуть позже, уже после завершения квеста "Шут из Найт Сити" по сбору карт, Мисти сообщит, что главный герой идет по "Пути Шута". Путь Шута - распространенная концепция, что все 22 Старших Аркана есть последовательно происходящий события, главный герой которых - Шут. Старшие арканы повествуют, как наивный и беспечный Шут приобретает жизненный опыт, и в итоге приходит к Миру - логичному завершению истории, когда герой обретает мудрость, набивает шишки, но получает некую награду.

Так вышло, что в моем разборе эта карта встречается сразу в двух раскладах: в этом, в начале пути, и в раскладе в титрах концовки, где герой выбирает просить помощи у Арасаки, и до использования этой карты в последнем раскладе мы дойдем немножко позже.

Вот что сообщает нам трактовка Марсельского Таро о карте Шута: "Невинные, спонтанные, уверенные, идеалистические побуждения; вера и оптимизм. В неожиданных ситуациях открываются новые возможности и пути". Очень и очень похоже на слова Мисти, не правда ли?

А вот вариант расширенный трактовки Уэйта: "Шут означает плоть, чувственную жизнь, а кое-кто (явно сатирически) называл эту фигуру Алхимиком, т. е. тем, кто демонстрирует крайнюю стадию глупости. Прорицательные значения - безумство, мания, экстравагантность, опьянение, бред, лихорадочное возбуждение, невольное предательство." Более мрачный вариант трактовки этой карты, который тем не менее так же подходит и дополняет психологический портрет персонажа: в начале игры Ви действительно со стороны может показаться полнейшим безумцем и глупцом, идущим на риск ради улучшения материального положения своей жизни и (отчасти) удовлетворения эго. И хотя игрок может отыгрывать персонажа неуверенного и сомневающегося, в ключевой момент нам все же приходится сделать выбор - и отправиться на самоубийственную миссию своими ногами.

Колесо Фортуны - опасность больше, чем ты думаешь. Она явится внезапно, конфликта не избежать.

"Внезапная непредвиденность / случайная удача, шанс, судьба. Неожиданные перемены в ситуации из-за поворота удачи или судьбы." - так трактуется эта карта в Марсельском Таро. Здесь нет упоминаний конкретно "конфликта" - но четко дается понимание, что есть шанс чего-то непредвиденного.

"За этой общей идеей, которая заложена в данном символе, скрывается отрицание случайности и фатализм. Прорицательные значения : Судьба, удача, успех, возвышение, везение, счастье." - у Уэйта эта карта трактуется более позитивно, чем в Марсельском Таро.

А что по итогу? Карта в итоге предсказывает сразу несколько событий: внезапную непредвиденность и конфликт в лице появившегося во время миссии Сабуро, неожиданные перемены в жизни Ви из-за биочипа, везение и удачу от того, что биочип воскрешает из мертвых главного героя (нет худа без добра), и фатализм ситуации, заключающийся в том, что именно в этот день ситуация сложилась именно так, как вышло.

Перевернутая Колесница указывает на то, что опасность исходит от твоей любви к риску - умерь аппетиты.

Колесница выпадает перевернутой - как я говорила ранее, перевернутые карты Уэйт трактует отдельно, в Марсельском же Таро ключевые значения меняются на противоположные (удача-неудача, успех-неуспех).

Вот что у Уэйта: "Прорицательные значения : Помощь в трудную минуту, провидение; также война, триумф, самонадеянность, возмездие, неприятность. Перевернутая карта : Мятеж, ссора, спор, судебная тяжба, поражение."

Бинго! Поднимает мятеж Ёринобу и убивает своего отца, ссора - там же, вместе с тем спорят Ви и Джеки (активно или пассивно - зависит от игрока, но сам факт переругивания присутствует). Судебная тяжба - в роли суда выступает корпорация Арасака, отправляющая ищеек в поисках главного героя, а также Такемура, в итоге признавший, что не Ви убил Сабуро - но до этого он сам хотел выступить в роли Судьи Дредда - "и судом присяжных, и исполнителем приговора". Ну, и конечно же, поражение - главный герой по всем фронтам конкретно в этой операции. Не без удачи, описанной выше, но все же крайне болезненный провал.

Мисти вновь права: если бы герой не рискнул всем, если бы не стал общаться с мутным фиксером, обещавшим золотые горы, такого рода опасности просто бы не возникло. Но увы - сделанного не воротить, Джеки уже не оживить, чип из головы вытаскивать как-то надо.

А что там в Марсельском Таро? "Успех, триумф, динамическое действие, движение, утверждение самостоятельности, господствование, победа, личная независимость, самостоятельность. В практическом значении - цель выполнена благодаря независимости и новаторским методам; путешествие или активность в путешествии."

Противоположные значения карты оказываются идеально подходящими: вместо успеха и триумфа - горечь поражения; вместо динамики и путешествий - статика, герой первое время отлеживается дома после пулевого ранения в голову, многочисленных падений и автомобильной аварии; вместо господствования и самостоятельности - полная зависимость от ситуации и разных людей, без которых можно сразу ложиться и умирать. Даже независимое и новаторское выполнение цели - снова мимо, так как герой и Джеки зависят и от Декса, и от Ти-Баг, и даже от Деламейна, а методы налета - хоть и очень технологичные, но вполне стандартные для 2077-го года.

Маг... любопытно. Тебе встретится кто-то интересный, кто-то харизматичный. Может, даже человек, которого ты полюбишь? Сложно сказать.

Маг - это карта Джонни. Мисти прямо говорит об этом в своем предпоследнем предсказании, когда мы ждем водителя перед финалом (Панам или лимузин Арасаки), и косвенно это можно понять уже по нынешнему предсказанию, так как в ближайшее время после миссии в Компэки-плаза герою встретится один максимально харизматичный человек (ну, почти человек) - Джонни.

Маг - это тот же Шут, но гораздо больше знающий о жизни и мире, приобретший опыт, осознавший свои таланты, прошедший некоторые сложности; но, как и Шут, Маг стоит в самом начале пути - и одновременно является ступенькой этого пути для Шута. Так и получается - Ви и Джонни неразрывно связаны, Джонни тоже герой этой истории и продвигается по ней с той же скоростью, что и Ви - но это все же не его история, а история Ви.

"Творчество, оригинальность, осознанный талант. Практическое значение - мастерство, талант к импровизации; предоставленные, замечательные возможности мудро используются." - так трактуется Маг в Марсельском Таро. И это действительно Джонни: и творчество, и мастерство, и импровизация - все это мы видим в интерлюдии, когда проживаем воспоминания Джонни, а отголоски творческой жизни Джонни мы можем найти по всему Найт-Сити. Что до использования замечательных возможностей - это уже про взаимодействие с Ви. "Мне выпал шанс выйти из тюрьмы - и я собираюсь им воспользоваться", говорит он главному герою как только осознает ситуацию в которую он попал.

"Эта карта означает божественные побуждения в человеке, который сам есть образ и подобие Бога, и проявление воли к освобождению от единства с тем, что вверху" - вот что пишет Уэйт в своих размышлениях об этой карте перед приведением ее трактовки. "Видишь, насколько мы с тобой отличаемся? Ты падаешь перед богами на колени, а я вгоняю им пулю между глаз." - скажет нам Джонни в одном из диалогов, словно подтверждая своими словами размышления Уэйта.

Трактовка Уэйта: "Мастерство, дипломатия, обращение, тонкость; недуг, боль, утрата, катастрофа, расставленные врагами западни; уверенность в себе, воля". Снова Джонни, все про него: и дипломатичен, когда нужно, и идет на уступки, если того требует ситуация. Воля и уверенность в себе - этими словами можно охарактеризовать Джонни.

Недуг, боль и утраты - это уже их общие с Ви черты, хотя у Джонни в этом аспекте опыта и старых ран больше.Катастрофы и западни от врагов - все крутится вокруг Арасаки, как в жизни Джонни, так и в жизни Ви - прошлое, настоящее и будущее обоих героев тесно сплетаются с существованием этой корпорации.

Промежуточный вывод

Думаю, что после этого разбора можно понять, насколько сильно проработана тема Таро в игре - гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Теперь, когда и с основными понятиями, и с картами, характеризующими двух главных героев, разобрались, можно наконец приступать к разбору раскладов из титров концовок.

Дьявол: финал за Арасаку

В игре нет возможности увидеть карту Дьявол где-то кроме данной сцены
В игре нет возможности увидеть карту Дьявол где-то кроме данной сцены

Раз уж концовки называются в соответствии со Старшими Арканами, было бы упущением не разобрать и карты концовок тоже - это даст большее понимание того, что же все-таки произошло, и что конкретно хотели донести разработчики в каждом из финалов.

Cyberpunk 2077: о Таро в финале игры, часть 1. Спойлеры!

В Марсельском Таро Дьявол описывается так: "Искушение, соревнование, нередко угроза, темные страсти; принцип антагониста. Практическое значение: чувство чего-то ужасно неприятного или неизбежного. Но на самом деле, собственные слабые стороны и есть истинная опасность."

Сквозь всю игру (впрочем, как и через весь сеттинг) красной нитью и для игрока, и для Ви, тянется мысль о том, что простым людям не стоит доверять корпорациям. Выбирая помощь Арасаки, мы поддаемся искушению - да, мы принимаем помощь корпорации, от которой у главного героя одни беды, но вдруг нам повезет? Не в этом городе, не с этими людьми.

Соревнование - это про нашу гонку со смертью, о попытках выжить любой ценой, даже через контракт с корпорацией. Темные страсти, принцип антагониста - все про взаимоотношения с Джонни: он всеми силами отговаривает нас от этого пути, а мы либо из принципа, либо из надежды и наивности отказываем ему.

"Чувство чего-то ужасно неприятного и неизбежного" - этими словами можно описать как состояние главного героя в этом финале игры, так и состояние большинства игроков. Причем даже если выбрать возвращение домой с орбитальной станции - герой предал сам себя, так и не стал легендой, впереди мучительная смерть без особой надежды. Еще более страшные ощущения, если выбрать оцифровку в Микоши - достаточно вспомнить слова Джонни об этом месте. "Слабые стороны" и правда оказываются главной опасностью - дав слабину, герой платит очень высокую цену в итоге.

"Опустошение, насилие, упорство, чрезвычайные усилия, сила, катастрофа; то, что предопределено, но не является в силу этого злом." - вот как описывает эту карту Уэйт. Опустошение в этом финале ощущают многие - Мисти, узнавшая, чью помощь принимает Ви, Джонни, разочарованный главным героем, Ёринобу, не смогший довести планы до конца, конечно же, сам Ви. Насилие и упорство - Ви, Ёринобу и Сабуро - каждый шел буквально по головам, чтобы добраться до цели. Катастрофа - этим словом можно описать воскрешение Сабуро в теле Ёринобу: как для Ёринобу лично, так и для мира в целом, ведь последствия этого события наверняка аукнутся миру в дальнейшем. Так же под категорию катастрофы можно подвести то, что случается с главными офисами Арасаки в разных странах в ходе плана Ёринобу - количество смертей на этом этапе сложно подсчитать.

"То, что предопределено, но не является в силу этого злом" - здесь у меня несколько мыслей по этому поводу. Возможно, это - описание неизбежной смерти тела Ви в этом финале. А с другой стороны - возможно, это описание сущности корпорации Арасака. Неизбежно, что нас используют в своих целях, корпорации всегда берут свое в этом мире. Является ли это злом? Здесь стоит вспомнить разговор с Такемурой во время задания "На мягких лапах".

Корпорации - часть равновесия этого мира, они и калечат, и спасают. "Нельзя исправить все сразу" - говорит нам Горо Такемура. Конечно же, нами воспользовались, мы - отработанный материал для Арасаки. Зло ли это? Разве что для нас. А для мира? Сохранение баланса... хотя бы на время.

Третий вариант интерпретации - предопределена воля к жизни. О том, что эта карта означает волю к жизни и ловушку собственных желаний говорит нам Мисти во все том же задании "Шут из Найт Сити". Все живое стремится к сохранению жизни - от простого наемника до оцифрованной копии самого могущественного человека на земле. Зло ли это? Нет, это выживание.

Предсказание

Ох. Шут, Луна и Верховная Жрица. Это... очень плохие карты. Будь осторожен со своими новыми друзьями, Ви. Я серьезно.

Карта Шута мной уже разобрана - но в контексте данного предсказания ее значение совершенно иное, куда более мрачное, чем изначальное.

Если в начале Шут - это описание главного героя и начала его приключений, то в этом финале значение "как был дураком, так и остался, и горе тебе за твою глупость". Пройдя Путь Шута, герой так ничему не научился, не дошел до Мира; не просто свернул с тропы, а заплутал и повернул назад. Теперь и значение "невольного предательства" в описании карты становится очевидным - если в начале герой максимум мог предать Декса, сказав Эвелин "Я подумаю" на предложение кинуть фиксера, то в конце герой невольно предает самого себя, и остается у разбитого корыта.

"Скрытые враги, опасность, клевета, мрак, ужас, обман, оккультные силы, ошибка." - так трактует Луну Уэйт. В Марсельском Таро все немного мягче: "Размышления, иллюзия, неопределённость, духовный кризис, непреодолимые обстоятельства. Практическое значение - по большей части невозможно увидеть различие между реальностью и видимостью - только инстинкт, интуиция и твёрдая вера могут помочь преодолеть кризис"

Однако мягче - не значит лучше: по обоим вариантам трактовки ясно, что выбрав Арасаку, герой обрек себя на дальнейший внутренний кризис и размышления о том, насколько фатальную ошибку он совершил. Уже неважно, где будет это происходить: на Земле, в собственной постели от невозможности встать из-за разрушения нервной системы, или в Микоши, в состоянии "вечного сна".

Карта Луны также дает четкое представление об иллюзорности финального выбора, в котором невозможно понять, что же лучше: ни один из вариантов не является по-настоящему хорошим для главного героя, потому что различить реальность и видимость он уже не смог - у него не было по-настоящему проверенных источников информации для изучения собственного состояния, только то, что ему сочла нужным сказать корпорация Арасака через Хелльмана или через Такемуру (который, как бы не был хорош как персонаж, все же предан Арасаке до глубины души).

С Жрицей все сложно: как Шут или Маг, в игре эта карта соотносится с конкретным персонажем - ачивмент "Верховная Жрица" дают при встрече с Ханако Арасакой. Скорее всего, появление данной карты в гадании на будущее героя указывает на значимость влияния Ханако на него - все-таки в игре именно ее усилиями мы оказываемся именно перед тем выбором, который пришлось сделать.

"Секреты и загадки, неосознанная внешняя сила, интуитивная мудрость и предвидение. Практическое значение - потаенное влияние не понято до конца" - так расшифровывается Верховная Жрица в Марсельском таро. "Секреты, загадочность, неведомое на данный момент будущее; молчание, целеустремленность; таинство, премудрость, наука." - а так у Уэйта.

По данным описаниям можно сделать вполне однозначный вывод: вокруг героя осталась еще масса неразгаданных загадок, но, похоже, в обозримом будущем Ви не доберется до их решения. "Потаенное влияние не понято до конца" - если рассматривать данную карту без привязки фигуры Ханако к ней, то кто-то явно подталкивал нас к тому весьма безысходному выбору, перед которым мы оказались. Если все же рассматривать карту как аватар Ханако, что логичнее, этой женщине было крайне выгодно, чтобы все обернулось так, как вышло (здесь же становятся понятными и мудрость, и предвидение, и премудрость - в Ханако эти черты видны весьма сильно). В одном варианте Ханако получает самоустранение потенциально опасной фигуры - от смерти Ви уже не убежит, поскольку ни денег, ни влияния, ни сплоченной семьи у него не осталось, так что будущему компании Ви (как человек знающий что на самом деле происходило в Арасаке) уже не угрожает. Во втором, более желательном для нее - компания получает уникальный объект для опытов и изучения, бесправный и лишенный физического воплощения.

Итоги расклада

Несмотря на присутствующие сразу в двух картах расклада значения, говорящие о загадках и секретах, они все со знаком "минус" - это не хорошие секреты, это демоны, о которых Ви не знает и рискует не узнать никогда, это потаенное влияние, которое на него оказывали на последнем отрезке пути. Похоже, что даже если герой отправится на Землю в этом финале вместо оцифровки, за ним будут пристально следить до самого конца, пока он не завершит свое существование, очень жалкое на последних стадиях.

До подробного разбора конкретно этого расклада Мисти лично у меня оставались иллюзии, что выбирая оцифровку в Микоши герой может получить гарантированный шанс на то, что в будущем для него создадут тело. После разбора таких иллюзий я больше не питаю - похоже, герой добровольно отдал себя в что-то худшее, чем рабство, и если и ждать тело для него - то не в ближайшем будущем, не говоря уже о сохранении его сознания в целости - все же читали договор, прежде чем подписать его?

Большое спасибо Сергею Соснину за четкий скриншот договора :)
Большое спасибо Сергею Соснину за четкий скриншот договора :)

Послесловие

Разбирать Таро в игре лично для меня оказалось чертовски увлекательным занятием, и чем дольше я разбиралась в этом, тем сильнее осознавала, какой же труд заложен в проработку этого аспекта в игре. Открывать целый мир у себя под носом - занятие крайне интересное, и я надеюсь, что прочитавших мой разбор эта тема заинтересует так же, как и меня. Если у вас есть свои версии трактовки раскладов Мисти - пожалуйста, пишите их, мне будет очень интересно их обсудить. Спасибо!

Пост создан при поддержке (исключительно моральной) от музыки Lorn :)
196196
188 комментариев

Спасибо за проделанную работу.

Конечно, в реальности все эти мистически практики тот ещё фуфел, но в качестве второго дна в заранее продуманном художественном произведении более чем уместны и интересны.

-

P.S. Попробую добавить разрешения тексту договора из своих скринов (с увеличением ради удобства читаемости).

P.P.S. Хм... И тут начинаешь понимать, почему перед релизом разработчики уделили особое внимание пользовательскому соглашению игры, предварительно выложив его на оф сайте с комментариями. Думается, это даже как-то связанно,)

32

Большое спасибо за комментарий! Мне очень приятно :) Можно ли заменить скриншот договора в статье на ваш?) 

5

Ух ты, про "дьявола" даже и не подумал. Неожиданно было в игре увидеть скример, но ещё интреснее сейчас узнать, что это не пустая пугалка . Всё-таки по постановке считаю концовку Арасаки самой крутой

14

И по постановке, и по уровню того, насколько она мощная в моральном плане) Я даже рада отчасти, что это не была моя первая пройденная концовка - не представляю, как сильно бы она меня выжала, если бы я кроме нее других не видела)

16

Плюс - это единственная концовка, где Ви остаётся оригиналом, а не копией

3

Не могли бы поподробнее раскрыть "предательство" в концовке Арасаки? Согласен, разработчики всячески на это указывают - фраза Мисти перед ласт миссией и диалог с Джонни перед операцией(если правильно помню), варианты ответов во время тестов в лаборатории Арасаки, например. Все дружно говорят главному герою, что он предал себя и близких.

Мисти я еще могу понять, от рук Арасаки помер Джеки. Хотя надо понимать, что мы к японцам не с тортом и цветами пожаловали, а хотели своровать их собственность. Реакция корпоратов вполне логична. Смерть Джеки печальный, но предсказуемый результат. Если бы Джеки забил до смерти охранник из "пятерочки" при попытке первого незаконно заиметь батончик сникерса, то следовало бы обозлиться и затаить обиду на всё "ООО"? А если бы, например, Ви для того, чтобы сохранить жизнь, нужно было съесть целебный кусочек хлебушка, который продается лишь в "пятерочке", то поход в магазин тоже расценивался бы как предательство? Увидев Ви на пороге магазина, Мисти так же бы его по этому поводу хулила? Повторюсь, чисто эмоционально её понять можно. Но тянет ли поступок Ви на предательство Джеки и Мисти?

Насчет Джони, лично я принципиально не проходил его второстепенные квесты(в ходе, которых, нам бы пришлось передать контроль Сильверхенду), так как не хотел отдавать лишний раз и пяди своего сознания. Он парень прикольный, все дела, но для меня (как для Ви) было первостепенна сохранность "своего я" Ви. Возможно в других концовках раскрывается готовность к самопожертвованию Ви ради Джонни, но в концовке Арасаки это не так. С начала заселения Джонни у Ви была цель - сохранить свою жопу и сознание путем избавления от Сильверхенда. Удастся сохранить Джони или даже найти новое тело для него - круто. Нет? Ну что ж поделать, это печально... В связи с этим мне непонятно в каком месте мы предаем Сильверхенда. Он для Ви не брат, не кореш драгоценный, а некто, кто (хоть и не своей воле) разрушает его сознание. А каком предательстве идет речь?

Теперь предательство самого себя. Тут я вообще прикола не улавливаю.

Предаем, потому что не стали легендой? Смена приоритетов это предательство? Трудно стать легендой будучи на том свете (Ви на момент судьбоносного решения на крыше не мог знать, что в одном из вариантов он станет легендой). К тому же, тогда и в других концовках, в которых мы легендой не становимся, Ви предает себя. 

Предаем, потому что сотрудничаем с корпой? Ви - наемник (в моем случае пацанчик с района). Да, он может недолюбливать арасаку как и многие в мире киберпанка, но он не оголтелый сопротивленец на манер того же Джонни. Да, лучше с корпорациями дел не иметь, мало ли че, но кто, если не Арасака, может извлечь чип, разработанный ими же?
Использование всяких кироши, вундревафлей и прочих разработок корпоратов - это норм, а в добавок воспользоваться их услугами по извлечению чипа и попытаться выжить - нет? Опять таки не вижу здесь предательство самого себя. 

Так почему же Ви предает близких и себя? Вы и разработчики на этом настаиваете. Просветите, пожалуйста, что я недопонял и недоосознал или вообще упустил из виду.

Бля, зачем я эту стену накатал... 

10

Поначалу я тоже думала, что ради выживания можно и с корпой подружиться. А потом до меня дошло: все в этом мире буквально кричит о том, что корпорации - совсем не "меньшее зло", а очень большое зло, перемалывающее людей хорошо если в фарш. Корпорации подставляют пешек, даже состоящих в корпорации, а мы - максимум пешка в руках Ханако, если согласимся ей помочь. Большинство квестов, записок и мини-историй буквально говорит о том, что помогать корпе усиливать свою власть (а именно это мы по итогу и делаем) - мало того, что нарушать хрупкий мировой баланс, так еще и ухудшать жизнь всем своим близким в долгосрочной перспективе. Одно дело пойти в корпорацию в качестве клиента, мол. почините ваш кривой продукт, совсем другое - помогать одной из самых влиятельных глав компании "мстить" (а по итогу вовсе и не мстить, а воскрешать) за одного из самых могущественного тирана на планете. Ви, может, и не сопротивленец, но в силу сеттинга он буквально совершает фатальную ошибку, обрекая миллионы людей, своих близких и самого себя на страдания (особено если учитывать планы Арасаки на войну с Милитех). В этом и предательство себя - мы даем слабину, понадеевшись, что вот нас-то точно корпа не кинет. Кинет, как можно судить из расклада. 
Но вообще - это РПГ. Если в вашем представлении Ви воскресят и он в итоге идет в ряды Арасаки на службу без зазрения совести - почему нет) 

7