Почему лучше смотреть режиссёрские версии фильмов на примере «Робокопа»

При выборе фильма всегда стараюсь найти режиссёрскую версию. Так я могу заценить, как режиссёр видел своё детище до того, как детище покромсали.

<i>Всегда смотри режиссёрскую версию, а то чё как этот</i>
Всегда смотри режиссёрскую версию, а то чё как этот

И вот посмотрел режиссёрскую версию культового боевика Пола Верховена — «Робокоп» (1987).

<i>Слева оригинальный постер, справа фан арт. И арт будто лучше передаёт настроение фильма, а не вот эта вот фотосессия для модного журнала</i>
Слева оригинальный постер, справа фан арт. И арт будто лучше передаёт настроение фильма, а не вот эта вот фотосессия для модного журнала

В своё время Полу тоже пришлось резать «Робокопа». Американская Киноассоциация MPAA влепила фильму рейтинг X — на сеанс не допускаются лица до 17 лет. Такой рейтинг — это приговор, никакого широкого проката и финансовый провал.

Пол сокращал фильм семь раз и всё равно получал ИКС рейтинг. Только с восьмой попытки впечатлительная комиссия из MPAA расщедрилась на рейтинг R — детишкам, которым нет 16 лет, могут приходить в кинотеатр только с родителями.

Что же порезал Верховен? Приведу в пример две сцены.

Сцена №1: Сломавшийся фен ЕD 209 немного расстреливает клерка

На самом деле сцена не жестокая, а больше смешная. Я не садист, но смеялся. А когда копал материалы по фильму, то оказалось, что именно такого эффекта хотел достичь Пол Верховен.

Вот он сам говорит об этом: «Идея стреляющей без особой причины машины, отсылала к „Новым временам“ Чаплина... такой экстремальный уровень насилия комичен и зрители на тестовых показах смеялись».

Скорее всего Верховен имел ввиду вот эту сцену из «Новых времён»:

Ставь лайк, если мечтал есть кукурузу без рук
Рейтинг X, режиссёрка. Верховен смакует сцену расстрела и получилось по-чёрному весело
Рейтинг R, цензурка. Верховен убрал лишнее мясо, а зря — стало просто жестоко

Сцена №2: Убийство полицейского Мёрфи

Команда по спецэффектам сделала аниматронного робота с лицом Мёрфи. А всё для того, чтобы камера без монтажнык склеек пролетела от его лица к пушке главгада и сразу к затылку Мёрфи. И пусть видно, что Мёрфи не настоящий, но выглядит всё равно круто.

Рейтинг X, режиссёрка. В роли Мёрфи актёр Питер Уэллер. Я его помню только по фильмам «Крикуны» и «Обед нагишом»

После перемонтажа сцена потеряла операторский шарм и оставила за кадром плоды работы целой команды. Финальный выстрел в голову и коп — труп. Сцена выглядит так: выстрел → монтажная склейка → затылок разрывает → монтажная склейка → Мёрфи падает замертво.

Рейтинг R, цензурка. Интересно, как реагировали первые зрители, наблюдая гибель главного героя на 20-ой минуте фильма?

И вот что интересно. Верховен заморочился с аниматроникой, потратил бюджет и человекочасы на сложный технический приём. А в итоге зрители не увидели этой красоты, потому что смотрели «обрезанный» вариант фильма.

На сладкое сцена №3: Арнольд ковыряется в носу

В 1990 году, через три года после премьеры «Робокопа», Пол Верховен снимает «Вспомнить всё». Над спецэффектами трудился тот же человек, что и над спецэффектами в «Робокопе» — Роб Боттин. Все монстры из «Нечто» (1982) тоже его рук дело.

И снова Верховен заморачивается. Вот сцена, в которой Шварц извлекает передатчик из головы. Можно было пойти лёгким путём: засунуть маленький передатчик в нос Шварцу, щёлкнуть в положение ON «режим актёра» и пусть тот с кривляниями вытаскивает козюлю из носа. Потом немного монтажа — и вуаля. Но нет, это слишком просто для Верховена. Пусть Роб Боттин мастерит голову Шварца.

«Вспомнить всё» основан на рассказе Филипа Дика «Мы вам всё припомним». В рассказе такой сцены не было

У меня догадка: Пол понимал, что роботизированная башка лучше живого Арнольда покажет, как страдает человек, вытаскивая хренов грецкий орех через ноздрю.

Дисклеймер: уверен, что не всегда режиссерские версии — это хорошо. Но пока что не вспомнил достойных примеров. Буду рад, если кто-то вспомнит антипримеры.

P. S. Поделись в комментах, какие режиссёрские версии фильмов тебя впечатлили? Можно будет потом собрать список для истинных киноманов ;)

Например, я был в восторге, когда посмотрел 5-часовую версию «Времени цыган» Эмира Кустурицы. И я бы не был в восторге, если бы до этого не видел 2-часовую версию. То есть кто-то на полном серьезе решил, что можно без потери смысла выкинуть 3 часа фильма.

273273
22
292 комментария

Комментарий недоступен

199
Ответить

Как здорово, что ве мы разные 😊

32
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Смотрел на днях реж версию "Эффекта бабочки", где чувак себе в утробе пуповину грызет. Это какой-то пиздец. Театральный конец намного лучше. И таких примеров куча. Так чт не всё так однозначно

69
Ответить

Смотрел тут режиссёрскую версию Леона.

Где есть сцена как Матильда раздевает Леона и они ложаться в одну постель, а камера медленно отъезжает и переключается на ночной Париж за окном...

Не все так однозначно...

52
Ответить

ну хз, концовка с младенцем куда круче выглядит

24
Ответить