Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Мы уже успели поговорить об истории развития, ладно просто об истории серии «Три богатыря» созданной студией «Мельница». Обсудили мы и проекты напрямую не связанные с этой студией, но появившиеся явно из-за успеха её франшиз. Понятно, что были затронуты не все мультфильмы использующую сказочную и фольклорную тематику, но все боюсь бы моя психика не выдержала бы.

Напоследок предлагаю окунуться в крайние работы студии «Мельница», такие, как «Иван Царевич и Серый волк 4» и «Конь Юлий и Большие скачки». Ну а совсем в финале попытаемся обдумать всё просмотренное и выявить общие тенденции работы с мифологическим материалом в российской анимации. И даже обсудим как все эти истории можно было бы исправить.

Иван Царевич и Серый волк 4

Я никогда не был фанатом этой линейки мультфильмов, мне она всегда казалась не сюжетным произведением, а каким то старославянским ситкомом, который зачем-то перенесли в полнометражный формат. Когда-то очень давно даже писал на DTF небольшую заметку о первых трёх фильмах, в которых и пытался рассказать почему данная идея по-настоящему работала лишь в первой части. Но всё это дела давно минувших дней, ведь четвёртая часть сумела вывести франшизу на новый уровень неловкости. Что даже странно, ведь решения авторов и раньше выглядели неуместными в рамках выбранного сеттинга.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Проект вышел в свет в конце 2019 года, по традиции почти всех проектов студии в Новогодние праздники. Режиссёрами выступили Дарина Шмидт и Константин Феоктистов. Дарина Шмидт в студии далеко не новичок, но к полнометражным проектам её стали привлекать относительно недавно. По началу она работала над мультсериалами «Лунтик» и «Барбоскины». Из полнометражных проектов, она режиссировала «Иван Царевич и Серый волк 3» и «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Константин Феоктистов же занимался франшизой «Три богатыря» начиная с «Дальних берегов» и по «Принцессу Египта».

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

На этот раз авторы сумели добить те немногие остатки «сказочного духа», что оставались в серии. Ведь на этот раз в центре внимания оказывается конкурс песен, да не простой, а конкретно Евровидение. То есть по сути нам пытаются продать музыкальную комедию с забавными зверушками и сказочными героями, ну а что у «Зверопоя» же получилось, а чем наши творцы хуже. Поэтому весь мультфильм посвящён или номерам участников, которых кстати не слишком много, или каким то скучным закулисным интригам. В которые конечно добавили «хитрый» план новой злодейки, но внимания ему уделили не слишком много.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Старые герои в рамках этой истории никак не меняются, но как раз это уже не страшно. Характеры Ивана, Василисы, Серого волка, да хоть Кота Учёного знакомы нам уже не первый год. Они или сформировались в рамках самой первой ленты или вовсе где-то за кадром, ещё до начала событий фильмов. Вот только в таких случаях надо представлять новых запоминающихся персонажей которые смогли бы оттянуть на себя внимание зрителей. И тут конкурс песен, плясок и стыда становится отличным поводом для того что-бы ввести в историю самых разных, не похожих вообще ни на кого героев. А кого получили в итоге мы?

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Ну во-первых самих участников конкурса из которых запоминается разве что довольно своеобразно показанный «тандем» Соловья и Павлина. Тут я кстати искренне порадовался такой подаче героев, ну и тому как хорошо эти образы ложатся на современную музыкальную сцену. Всевозможные Моржи, Цапли и Суслики- продюсеры вряд ли останутся в памяти хоть у кого-то. Как, впрочем, и ведущая этого шоу, которую авторы показывали на редкость часто. Вот кто действительно пришёлся к месту, так это принц Али. Ему даже собственная сюжетная арка досталась. Притом на удивление неплохая, человек который так ищет любовь, что пытается отнять её у других, для детского мультфильма довольно неожиданная тема.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Хотелось бы сказать, что-то и про антагониста картины. Но местное зло настолько не проработано, и авторы уделили ему так мало внимания, что даже писать о нём не хочется. А вот о чём хочется, так это о халтурном подходе к созданию музыкальных номеров. И нет я не буду придираться к качеству исполнения номеров, оставим это за скобками. Настоящая проблема в том, что в ленте звучат вполне себе известные песни из нашего мира, с теми же текстами, не подходящими к сеттингу произведения. И ведь можно было бы сохранить мелодии, раз уж авторы хотели узнаваемости, но переписать тексты учитывая реалии сказочного мира.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Что хотелось бы сказать в итоге, франшиза «Иван Царевич и Серый волк» с каждым новым произведением теряет в качестве. Возможно авторы уже выжали все идеи из изначальной концепции и им приходится придумывать хоть что-то. Обратите внимание количество именно сказочных мотивов падает от части к части, а им на смену не приходит ничего кроме унылого быта.

P.S. Я знаю что сюжеты третьей и четвёртой частей «Ивана Царевича и Серого волка» писали участники «Квартета И», вот только фильмы от этого лучше не стали. То ли люди исписались, то ли берегут удачные шутки для своих фильмов. Тут судить не берусь, последняя их работа что я видел, была «О чём говорят мужчины».

Конь Юлий и Большие скачки

В принципе, в каком направлении движется история о богатырях, стало понятно уже давно. Но недавно вышедшая лента «Три богатыря и наследница престола» внушала надежду, что авторы одумались и начали лучше работать над сценарием. А вот «Конь Юлий и Большие скачки» возвращает всё на свои места. На текущий момент это последняя работа студии «Мельница», и вышла она в декабре 2020 года. Ну а в режиссёрском кресле вновь оказался дуэт Константина Феоктистова и Дарины Шмидт. И судя по всему этот творческий тандем теперь с нами надолго. Так следующую номерную часть серии «Три богатыря и Конь на троне» снимают тоже они.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Кстати во время просмотра данного фильма меня всё время мучил вопрос, а почему собственно его нарекли спин-оффом, а не номерной частью. Смотрите, сюжет большинства лент именно о всех трёх богатырях строился по одной простой схеме. Конь Юлий или Князь киевский, а чаще они совместно придумывают хитрый план по навлечению неприятностей на свою голову. Богатыри большую часть времени в основном сюжете напрямую не участвуют, частенько им дают свою небольшую сюжетную арку. И вот когда ситуация становится критической, богатыри спасают Князя, Юлия и всех мимо проходивших персонажей. И «Конь Юлий и Большие скачки» построен по этой же сценарной схеме.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Здесь, история строится вокруг того, что Юлий влюбился в кобылу царских кровей и отправился в путешествие к ней на родину. Для того, что-бы зрители не заскучали с собой он похищает и Князя, ведь уже давно эти персонажи не встречаются в истории по отдельности. Ну а богатырям ничего не остаётся, кроме как пустится в погоню за предателем-конём. Что уже делает их участие в центральном сюжете более весомым чем скажем в «На дальних берегах» или «Ходе конём». Помимо похищения Князя авторы дают героям дополнительную мотивацию, ведь нашёлся персонаж победившей их в схватке, и он тоже живёт в восточных землях.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Раскрывать перипетии сюжета складывающиеся вокруг истинного хозяина кобылы я конечно не буду. Скажу лишь, что богатыри в очередной раз проявили свою некомпетентность и начали бить людей даже не попытавшись разобраться в ситуации. А вот про что сказать хочется, так это про вынесенные в заголовок картины Большие скачки. Несмотря на то, что сами скачки занимают не так уж много хронометража сцен вышла достаточно яркой и запоминающейся. Подобраны колоритные участники, их образы конечно выглядят расистскими стереотипами, но вряд ли кого-то могут обидеть. Сами же скачки во многом напоминают аналогичный эпизод из «Астерикс на Олимпийских играх». И подобная буффонада мультипликации подходит даже больше чем кинематографу.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

На этот раз аниматоры студии постарались сильнее чем обычно. Качество классической рисованной анимации в работах «Мельницы» и так довольно высокое. Но именно экшен сцены в них всегда были довольно скучными. И как раз сегмент со скачками вносит в экшен новые визуальные элементы. Жаль только, что новых шуток всё так же не завезли. Нас снова ждёт набор из отсылок к современности, расовых стереотипов и идиотских поступков. Визуальный юмор конечно выручает, всё-таки это более универсальная вещь, чем словесные шутки, но и он от фильма к фильму не меняется.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

«Конь Юлий и Большие скачки» лента очень осторожная, авторы будто бы учли самые грубые ошибки предыдущих частей, но не придумали, какую интересную историю можно рассказать об этих персонажах. Не могу сильно ругать эту картину, она выдаёт не самую худшую историю на фоне других фильмов о троице богатырей, но и хвалить её тоже не за что.

P.S. Меня неожиданно повеселил подсюжет о том как оставленный на княжеском троне боярин, всеми правдами и неправдами спасался от кредиторов.

Нереализованный потенциал

Ну и наконец пришло время поговорить о том куда всё пришло и что с этим можно бы было сделать. На текущий момент сложилась довольно интересная ситуация, проектов вроде бы выходит не мало, но большинство из них концептуально похожи друг на друга. Усреднённый проект основанный на фольклорном материале выглядит как комедийное приключение с постоянными отсылками на нашу с вами действительность. И тренд на подобные творения задала студия «Мельница», а подхватило его большинство более мелких студий. Тем ценнее становятся немногочисленные произведения пытающиеся представить относительно серьёзный взгляд на происходящее и придерживающиеся целостности выбранного сеттинга. Тут отдельная благодарность руководству студии «Вверх» поддерживающему не идеальные, но уникальные проекты.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Но для начала давайте закончим разговор о студии «Мельница» и её проектах. И если с «Иваном Царевичем и Серым волком» всё довольно однозначно, франшиза явно изжила свой потенциал, и единственное что ей остаётся это продолжать заимствовать сюжеты из современности. То с серией «Три богатыря» ситуация гораздо сложнее. Ведь с одной стороны, в рамках фильмов о самой троице, сложно придумать, что-то новое. За десяток лент, авторы рассказали о них всё что можно. Многое из того что было нельзя, они тоже рассказали. Да и возврат к сольным произведениям об отдельных богатырях почти невозможен. Ведь постоянно будет вставать тот же вопрос, что и при просмотре сольных лент Marvel, где в момент опасности прохлаждаются остальные герои?

Поэтому чуть ли не единственным выходом для именно развития серии могли бы стать спин-оффы. Но не такие, как «Конь Юлий и Большие скачки», а настоящие, рассказывающие истории новых героев. И ведь во франшизе уже фигурировали персонажи про которых можно было бы придумать увлекательное повествование. Представьте трагикомедию о Святогоре, который несмотря на старость и маразм пытается оставаться богатырём. Или приключенческий боевик о становлении на путь истинный какого то харизматичного злодея, например Соловья-Разбойника или там пирата Потани. Даже если авторы боятся брать не раскрученных персонажей, ну сделайте вы политическую сатиру о Князе киевском. Выбросите из ленты сражения, врагов и прочие героические атрибуты, но введите придворные интриги и дворцовые перевороты.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Если же отвлечёмся от франшиз «Мельницы», то простор возможностей и вовсе становится безграничным. Ведь рынок за редкими исключениями заполнен комедийными переосмыслениями сказок и легенд, места для чего-либо иного почему-то не находится. И юмор это неплохо, но наши авторы почему-то используют его достаточно однообразно. Структурно это или приключенческая история, или бытовый конфликт в который добавили шуток. Но почему допустим не пойти дальше скажем в сторону абсурдистского юмора. Полнометражные фильмы «Монти Пайтон» показали, что при должном старании привнести абсурд можно в любую эпоху. Или скажем почему не ударится в чистую пародию и не начать высмеивать сказочные клише полностью меняя структуру самих произведений.

А ведь можно и вовсе отказаться от юмора, ведь анимационный фильм не равен комедии, и уж точно он не является произведением для детей. И тут открывается совсем уж безграничный потенциал. Из самого очевидного это серьёзное драматическое переосмысление образа богатыря. Представьте ленту в которой, ну допустим Вольга Святославович испытывает кризис самоидентичности и не понимает человек он или зверь. Или как Микула Селянович разрывается между желанием вести спокойную размеренную жизнь и необходимостью выходить на бой против чудовищ. И делает он это не потому что ему хочется прославиться, а потому что больше некому. Я не большой знаток былин, но думаю можно найти немало героев имеющих потенциал для интересного внутреннего конфликта.

Куда пришли основные серии студии "Мельница"

Ну и наконец можно пройти по простому, но весьма популярному пути. Создать чистокровный экшен мультфильм. В нём не найдётся места глубокому сюжету или проработанным персонажам, но будет масса отличных батальных сцен. А самое главное подобные произведения можно создавать с рассчётом на зрителей разного возраста, просто поменяются ориентиры. Так мультфильм рассчитанный на детей или подростков станет идейным наследником супергеройских шоу. Яркие персонажи, запоминающиеся злодеи обилие заведомо нереалистичных драк. А для взрослой аудитории можно создать что-то концептуально похожее на условную «Кровь Зевса».

Понятно, что это всё не конкретные предложения для студий, а скорее набор пожеланий со стороны человека считающего, что анимация должна быть разной. Ведь мультипликация даёт воистину безграничные возможности, а славянский фольклор содержит в себе невероятное количество самых разных историй. И я надеюсь, что когда-нибудь они встретятся и сотворят, что-то по-настоящему уникальное и грандиозное.

P.S. Эта заметка своеобразное, правда запоздалое, подведение итогов после небольшого эксперимента над моей психикой. Я за короткое время посмотрел немало российских мультфильмов посвящённых сказочно-фольклорной тематике. Если вам интересно мнение о конкретных произведениях то можете перейти по ссылкам.

Первые ещё удачные ленты о трёх богатырях .

Последующие уже не удачные ленты всё о них же .

Картины от других студий посвящённые сказкам.

Мультфильмы по фольклорным сюжетам.

7474
61 комментарий

Комментарий недоступен

49
Ответить

Отвечу ещё раз. В случае Мельницы, я ни один мультфильм не рискну назвать последним)

16
Ответить

а вы из суеверных, которые зачем-то разделяют эти синонимы?

5
Ответить

Комментарий недоступен

20
Ответить

Ну Иван Царевич мне не зашёл прям сразу из-за огромного напора на бытовуху. По богатырям прям хорошие фильмы закончились на Добрыне, нормальные на Шамаханской царице. Потом была неожиданно терпимая Наследница престола, но было уже поздно

7
Ответить

Ебать челики со слово "Крайний" бомбанули, я аж кринжа словил с них.

20
Ответить