Один фильм в пятницу вечером: «Долгая Страстная пятница» Джона Маккензи
Криминальная драма про лондонского мафиозного босса, могучая империя которого рушится за одни сутки.
Преступный авторитет Хэролд Шэнд, владеющей Корпорацией, намеревается заключить сверхуспешную сделку с американскими партнёрами по строительству объектов к Олимпиаде 1988-го года в Лондоне. Но в тот момент, когда, казалось бы, всё идёт как никогда лучше, кто-то начинает методично убивать людей Шэнда и взрывать его здания.
Этот британский криминальный триллер был снят в 1979-м, но после завершения съёмок картину отправили на полку и решили переделать – продюсеры пришли в ужас от сюжета и поднимаемых в нём тем. Фильм хотели полностью лишить театрального проката и выпустить урезанную версию на ТВ, и лишь благодаря удачному стечению обстоятельств он сумел сохраниться в изначальном виде.
Спас «Долгую Страстную пятницу» бывший «битл» Джордж Харрисон, неожиданно переквалифицировавшийся в продюсеры и основавший кинокомпанию Handmade Films, ответственную за одни из самых успешных и неординарных британских лент конца 70-х и 80-х.
Он выкупил права на картину Джона Маккензи и приложил все усилия, чтобы она нетронутой вышла в прокат. В итоге, «Долгая Страстная пятница» стала культовой и спустя годы постоянно оказывалась в топах лучших британских фильмов XX века.
Тут очень хаотичное и загадочное начало – в первые десять минут сложно разобрать, что представляют собой появляющиеся на экране персонажи и в чём заключаются их мотивы. Потом на экране возникнет Хэролд Шэнд, которого играет Боб Хоскинс. Он возвращается домой, чтобы заключить сделку века и построить новый Лондон – город, где будет править он вместе со своими друзьями и партнёрами.
Хэролд, на первый взгляд, не выглядит как типичный гангстер, он больше похож на успешного бизнесмена, рьяного капиталиста, не способного и мухи обидеть. Но как только дела будут становиться хуже, внутренний криминальный босс станет всё чаще проявлять себя, вырываться наружу, показывать зубы и действовать вопреки всем нормам и законам.
Хэролд Шэнд не способен даже представить, кто может ему так сильно досаждать – все его враги уже давно лежат в могилах. Сделка вот-вот сорвётся – янки не намерены терпеть убийства и насилие, и дают главе Корпорации один день, чтобы разобраться с проблемами. И он разбирается, но по-своему.
– Кто пойдет против тебя?
– Были такие.
– Например?
– Их нет. Они мертвы.
Режиссёр здесь сталкивает лбами одного старомодного гангстера, живущего по законам прошлых лет, и стремительно меняющийся мир, который не терпит тех, кто не способен адаптироваться. Ожидаемый праздник превращается в пытку – Страстная пятница оборачивается смертями, взорванными машинами, хаосом.
Его подельников безжалостно убивают, а он сам будто ничего поделать и не может – носится повсюду, пытается найти виновников, задумывается о предателях, давит на подкупленного полицейского. Героиня Хелен Миррен пытается усмирить буйный нрав мужа, но удаётся ей это с трудом.
Человек, когда-то надёжно державший в руках этот город, вдруг понимает, что не всё на этом свете можно контролировать. И вот пятница, которая должна была исполнить мечты Хэролда, вдруг отправляет все эти мечты в ад.
Откуда-то взявшиеся невидимые убийцы, вносящие беспорядок в его привычную жизнь – будто неведомая сила, противостоять которой Шэнд оказывается не в состоянии. Вместо разговора, вдумчивого размышления и спокойного анализа, он привык подвешивать людей на крюки и добывать информацию пытками. Так он действует и теперь, постепенно докапываясь до истины, которая не принесёт ему ничего хорошего.
Очень показательна реакция Шэнда, когда ему объясняют, как действительно теперь устроен мир и какое место в нём отведено ему – он приходит в ярость и устраивает бойню, потому что не способен осознать, что его время ушло.
Словно сражаясь с неумолимым роком, Шэнд будто пытается победить воздух, а все его действия не приближают успех ни на шаг. Наоборот, кажется, чтобы он ни делал – всё напрасно, каждый шаг – глубже в воду.
Тем ироничнее, что причины начавшегося кровавого террора смехотворны, словно чья-то глупая шутка или издёвка. Но это просто жизнь и в ней бывает так, что люди иногда умирают из-за неудачного стечения обстоятельств.
Отвечая насилием на насилие, Хэролд действует, как действовали в 70-е, но за окном уже другие времена и другие правила. «Долгая Страстная пятница» стоит одной ногой в жанре криминального триллера, но на деле – это трагичная драма про человека, который не смог уступить, не смог смириться, не смог принять новые правила игры.
Фильм Джона Маккензи, кроме всего прочего, запоминается пробирающим до мурашек финалом – долгим, ошарашивающим, но, в конце концов, ожидаемым. На Хэролда Шэнда обрушивается оглушающий саундтрек и в этот момент в его взгляде можно прочитать очень многое.
Ведь, как оказывается, даже старый добрый Лондон не будет долго терпеть тех, кто засиделся на одном месте.