Джокер. Алхимия антигероя

Обзор-размышление на тему сольной ленты самого обсуждаемого злодея современности. Минимальные спойлеры.

Джокер. Алхимия антигероя

Сразу после выхода "Мальчишника в Вегасе" никто и представить не мог, что Тодд Филлипс разочаруется в современном восприятии жанра комедии и снимет кино, которое не похоже ни на одну ленту про антигероя, которую вы имели возможность смотреть до этого.

Несмотря на клятвы о том, что фильм не является политическим высказыванием по заверениям режиссера, каждая отдельная сцена пропитана мыслями, которые совершенно не чужды американской (да и что греха таить, в отдельных местах и нашей) аудитории: здесь и коп (конечно же, белый), который превышает полномочия, здесь и мусор на улицах, который не убирается неделями, раздражая граждан, и "обратная сторона" богатых и влиятельных людей, которые за всей ширмой своих добрых намерений конечно же прячут скелеты в шкафу (кроме прочего позволяя себе нелестно высказываться о населении. Знакомая картина, да?), и проблема доступности оружия, куда без нее в современном обществе. Стоит дополнить общую картину социальным расслоением на "бедных" и "богатых", которое, кажется, вообще актуальная тема сквозь поколения, и приправить это щепоткой настроения людей, которые готовы сорваться, стоит только предоставить им для этого хороший и мощный триггер.

Готэм представлен холодным и хмурым городом, где улыбка на лицах прохожих – такая же редкость как простая доброта к своему соседу по этажу.
Готэм представлен холодным и хмурым городом, где улыбка на лицах прохожих – такая же редкость как простая доброта к своему соседу по этажу.

Этим самым триггером, как вы уже поняли, станет Артур Флек, представитель бедного слоя населения, который живет в Готеме, внутри полуразрушенного дома вместе со своей больной матерью. Кроме совершенно никому не нужной работы уличным клоуном по вызову, Артур обладает врожденным дефектом: любая стрессовая ситуация может спровоцировать у него приступ неконтролируемого смеха. Он ходит к психиатру, терпит унижение от людей на улицах, коллег и начальства и старается обуздать недуг с помощью таблеток.

Давайте на секунду отвлечемся и постараемся припомнить, сколько фильмов, посвященных конкретно антигероям комиксов было на нашей памяти? Отряд Самоубийц? Нет, фансервисная провальная поделка не имеет никакого права называться полноценным фильмом про антигероев. Дедпул? Чуть ближе, ведь изначально это тоже фильм-эксперимент, который внезапно оказался тем, чего так долго жаждала аудитория. Но если лента про болтливого наемника была скована многолетним ожиданием экранизации, а изобразить главного героя вряд ли можно каким-то иным способом, других Джокеров мы уже видели, так ведь? Что ждать на этот раз? С этой мыслью я пошел на премьеру.

Ответ на этот вопрос оказался достаточно простым и логичным: абстрагируйтесь и забудьте все, что вы видели до момента вступительных титров ленты от Тодда Филлипса. Это совершенно другая, самостоятельная вариация, которую не стоит ни с чем сравнивать.

Джокер. Алхимия антигероя

Невероятно непривычно видеть скелетоподобного Хоакина Феникса, который не только сбросил немыслимое количество веса, но и проводил часы за просмотром видео с поведением людей, страдающих от неврологических расстройств, вызывающих неконтролируемые приступы смеха и плача. И тренировки для погружения в роль дали совершенно запредельный эффект: смех, который должен вызывать только позитивные эмоции, в процессе фильма преображался, становился все более жутким и потусторонним, все больше заставляя испытывать сначала сочувствие, неловкость, затем отстранение, презрение и страх. И эти эмоции лишь углублялись с разрушением единства личности и разума Артура Флека.

Кроме всего прочего хочется упомянуть, что на погружение (кроме актерского таланта Феникса, само собой) влияет великолепный саундтрек и композиционно корректно построенные кадры. От музыкального сопровождения в Чернобыле, которое в целом трудно назвать полноценной музыкой в полном смысле слова – шли мурашки, и ленту то и дело хотелось поставить на паузу, чтобы не дать себе погрузиться в атмосферу больше, чем того хотелось бы. Хильдур Гуднадоттир – идеальный выбор для темной, холодной ленты про медленный сход человека с ума под грузом череды ужасных событий и открытий. Картинка же, изначально холодная, построенная на комплиментарности голубоватых и рыжих оттенков, со временем становится все более яркой и насыщенной, прямо как жизнь Артура, которая наполняется смыслом и самоопределением, пусть безумным и разрушающим.

Попробуйте во время просмотра ловить кадры, где цветовые акценты расставлены на прямой линии, с преобладанием холодных оттенков.
Попробуйте во время просмотра ловить кадры, где цветовые акценты расставлены на прямой линии, с преобладанием холодных оттенков.

Мы с вами наверняка посмотрели множество фильмов про супергероев, и их формула в целом известна и банальна: "найти себя, объединиться, найти злодея, сорвать его планы, спасти мир". Если это так, то какая же формула должна быть в фильме про антигероя? Если думать инверсивно, то покажется вполне логичным, что мы ожидаем увидеть изначально становление персонажа, его мотивацию, а затем падение, разрушение и смерть. Но такое суждение слишком однобоко. Джокер Филлипса не просто сеет разрушение, он воспевает двойственность человеческого облика: тот, кто делает вид, что творит добро, на самом деле может оказаться лицемером и эгоистом; а путь зла – на самом деле бесконечная грусть и отчаяние, которые рано или поздно всплывут на поверхность.

Ничего абсолютно черного и белого не существует. И Филлипс без купюр сквозь весь фильм пытается сообщить зрителю о том, что нужно включать голову, обращать внимание, не быть безучастным, слушать людей и видеть, что происходит вокруг, иначе однажды может появиться свой Джокер. И это именно та причина, по которой американцы так остро реагируют на премьеру. Особенно сейчас, когда политическая обстановка настолько нестабильна. И можно сколько угодно говорить о том, что никакого политического контекста тут нет. Да, конечно, Тодд, верим наслово.

Несмотря на немного затянутое начало, Джокер Тодда Филлипса – это уникальное кино, которое вызывает целый спектр эмоций. Великолепный Хоакин Феникс, утягивающий в холод саундтрек, внезапные плоттвисты, хорошие отсылки к прочим знаковым картинам про человека-летучую мышь, атмосферная картинка и, конечно же, много брызг крови на белом гриме некогда доброго клоуна. Это не тот Джокер, который был нужен, но тот, которого мы заслуживаем.
#джокер #премьера #обзоры

127127
86 комментариев

смех, который должен вызывать только позитивные эмоции, в процессе фильма преображался, становился все более жутким и потусторонним, все больше заставляя испытывать сначала сочувствие, неловкость, затем отстранение, презрение и страх.Вот тут мне искренне интересно. А у всех в конце Джокер вызывает отстранение, презрение и страх?
Потому что у нас в зале апплодировали, когда он наконец-то (как бы это сказать, не проспойлерив ничего) выдал шутку про тук-тук.
И я сам ловил себя на какой-то странно довольной ухмылке в последние 20 минут фильма. Это вызвало у меня определенные вопросы. К фильму или к себе, не знаю. Но чего этот фильм как будто не делает - он не вызывает того самого "отстранения, презрения и страха". Он как раз показывает Джокера таким, что, чем дальше он скатывается в безумие, тем приятнее на него смотреть. Потому что именно в этом состоянии он становится... Счастливым. 

61
Ответить

По-моему, его смех очень часто , по звучанию, переходит в сдавленный в груди плачь и от этого жутко. Жутко, что герой не может выразить себя, жутко , что он не понят.

36
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

Мне кажется такое ощущение складывается, потому что мы знаем кем и чем он станет. 

1
Ответить

Я же не сказал, что Джокер вызывает отстранение, презрение и страх. Писал то про смех)

1
Ответить

Блин до сих пор осадок остался от тех впечатлений когда на экране происходит какойто пиздец где совсем не смешно все, но следом тебе подкидывают сцену с юморком и Весь зал сидит и тихо хихикает, так как сука неловко както вышло... и смешно и пиздец же был такой.

Ответить

Этот кадр к слову почему-то не попал в финальным монтаж фильма. 

10
Ответить