"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Ссылка на первую часть.

Первый "Фантазм" вышел в 1979 году и стал первым успешным фильмом начинающего режиссёра Дона Коскарелли. Со второй всё немного сложнее - продюсеры Universal тут и там диктовали свои условия в процессе съёмок, и в итоге "Фантазм 2" с треском провалился в прокате. После неё, продюсеры махнули на серию рукой, дали Дону полную свободу действий, и тот, спустя 4 года, приступил к съёмкам триквела.

C этого момента франшиза медленно, но верно покатилась в пропасть. На то есть много причин: во-первых, дистрибьюторы запретили выпускать триквел в кинотеатрах и отправили их на видео, а это означало болезненный пинок в сторону "фильмов категории Б" (чего Дон всячески старался избегать); во-вторых, бюджет, который едва-едва мог вытащить на себе все задумки режиссёра; в-третьих... сам режиссёр, а точнее его взгляд на франшизу.

Но обо всём по порядку.

Фантазм 3: Повелитель мёртвых, 1994 г. (Phantasm III: Lord of the Dead)

Первое, что сделал Коскарелли, это постарался направить серию обратно к корням. Убрал Легро из франшизы и снова позвал на его место А. Майкла Болдуина, который вернул своему персонажу обречённый страх перед неизбежностью; “воскресил” Джоди из первого фильма, который теперь выступает в роли “доброй” сферы и помогает героям советами, словно Оби Ван из классической трилогии “Звёздных войн”; ну и заодно “прошёлся” по требованиям Universal, прямо с первых секунд показав зрителю, что он думает обо всей этой “навязанной” любовной линии. Удивительно, что о Лиз ни Рэджи, ни Майк не вспоминают (хотя последний клялся ей в вечной любви), будто девушки никогда и не существовало во вселенной фильма. Фактически, так оно и есть - Лиз “выдумка” студийных боссов, но не Коскарелли.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

В остальном, имея на руках скромный бюджет, Дон постарался расширить вселенную фильма и удержать её качество на плаву. С последним получилось шатко; а что касается расширения, то фанатов ждал настоящий сюрприз. Во-первых, немного расширилась мифология Верзилы: рассказали о его мотивах (набрать армию мертвецов, чтобы вместе с ними завоевать другие миры), страхах (боязнь холода; кстати эта фича упоминалась в первой части, но по требованию дистрибьюторов попала под нож) и способах воскрешения (дело в том, что если “умирает” старое тело, новое тут же приходит из иной реальности; так что сражаться с ним практически бесполезно); также нам рассказали, из чего делаются знаменитые серебряные сферы и какими дополнительными функциями обладают (например, “контролировать” человека - достаточно его запихнуть в черепную коробку, и жертва станет верным рабом Верзилы).

Но, следуя традиции оригинала, многие вопросы так и остались без ответа. Самый главный из них назревает аж в первых минутах фильма - почему же Верзила стал преследовать Майкла? Если так подумать, ни в первой ни во второй монстр так яростно за героем не бегал - тот сам умудрялся попадать впросак; а здесь он резко стал целью номер один.

Но каким в итоге получился фильм? Спорным, но не лишённым положительных качеств. Если первый фильм погружал зрителя в театр пугающей неопределённости, а вторая выглядела атмосферной, но простенькой страшилкой, то в третьей Коскарелли просто-напросто отказался от какого-либо нагнетания саспенса и уступил месту… черному юмору и лёгкости повествования. В чём причина сказать сложно, но есть мнение, что Дон старался соответствовать духу времени, и в процессе написания сценария его, в какой-то момент, понесло не туда. Плохо ли это, или хорошо, сказать сложно, но даже так “Фантазм 3” умеет удивлять и приковывать зрителя к экрану.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Сцены жестокости никуда не делись, а некоторые моменты и вовсе удивляют своей брутальностью. Например, начало, где Рэджи в суровой манере даёт Верзиле понять, что Майкла он просто так не отдаст. Или же где женщина хоронит мужа, а потом видит, как гроб с его телом уносит Верзила; она подходит узнать в чём дело, как вдруг крышка открывается, и оживший мертвец забирает жертву с собой, и при этом злобно хохочет. Или сцена с подростком Тимом, представляющая собой “суровую” версию “Один дома”: грабители проникли в дом, полную смертельных ловушек, и умирают в лучших традициях хоррора с налетом черного юмора. Ну и протяжный финальный бой в церкви получился, наверное, одним из самых динамичных во франшизе.

К тому же армия Верзилы пополнилась настоящими ожившими мертвецами с гниющей плотью и неограниченной жестокостью - они то и будут преследовать героев.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

“Фантазм 3” есть за что любить, но при этом она не лишена существенных минусов, первый из которых… сюжет. Проблема его в том, что история в общем контексте франшизы не шибко двинулась вперёд - Рэджи в очередной раз гонится за Верзилой, чтобы спасти Майкла, попутно собирая команду отчаянных охотников за монстрами - в данном случае крутая чернокожая воительница Рокки и пацан с револьвером Тим. В конце все дерутся, а потом сталкиваются с очередным “внезапным поворотом”, и всё, как прежде, погружается в непроглядный мрак без какого-либо намёка на полноценный финал. Словно мы смотрим не фильм, а проходной эпизод длинного сериала, пропустив который можно ничего не потерять.

Если бы франшиза обладала существенным весом в кинематографе, то она бы приносила бешеные деньги и озолотила создателей, что дало бы возможность снимать ещё таких с десяток. Так нет же - серия переживала не лучшие дни, продюсеры считали её и вовсе обречённой на провал, и, сбросив с барского плеча 2,5 миллионов, рассчитывали навсегда отделаться от Дона, а тот почему-то был уверен, что сумеет удержать интерес публики и выплыть хотя бы на этом. Надежды его оправдались, да только лучше не стало - фанаты желали продолжения, а продюсеры указали на “выход”.

Вот такой вот печальный конец. Однако...

Фантазм 4: Забвение, 1998 год (Phantasm IV: Oblivion)

Однако, Дон не сдавался. В какой-то момент Роджер Эвери (на секундочку, автор “Криминального чтива”!) написал сценарий к предварительному финальному фильму под заголовком “Phantasm’s End” и показал его Коскарелли; тот обрадовался возможной перспективе поработать с именитым автором и показал скрипт продюсерам - те, как и ожидалось, в очередной раз махнули рукой. Тогда Дон стал собирать деньги, но и тут его ждала неудача - удалось наскрести лишь 600 тысяч, а этого было катастрофически мало для такого амбициозного сюжета, как у Эвери. Тогда было принято решение снять на них этакий “пролог”, чтобы увеличить интерес у публики - простенький, но эффектный, чтобы после него фанаты с нетерпением ожидали гранд финал.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Но Коскарелли не повезло. Снятый на чистом энтуазиаме “Фантазм 4” не вызвал ожидаемого интереса, ровно как не удалось найти и инвесторов для пятого фильма, и серия оборвалась на полуслове.

Впрочем, “Фантазм 4” и вправду получился очень проблемным фильмом, и его очень сложно полюбить. Снятый на коленке, с минимум экшена и спецэффектов, к тому же ещё более запутанный и рефлексирующий и правда больше похож на поток сознания режиссёра, нежели на полноценный продукт. Плюс половину хронометража занимали те вырезанные из первого фильма кадры, что в итоге превратило историю в своего рода “хронику”.

Однако если в подобных фильмах сей ход служил для банального увеличения хронометража (пример из палаты мер и весов “Тихая ночь, смертельная ночь 2”), то здесь Коскарелли раскрыл перед нами несколько любопытных деталей из прошлого Майкла и Джоди. Нам показали, как Верзила впервые оказался в родном городе, как Майклу однажды удалось его победить и как погиб Джоди. Магия этих сцен кроется в контрасте между прошлым и будущим; показать, как в начале пути герои искренне боялись неизвестности, и с какой обречённостью они теперь вынуждены вести с ней войну в настоящем.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Особенно это чувствуется в основном сюжете фильма - Майкл прячется в пустыне и готовится к неизбежному року. Он знает, что Верзила хочет сделать из него слугу или себе подобного, но ничего с этим сделать не может - бежать бесполезно, убивать себя - тоже, Верзила обязательно его вернёт к жизни. Есть ли возможность бороться с этим чудовищем? Пожалуй, на этот вопрос Майкл и пытается найти ответ, но каким он будет покажет финал.

Если так подумать, то “Фантазм 4” - это эпитафия Майкла, его попытки осознать своё прошлое и будущее, попытки уйти от мысли, что всё тщетно. Из-за того, что он нужен был Верзиле, всю свою жизнь ему приходилось прятаться и наблюдать своими глазами, как мир вокруг него приходил в запустение, а люди, что его окружали, рано или поздно умирали или пополняли личную армию чудовищного гробовщика (это касается всех второстепенных персонажей франшизы!); всё, что ему оставалось - цепляться за то единственное, что у него было - дружба с Рэджи. Последний относился к Майклу точно также - лишившись близких, он всеми силами пытался спасти парня от неизбежной гибели. Потому что иначе он просто не может.

Вообще, “Фантазм 4” - очень мрачный фильм. Мрачный не в плане ужасов или густой атмосферы, а в плане витающей повсюду безнадёги. Коскарелли сделал верный ход, избавив фильм от присущей его предшественнику черному юмору или лёгкости; даже сюжетная линия Рэджи полна коварных ловушек и смертельных ситуаций, из которых ему чудом удаётся выбираться (кстати именно этому персонажу достались все эффектные сцены фильма - зомби-полицейский и девушка со сферами вместо грудей). Поэтому “Забвение” и стоит отдельно особняком и по-своему притягателен.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Даже финал получился не таким резким и пугающим, как раньше, а тихим, медленным и гнетущим, и оставляет судьбу героев в подвешенном состоянии. Впрочем, с Майклом всё понятно, а вот с Рэджи…

С другой стороны, кроме атмосферы и идеи “Фантазму 4” больше нечего предложить зрителю. Да, нам кусочками показали Верзилу в то время, когда он был человеком, однако вопросов от этих сцен меньше не становится (поправка, всё это обещали объяснить в сценарии Эвери). Общий сюжет опять же топчется вокруг мысленных терзаний Майкла и его серией кошмарных снов. Если учесть, что зритель не знает о том, что планировался пятый фильм и его никогда не будет, то он явно будет разочарован, увидев вместо полноценного финала растянутое на полтора часа многоточие.

Такое чувство, что Коскарелли банально не знал, о чём снимать фильм, что и объясняет запутанные и растянутые диалоги, “флешбеки”, чьи события противоречили основному канону фильма (например, попытка убить Верзилу через повешение, хотя мы помним, как братья от него избавились в оригинале), и судьба ожившего Джоди, который то хороший, то плохой, и какую роль он вообще выполнял в контексте вселенной - не ясно. Фильм копит вопросы, ответы на которые, видимо, не предполагались вообще. Всю сюжетную линию с Рэджи можно и вовсе вырезать, и ничего не поменяется.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

В этом и кроется проблема “Фантазма 4” - Коскарелли нечем было заполнить пробел между третьей частью и возможным гранд-финалом, и поэтому снял рефлексирующий фильм, который по-своему подводит итог всему, что было раньше. Другое дело, что не понимающие этого зрители не оценили, а продюсеры и вовсе сделали вид, что никакого “Фантазма 4” и не существует. И Дон не получил желаемых денег, а значит эффектный финал франшизы остался лишь на листке бумаги.

И так было почти 18 лет.

Нереализованный сценарий Эвери

Немного поподробнее остановлюсь на том, каким бы мог быть финал франшизы, ради которого так долгое время боролись Коскарелли и Эвери.

Скажу сразу, авторы мечтали сделать по-настоящему динамичный фильм, направленный сразу на кинотеатры. При этом, если “Фантазм 2” считался самым ярким в серии, то “Конец Фантазма” - был бы “Джоном Уиком” в мире хорроров. Решение спорное, однако… почему бы и нет? Если так посудить, ни один из фильмов франшизы не похож на предыдущий. Например:

“Фантазм” - мрачный, фантасмагоричный ужастик;

“Фантазм 2” - задорный боевик с элементами ужасов;

“Фантазм 3” - занимательный треш;

“Фантазм 4” - потоки сознания режиссёра с закосом на артхаус.

Каждый из фанатов найдёт что-то для себя, а значит и пятая часть должна была быть чем-то новым.

По сюжету Рэджи попадал в один из порталов Верзилы и оказывался в отдалённом будущем - в мире, где пришелец из красной планеты наконец-то завоёвывал планету, а выжившие как могли пытались не заразиться “Чёрной чумой”, которая превращала людей в мертвецов. Группа военных наконец-то нашла способ остановить вторжение - взорвать квантовую бомбу прямо у портала, расположенного под Солт Лейк Сити. Задание поручают специальному отряду под командованием Хекельмана (на роль которого пророчили самого Брюса Кэмпбелла!), а те, в довесок, берут с собой оказавшегося под боком неудачливого мороженщика.

А дальше начинается нескончаемый поток экшена. Отряд без конца сражается с полчищем мертвецов и с большими потерями добирается до портала - к тому моменту в живых остаются Рэджи и Хекельман. Далее они оказываются на родной планете Верзилы и попадают к нему в плен (примечательно, что в “комнате” злодея герои видят иссушенные останки всех погибших в квадрологии персонажей), но чудом сбегают и оказываются в главном центре, где и штампуются новые “Верзилы” (в основе которого находится огромная голова злодея); отсюда можно сказать, что когда Верзила был человеком, то случайно попал в это измерение, где его голову использовали для воссоздания новых агентов Планеты - вот эту тайну и хотел рассказать Коскарелли.

Несмотря на борьбу и кажущуюся героям победу, финал фильма, как и франшизы в целом, оставался таким же внезапным и безысходным, что, впрочем, шло ему на пользу. Главное, с чем “Конец Фантазма” справлялся на все сто процентов - это раскрытие всех тайн и мотивов главного злодея, а именно это было интригующей нитью, проходящей через все фильмы.

Конечно, такой фильм мы никогда не увидим, однако его наработки перетекли в другую грядущий пятую часть, которая кардинально отличалась от того, что хотел видеть Коскарелли в качестве гранд-финала.

Фантазм 5: Уничтожитель (Phantasm V: Ravager)

Удивительно, но факт - Коскарелли грезил вернуть своё детище на экраны, несмотря на явные провалы в попытках завершить серию. Дошло до того, что в 2002 году он объявил о работе над ремейком; но к счастью или к сожалению дальше слов дело не двинулось, и эта идея канула в пустоту. Время шло, фанаты постепенно остывали от негативных эмоций после четвёртой части и с удовольствием пересматривали оригинал. Дон же снял несколько забойных ужастиков (“Происшествие на горной дороге”, “Бабба Хо-Теп” и “В финале Джон умрёт”) и на время ушёл из инфополя.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

И тут, в 2014 году как ливень в пустыне появилась новость о новом Фантазме, и не просто ремейка, а полноценной пятой части. Пока фанаты гадали, как же так, в сеть выложили трейлер, который хоть и щеголял ужасными спецэффектами зажёг интерес к фильму. Оказывается, съёмки шли тайно, в течении 2-х лет (с 2012 по 2014), на чистом энтузиазме и с прежним актёрским составом; однако трудно и кусками. Какие-то сцены снимались в самом начале, какие-то после длительного перерыва.

Другое дело, что снимал пятую не Коскарелли, а его помощник Дэвид Хартман. Объясняется эта перемена тем, что Дон решил заняться выпуском переиздания оригинала в 4к дабы поднять интерес к пятой части. Прелесть переиздания в том, что в фильм вернулись некоторые вырезанные сцены и хочется думать, что повествование там стало более плавным. В конечном итоге, и пятая, и переделанная первая вышли практически одновременно и крутились друг за другом в рамках кинофестиваля.

А вот каким получился “Уничтожитель” вопрос интересный.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Сразу видно, что фильм делался исключительно для фанатов, потому что посмотри его другой человек чисто случайно он выключит его через пять минут по ряду причин. Если бюджетность в 70-х как-то сглаживалась атмосферой или операторскими приёмами, то здесь она навевает мысли о печально известной студии “Asylum”. Смотреть его очень тяжело, особенно на контрасте с остальными. Тяжело и не приятно. Пьяная камера, неудачные крупные планы, кошмарный CGI, используемый везде и повсюду и больше похожий на пример неудачной короткометражки начинающих студентов, чем на полноценный проект; удивительно, что и огонь от выстрелов зачем-то сделали с помощью графики, напрочь убив всю прелесть перестрелок.

На спецэффекты можно было бы закрыть глаза, не будь их слишком много. Дошло до того, что целые локации рисовали на компьютере; и если у Марвел подобный приём работал, то здесь рушилась вся атмосфера и терялась вера в происходящее, а то и вызывала нервный смех.

Когда нарисованные сферы разбрасывают повсюду нарисованную кровь уже не думаешь о том, как это может пугать или удивлять, а задаешься вопросами: “зачем и для чего?”.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Поэтому, как было сказано выше, оценить этот фильм смогут только фанаты; и вот здесь Коскарелли приготовил для них настоящий сюрприз. Несмотря на то, что сценарий Эвери забраковали, кое-какие элементы плавно перетекли в “Уничтожитель”. Например, главным героем стал Рэджи, Верзила захватил мир и появился спецотряд, который пытался уничтожить злодея, правда руководил ими Майкл.

А “сюрприз” кроется, как ни странно, в многогранности сюжета. Да-да, вы не ослышались, “Уничтожитель” - настоящий фильм-загадка. Только-только зритель начинает понимать в чём дело, как вдруг следующая сцена сбивает логику происходящего с ног. Потом, когда уже принимаешь действительность за реальность, снова происходит неожиданный поворот, и без того запутывая хаотичный сюжет.

Рэджи продолжает поиски своего друга, спасается от летающих сфер, спасает случайную попутчицу… как вдруг просыпается в доме престарелых, где оказывается, что у него деменция, и все события предыдущих фильмов существуют в его голове - в этом его пытается убедить сочувствующий ему Майкл. Дальше - лучше. Герой мечется между “реальностями”, пытаясь понять где правда, а где ложь, без конца убеждает себя, что предыдущие миры ему “приснились”, а зрителю подкидывают разрозненные куски мозаики, заставляя самому разбираться что и как.

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

В иной ситуации можно махнуть рукой, назвать “Фантазм 5” дешёвой подделкой и со спокойным сердцем пересмотреть первые четыре фильма, но это было бы ошибкой. Проблема в том, что Коскарелли и Хартман постарались так сильно запутать зрителя, чтобы тот раз за разом искал новые ответы. Потому что таким был оригинальный фильм, потому что это были воплощения ночных кошмаров и подсознательных страхов, потому что вся серия была своеобразной игрой “угадай, где правда, а где ложь”, потому что это фантазм.

Поэтому пятая часть не просто возвращает зрителя к истокам, но и подкидывает новые идеи, которые могут казаться отражениями известных нам событий. Если в первой всё крутилось вокруг страхов 14-летнего подростка перед смертью, то здесь - страхи умирающего старика. Звучит грустно, а если подумать, то весь фильм - или вся серия - представляет собой осознанную попытку уйти от неизбежного конца. Примерно, как у Бирса в его знаменитом “Случай на мосту через Совиный ручей”.

Или же, если вас не устраивает эта идея, то пересмотрите ещё раз внимательно фильм. Прислушайтесь к диалогам, в которых могут оказаться подсказки к правильной интерпретации (если она есть), сложите два плюс два и получите свой ответ. Ведь не зря же один из героев вдруг начинает говорить про квантовую физику и теорию параллельных реальностей?

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Да, “Уничтожителю” сложно зацепить зрителя в самом начале, но если закрыть глаза на ужасную графику, то можно получить удовольствие от просмотра. Актёры франшизы вновь собрались вместе, чтобы довести дело до конца - и, если честно, довольно грустно смотреть на то, как постарели полюбившиеся персонажи; начинаешь понимать, какой длинный путь они прошли в этой бесконечной борьбе против сил зла. Даже Ангус Скримм, несмотря на свой солидный возраст (88 лет на момент съёмок) всё предстаёт таким же загадочным и опасным существом, которому по-нраву играться с Рэджи. Одно печалит, что актёр так и не дожил до премьеры, а значит его появление в этом фильме можно воспринимать, как прощальный подарок фанатам.

И здесь уже смело можно сказать, что франшиза, наконец-то, завершилась. Несмотря на сюжетную путаницу пятый фильм ставит точку в истории героев и вселенной в целом, а значит продолжений можно не ждать. Коскарелли сказал нам достаточно, пусть ему для этого ему пришлось ждать долгое время; и в целом подарил миру один из самых необычных франшиз в истории жанра ужасов. Пусть в плане популярности она не хватала звёзд с небес и не встала в один ряд с известными произведениями, будь то “Восставший из Ада” или “Кошмар на улице Вязов”, она удивляла, как никто другой. Удивляет сейчас, и будет удивлять потом.

Такова магия “Фантазма”.

Спасибо за внимание.

116116
37 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить
3
Ответить

У меня всегда были флешбеки из-за металлических шаров, которые метает Дзенъятта из Овервотча. Всё никак не мог понять, где же это я уже видел.

Ответить
4
Ответить

Задумался о новой музыке для будильника))

Ответить

Что удивительно в Spotify только эта композиция ближе всего к оригиналу..

Ответить

Тетрадь смерти мелодия напоминает

Ответить