«Душа» от Pixar – вопросы о ценности жизни на языке анимации

Добрые мультики на глубокие темы – особенность Pixar. «Душа» продолжает эту традицию, рассказывая историю души умершего музыканта, которая пытается вернуться к земной жизни и знакомит с ней новую душу, не желающую жить на Земле. Режиссерская работа главы Pixar, автора «Вверх», «Головоломки» и «Корпорации монстров».

«Душа» от Pixar – вопросы о ценности жизни на языке анимации

Мы уже давно знаем, что все произведения студии Pixar связаны. Помимо отсылок друг на друга, события мультфильмов происходят в одной вселенной. Эту фанатскую теорию, отчасти подтвердила и сама студия. Но главное, что объединяет все мультфильмы Pixar – сложные темы: утрата («Вверх»), поиск себя («Рататуй»), одиночество («ВАЛЛ-И»), расставание с детством и взросление («История игрушек»), эгоизм («Тачки»), пропорции эмоций («Корпорация монстров», «Головоломка»), воспитание («В поисках Немо») и т.д. В каждой истории существует комплекс мотивов, характерный скорее для авторского кино, при этом они сохраняют обаяние и оптимизм детской анимации. В 2020 году Pixar выпустила два мультфильма. Оба номинированы на «Оскар-2021», и оба затрагивают вопросы смерти. «Вперед» рассматривает ее через призму утраты, как, например, «Вверх», а вот «Душа» близка «Тайне Коко» и теме загробной жизни.

Школьный учитель музыки Джо Гарднер получает работу мечты в джаз-бэнде. И тут же умирает. Но его душа сопротивляется смерти и вместо «Великого Запределья» (Great Beyond, загробная жизнь), где заканчивается путь, попадает в «Великое До» или «Семинар «Ты» (Great Before) – место, где новые души обретают свои наклонности, прежде чем отправится на Землю и соединиться с телом. Там Джо оказывается в группе менторов, отвечающих за искру (изюминку характера), и ему достается самая капризная Душа 22 (это ее имя). Она не хочет земной жизни и уже успела свести с ума души Ганди, Линкольна и Матери Терезы, которые были ее наставниками.

«Душа» начинается как история борьбы за мечту, затем перерастает в мотив поиска себя (искры) и продолжения жизни в другом человеке (душе), а в итоге доходит до понимания ценности жизни и принятия смерти. Главный герой проходит эти стадии минимум дважды. Он начинает, как наставник (школьный учитель), затем находит себя (его зовут в джаз-бэнд), после чего умирает. И уже душа Джо становится наставником и находит себя, но уже на новом уровне. А вот Душа-22 хочет оставаться внутри своей коробки, разгадывая судоку и коллекционируя бейджи бывших менторов. Она даже готова «пропустить жизнь», передав свой пропуск в мир чувств и ощущений. Ее развитие начинается в момент выхода из зоны комфорта.

«Душа» от Pixar – вопросы о ценности жизни на языке анимации

До «Души» Pixar создавал физических героев: людей, антропоморфные игрушки и машины, животных, мифических существ и монстров. Здесь же пришлось делать анимацию эфемерного, вроде эмоций в «Головоломке», только там их внешность базируется на стереотипных моделях поведения. «Душа», объединяя разные культурные и религиозные представления о душах, создает новый мир и расширяет грани вселенной Pixar (если она все-таки существует и функционирует по единым законам).

Чтобы уйти от культурных противоречий и чувственных реакций, мы избежали изображения загробной жизни («Великого Запределья»), ведь большинство религий имеют свои взгляды на нее. Вот почему мы создали мир «Великого До», мы чувствовали, что это нейтральная территория

Дана Мюррей, продюсер «Души»

Самое смешное в мультфильме – 5-секундные флэшбеки с душами известных учителей Души-22: Линкольн обсуждает свое место на одноцентовой монете, Карл Юнг затирает про подсознание, а от души Марии-Антуанетты, естественно, осталась только голова. Это одновременно и ирония над историческими персонажами и дань уважения их достижениям и характерам (они все-таки заслужили передавать свои знания, а не сразу отправились в Запределье, как заурядные души). Есть и совсем узкие шутки, например, про команду НБА «Нью-Йорк Никс», существующую в пузыре между физическим и духовным миром и кайфующую от этого. А еще «Душа» делает отсылку на фильм братьев Коэн, предлагая свое объяснение того, зачем на самом деле музыкант-аутсайдер Льюин Дэвис, шатаясь по городу, таскал за собой кошку.

«Душа» от Pixar – вопросы о ценности жизни на языке анимации

Для мультипликатора Пита Доктера «Душа» - это уже четвертый режиссерский проект. До этого были «Корпорация монстров» (2001), «Вверх» (2009) и «Головоломка» (2015). А еще он писал сценарий для первых двух частей «Истории игрушек» и «ВАЛЛ-И». Уже сейчас Пит Доктер – один из самых влиятельных аниматоров в истории, он пришел в Pixar в 1990, а с 2018 года возглавляет ее как креативный директор (Chief creative officer), после ухода Джона Лассистера из-за скандала, связанного с обвинениями в харрасменте.

Но мультфильмы Pixar – исторически командные произведения. «Душа» придерживается тех же принципов, поэтому ее полноценным соавтором является Кемп Пауэрс – автор пьесы «Одна ночь в Майами» о встрече Мохамеда Али, Малкольма Икс, Сэма Кука и Джима Брауна. Фильм по этому тексту получил три номинации на «Оскар-2021», среди которых за лучший адаптированный сценарий. Для Пауэрса «Душа» - дебют в мультипликации, первая режиссерская работа, и очень личная. Внешне – он копия главного героя, но все же не является прототипом.

В Джо безусловно много моих черт. Но нельзя сказать, что он это я, в нем много и от других авторов. Просто, я думаю, что некоторые мои черты наиболее очевидны. Темнокожий мужчина средних лет из Нью-Йорка, который начинает путь артиста – это мне очень знакомо

Кемп Пауэрс, режиссер и сценарист «Души»
Авторы «Души»: Пит Доктер, Дана Мюррей и Кемп Пауэрс
Авторы «Души»: Пит Доктер, Дана Мюррей и Кемп Пауэрс

Джо Гарнднер – первый темнокожий протагонист студии Pixar. Но это не жест в сторону новой толерантности, а сюжетная необходимость – многое в «Душе» связано с джазом. Повседневная интерпретация этого музыкального жанра – ответ на ключевой вопрос мультфильма о смысле жизни. В оригинале главного героя озвучивает Джейми Фокс («Рэй», «Джанго освобожденный»), а Душу-22 – Тина Фей (автор и ведущая шоу «Студия 30»).

Из-за рода деятельности главного героя, музыка играет важную роль в «Душе». Порой мультфильм напоминает мюзикл (возможно, это влияние Disney, которая владеет Pixar и традиционно насыщает свою мультипликацию песнями и танцами). Джазовые партии к «Душе» (земной мир, Нью-Йорк) написал джазмен Джон Батист. За остальное музыкальное оформление (мир душ) отвечает любимый Дэвиду Финчеру дуэт композиторов Трент Резнор и Аттикус Росс («Социальная сеть», «Исчезнувшая», «Манк»). На «Оскаре-2021» в категории «лучший саундтрек» эти двое представляют сразу два работы - «Манк» и «Душу». Мультфильм еще претендует и на лучший звук.

Джаз был связан с анимацией еще тогда, когда звук только появился. Они органичны друг другу

Пит Доктер, режиссер и сценарист «Души»

Вместо концепта «искры» в сценарии изначально использовали термин «почему» (Why). Однако после нескольких фокус-групп остановились на «искре» как менее абстрактном понятии. Слово «почему», возможно, точнее отражает идею, ведь искра – это последняя часть души, без которой попадание на Землю невозможно, а не обязательно предрасположенность, склонность к какой-то деятельности. Т.е. душа не может попасть на Землю, не зная «почему».

2525
21 комментарий

вопросы о ценности жизниДа не такой уж вопрос. Всё довольно очевидно.
Жизнь 22 ценнее чем жизнь Джо.  Но так и быть, устроим хэппи энд чтобы детишек не расстраивать.
Джо Гарнднер – первый темнокожий протагонист студии Pixar. Но это не жест в сторону новой толерантности, а сюжетная необходимость – многое в «Душе» связано с джазомА что в мульфильме связано с Джазом? Разве что тот факт что там делают словесный упор на его импровизационную составляющую. И как бы это можно попробовать увязать с посылом о смысле жизни и итоговым выводом... Но если просто выкинуть эту фразу проимпровизацию, то легко можно заменить на любое другое музыкальное направление, и смысл не изменится. "Зона" и прочие душемвные состояния по фильму присущи вообще всему.
Но есть куда лучшее объяснение того почему джаз. В фильме буквально слово в слово говорят что ДЖАЗ это музыка чёрных людей которую они выносили вопреки(?) угнетателям. Это говорит ему отец джо во флэшбэке. Джаз потому что темнокожий, темнокожий потому что... 
после ухода Джона Лассистера из-за скандала, связанного с обвинениями в харрасменте.Спасибо не знал. Я думал у пиксар sunshine & rainbow.
«Душа», объединяя разные культурные и религиозные представления о душах, создает новый мир и расширяет грани вселенной PixarЭмммм. Что простите? Сгребание всех религий одну гребёнку с Великом До и Великим После, а также то что души не существует на земле, вы называете объеденение всех религиозных культурных представлений?
прошлый их фильмы - Коко уже забыли?
А ещё на конвейере кроме англоговорящих только эскимосы и испанцы. Очень разнообразненько, согласен.

17
Ответить

Не моё мнение: выбран не просто джаз, а соул-джаз как страсть главного героя. Это направление джаза, построенного на импровизации. Получается игра слов, которая перекликается с названием и сюжетом фильма. Это уже отчасти придаёт смысл выбору авторов.

4
Ответить

Не знаю, откуда такой восторг у людей от мультфильма. Он неплохой, согласен, даже хороший, я ходил в кинотеатр и мне понравилось. Но нет такого, чтобы прям задумался, обсуждал, восхищался. Может я что-то не так понял?

9
Ответить

такой восторг у людей от мультфильма.Большинство людей подкупает красивая картинка,вот и всё, никаких глубинных смыслов они не понимают. Они, конечно, будут кричать, что какой классный мульт о смысле жизни и он заставил их задуматься, но начинаешь с людьми более углубленно его обсуждать, и на тебя смотрят стеклянными глазами.

11
Ответить

После Тайны Коко этот мульт ну совсем никакой.

8
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Что касается визуальной составляющей, ну, конечно, я преувеличиваю, но вот по ощущениям, будто половину времени я смотрел на этих колобков-касперов с глазами и персонажей а-ля скрепка-помощник из ms office на не менее абстрактном фоне, ну как на пикче ниже. Для студий с более чем полувековой историей такая картинка, ну, не самое  выдающееся достижение, давайте будем честны.

Персонажи не вызвали никакой симпатии, никакой привязанности, скорее наоборот. 

История/сюжет просто скучны и мульт, скорее, пытается порассуждать о каких-то банально-риторических вещах - что такое жизнь, как найти себя в этом мире, для чего мы существуем и т.п., но делает это так примитивно и стерильно, чтобы никого не задеть и не обидеть, что возникает какое-то чувство неловкости даже от всего происходящего.

И, пожалуй, основная проблема происходящего в том, что в основе всего лежит огромнейшее допущение о наличии души, с помощью которого происходящему попытались придать хоть какой-то смысл и заставить этот мир работать. Не получилось, простите.

А на все это еще и накладываються вот эти сомнительные эпизоды с траволатором, вышибанием из тела одних душ другими и т.д. Понимаете ли, в хороших произведениях, тоже есть основополагающие принципы, благодаря соблюдению которых и работает созданный мир - какие бы ни были зомби/зараженные, например, быстрые, как в 28 дней/недель спустя, или флегматично-обычные, я как зритель понимаю, что они не способны к сложному, рациональному поведению, они не смогут разогнать грузовик чтобы проломить ворота форта с выжившими, они не возьмут заложников чтобы выманить остальных, не притворяются доставщиками пиццы, они не ведут пространные разговоры о будущем человечества перед употреблением жертв в пищу - иначе, Тепло наших тел и прочие Рассветы мертвецов, где не до высоких тем и смыслов.

6
Ответить