Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

История музыканта, чьи произведения буквально спасали фильмы от провала.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Джон Уильямс написал музыку к нескольким десяткам картин, но ни одну его работу нельзя назвать проходной. Его считают одним из самых влиятельных кинокомпозиторов за всю историю, а множество его произведений давно живут своей жизнью и исполняются в отрыве от фильмов.

Мы расскажем, как Джон Уильямс спас фильм «Челюсти» от провала и почему «Звёздные войны» сложно смотреть без музыки; как идеи композитора сделали «Список Шиндлера» ещё драматичнее и что общего у саундтреков «Один дома» и «Гарри Поттера».

Семья и музыка Джона Уильямса

По количеству номинаций на «Оскар» Джона Уильямса обгоняет лишь Уолт Дисней. У мультипликатора их 59, а у композитора — 52, и это больше, чем у кого-либо из ныне живущих. Таких успехов он добился благодаря впечатляющей фильмографии.

В отличие от многих своих ровесников, голливудских знаменитостей-переселенцев, Уильямс — урожденный американец. Он родился в Нью-Йорке, вырос в музыкальной среде, воспитывался с братьями в дружной и крепкой семье. Он учился в классических американских музыкальных заведениях у самых известных педагогов США. Его история, как и его музыка, пронизана гармонией.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Джон Уильямс появился на свет 8 февраля 1932 года в семье домохозяйки и джазового барабанщика, который подрабатывал в различных музыкальных радиошоу. Благодаря передаче «Твой хит-парад» семью Уильямс пригласили переехать в Лос-Анджелес, где талантливый барабанщик вскоре устроился в оркестр студии Columbia Pictures.

Учиться играть на фортепиано Джон начал в 7 лет. Мальчик буквально спал возле инструмента, который стоял в гараже.

Мама посылала меня к нему: «Скажи Джону, что ужин готов». Я шёл: «Эй, Джон, иди ужинать! — Ок, буду через минуту». Пятнадцать минут спустя мама опять посылала меня за ним. Он просто любил работать. Он был таким всегда. Он не мог долго без пианино — он просто не хотел отходить от него. А зачем было идти куда-то ещё?

Дон Уильямс, брат Джона Уильямса

Типичные подростковые увлечения также обошли юного Уильямса стороной. Все его друзья интересовались музыкой и приходили домой либо говорить о ней, либо играть на инструментах.

Когда мы собирались съездить на пляж, в боулинг или ещё куда-то… то нет. Его отдыхом, его развлечением и всем остальным всегда была музыка. Если мы куда-то собирались вместе — то лишь чтобы увидеть какую-нибудь группу. Он брал меня с собой послушать Оскара Петерсона. Так мы проводили с ним вечера.

Джерри Уильямс, брат Джона Уильямса

Единственное, что могло отвлечь Уильямса от музыки — это девушки, с которыми он также предпочитал говорить об искусстве. Но женился он рано, в 24 года, и сердечные дела тоже быстро перестали его отвлекать. В школьные годы, помимо фортепиано, Уильямс освоил трубу, тромбон и кларнет.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

После переезда в новую школу Северного Голливуда Уильямс сразу же «сколотил» квинтет из таких же фанатов музыки, как и он сам. Ни одни местные танцы не обходились без их звёздной группы. О них даже написали заметку в газете Times, где музыканта за роскошную шевелюру назвали «Кудрявым Уильямсом».

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Отец с детства отмечал музыкальные успехи сына, поэтому при первом же удобном случае ввёл его в профессию. На тот момент подростку было всего 16 лет. Тогда у Уильямса-старшего было хобби — собираться с друзьями и по очереди играть любимую музыку. На одну такую встречу он взял сына с собой.

Отец привёл к ним Джона, и все такие: «Эй, минутку, а кто этот новый пианист?» Так что о нём узнали, когда он был совсем молодым, потому что он был и есть великий пианист.

Джерри Уильямс

Когда Уильямс получил возможность играть наравне со взрослыми, его было уже не остановить: всякий раз он просил отца взять его на работу и присутствовал при записи саундтреков на студии. Иногда ему даже разрешали подыгрывать, но большую часть времени он просто смотрел и слушал.

Образование и первые успехи

После школы Уильямс поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, по окончании которого в 1950-м ушёл в ВВС США. Однако и там он занимался музыкой — дирижировал военным оркестром и делал аранжировки. Параллельно он садился за написание музыки.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Окончив службу, Уильямс решил учиться дальше и вернулся в родной Нью-Йорк, чтобы поступить в самое известное американское высшее учебное заведение в области искусства и музыки — Джульярдскую школу.

Его приняли в класс фортепиано, где его преподавателем была основательница американской фортепианной музыки Розина Левина. Интересно, что именно там, обучаясь инструменту, Уильямс впервые задумался: а ведь писать музыку у него получается лучше, чем исполнять её.

Несмотря на это, он продолжил выступать в клубах Нью-Йорка в качестве джазового пианиста и по окончании Джульярдской школы вернулся в Лос-Анджелес, чтобы найти работу в Голливуде. Цели Уильямс достиг: его, например, можно услышать в фильме 1959 года «В джазе только девушки» с Мерлин Монро.

Вскоре и сами режиссёры начали заказывать у него музыку: для человека с такой биографией и образованием это был лишь вопрос времени. Его первой самостоятельной работой стал саундтрек к комедии об автогонках «Дэдди-О» в 1958 году.

Первую номинацию на «Оскар» композитор получил через десять лет, написав музыку к драме «Долина кукол». Но награда ему тогда не досталась — впрочем, как и в 1970-м, когда номинировались сразу два саундтрека за авторством Уильямса. Премия покорилась ему только в 1972-м, когда он адаптировал музыку для экранизации бродвейской постановки «Скрипач на крыше».

Однако очевидный успех не порадовал педагогов Уильямса: они в один голос советовали ему направить талант на создание оригинальной музыки.

Дружба со Стивеном Спилбергом

«Своего» режиссёра Уильямс встретил только через пятнадцать лет работы в киноиндустрии. В начале 1970-х музыкальные записи к двум фильмам, «Воры» и «Ковбои», попали в руки Стивена Спилберга. Он тогда только готовился к своей первой режиссёрской работе на большом экране — драме «Шугарлендский экспресс». После прослушивания записей Спилберг сообщил студии Universal Pictures, что хочет встретиться с их композитором.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Режиссёр поразил Уильямса тем, что знал каждую запись голливудских музыкантов Макса Стайнера и Дмитрия Тёмкина (Стайнер — трёхкратный обладатель премии «Оскар», автор музыки к 300 фильмам, в том числе «Кинг-Конг», «Унесённые ветром». Тёмкин — четырёхкратный обладатель премии «Оскар», получивший в 1953 году сразу две статуэтки — за музыку и за песню).

Я познакомился с симпатичным юношей лет семнадцати на вид, который знал о киномузыке больше меня. Встречу в дорогом ресторане Беверли-Хиллз организовали продюсеры. Это было очень мило — у меня было чувство, что Стивен никогда не бывал в таких местах раньше. Это было как обедать с подростком, но с очень умным.

Джон Уильямс

«Шугарлендский экспресс» стал ярким стартом в карьере Спилберга: номинация на «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучший сценарий на Каннском фестивале, премия Гильдии сценаристов США. Фильм не только познакомил, но и подружил режиссёра и композитора.

В 1974 году Стивен Спилберг переживал не лучшие времена: съёмки его нового фильма «Челюсти» трудно было назвать удачными. Ни одна из трёх специально изготовленных для фильма механических акул не работала. Сцены на воде постоянно заканчивались тем, что что-то из оборудования падало в океан. Актёры страдали морской болезнью, жаловались на солнечные ожоги и злились на режиссёра, который на ходу менял сценарий.

Спилберг уже втрое превысил бюджет, выделенный студией Universal, а съёмки ещё не закончились. Первые отзывы показали, что зрители не принимают сюжет, считают его медленным и скучным, а над акулой начинают посмеиваться, стоит ей появиться на экране. Спилберг даже думал, что «Челюсти» погубят его карьеру. О музыке для фильма он ещё и не задумывался.

В тот же год скончалась жена Джона Уильямса, с которой он был в браке почти 20 лет и воспитывал троих детей. Спилберг старался регулярно звонить другу и узнавать, как у него дела. В одном из таких разговоров композитор сам предложил написать музыку для нового фильма Спилберга. После смерти любимой супруги Уильямсу просто необходимо было отвлечься.

Композитор писал саундтрек несколько недель. Спилберг заказывал красивую, мелодичную музыку, сам не до конца понимая, какой он её в итоге хочет слышать. А вот у Уильямса уже была идея, которую он и показал режиссёру при первой встрече.

[Тему для «Челюстей»] он впервые играл на пианино с широкой ухмылкой, и я был уверен, что он шутит. Но он не шутил.

Стивен Спилберг, режиссёр

27-летний Спилберг рассмеялся и даже не понял, как реагировать на услышанное, чтобы не обидеть друга. Но это никак не задело 42-летнего Уильямса — он был уверен в себе. Композитор предложил пускать музыкальную тему только при приближении акулы, чтобы у зрителей было предчувствие беды, но в момент появления хищника музыку не давать, чтобы сохранить эффект неожиданности.

Уильямс сказал, что у фильма будет страшный музыкальный мотив — как в «Психо» Альфреда Хичкока, только лучше. Спилберг был уверен в гениальности идеи Уильямса и сделал всё так, как говорил композитор. Позже в интервью режиссёр заявил, что половиной успеха «Челюсти» обязаны Уильямсу. Так композитор получил свой второй «Оскар», уже за оригинальное сочинение.

Сотрудничество Джона Уильямса и Джорджа Лукаса

В те годы Джордж Лукас, близкий друг Стивена Спилберга, снимал свои первые «Звёздные войны». «Челюсти» с огромным успехом шли в кинотеатрах, и Лукас позвонил поздравить Спилберга, в разговоре упомянув о своих тяжёлых съёмках. Спилберг спросил про музыку и предложил другу обратиться к Джону Уильямсу. Лукас сразу же согласился встретиться с ним.

Однажды Стивен мне позвонил и спросил: «Ты знаешь Джорджа Лукаса?» Я ответил: «Нет, понятия не имею, кто это». Стивен сказал, что тот снимает картину под названием «Звёздные войны» и хочет что-то классическое — не «романтическое», а именно «классическую музыку». И он убедил его встретиться со мной, потому что тоже остался в восторге от саундтрека к «Челюстям».

Джон Уильямс

После знакомства Лукас описал, какой, по его мнению, должна была быть музыка: эпической, театральной, похожей на оперную. Он наделял главных героев фильма чертами персонажей из книг Шекспира, Библии и произведений античных времён. Режиссёр заказал большую оркестровку и вручил Уильямсу единственную копию сценария, который никому не показывал.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Такая работа была для композитора в новинку: предстояло создать тему для каждого героя, соблюдая запрос Лукаса на классику. Уильямс с энтузиазмом приступил к написанию музыки — он уже знал, что привлечёт к записи Лондонский симфонический оркестр.

А вот у Лукаса со съёмками по-прежнему не ладилось: проблемы на площадке преследовали режиссёра, как когда-то Спилберга с фильмом «Челюсти». Актёры устали от того, что Лукас постоянно что-то переписывал в сценарии, оператор, последователь старой школы, отказывался слушать режиссёра, а траты давно вышли за пределы оговорённых восьми миллионов. И даже погода в тунисской пустыне, где снималась картина, впервые за последние десятилетия настолько испортилась, что ливень и ветер повредили реквизит. Съёмки остановились.

Отстающий от графика Лукас второпях доснял сцены и поспешил показать их представителям студии, которые уже начали задумываться о смене режиссёра. На предварительный показ Лукас также пригласил своих друзей. Отснятый материал ещё больше разочаровал боссов, и «Звёздные войны» стали называть не иначе как «кино для детей». Стивен Спилберг оказался единственным в зале, кому понравилась картина.

На почве нервного срыва Лукас попал в больницу и начал думать над тем, чтобы самому уйти из проекта. Оставалось только отслушать материал, который к тому моменту сочинил Уильямс. То, что он услышал, заставило его кардинально пересмотреть отношение к фильму. Позже некоторые критики, отмечая работу композитора, предлагали посмотреть несколько минут картины без музыки и оценить значение саундтрека.

Работа Уильямса поразила Лукаса, а впереди ещё была запись с Лондонским симфоническим оркестром.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Всего Уильямс написал около двух часов музыки. Последним, что он сочинил, были открывающие фильм фанфары.

Люди говорят, что слышат в «Звёздных войнах» Вагнера. Могу только сказать, что я не использовал его музыку. Сейчас, конечно, я знаю, что Вагнер имел колоссальное влияние на Корнгольда (голливудский музыкант и дирижёр — прим. DTF) и всех композиторов раннего Голливуда. Вагнер живёт в нас — и мы не можем этого избежать.

Джон Уильямс, в интервью The New Yorker

Но даже после записи музыки студийные боссы всё равно не верили в успех фильма. Он вышел в Лос-Анджелесе всего в тридцати кинотеатрах, причём не в пятницу, как другие крупные премьеры, а в среду. Однако зрители спасли ситуацию: при затратах в 11 миллионов долларов «Звёздные войны» за 1977 год собрали в прокате более 775 миллионов.

Джон Уильямс получил свой третий «Оскар» за первые «Звёздные войны» и ещё четыре номинации — за последующие эпизоды. Он был признателен не только академикам, но и Стивену Спилбергу с Джорджем Лукасом, которые вытащили его из депрессии после смерти жены. Уильямс отмечал, что все свои эмоции ему удалось выразить в музыке.

Невозможно описать, насколько сильно он повлиял на эти фильмы. [В музыке] Джон выразил страх и героизм, храбрость и жажду приключений, романтику. Если бы на его месте тогда оказался кто-то другой, я не знаю, говорили бы мы сейчас о «Звёздных войнах» вообще. То, какими мы их знаем, всегда было и будет заслугой Джона Уильямса.

Джеффри Джейкоб Абрамс, режиссёр фильмов «Звёздные войны: Пробуждение силы» и «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»

Джон Уильямс и музыка для фильмов про Индиану Джонса и Инопланетянина

Звёздное трио успешно продолжило сотрудничество, и Уильямс написал музыку почти для всех последующих картин Спилберга и Лукаса. Среди них была и приключенческая сага про археолога Индиану Джонса. Идея фильма принадлежала Джорджу Лукасу — именно он придумал и написал первые серии фильма.

Летом 1977 года Лукас и Спилберг отдыхали вместе на Гавайях. Режиссёры только закончили работать над фильмами «Звёздные войны» и «Близкие контакты третьей степени» соответственно. Спилберг поделился, что хочет снять картину про Джеймса Бонда, и Лукас в ответ заявил, что у него есть идея получше.

Перед создателями даже не стоял вопрос о том, кто будет писать саундтрек. Уильямс тоже с удовольствием работал с режиссёрами, отмечая их любовь к музыке и то, что они давали полный карт-бланш. Вскоре композитор вернулся с двумя вариантами главной темы для фильма.

Спилбергу понравились обе, и он попросил Уильямса их объединить. Как оказалось, это было куда сложнее, чем написать их. Позже композитор говорил, что потратил больше времени на создание связки между фрагментами, чем на сами темы. В итоге получилась мелодия, по первым нотам которой с легкостью угадывается фильм.

Режиссёр дал другу возможность написать не только главную тему, но и музыку к каждой сцене. Работа гигантская, но Уильямс был доволен. Ему удалось проиллюстрировать музыкой любовные линии, страх перед змеями, ритуальные звуки при жертвоприношении, азиатские мотивы и многое другое. Особенно композитор выделял тему отцов и сыновей — про взаимоотношения героев Шона Коннери и Харрисона Форда.

Сотрудничество оказалось выгодным для обеих сторон: Спилберг получил для фильма множество музыкальных наработок, а Уильямс — возможность исполнять композиции на своих концертах. Благодаря удачному сочетанию сюжета и музыки публика с удовольствием слушает фрагменты из саги об Индиане Джонсе, даже не видя сами фильмы.

Музыка к картине «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» принесла Уильямсу очередную номинацию на «Оскар» в 1982-м (саму статуэтку, правда, забрал легендарный Вангелис). Другие две серии саги также были отмечены киноакадемиками.

Следующей совместной работой Спилберга и Уильямса стал трогательный «Инопланетянин». По сути, режиссёр рассказал в фильме о самом себе: в детстве, переживая развод родителей, он придумал воображаемого друга. Сюжет фильма пронизан темой одиночества и дружбы между мальчиком и инопланетянином.

В работе с Уильямсом Спилберг всегда отступал от правил. Обычно в киноиндустрии музыка пишется параллельно со съёмками. У композитора есть сценарий, которому он следует при создании саундтрека, и результат он видит лишь в конце. Но у Спилберга для Уильямса была другая схема.

Что мы обычно со Стивеном делаем: я смотрю кино после монтажа, мы помечаем части фильма, где музыка абсолютно необходима, и обсуждаем, какую роль и в какой сцене она будет играть. Когда я записываюсь на студии, передо мной стоит оркестр, а я смотрю на экран. Так мы записываем музыку ровно к тому моменту, что идёт на экране.

Джон Уильямс

Так было и на этот раз: Спилберг принёс Уильямсу отснятый материал и попросил продумать саундтрек. Для композитора это был вызов: большую часть фильма Спилберг снял на уровне глаз мальчика, то есть Уильямсу нужно было посмотреть картину, поставив себя на место ребёнка — а это накладывало определённые ограничения на звучание. Кроме того, важно было выделить дружбу героев с разных планет. Услышав главную тему, Спилберг пришёл в восторг.

Однако на этот раз композитор написал чуть больше музыкального материала, чем требовалось. Он попытался втиснуть запись в финал, но у него никак не получалось. Видя переживания друга, режиссёр сделал невероятное — предложил Уильямсу записать саундтрек так, как он сыграл бы его на концерте, а сам перемонтировал финал.

Результат показал, что подход Спилберга оправдался: фильм получил девять номинаций на «Оскар». На церемонии Джону Уильямсу вручили четвёртую статуэтку — за лучшую оригинальную музыку к «Инопланетянину». Но главный успех всё же был в другом: с момента выхода и на протяжении одиннадцати лет «Инопланетянин», собравший 792 миллиона долларов, оставался самой кассовой картиной США.

Джон Уильямс и другие режиссёры

Несмотря на плодотворную работу со Спилбергом и Лукасом, Уильямс не отказывался от предложений и других постановщиков.

Мы со Спилбергом уже давно сотрудничаем, и я должен сказать, что мы не устали друг от друга. Мы хорошие друзья. Мы не просто соратники, а нечто большее. Интерес друг к другу постоянно возобновляется, но моё сотрудничество со Спилбергом не означает, что мне нельзя общаться с другими режиссёрами. Поэтому я могу сочинять музыку к фильмам Алана Дж. Пакулы, Рона Ховарда или Оливера Стоуна! У меня достаточно времени на сотрудничество с ними, и в конце я снова вижу, как Стивен Спилберг начинает новое приключение. Лучшее противоядие от однообразия, которое только можно найти!

Джон Уильямс

Ричард Доннер

В 1978 году режиссёр Ричард Доннер предложил Уильямсу написать музыку для фильма «Супермен». К тому моменту в прокат ещё не вышли «Звёздные войны», но все уже посмотрели «Челюсти». Интересно, что изначально на роль режиссёра «Супермена» также рассматривались Спилберг и Лукас, но они были заняты в других проектах.

Тогда Доннер только закончил работу над «Оменом». Продюсеры поручили ему найти композитора в новый проект, и режиссёр выбрал Джерри Голдсмита, который писал музыку к «Омену» — за него он, к слову, получил «Оскар». Голдсмит был рад сотрудничеству, но съёмки «Супермена» постоянно сдвигались, и в итоге композитор отказался.

В одном интервью Ричард Доннер рассказал, что Уильямс даже не был вторым, кому он предложил сотрудничать. Но в итоге особенности графика и взаимный интерес свели его именно с Уильямсом. По одной из версий, не последнюю роль сыграл гонорар, который стал на тот момент самым большим в карьере композитора.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Уильямс сразу проникся идей создать музыку для «Супермена». Она должна была передать величие и силу американского героя, но в то же время композитор считал, что история в фильме весёлая, и её не стоит принимать слишком всерьёз. Такой он и сделал главную тему фильма. На первом прослушивании Ричард Доннер не смог сдержать эмоций и закричал «Гениально! Фантастика!», чем сорвал запись.

Клянусь Богом: если слушать внимательно, ты почти услышишь, как музыка говорит слово «Супермен».

Ричард Доннер, режиссёр

За музыку к фильму Уильямс был номинирован на «Оскар», но остался без награды. Спустя десятилетия саундтрек стал не только голосом Супермена, но и олицетворением всех американских супергероев.

Оливер Стоун

Впервые Стоун и Уильямс поработали над военной драмой «Рождённый четвёртого июля». В конце 1970-х — начале 1980-х американские постановщики пытались отобразить политическую и социальную ситуацию в стране и всё чаще обращались к теме Вьетнамской войны. Лидером жанра негласно считался Оливер Стоун, который и сам был ветераном.

«Рождённый четвёртого июля» — второй фильм в трилогии о войне: первым был «Взвод» (1986), третьим — «Небо и земля» (1993). Для Джона Уильямса это был совершенно новый опыт: он впервые при помощи музыки высказывался о войне. Уильямс согласился работать, бегло пробежавшись глазами по сценарию.

Едва композитор узнал сюжет, в его голове родилась идея соединить струнный оркестр, олицетворяющий ужас войны, и соло на трубе, призванное показать наивность, невинность главного героя Ковика. Идея такого микса была не нова для саундтреков фильмов о войне, но Уильямсу было всё равно — он был уверен, что его музыка должна звучать только так.

Для фильма Уильямс написал почти час музыки. Стоун остался доволен и позже ещё дважды приглашал композитора в свои проекты: «Джон Ф. Кеннеди. Выстрелы в Далласе» (1991) и «Никсон» (1995). За все три картины Уильямс номинировался на «Оскар», но ни одну из статуэток так и не получил.

Интересно, что в 1990-м композитор снова соревновался сам с собой: в номинации были представлены «Рождённый четвёртого июля» и «Индиана Джонс и последний крестовый поход». Статуэтку, однако, получил автор музыки к «Русалочке» Алан Менкен.

Крис Коламбус

С необычным предложением написать саундтрек рождественского фильма к Джону Уильямсу обратился режиссёр Крис Коламбус. Он снимал первую часть «Один дома» и уже договорился с композитором Брюсом Бротоном, но тот не успевал закончить предыдущий фильм и отказал Коламбусу в последний момент.

В отчаянии режиссёр обратился за помощью своему хорошему приятелю — Стивену Спилбергу. Тот, естественно, познакомил его с Уильямсом. Для композитора это был новый вызов — американская рождественская комедия. Уильямс никогда не скрывал, что музыку для неё писал под влиянием произведений Петра Чайковского.

Например, тема суеты, когда семья Маккаллистеров впопыхах собирается на самолёт, — ни что иное, как пародия на «Трепак» из балета «Щелкунчик». Уильямс добавил в него больше энергии, сделал мелодию более резкой, но структуру оставил той же.

«Трепак» из балета «Щелкунчик»
Музыка из «Один дома»

Кроме того, композитор впервые использовал в записи музыкальный инструмент челесту, звуки которого напоминают перезвон колокольчиков. В дальнейшем этот клавишный металлофон станет ключевым инструментом в саге о Гарри Поттере, но впервые у Уильямса он появился именно в «Один дома».

Главной темой музыкант сделал песню «Где-то в моей памяти» (Somewhere In My Memory). В отличие от «Звёздных войн», где основная мелодия звучит в начале, в «Один дома» всё наоборот. На протяжении фильма зритель слышит небольшие отрывки из песни, переплетённые с другой музыкой, а полная версия звучит лишь в конце — при встрече Кевина с мамой. Так момент становится самым пронзительным в фильме.

Впервые для Уильямса и музыка, и песня из одного и того же фильма были номинированы на премию «Оскар». Однако в тот год композитор снова остался без награды киноакадемии.

Джон Уильямс и «Список Шиндлера»

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Несколько десятилетий польский еврей Польдек Пфефферберг, переживший Холокост, пытался создать биографический фильм об Оскаре Шиндлере — немецком бизнесмене, спасшем более тысячи жизней своих рабочих-евреев. Попытки были безуспешными, пока австралийский писатель Томас Кенилли в 1980 году не заглянул в магазин Пфефферберга купить чемодан.

Узнав, что перед ним писатель, Пфефферберг показал ему наброски истории про Шиндлера. Кенилли согласился написать книгу уже через пятьдесят минут обсуждения. В 1982 года за «Ковчег Шиндлера» он получил Букеровскую премию.

Но Пфеффербергу книги было недостаточно: он был уверен, что о Шиндлере и спасённых им людях должен рассказать фильм. Тогда он воспользовался связями с матерью Спилберга и переслал книгу режиссёру.

Прочитав «Ковчег Шиндлера», Спилберг заинтересовался сюжетом, а студия Universal приобрела права на экранизацию. Но режиссёр сказал, что слишком молод, чтобы снимать кино про Холокост, и отложил историю, как он сказал, «на 10 лет» — на тот момент ему было 37.

В конце 1980-х Спилберг начал задумываться об экранизации книги, но сам снимать её не хотел. Он предложил проект Сидни Поллаку, но тот отказался. Следом не стал участвовать и Мартин Скорсезе, который был уверен, что фильм сможет достойно снять только режиссёр-еврей. Роман Полански не рассмотрел предложение по семейным причинам — его мать погибла в концентрационном лагере. Все режиссёры так или иначе советовали Спилбергу самому взяться за съёмки, и он в итоге согласился.

Когда черновой вариант фильма был готов, Спилберг пригласил Уильямса к себе в Лос-Анджелес на просмотр. После увиденного музыкант приходил в себя несколько минут.

Я ходил по комнате четыре-пять минут, чтобы перевести дух. Потом сказал Стивену: «Уверен, для этого фильма тебе нужен другой композитор, получше меня». И он очень мило мне ответил: «Я знаю, но они все уже умерли».

Джон Уильямс

Уильямс решил, что в «Списке Шиндлера» много музыки быть не должно — так каждое её появление лучше подчеркнёт важность момента. Для трёхчасового фильма он написал всего 51 минуту музыки. Впервые зритель слышит её только на 17 минуте картины.

В работе Уильямс использовал национальный еврейский инструмент — скрипку. Исполнить соло для фильма он лично пригласил одного из самых знаменитых скрипачей XX века — Ицхака Перлмана.

В 1994 году фильм «Список Шиндлера» собрал урожай наград, а Уильямс получил свой пятый и, на март 2021 года, последний «Оскар».

Джон Уильямс и Гарри Поттер

К 2001 году Уильямс получил ещё несколько номинаций на «Оскар» за музыку к фильмам «Сабрина» (1995) с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд, «Спящие» (1996) с Кевином Бэйконом, Робертом Де Ниро и Дастином Хоффманом, «Спасти рядового Райна» (1998) с Томом Хэнксом и Мэттом Деймоном, а также за некоторые другие картины. Тем не менее режиссёр Крис Коламбус, готовясь к съёмками «Гарри Поттера», предложил Джону Уильямсу не работу, а лишь пробы.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Коламбус уже сотрудничал с Уильямсом в обеих частях «Один дома» и мелодраме «Мачеха», так что его выбор был вполне очевиден. Но руководство студии Warner Bros. настаивало, что прежде, чем нанять кого-то в качестве композитора, нужно провести кастинг.

Поэтому Уильямса попросили написать лишь набросок музыки, которая, как ему казалось, идеально подошла бы для фильма о маленьком волшебнике. Обычно Уильямс не читал сценариев и уж тем более книг, по которым снимались фильмы, — но не в этот раз.

На этот раз я прочёл первую книгу, потому что мои дети её тоже читали. Я и подумать не мог, что буду писать музыку для этого фильма. Я даже не знал, что планируются съёмки. Те мои внуки, кто читал книги о Гарри Поттере, тоже любят его. В моей семье уже три поколения американцев наслаждаются творчеством Роулинг.

Джон Уильямс

Возможно, именно из уважения к писательнице Уильямс не стал спорить и написал пробную тему. Сейчас она известна как «Тема Хэдвига» (Hedwig’s Theme). Изначально она оповещала о приближении совы, но позже стала основной для всего фильма.

Её особенность — всё та же челеста, которую Уильямс впервые использовал в «Один дома». Позже композитор рассказывал, что написать «Тему Хэдвига» его вдохновила музыка не только Петра Чайковского, но и Сергея Прокофьева.

Я помню, как впервые услышал «Тему Хэдвига». Было совершенно очевидно, что это то, что нужно. Она звучала очень уместно, в нужной степени величественно и волшебно.

Крис Коламбус, режиссёр

Именно слово «магия» композитор держал в голове, когда писал музыку. Тема совы Гарри Поттера стала одной из восьми: своя партия была и у трёхголового пса Пушистика, и у игры квиддич. Оценивать написанное приглашали восьмилетних детей: им показывали фильм без диалогов, а музыку давали послушать отдельно. Затем их просили соотнести персонажа с саундтреком — угадывали они безошибочно.

Я хотел запечатлеть момент невесомости и полёта, ловкие руки и счастливое удивление. Именно поэтому музыка получилась немного более театральной, чем обычные саундтреки кино. Такую музыку вы скорее услышите в спектакле, чем в фильме.

Джон Уильямс, в интервью USA Today

Хотя Уильямс написал музыку только к первым трём фильмам саги, «Тема Хэдвига» появляется во всех восьми. О том, почему композитор не продолжил работать над серией, известно мало. В прессе упоминаются две причины: несовпадение графиков композитора со съёмками последующих эпизодов и потеря мотивации — Уильямсу всегда было интересно браться за что-то новое.

За оригинальную музыку к первой и третьей частям саги композитор был номинирован на премию «Оскар», но награды снова не получил. Тем не менее, саундтрек стал одним из самых узнаваемых за всю истории кино и зажил собственной жизнью: «Тему Хэдвига» до сих пор часто исполняют на различных концертах.

Джон Уильямс и «Воровка книг»

После «Гарри Поттера и узника Азкабана» (2004) Уильямс негласно ушёл на пенсию. Музыку он писал в основном для фильмов своих друзей — Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса. За «Мюнхен» и «Линкольна» Спилберга, «Мемуары гейши» Роба Маршалла он снова номинировался на «Оскар» и множество других премий.

Отошёл от правила Уильямс лишь спустя восемь лет, когда режиссёр Брайан Персиваль начал работу над военной драмой «Воровка книг». Композитор читал книгу Маркуса Зусака «Книжный вор», которая легла в основу фильма, и был очарован ею. История девочки Лизель, которая пытается сбежать от войны в мир книг, так впечатлила Уильямса, что он сам предложил режиссёру написать музыку для картины.

Голливудский гений: за что композитор Джон Уильямс номинировался на «Оскар» более 50 раз

Новость об участии Джона Уильямса скрывали до последнего: публике сообщили об этом уже на этапе пост-продакшена, когда композитор приступил к записи музыки. Благодаря этому промо-ходу фильм стали ждать ещё больше. Композитору на тот момент был 81 год.

Основой музыки Уильямс сделал пианино — именно этот инструмент, по его мнению, мог передать чувства маленькой, невинной девочки. Весь саундтрек построен вокруг темы «Один маленький факт». Чаще всего «Воровку книг» сравнивали со «Списком Шиндлера», но музыка там не настолько душещипательная: Уильямс специально сделал ее лиричной и тем самым подчеркнул юность главной героини.

Автор хотел донести эмоции Лизель через нежную музыку, которая «уносит нас из реальности… в миры, где мы хотим заниматься чем-то получше, чем забрасывать друг друга бомбами». В 2014 году Уильямса снова номинировали на «Оскар», но награду получил Стивен Прайс за саундтрек к «Гравитации».

В январе 2020-го стало известно, что Джона Уильямса в 52-й раз номинировали на премию американской киноакадемии за музыку к фильму «Звёздные войны: Скайуокер. Восход». На тот момент композитору было 87 лет. Сейчас ему 89, и он все ещё рассчитывает догнать Диснея по количеству номинаций на «Оскар».

В 2022-м должна выйти уже пятая часть саги про Индиану Джонса, музыку к которой пишет, конечно же, Уильямс.

830830
109 комментариев

Комментарий недоступен

191
Ответить

Если ты воруешь книги, просто купи их

12
Ответить

Так спрашивается за чё именно: за руку или за ногу там

1
Ответить

Комментарий недоступен

45
Ответить

🤣Да-да, я не забыла.

41
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить

Комментарий недоступен

90
Ответить