Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

О попытке братьев Руссо снять нестудийную ленту.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

Оставшись без конкретных целей в жизни и с разбитым сердцем, молодой студент Нико Уокер отправляется служить в Ирак в качестве военного медика. С войны парень возвращается с приобретенным посттравматическим синдромом. Чтобы справиться с паническими приступами, Нико подсаживается на тяжелые наркотики. Так происходит падение героя «по наклонной»: когда денег на опиоиды перестало хватать, Уокер начинает грабить банки.

Сняв для Disney и Marvel четыре фильма, заработавших вместе 6,7 млрд долларов, режиссёры Энтони и Джо Руссо временно отошли от работы над крупными блокбастерами. Руссо, что закрепились в Голливуде, как умелые студийные ремесленники, спустя 20 лет вернулись к авторскому кино.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

Разумеется, вернулись на благоприятных условиях. Свой первый полнометражный фильм Pieces братья снимали на средства с кредитных карт. В случае с «По наклонной» (в ориг. Cherry), помимо той же творческой свободы — бюджет 40 млн долларов и молодая кинозвезда Том Холланд.

Кино разделено на пролог, три главы и эпилог. 1 глава повествует об отношениях главного героя с его девушкой Эмили. Перед нами, по сути, сначала предстает романтическая драма.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

2 глава повествует о пребывании Уокера на войне в Ираке. И это — лучшая часть Cherry. За счет картинки в формате 4:3 и показа суровой подготовки военных, сегмент в Ираке ощущается как привет «Цельнометаллической оболочке» Стэнли Кубрика.

Тема ужасов войны в кино не новая. Но на контрасте, например, с пафосной демонстрацией военных у Майкла Бэя, показанное в Cherry выглядит более интересно и честно.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

Дальше идет 3 глава, в которой главный герой возвращается на родину и пускается во все тяжкие. Не в силах справиться с ПТСР, герой находит утешение в наркотиках. В этом моменте лента братьев Руссо по настроению напоминает «Реквием по мечте», который переходит в драму об ограблениях банков.

Вот здесь начинаются проблемы. Первая — непосредственно ограбления, им уделяется мало времени в фильме. Вдобавок возникает вопрос к реалистичности происходящего.

Ближе к финалу Уокер предстает жалким и неуклюжим наркоманом. Ограбления он успешно осуществляет в одиночку, с нулевым сопротивлением, причем часть — без оружия. Смотря на это, совсем не верится, что в реальной истории Ника Уокера ограбления происходили именно так.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

Вторая проблема третьей главы (заодно и эпилога) — затянутость. Это отчетливо заметно в последние 15 минут фильма. Руссо будто бы не хотели расставаться с главным героем и желали придать излишней тяжеловесности его драме. Поэтому в ход идут классическая музыка и слоу-мо. Из-за этого концовка смотрелась крайне скучно.

Возникает понимание по окончанию просмотра, что Cherry — не только смесь нескольких жанров, а еще и различных операторских и режиссёрских приёмов.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

Список заимствований, что я подметил:

  • разделение повествования на главы (примеры: фильмы Квентина Тарантино, Ларса фон Триера);
  • закадровый голос главного героя и взлом четвертой стены («Славные парни» и «Волк с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе);
  • изображение в формате 4:3;
  • операторский прием «Взгляд бога»;
  • слоу-мо.

Руссо понемногу взяли с разных фильмов и смешали в своей ленте. Но вот своего авторского стиля у режиссёров, увы, пока не видно.

Нелегкое возвращение домой: обзор фильма «По наклонной‎»

А что не вызывает вопросов, так это достойная актерская игра Тома Холланда. Все 2,5 часа мы проводим вместе с его персонажем, поэтому остальных актёров нет смысла выделять.

Холланд уже неплохо проявил себя в драматическом амплуа в нетфликсовском «Дьявол всегда здесь». В «По наклонной» актёр подтверждает свою способность хорошо отыгрывать серьезные роли.

В результате, «По наклонной» получилась весьма неплохой лентой. Тяжелая драма с предсказуемым нерадостным финалом.

«Авторскому проекту» братьев Руссо не хватает собственного авторского стиля. А хронометраж следовало подсократить, ибо концовка получилась затянутой и чересчур медлительной.

Но с другой стороны: в фильме имеются отличная операторская работа, добротный монтаж, взгляд на иракскую войну и судьбу ветеранов без пафоса и недурственная актерская игра Тома Холланда.

Далеко не лучшее кино о теме наркотиков, но неслабое в целом. Если не строить серьезных ожиданий перед просмотром, «По наклонной» вряд ли разочарует.

29
8 комментариев

Из-за обильных дтф-рецензий пришлось глянуть этот фильм. Мне не зашел. Режиссерская подача как будто из 2000х - со всеми этими театральными приемами типа "время замирает, главный герой поворачивается к зрителю и говорит свою реплику". Фильм состоит из стереотипических образов. Стереотипический образ пацана из гетто со стандартным набором друзей, стереотипический образ новобранца американской армии с суперзлобными сержантами (привет цельнометаллической оболочке, задавшей тренд в конце 80-х), стереотипический птср итд. Поверхностный образ подруги, 5-минутные ограбления банков в формате "зашел-вышел". Из хороших отличий с фильмами 2000х, здесь нет суперморали (даже американские солдаты не показаны хорошими), никого не делают виноватым. Пацан просто живет, принимает глупые решения и часто плывет по течению, собирая рояль-флеш всевозможных приключений. Возможно, этот фильм актуален для США в первую очередь - чтобы попустить военный пафос, покритиковать всякие системы реабилитации и социальную сферу, повысить уровень лояльности к ребятам с наркопроблемами. Либо я просто ничего не понял) Но смотреть было скучновато, сорянчик 

7
Ответить

Насчёт обилия рецензий на ДТФ - да, соглашусь. В процессе написания заметил.
Но поупражняться в тексте сильно хотелось, так что не стал бросать дело)

Насчёт режиссёрских «театральных» приемов. Считаю, что было бы правильно, если режиссёры взяли бы 1-2 конкретных метода и использовали в течение всего повествования. Снова вспомню фильмы Скорсезе: слышим закадровый голос в начале - зрителя он будет сопровождать до конца.

А в Cherry будто всего напихали просто так. Типа показать, насколько кинцо нестандартное. Закадр и «4 стена» - чуть чуть в начале фильма, больше этого не увидим. Ну и так далее.

2
Ответить

американской армии с суперзлобными сержантами

они в реале такие и есть, это не обычный сержант. Это Drill sergant/Drill Instructor.

Стереотипический образ пацана из гетто со стандартным набором друзей

а кто там обычно в армию идет 

 

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Можно узнать что наркотики лечат ПТСР. Так думают братья Руссо.

1
Ответить

Я уже запутался кто из них Петров, а кто Холланд. Или это Петров-Холланд?

Ответить

как говорится, на разгадку 30 секунд

Ответить