Райя и последний дракон: мерзкая ориенталистская паназиатская прокитайская пропаганда
Сходил сегодня на этот мультфильм и кроме очень хорошего саундтрека, унылого и слабого сценария и нарратива, который перемежается отдельными классными сценами, захотелось отметить неочевидный аспект, который заявлен в заголовке.
Мы живем в мире, где Китай одна из самых богатых и влиятельных стран, и сейчас осуществляет многоплановую политику давления на весь мир, включая культуру.
Этот мультфильм создан при патронаже китайской диаспоры в США и гарантированно будет выдвигаться на Оскар. И для людей с минимальным багажом знаний предлагается открытая философия современной политики Китая в Азии. Но это не стоит рассматривать как пропаганду каких-то идей, так как их попросту нет. Мультфильм попросту озвучивает намерения современного Китая с помощью сюжетных параллелей. Они очевидны и ясны. Я лишь приведу их здесь.
Сюжет начинается с рассказа предыстории о неком едином государстве людей Кумандра(Азиатский регион — основная цель влияния Китая), которое быстро распадается после войны с друунами, мистической угрозой, которая возникает из-за зла в людях. Победу в войне даруют драконы(Небесный мандат — философское и политическое обоснование власти в Китае), которые "погибают" в процессе. На месте старого государства появляются пять новых, каждое из которых очевидным образом симолизируют основные государства в азиатском регионе, которые важны для внешней политики Китая.
Сердце — сам Китай. Тут все очевидно. География, культура и явно отсылают к этому.
Клык — Япония. Столица государства находится в изоляции за счет воды, а основная философия — рационализм, причем такой, который может вести к жертвам.
Хребет — Монголия. На это указывает дизайн внешности персонажей и характеристика "варваров" внутри произведения. Что характерно, географическое расположение этого государства позволяет рассматривать это государство как аллюзию на Великую Тартарию, историческую и географическую область Азии, охватывавшую в том числе и территории России.
Коготь — Сингапур. Водное торговое государство с тоталитаризмом и сильной экономикой.
Хвост — Корея. Именно в данном регионе нам показывают единственный труп в виде скелета правителя данного государства. Что естественным образом символизирует недавнее положение дел в Южной Корее.
Казалось бы, просто аллюзии, а что дальше? По ходу сюжета Райя собирает вокруг себя представителей всех государств, собирает драконий кристалл, изгоняет плохих друумов и возрождает драконов. И тут требуется понять очень интересный нюанс: сама Райя символизирует не просто Китай, а Тайвань. Исторические параллели очевидны. Чан Кайши с позиции современной истории КНР был не просто представителем контр-революционных сил гоминьдана, но и подвел материковый Китай договорами с Японией, что привело с их точки зрения к катастрофе во Второй Мировой Войне. В данном случае роль Райи совпадает с ролью Тайваня в идеи "Одна страна, две системы", которая должна была бы объединить КНР и Тайвань.
И здесь мультфильм предлагает единственный логичный вариант: все эти страны должны пожертвовать собой для общего блага, а потом снова возродиться в составе единой страны. С точки зрения Китая, было сделано все для мирного урегулирования вопроса, и теперь такие шаги ожидаются от правительств других стран. И очевидно, что в следующий раз будут выпускаться уже не мультики