Сериал "Топи" как аллюзия на российскую действительность

Предупреждение: текст содержит спойлеры к сериалу и не является обзором или рекомендацией. Это скорее приглашение к обсуждению.

Поехали как-то Наталья Поклонская, Илья Варламов, Джилл Валентайнт и Павел Дуров в монастырь в Архангельской области...
Поехали как-то Наталья Поклонская, Илья Варламов, Джилл Валентайнт и Павел Дуров в монастырь в Архангельской области...

Поначалу сериал казался мне чем-то вроде "Техасской резни бензопилой". Во многом из-за атмосферы захолустья, странных местных жителей и полицейского, который ведет себя так, будто напялил форму с чужого плеча. Потом я больше склонялся к тому, что это российский "Lost". Люди, сбегающие от своих проблем, странные события, клубок вопросов без ответов. В конце-концов, наибольшее совпадение я увидел с "Американской историей ужасов". Эклектичное произведение, объединяющее в себе несколько мистических линий, по каждой из которых в отдельности когда-то уже был снят фильм ужасов или триллер.

Сериал, подобно тому же "Lost", нагромождал вопросы и не давал ответов. И я, выращенный десятилетием фильмов Марвел, рассчитывал, что мне разжуют и все объяснят в последней серии. Это пространственно-временная аномалия? Это химические выбросы с комбината? Это посмертие? Это сон собаки? И я боялся этих ответов, потому что, месяцами создавая ожидание, трудно разрешить его так, чтобы большинство зрителей было довольно. Глуховский мог написать свой вариант "света из дырки в острове", и это привело бы в ярость зрителя.

Загвоздка в том, что сериал не дает никаких ответов. Лишь одна сюжетная линия разъясняется, да и то в нарушение основного принципа кинематографа "показывай, а не рассказывай", поэтому катарсиса под "Hello Zepp", как в какой-нибудь "Пиле", не происходит.

И я был из тех фанатов, которые "в ярости", пока не понял, что воспринимал сериал неправильно. Если рассматривать его не как историю о людях, попавших в странное место, а как метафору, высказывание автора, арт-хаусное кино, в котором важно не то, что ты видишь на экране, а то, что ты думаешь по этому поводу - в таком случае все становится на свои места.

Есть Хозяин. Его боятся и ненавидят, но без него не могут. Полиция и церковь служат ему. Он подчиняет себе продажных журналистов и свободолюбивых айтишников. Он использует искалеченных войной ветеранов и избавляется от них, когда пропадает нужда. И даже смерть Хозяина ничего не меняет. Потому что уже есть преемник. Потому что все идет по кругу. Потому что местные не могут без Хозяина.

Что не смеетесь? Не смешно? Не поняли? ЭТО РОССИЯ!

Сериал "Топи" как аллюзия на российскую действительность
66
91 комментарий