Кровь, старые фильмы и потрясающие диалоги: как снимает кино Квентин Тарантино

Творческая биография и методы работы автора «Криминального чтива» и «Однажды... в Голливуде».

Кровь, старые фильмы и потрясающие диалоги: как снимает кино Квентин Тарантино

Имя Квентина Тарантино хорошо знакомо как фанатам кино, так и тем, кто смотрит фильмы очень редко. Большинство его работ считаются культовыми и отлично принимаются критиками и зрителями. Последняя на данный момент картина Тарантино, «Однажды... в Голливуде» — не исключение. Кроме того, она, кажется, станет самой кассовой работой режиссёра в России.

Успех фильмам Тарантино приносит его уникальный стиль. В 2018 году у него даже официально появилось собственное прилагательное «тарантиновский» (tarantinoesque) — слово занесли в оксфордский словарь. Этим термином можно описывать фильмы, в которых сатира и жестокость — художественные элементы, повествование развивается нелинейно, есть отсылки к другим фильмам и отличные диалоги.

Кровь, старые фильмы и потрясающие диалоги: как снимает кино Квентин Тарантино

Квентин Тарантино родился в Ноксвилле, штат Теннесси, в 1963 году. Его отец, Тони Тарантино, был фанатом кино и сам мечтал сниматься, а мама Конни — молодой медсестрой (она родила сына в 17 лет).

Имя Квентин выбрала именно мать режиссёра: Конни хотела, чтобы оно было запоминающимся, длинным и с большим количеством слогов. Идею для имени она взяла у персонажа Бёрта Рейнольдса из сериала «Дымок из ствола». Имя Квентин, кстати, осталось бы и в случае, если бы у Конни родилась дочь.

Это значимое имя. И я ожидала, что мой ребёнок станет важным. Зачем мне хотеть неважного малыша?

Конни Заступил, мама Квентина Тарантино

Вместе родители Квентина пробыли недолго и расстались ещё до рождения сына — с отцом он вообще ни разу не встречался. До двух лет мать воспитывала его в одиночку. Затем они переехали в Лос-Анжелес, Конни вновь вышла замуж — за музыканта Курта Заступила — и у Квентина появился отчим. Тот усыновил мальчика, и с двух лет режиссёр носил имя Квентин Заступил.

Отец режиссёра, Тони Тарантино, впервые снялся в кино в конце 90-х. Попасть на съёмочную площадку, по мнению Квентина, ему помогла фамилия.

Детский сад и подготовительные классы Тарантино не посещал, вместо этого он с мамой частенько ходил в кино. Например, в пять лет Конни водила его на оскароносную драму о сексуальных приключениях двух мужчин «Познание плоти», а в шесть лет — на триллер «Избавление» и боевик «Дикая банда».

Отчим тоже внёс свой вклад в развитие у Квентина любви к фильмам: водил его в кино каждую неделю по понедельникам. К восьми годам Тарантино вновь остался без отца — Конни и Курт развелись.

В школе Квентин полюбил сначала фильмы о боевых искусствах, потом хорроры и театр. Он посещал актёрский кружок, а в 16 лет устроился работать в любительский театр — там он для звучности вернул себе фамилию отца.

Любимым фильмом Тарантино в детстве был «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна»
Любимым фильмом Тарантино в детстве был «Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна»

В шестом классе Тарантино вместо уроков начал писать сценарии, а к девятому классу вообще забросил учёбу. После того, как прогулы участились, директор позвонил маме мальчика. За семейным ужином они обсудили этот вопрос, после чего Конни разрешила сыну уйти из школы, но с одним условием — он должен пойти работать.

В школе мне было скучно. Я хотел быть актёром, не понимал математику, не разбирался в орфографии. Зато мне хорошо давалось чтение и история. История похожа на кино.

Квентин Тарантино, режиссёр

Работу Тарантино нашёл быстро — устроился билетёром в кинотеатр для взрослых The Pussycat Theatre. Ему было всего 16 лет, поэтому о возрасте пришлось соврать. Квентину работа не нравилась: он не любил порно, поэтому надолго не задержался.

После порносалона юноша сменил парочку других работ, параллельно посещал уроки актёрского мастерства и работал над своим первым фильмом — «Любовь птицы в неволе». Это чёрная комедия о девушке, попавшей в аварию, и её друге, который собирается признаться ей в своих чувствах.

Параллельно с работой Тарантино посещал курсы актёрского мастерства Джеймса Беста
Параллельно с работой Тарантино посещал курсы актёрского мастерства Джеймса Беста

Создавал фильм Тарантино вместе со своим приятелем Скоттом МакГиллом — они познакомились в видеопрокате Video Outtakes: МакГилл там работал, а Тарантино был постоянным клиентом.

Сказать что-то ещё о «Любви птицы в неволе» сложно: фильм не был закончен, а все записи ритуально сжёг МакГилл. Ему было стыдно за получившуюся ленту, которая в том числе включала сексуальную сцену с участием Тарантино. Но есть и другая версия: по словам МакГилла, ленту уничтожил не он, а его мама. Тарантино и МакГилл были друзьями до 1987 года: в том году Скотт совершил самоубийство.

В 22 года Тарантино устроился в видеопрокат Video Archives. Там он наконец-то смог посвятить всё своё время любимому кино: обсуждал с клиентами и коллегами фильмы и смотрел ленты, которые крутили в салоне.

В Video Archives Тарантино проработал пять лет, которые сам называет своей киношколой. В то время он узнал о вкусах современных зрителей, познакомился с некоторыми специфичными жанрами кино, например, blaxploitation films — фильмами для темнокожих. А ещё создал свой первый полноценный короткометражный фильм — «День рождения моего лучшего друга».

Попробуйте создать художественный фильм без денег — это лучшая киношкола, которая может быть.

Квентин Тарантино, режиссёр

Сценарий Квентин писал четыре года. Главный герой Клэранс ищет подарок для своего друга Майки, которого только-только бросила подружка. Он придумывает разные идеи — торт, девушка по вызову. Но они воспринимаются приятелем без особого восторга. Чем заканчивается фильм, неизвестно — сохранилась только укороченная версия. На студии, в которой Тарантино хранил записи, произошла авария, и четыре катушки с фильмом сгорели.

Поэтому итоговый монтаж «Дня рождения моего лучшего друга» выглядит достаточно необычно. Но в нём уже можно отметить некоторые типичные для Тарантино элементы, например, запоминающиеся диалоги и юмор.

Первый незаконченный фильм Тарантино — «День рождения моего лучшего друга»

Сценарий «Дня рождения моего лучшего друга» не пропал зря: Тарантино использовал его как основу для другого своего текста — к фильму «Настоящая любовь». Он был написан к 1989 году, но денег на съёмки начинающему постановщику тогда не дали. Фильм появился только в 1993 году — его снял режиссёр Тони Скотт.

В сценарии «Настоящей любви» есть ещё один характерный для стиля Тарантино элемент — отсылки к любимым фильмам. Один из персонажей говорит: «„Рио Браво“, вот это кино». А вестерн «Рио Браво» Тарантино не раз называл одним из своих фаворитов.

Когда я понимаю, что с девушкой у нас всё серьёзно, я показываю ей «Рио Браво». И лучше, чёрт подери, чтобы он ей понравился.

Квентин Тарантино, режиссёр

Ещё один сценарий, который не удалось поставить самому Тарантино — «Прирождённые убийцы». Он тоже был готов к 1989 году, но снят ещё позднее, в 1994 году, режиссёром Оливером Стоуном.

С этим фильмом история неприятная: Стоун сильно переделал сценарий, что очень не понравилось Тарантино. Он даже отказался от своей работы и попросил не указывать имя в титрах. Но в итоге, постановщики сошлись на формулировке «по сюжету Квентина Тарантино».

Кадр из фильма «Прирождённые убийцы» (1994) 
Кадр из фильма «Прирождённые убийцы» (1994) 

Оригинальный сценарий Тарантино можно прочесть самостоятельно: текст опубликовали в сети ещё в 1995 году после долгих судебных разбирательств. В предисловии к сценарию Квентин говорит о том, что планировал, что «Настоящая любовь» и «Прирождённые убийцы» будут его первыми самостоятельными режиссёрскими работами. Но о том, что не сложилось, он не жалеет.

Я думаю о них, как о своих прошлых подружках: я любил их тогда, но не хочу жениться на них сейчас.

Квентин Тарантино, режиссёр

По оценкам ни «Настоящая любовь», ни «Прирождённые убийцы» не дотягивают до режиссёрского дебюта Тарантино — фильма «Бешеные псы». По легенде, в июле 1989 года после неудач с этими сценариями Тарантино был на вечеринке кинематографистов. Там он встретил бывшего танцора, актёра и начинающего продюсера Лоуренса Бендера. Квентин сказал новому знакомому, что собирается сделать фильм под названием «Бешеные псы». А тот в свою очередь решил поддержать начинающего кинематографиста.

Сценария у Тарантино не было, но это не стало проблемой. Он написал текст за три с половиной недели, а потом показал его Бендеру. Продюсер попросил год на поиск финансирования, на что Тарантино ответил: «Я даю тебе два месяца, максимум три». Бендер согласился и начал активно работать. Пошёл к своему бывшему учителю актёрского мастерства, который свёл его с Харви Кейтелем.

Тому сценарий понравился, он вписался в проект, а за ним последовали и все остальные актёры. Мощный состав позволил быстро найти деньги — 1,6 миллиона долларов — и съёмки начались.

В «Бешеных псах» Тарантино впервые использует свой классический ракурс  «из багажника». Он есть во всех фильмах режиссёра
В «Бешеных псах» Тарантино впервые использует свой классический ракурс  «из багажника». Он есть во всех фильмах режиссёра

«Бешеные псы» наполнен типично тарантиновским стилем: в фильме есть нелинейное повествование (флэшбеки), крутые диалоги, казалось бы, ни о чём (например, о творчестве Мадонны) и, конечно, много крови.

Фильм ещё до выхода в прокат помог Тарантино стать звездой: о нём говорили все вокруг. Например, продюсер Стейси Шер, президент Jersey Films., оценила талант Квентина, просто прочитав сценарий. Она помогла ему добиться использования песни «Stuck in the middle with you», без которой Тарантино не представлял «Бешеных псов».

У названия дебютного фильма Тарантино есть забавная легенда. Мама режиссёра рассказывала, что однажды девушка предлагала ему сходить на фильм «До свидания, дети» (Au Revoir les Enfants). На что Тарантино ответил: «Не хочу идти ни на каких „Бешеных псов“ (Reservoir dogs)».

Стейси Шер помогала Тарантино и после, например, дала миллион долларов на его следующий фильм, «Криминальное чтиво». У Квентина в очередной раз в голове было только название, но ему везло и в его талант все верили.

Сценарий к «Чтиву» Тарантино начал писать сразу после окончания постпродакшна «Бешеных псов». Для этого он уехал в Голландию и на несколько месяцев поселился в отеле. Попутно он ездил по Европе и презентовал свой прошлый фильм на разных фестивалях.

Дорабатывать сценарий «Криминального чтива» Тарантино помог Роджер Эвери — его друг и коллега по видео-прокату Video Archives.

Готовый сценарий режиссёр показал Jersey Films.. Продюсеры сразу отправили его в TriStar, но там сюжет посчитали слишком жестоким и не стали рисковать. Впрочем, долго без дела фильм не пролежал — его подхватил Miramax. И вот они с выбором не прогадали.

Жестокость — цвет в палитре Квентина. Кто-то работает с музыкальными вставками — Квентин работает с жестокостью. В его фильмах она сверхреальна. Это не просто вопрос стиля.

Стейси Шер, продюсер, работала с Тарантино над фильмами «Криминальное чтиво», «Омерзительная восьмёрка» и «Джанго освобождённый»

Кровь и сцены жестокости в фильмах Тарантино — художественный инструмент, который помогает рассказать историю. И он там не самый главный. Фильмы культового режиссёра и сценариста в первую очередь строятся на отличных диалогах. Именно они помогли быстро набрать в «Криминальное чтиво» звёздный актёрский состав.

Брюс Уиллис и Джон Траволта, которые к 1994 году уже были мировыми звёздами, с радостью вписались в проект. А это, в свою очередь, сыграло на руку Miramax — они смогли продать «Криминальное чтиво» в европейский прокат ещё до начала съёмок.

Вообще, мне даже пришлось заплатить за съёмки в этом фильме. Где-то 30 тысяч долларов. Я хотел остановиться в другом отеле, и сам оплачивал бронь. Но это определённо того стоило. Сценарий Квентина — как пьеса Шекспира.

Джон Траволта, актёр

Но своим шармом фильмы Тарантино обязаны не только диалогам, но и отличному саундтреку. Приобретать авторские права на нужные треки постановщику помогает собственная продюсерская компания A Band Apart Records. Он открыл её в 1991 году вместе с Лоуренсом Бендером.

Название A Band Apart созвучно одному из любимых фильмов Тарантино «Банда аутсайдеров» (Bande à part). А для логотипа использовано стилизованное изображение главных героев из «Бешеных псов».

Тарантино выступает против саундтреков, написанных профессиональными композиторами специально для фильмов. По его мнению, они никогда не звучат идеально. Вместо этого Квентин подбирает старые малоизвестные песни, которые после его фильмов становятся хитами. Исключение он сделал только для двух своих фильмов — «Джанго освобождённый» и «Омерзительная восьмёрка».

«Криминальное чтиво» — первый фильм Тарантино, в котором снялась муза режиссёра Ума Турман. Сам он называл её своей Марлен Дитрих, Ингрид Бергман или Катрин Денёв.

В фильме Турман могла и не появиться: после первого взгляда на сценарий актриса отказалась от роли. Но Тарантино так мечтал видеть её в своей картине фильме, что долго уговаривал по телефону и даже читал ей сценарий.

Производство «Криминального чтива» обошлось в восемь миллионов долларов, пять из которых ушли на зарплату актёрам. В прокате фильм собрал 200 миллионов
Производство «Криминального чтива» обошлось в восемь миллионов долларов, пять из которых ушли на зарплату актёрам. В прокате фильм собрал 200 миллионов

«Криминальное чтиво» принёс Тарантино мировую славу и три награды за лучший сценарий: «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA.

После такого успеха Тарантино терзали сомнения: он боялся, что его будут прочно ассоциировать с криминальными фильмами. А потом перестал волноваться и решил делать то, что хочется и как от сердца идёт.

После «Чтива» он начал плотно сотрудничать с Робертом Родригесом: режиссёры познакомились на кинофестивале в Торонто ещё в 1991 году, когда Тарантино показывал «Бешеных псов», а Родригес — «Музыканта». Их видение прекрасного совпало и они подружились.

Родригес и Тарантино на съёмках «От заката до рассвета» (1996)
Родригес и Тарантино на съёмках «От заката до рассвета» (1996)

Первый совместный проект Тарантино и Родригеса — фильм-сборник «Четыре комнаты». Квентин в нём срежиссировал только финальный эпизод — «Человек из Голливуда».

Но тарантиновский дух есть во всём фильме. Например, в эпизоде «Нарушители спокойствия», когда главный герой «Четырёх комнат», коридорный Тед, отвечает на телефон, в кадре можно заметить сигареты бренда Red Apple. Тарантино выдумал марку сам во время съёмок «Бешеных псов» и теперь эти сигареты курят герои всех фильмов режиссёра.

Сотрудничество Тарантино и Родригеса продолжилось работой над фильмом «От заката до рассвета». Квентин написал историю о двух братьях-преступниках по фамилии Гекко, которые пересекают мексиканскую границу и попадают в бар с вампирами. Сначала он лично хотел поставить фильм, но потом решил отдать режиссёрское кресло Родригесу, а сам хорошенько доработал сценарий и сыграл одну из главных ролей.

Параллельно Тарантино немного помогал создавать сценарии другим постановщикам. В 1995 году он поработал с Тони Скоттом: подлатал диалоги в фильме «Багровый прилив». В 1996 году редактировал сценарий «Скалы» Майкла Бэя и дополнил сюжет чёрной комедии «Запёкшаяся кровь».

Последний, по легенде, увидел свет именно из-за Квентина. Он увидел короткометражный фильм режиссёра Реба Браддока и убедил его превратить короткий метр в полноценное кино. Тарантино помог деньгами — A Band Apart продюсировала фильм — и написал небольшую часть сценария. Его перу принадлежит выпуск новостей из фильма, в котором рассказывается о преступлениях братьев Гекко.

Отрывок из фильма «Запёкшаяся кровь», написанный Тарантино

В 1997 году Тарантино снова вернулся за режиссёрское кресло и снял свой третий фильм «Джеки Браун». История о стюардессе, которая зарабатывает деньги контрабандой — нестандартный для Тарантино случай. Это единственный его режиссёрский проект, основой для которого стал не оригинальный сценарий, а литературная адаптация. «Джеки Браун» — экранизация романа Элмора Леонарда «Ромовый пунш».

Кадр из фильма «Джеки Браун» (1997) 
Кадр из фильма «Джеки Браун» (1997) 

Конечно, сценарий не обошёлся без правок Тарантино. Две самые заметные — он заменил название произведения и расу главной героини — сделал её темнокожей. Из-за этого Квентин целый год боялся разговаривать с Элмором Леонардом: был уверен, что он разозлится.

Оказалось, напрасно. Писателю всё понравилось: он назвал фильм лучшей адаптацией своих работ и вообще лучшим сценарием, который ему приходилось читать.

«Джеки Браун» при этом — один из самых недооценённых и непопсовых фильмов Тарантино. Вероятно, причина в его темпе — в фильме мало действия. По словам самого режиссёра, «Джеки Браун» этим напоминает ему «Рио Браво». Оба они становятся гораздо лучше после второго, третьего и последующих просмотров. Именно тогда появляется ощущение, что ты как-будто зависаешь с персонажами, находишься с ними в одной компании.

К слову, Тарантино видел «Рио Браво» больше 15 раз, а «Джеки Браун» и вовсе смотрел в кинотеатрах целый месяц — посещал все сеансы, чтобы взглянуть, как на фильм реагируют зрители, какие моменты им особенно нравятся.

«Джеки Браун» гораздо лучше во второй раз и, я думаю, ещё лучше в третий и в четвёртый разы. После первого просмотра, возможно, вы подумаете: «Зачем все эти длинные сцены? Почему нельзя просто перейти к сюжету?». Но вот когда пересматриваешь фильм, уже не думаешь о действии, а просто ждёшь вот этих длинных сцен.

Квентин Тарантино, режиссёр

Свой следующий фильм — «Убить Билла» — Тарантино снял спустя целых шесть лет. Хотя идея была у него в разработке ещё со времён съёмок «Криминального чтива».

Квентин обсуждал с Умой Турман проекты, над которыми они хотели бы поработать. Режиссёр сказал, что мечтает сделать что-нибудь в стиле фильмов о кунг-фу из семидесятых. Тогда актриса придумала открывающую сцену «Убить Билла», в которой она лежит избитая и в свадебном платье.

Тарантино считает «Убить Билла» и «Убить Билла 2» одним фильмом: они созданы по одному сценарию. Постановщик разделил его на две части, чтобы фильм не был слишком длинным
Тарантино считает «Убить Билла» и «Убить Билла 2» одним фильмом: они созданы по одному сценарию. Постановщик разделил его на две части, чтобы фильм не был слишком длинным

В «Убить Билла» все тарантиновские приёмы доведены до предела: максимум жестокости, море крови, запутанная структура, интересные диалоги и, конечно, отсылки. Уйма отсылок.

В своём четвёртом фильме (технически, четвёртом и пятом) Тарантино оставил оммажи очень разному кино: голливудской классике («Гражданин Кейн»), японским фильмам ( «Королевская битва»), вестернам («Искатели»), картинам о боевых искусствах («Игра смерти»).

Кроме того, Тарантино обязал Уму Турман перед съёмками посмотреть три фильма: «Наёмный убийца», «Крепкий кофеёк» и «За пригоршню долларов».

Отсылки в фильмах Тарантино: от «Бешеных псов» до «Джанго особождённый»

Режиссёрский приём Тарантино, который хорошо заметен в «Убить Билла» — экстремально крупные кадры. Детали у него играют важную роль: они добавляют моменту напряжение и драматизм.

Отрывок из фильма «Убить Билла» (2003)

И ещё один приём, которого в «Убить Билла» хоть отбавляй — наезды камеры. Он работает так же, как и экстремально крупные планы, но вдвойне усиливает эффект. Наезд помогает создать ощущение дезориентированности и страха.

После «Убить Билла» Тарантино снова поработал с Родригесом. Режиссёры-друзья решили снять большой совместный проект «Грайндхаус» — посвящение фильмам категории «B». Он состоит из двух частей: «Планета страха» (работа Родригеса) и «Доказательство смерти» (работа Тарантино). Часть Тарантино — история о маньяке-каскадёре, который преследует женщин на своей «смертестойкой» машине.

«Доказательство смерти» — единственный фильм Тарантино, который развивается по классической структуре: завязка, кульминация, развязка. Он стилизован под старые дешёвые картины: чтобы добиться натуральности, плёнку искусственно испортили. Причём шумы на неё добавляли физически, а не про помощи цифровых эффектов.

Кадр из фильма «Доказательство смерти» (2007)
Кадр из фильма «Доказательство смерти» (2007)

Тарантино в интервью говорил, что каждый его фильм немного личный. И «Доказательство смерти» не исключение. Вообще существует мнение, что главный герой фильма Майка — альтер-эго Тарантино. Режиссёру вроде как нравится издеваться над людьми.

Ума Турман рассказывала, что во время съёмок «Убить Билла» Квентин заставлял её выполнять трюки, в которых она была не уверена. Например, ехать на старой машине по кривой дороге. Закончилась эта поездка повреждением шеи и коленей. При этом на площадке были каскадёры — в тот день они просто сидели без дела. Этот инцидент разрушил дружбу актрисы и режиссёра.

Кроме того, Майку из «Доказательства смерти» нравятся женские ноги, а Тарантино — известный футфетишист. Он добавляет кадры с женскими ступнями практически в каждый свой фильм.

Шестой фильм Тарантино — «Бесславные ублюдки». Ещё один «долгострой»: писать сценарий Квентин начал ещё в 1998 году, а на экраны фильм вышел только в 2009-м. Он так долго работал над текстом, потому что никак не мог придумать хороший и нетривиальный финал. Идея, которая попала в итоговый вариант сценария, пришла к Тарантино только после съёмок «Убить Билла».

В «Бесславных ублюдках» хорошо читается основная тема всего творчества режиссёра — месть. Герои его фильмов практически всегда используют её в качестве мотивации. В шестом фильме, например, евреи мстят нацистам.

Тарантино сознательно снял фильм с альтернативной историей: его идея — показать, что случилось бы, если бы в реальности существовали придуманные им персонажи. Как бы развивались события и чем бы закончилась Вторая мировая.

Перед началом работы Тарантино показал сценарий своим друзьям евреям. Они сказали, что это как раз та фантазия, которую они хотели бы претворить в жизнь. А потом показал друзьям немцам — оказалось, они того же мнения.

Сам Тарантино описывает  «Бесславные ублюдки», как «спагетти-вестерн, развивающийся во времена Второй мировой войны»
Сам Тарантино описывает «Бесславные ублюдки», как «спагетти-вестерн, развивающийся во времена Второй мировой войны»

При этом в тарантиновском фильме о войне мало жестокости и экшена. Зато много диалогов и саспенса. Режиссёр специально делал длинные напряжённые сцены, чтобы заставить зрителя испытать одновременно несколько эмоций.

Для достижения нужного эффекта Тарантино использует такой метод: не создаёт идеальный сценарий сразу, а переписывает текст несколько раз. Причём старается заметно переделать каждый эпизод. Таким образом у персонажей Тарантино появляется более сложная мотивация.

Отрывок из фильма «Бесславные ублюдки» (2009)

Кстати, «Бесславных ублюдков» могло и не случиться. Тарантино хотел свернуть проект во время кастинга: он никак не мог найти актёра на роль полковника Ганса Ланды. В какой-то момент Квентин подумал, что он написал персонажа, которого просто не возможно сыграть.

А потом на прослушивание пришёл Кристоф Вальц, который покорил и Тарантино, и продюсера Лоуренса Бендера. А следом зрителей, критиков и членов киноакадемии: Кристоф Вальц принёс первый актёрский «Оскар» — за роль второго плана — в копилку фильмов Тарантино.

В фильме Вальц говорит на четырёх языках: английском, немецком, французском и итальянском. Кроме того, он дублировал своего персонажа для немецкой версии фильма
В фильме Вальц говорит на четырёх языках: английском, немецком, французском и итальянском. Кроме того, он дублировал своего персонажа для немецкой версии фильма

Три года спустя Вальц получил второй «Оскар» «За лучшую мужскую роль второго плана». Победу ему вновь принесла работа у Тарантино: он сыграл охотника за головами в седьмом фильме режиссёра, «Джанго освобождённый».

Персонаж Вальца Кинг Шульц выкупает раба по имени Джанго: он должен помочь ему найти преступников, а за это получит свободу. В процессе герои сближаются и становятся приятелями. Джанго рассказывает Шульцу о том, что бывший владелец разлучил его с женой. Охотник за головами решает помочь отомстить обидчику.

Кадр из фильма «Джанго освобождённый» (2012)
Кадр из фильма «Джанго освобождённый» (2012)

Тарантино планировал, что «Джанго» будет двухсерийным фильмом, как и «Убить Билла». Но в итоге решил просто сократить хронометраж и серьёзно порезать собственный сценарий.

Зато, как и в «Убить Билла», в «Джанго» есть много общих планов. Тарантино любит включать их в фильм, чтобы показать весь масштаб проблем, с которыми сталкивается герой. Общий план даёт зрителю возможность увидеть весь мир, в котором живут персонажи фильма, и лучше прочувствовать атмосферу.

Отрывок из фильма «Джанго освобождённый» (2012)

Не остался «Джанго освобождённый» и без знаменитых диалогов. Тарантино к речи каждого героя подходит тщательно и делает так, что даже самый мерзкий персонаж интересен зрителю. В «Джанго освобождённый» такого героя сыграл Ди Каприо. Его Кэлвин Кэнди — расист и просто ужасный человек. Актёр даже хотел немного смягчить характер персонажа, но Тарантино убедил его, что нужно выжать из персонажа максимум — иначе зрители не простят.

Великолепные диалоги помогли Тарантино получить второй «Оскар» за лучший сценарий. Победить ему не помешало и то, что в фильме 116 раз произносится слово «ниггер». Это абсолютный рекорд в кино.

Кадр из фильма «Джанго освобождённый» (2012)
Кадр из фильма «Джанго освобождённый» (2012)

«Джанго освобождённый» — первый проект Тарантино с музыкой, написанной специально для фильма. Отказался от собственного канона режиссёр неспроста — композитором «Джанго освобождённый» стал Эннио Морриконе. Он писал музыку ко всем известнейшим спагетти-вестернам, а Тарантино их очень любит. Так что это тоже своего рода оммаж старому кино.

Морриконе, правда, не понравилось, как Тарантино использовал его композиции в фильме. И он даже зарекался никогда больше не работать с режиссёром, но всё же изменил решение и написал музыку и для его восьмого фильма — «Омерзительная восьмёрка».

За музыку к «Омерзительной восьмёрке» Морриконе получил «Оскар»

В «Омерзительной восьмёрке» Тарантино сделал отсылку и на своё творчество: сюжет вдохновлён «Бешеными псами».

Режиссёр снял «Восьмёрку» на плёнку 70 мм — для ценителей. Правда, в широком формате её увидели немногие: не каждый современный кинотеатр имеет технические возможности для показа такого кино.

70-миллиметровая версия отличалась не только шириной кадра, но и хронометражом: она длиннее стандартной на целых 19 минут (187 против 168 минут). Найти режиссёрский вариант было сложно до весны 2019 года. В апреле на Netflix появилась полная 187-минутная версия фильма — в виде сериала из четырёх эпизодов.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмёрка» (2015) 
Кадр из фильма «Омерзительная восьмёрка» (2015) 

Последний на данный момент фильм Тарантино — «Однажды... в Голливуде», вышел в прокат этим летом. В нём режиссёр снова вернулся к теме истории, но в этот раз по-своему рассказал о событии, «убившем шестидесятые».

Ретро-настроение фильма Тарантино поддерживал и на площадке: запрещал съёмочной команде пользоваться смартфонами на площадке.

Режиссёр вообще не большой поклонник современных технологий. Он всегда пишет сценарий либо от руки, либо на печатной машинке. А ещё крайне редко смотрит в монитор во время съёмки: предпочитает видеть сцену своими глазами, доверяясь оператору.

Просто нахрен забудьте о мониторах. Магия — она перед глазами. Вы не можете увидеть её через монитор. Говард Хоукс никогда не использовал монитор. Множество отличных фильмов сняли без монитора.

И, кстати, каждый актёр, не важно кто он, будет смотреть на режиссёра после завершения сцены. И вы должны быть в поле зрения. Вы должны быть там, а не ваш грёбаный затылок, пялящийся в монитор.

Квентин Тарантино, режиссёр

Сценарии Тарантино строятся на скрытой драме. И в «Однажды... в Голливуде» это отлично заметно. Сюжет развивается вроде как спокойно, ничего не предвещает беды. А в конце всё резко меняется. Но, на самом деле, не слишком резко, если внимательно следить за фильмом: Тарантино разбрасывает ключи к разгадке этой скрытой драмы по всему фильму.

Кадр из фильма «Однажды в Голливуде» (2019) 
Кадр из фильма «Однажды в Голливуде» (2019) 

Тарантино всерьёз заявляет, что планирует снять 10 фильмов и после этого всё — окончательно завязывает с режиссурой. Сейчас на его счету девять. Остался один, и что это будет за история — непонятно. Помимо этого, режиссёр пару раз говорил о своей адаптации «Звёздного пути» и продолжении «Убить Билла», но о них почти ничего не известно.

Пока точно можно сказать, что в ближайшее время нас ждёт трехчасовая режиссёрская версия «Джанго», в которую войдут все те сцены, которые пришлось вырезать.

Да и насовсем прощаться с кинематографом Тарантино не планирует: после окончания режиссёрской карьеры будет продолжать писать сценарии. А они ему отлично удаются.

Кровь, старые фильмы и потрясающие диалоги: как снимает кино Квентин Тарантино
346346
46 комментариев

Однажды в Голливуде - настоящая проверка, как любителей Тарантино, так и любителей кино в принципе. Читаю постоянно настолько разные отзывы, что не назвать это кино "фильмом года" - грех. Это крутейшее по своей подаче, по замечательным скрупелезным съемкам и видам, по охуенной актерской работе, как главного дуэта, так и остальных персонажей. Это несколько фильмов в одном, и все, как один - пиздатые. Это красивое напоминание, что кино, хотя бы на миг, может изменить реальность и оставить нас с улыбкой на лице. Для всех, кто не понял о чем фильм - друзья, просто смотрите побольше кино и просто учитесь наслаждаться.

50

Это настоящая проверка ЧСВ некоторых "знатоков" кинематографа, которые любят писать графоманские комментарии с зашкаливающей долей высокомерия в последнем предложении. Не все ее проходят.

Кстати, можно просто допустить, что кому-то фильм понравился, а кому-то нет. По множеству причин.

Уверен, среди тех, кому не понравился, есть много людей, посмотревших кучу фильмов и умеющих наслаждаться. Однако после "Однажды в Голливуде" каждый второй все равно считает своим долгом написать, какой он охерительный и одухотворенный эксперт, а все остальные холопы, которые ничего не поняли. Впрочем, ничего нового.

75

Это очень интересное кино. Когда смотрел, негативные эмоции ПОЧТИ перебивали позитивные и воспринял его как "2 часа бессмысленных сцен и 1 час крутого материала". Недоумевал, почему бы не сократить этот фильм вполовину - от этого он стал бы только лучше.

Но сейчас понимаю что сцен, которые абсолютно не имеют смысла там практически нет и возникло сильнейшее желание пересмотреть. Пока не сделаю это, какой то финальный вердикт дать не могу.

3

Если брать за оценку противоречивости отзывов, то фильмом года тогда должен стать "Детектив Пикачу". Так себе критерий в общем-то

1

Долин рассказал Тарантино анекдот про то, что никто не снял фильм лучше, чем "Криминальное чтиво". С 39:42 ~ 30 сек.
https://www.youtube.com/watch?v=-U6KFlkotYs

15

Потрясающих диалогов в «Однажды в Голливуде» не обнаружено. Если только небольшая зарисовка Ди Каприо и молодой актрисы. В остальном пустота.

6