12 марта 2000 | Бэг-Энд; Студии; Выговор

12 марта 2000 | Бэг-Энд; Студии; Выговор

Прошло несколько недель с тех пор, как я улетел на юг в Веллингтон и навсегда покинул Хоббитанию. После того, как начальные сцены «Властелина колец» на открытом воздухе холмистого пастбища Северного острова Новой Зеландии были закончены, появились предположения о будущем кинодекораций. Фермер, который владеет участком, очевидно, хочет сохранить ландшафт и норы хоббитов, когда их освободит съёмочная группа. Возможно, он планирует получать дополнительный доход от туристов, которые будут посещать гейзеры и горячие источники в соседнем Роторуа.

В январе, когда я разъезжал на повозке Гэндальфа то тут, то там или трясся по гравийным дорожкам в открытом джипе по пути из лагеря на съёмочную площадку, я представлял ощущения фанатов Толкина, когда они будут заглядывать в окна Хоббитании. Или шпионить за силуэтом далекой шляпы волшебника, медленно проезжая в каком-нибудь обзорном трамвае. Как выяснилось, подобного тематического парка «Хоббитания» не предполагается. По крайней мере там, где располагаются наши съёмочные площадки. Я понимаю, что все эти постройки будут уничтожены в рамках съемочного процесса. Возможно, их обгоревшие останки будут обнаружены озадаченными археологами когда-нибудь в следующем столетии.

Я люблю тематические парки по фильмам. В прошлом году я провел ночь в парижском Диснейленде и меня поразила их ирония также, как и во время предыдущих поездок в Universal Studios Лос-Анджелеса. Их аттракционы создают ощущение присутствия в известных фильмах.

Некоторые используют настоящий фильм для своих эффектов. 3D-версия фильма «Дорогая, я уменьшил детей» в Париже является последним ярким примером. Но в большинстве случаев более старые аттракционы просто отправляют зрителей в путешествие через множество драматических сцен, работающих моделей и визуальных обманов. Поэтому когда вы «летаете» в Анахайме над Лондоном на колеснице Питера Пэна (аттракцион основан на мультфильме Дисней «Питер Пэн» — прим. переводчика) или в Бербанке на фоне Луны на велосипеде Инопланетянина (основан на одноименном фильме «Инопланетянин» — прим. переводчика), вы ближе к театру, чем к кино. Опять же, на сценических шоу, парадах и фейерверках тема может быть кинематографической, но ощущения театральные. Микки и Минни Маусы и другие — живые исполнители, а не 2D-анимация или тени актеров на экране. Диснейленд и Universal процветают, потому что их клиенты наслаждаются живым театром так же, как и фильмами. Да здравствуют тематические парки!

Оглядываясь в прошлое, в Лондоне был план по превращению вышедшей из строя электростанции Баттерси в тематический парк. Там в 1995 году мы снимали натурные батальные сцены для нашего фильма «Ричард III». Мне должен был бы понравиться поход на "Tricky Dicky Ride".

Ричард III (Иэн МакКеллен) в финальной битве
Ричард III (Иэн МакКеллен) в финальной битве

Вернемся к Хоббитании, которая ещё не полностью исчезла. Все её интерьеры смонтированы в веллингтонских студиях компании Three Foot Six Ltd, из чего каждый может догадаться, что это кинокомпания «Властелина колец». Вызывает замешательство то, что Бэг-Эндов два. И вот почему. (Если вам не нравится читать о том, как создаëтся магия кино, присоединяйтесь ко мне двумя абзацами ниже.) Хоббиты должны выглядеть меньше, чем другие персонажи фильма. Когда я, как Гэндальф, встречаю Бильбо или Фродо дома, я бьюсь головой о стропила. (Толкин даже не подумал об этом упомянуть!) Итак, есть небольшой Бэг-Энд с небольшим реквизитом для соответствия. Поскольку Иэн Холм и Элайджа Вуд были бы слишком велики для работы с таким реквизитом, у них есть «дублëры масштаба», которые соответствуют размеру декораций и миниатюрной мебели. На маленькой съёмочной площадке Бильбо и Фродо играет Киран Шах (фильм «Легенда», 1985). Благодаря невысокому росту, он выглядит действительно как хоббит рядом со мной в роли Гэндальфа.

И, конечно, должен быть большой Бэг-Энд, где пропорции человеческого размера и все объекты маленькой съёмочной площадки продублированы в большем размере. Там актеры <Иэн Холм и Элайджа Вуд> могут сыграть хоббитов, но камера ожидает гигантского Гэндальфа и получает его в исполнении Пола Вебстера (ростом 7'4 футов, настоящий Веллингтонианин! (223.52 см — прим. переводчика)), который заменяет меня. Каждый из нашей компании: я, мои дублёры размеров, а также пятеро хоббитов (Иэн Холм, Элайджа Вуд, Шон Эстин, Билли Бойд, Доминик Монаган и их дублёры размеров), продолжает играть, даже стоя за камерой. Это нелегко, но позволяет дополнить игру коллеги в кадре.

К началу съёмок крупных планов, мы приобрели определенный опыт. Актёр в кадре запоминает выражение лица дублёра, стоящего прямиком за камерой. Это позволяет запомнить эмоции и мимику, чтобы использовать их после, стоя лицом к лицу с меньшим или большим дублёром другого актера. Иногда дублёр носит маску, поскольку камера снимает двух актеров издали.

Как правило, съёмки планируют так, чтобы крупные планы предшествовали дальним. Эти технические особенности не должны вызывать беспокойство аудитории, но я ценю связанное с ними очарование. В детстве одной из самых дорогих мне книг в мягкой обложке был фототур по киностудии. Как школьник и уже тогда актёр, я был очарован той неуловимой и мимолётной, подобной взмаху крыльев птицы, границей, что отделяла жизнь повседневную от драматической реальности театра.

Это одна из немногих особенностей профессионального актёра: вечно интересоваться «как они это сделали?». Это не портит шоу, но может отвлекать от более важных моментов, таких как диалоги и история.

Дизайны Бэг-Энда не могут быть лучше. Их цвета тёплые с большим количеством дерева и небольшими штрихами промышленности, писательства, приготовления еды и прожорливости. Проще говоря, они хоббичьи и очень хорошо мне знакомы. Они соответствуют моей собственной неопрятности, но при этом должны быть удобными. Кухонный стол, на котором Фродо наливает чай, похож на такой же стол из моего детства. В то же время все это имеет отличия, потому что Бэг-Энд ощущается как нора в земле. Почему «подземные» книги нравятся детям? Помимо «Хоббита», есть «Ветер в ивах», «Постучись трижды!» и, конечно же, «Алиса».

“Постучись трижды” Мэрион Сент-Джон Уэбб
“Постучись трижды” Мэрион Сент-Джон Уэбб

Через круглые решетчатые окна виден задник Шира. В структуру окна вплетены полированные корни дерева, растущего над норой. На эти корни Гэндальф пристраивает свои плащ и остроконечную шляпу. Его вещи всегда лежат наготове около камина в гостиной. Камин означает огонь, и огонь в этом случае должен выглядеть достаточно реальным, чтобы проверить любое кольцо, которое будет в него брошено. Настоящий огонь дает жар. Итак, мы имеем: более двадцати любопытных энтузиастов, скрючившихся в маленьких декорациях, где весело только Кирану. Нас обдает жаром огня и света. Световое оборудование держат кинематографист Эндрю Лесни (Малыш) и его главный гафер (бригадир осветителей — прим. переводчика) Брайан Бэмсгроув. Держат подальше от моих глаз, но недалеко от некоторых участков кожи, которые видны из-под плаща и бороды Гэндальфа. Это похоже на безумие, но все это часть съёмок. Как только камера поворачивается, я забываю о дискомфорте, так же как на сцене больные актёры временно излечиваются энергией «Доктора Театра».

Алан Ли, ответственный за художественные концепты фильма, всё же больше иллюстратор книг, чем концептуалист. Он тяготеет к романтичному стилю и насыщает картину деталями.

Гэндальф в доме Бильбо, Алан Ли
Гэндальф в доме Бильбо, Алан Ли

Его карандашные визуализации Бэг-Энда и остальных разнообразных локаций были реализованы в виде трехмерных моделей под руководством Дэна Хенны, старшего арт-директора. После оценки и одобрения директора, полномасштабные (и хоббитские) декорации были построены на старых складах, в которых сейчас размещается производственная компания. Под гофрированными железными крышами находятся офисы, туалеты и душевые, тент для столовой, трейлеры для актёров, гримерные, гардеробные, а также три студии. Мы поселились в равнинном пригороде Мирамар за грядой невысоких холмов, что тянутся к гавани Веллингтона. В настоящую жизнь попадаешь только через ворота. А мой арендованный дом всего в пяти минутах езды от Ситауна, где Питер Джексон постоянно живет со своей семьёй на прибрежной дороге чуть ниже меня.

Хорошая новость заключается в том, что трубопроводы кондиционеров установили быстро. Надеюсь, когда придет зима, они смогут служить и как система отопления. Студии соседствуют с аэропортом Веллингтона и не имеют звукоизоляции. В идеале, съёмки не должны прерываться каждым взлетающим самолетом, но я знал ситуации и похуже. Однажды мы снимали «Боги и Монстры» возле Пасадены, штат Калифорния. Сад Джеймса Уэйла был просто невыносимо шумным. Под слепящим солнцем мой герой (Джеймс Уэйл — прим. переводчика) должен был соблазнить своего посетителя под аккомпанемент жужжащих вертолётов, пригородных аэропланов и международных самолётов.

После финального кадра Богов и Монстров
После финального кадра Богов и Монстров

На прошлой неделе, на следующий день после того, как Гэндальф отправил Фродо и Сэма в Пригорье, пообещав встретить их в «Гарцующем Пони», я впервые работал с Кристофером Ли. Гэндальф навещает своего друга Истар в башне Ортханк, где Саруман советуется со своим видящим камнем, палантиром. Я не чувствую себя лицом к лицу с Дракулой, Шерлоком Холмсом, Фу Ман Чу (наиболее известные роли сэра Кристофера Ли — прим. переводчика) одновременно, потому что Кристофер выглядит святым в своих одеждах. И есть работа, которую нужно сделать. Например, я должен освоить новое произношение. Все это время мы говорим «паланТИР» вместо староанглийского ударения на первом слоге. Как только слово собирались добавить в саундтрек, исправление пришло от Эндрю Джека, тренера по диалекту. Он научил меня норфолкскому акценту для «Королевской милости» (фильм 1995 года — прим. переводчика), а для «Властелина колец» он руководит акцентами, языками и всем, что касается голоса.

Роберт Дауни-младший (Меривель) и Иэн МакКеллен (Уилл Гейтс) в Королевской милости
Роберт Дауни-младший (Меривель) и Иэн МакКеллен (Уилл Гейтс) в Королевской милости

Роберт Дауни-младший (Меривель) и Иэн МакКеллен (Уилл Гейтс) в Королевской милости Палантир, будучи словом строго эльфийского происхождения, должен следовать правилу Толкина о том, что слог перед двойным согласным должен быть ударным — «паЛАНТир» издает звук, близкий к «lantern» («фонарь» — прим. переводчика). Кристофер Ли доказывает, что особый голос является ценностью для фильма. Звёзды — это не просто симпатичные мордашки, так сказать, они также должны хорошо звучать. Его 200 (или их было 300?) фильмов, в которых он гениально сыграл множество ролей, заставили зрителей раскошелиться на билеты в кино. Раскинувшись на чёрном троне под огромной крышей Ортханка, он выглядел как Король Лир в возрасте и величии. Ему 78 лет, он красив и могущественен. Когда он говорит, все, что я вижу и слышу — это Саруман, мой старый соратник, свернувший не туда. За исключением одного раза, когда по предложению Питера Джексона он завершил речь с рычанием. Быть в пределах одного метра от рычащего Ли тревожно. Я был рад, что он не надел свои клыки.

Кристофер Ли в роли Вампира
Кристофер Ли в роли Вампира

Кристофер любит истории об актёрах, и на прошлой неделе я позабавил его рассказом, который он не знал, и который мне рассказал Брайан Бедфорд: «Ноэл Кауард читает плакат: «Майкл Редгрейв и Дерк Богард в фильме «Море не должно их получить!». Прочитав, Ноэл ухмыляется: «Не понимаю, почему нет? Публика же их уже получила». Мне нравится смешить Сарумана.

Море не должно их получить!
Море не должно их получить!
Репортаж из гавани Окленда, Иэн МакКеллен, февраль 2000 г.
Репортаж из гавани Окленда, Иэн МакКеллен, февраль 2000 г.

p.s.

Вы можете поддержать проект рублём, что пойдёт ему только на пользу.

При переводе делайте пометку "С dtf от ...", чтобы понимал, на что перевод. Благодарю.

paypal.me/Gvaigir2809

patreon - подписывайтесь!

1212
Начать дискуссию