Высокие технологии в кино: #Linux и свободное ПО

Вот смотришь иногда всякие крутые фильмы и задаешься вопросом: как же они это всё делают?

Конечно сейчас можно посмотреть как выглядит ваш любимый фильм до и после спецэффектов. Как человеку очень близкого к миру IT, мне стало интересно, как обстоят дела с кино и теле производством со стороны свободной операционной системы Linux. Давайте попытаемся совместить сразу кино и высокие технологии. Но для начала немного истории.

Всё началось с фильмов без монтажа. "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" и прочие кинозарисовки тех лет были по сути аналогом видео сообщений, которыми мы сегодня легко обмениваемся и в которых мы пытаемся показать какое-то простое действие. И эти фильмы своей продолжительностью были ограничены лишь длиной плёнки. Но уже в 1898 году появился первый фильм с монтажом, "Пошли скорее, давай!". В этом фильме появилось уже целых две сцены. Представьте себе, целых две сцены! И уже в том же году появился первый фильм не только с монтажом, но и со спецэффектами, "Одна голова хорошо, а четыре лучше". И вот тут мы подходим к этой технологии вплотную.

Одна голова хорошо, а четыре лучше
Одна голова хорошо, а четыре лучше

Всё это делалось с помощью ножниц и клея. А потому уже и более сложных ножей со специальным скотчем клея. Такие средства монтажа просуществовали уже более 100 лет. И сейчас есть отдельные режисёры, которые прибегают к подобным средствам. Но, естественно, с помощью ножниц и клея тяжело создавать фильмы со сложной и фантастической картинкой.

Один из самых визуально новаторских фильмов 80-ых, это “Трон”. Где цифровую атмосферу создавали с помощью идеального знания основ процесса работы с плёнкой и ручной работы над каждым кадром. С последующим наложением на фоны, которые уже в свою очередь сделаны с помощью компьютерной графики. Кадр за кадром нужно было разделять слои с помощью острых ножей. Иногда количество слоёв доходило до 24. На дворе был 1982-ой год и самым визуально крутыми были фильмы от Лукаса, которые создавались с помощью миниатюр. А в ранее вышедшем фильму “Чужой”, команда Риддли Скота создавала модели космолётов из печенья, чтобы они эффектно растворялись в кадре.

Трон
Трон

И вот мы подходим к цифровой эпохе. В 1985-ом году выходит программа, которую назвали Harry. Первое полностью цифровое решение для монтажа и даже наложения эффектов. Вот правда, в силу технических ограничений, эффекты можно было применить максимум к 80 секундам 8-битного несжатого видео. Что в целом и не удивительно. Ведь именно в этом году вышел первый Марио.

Но настоящая революция началась с 1987-го года, когда компания Avid выпустила свой 1 Media Composer. Хотя это была революция и потомки этой программы до сих пор крайне популярны в Голливуде, но многие дизайнерские решения появились ранее, например в Lucasfilm’s EditDroid. А ещё, стоит обратить внимание, что в ту эпоху стандартным компьютером для данных программ были Apple Macintosh II.

Прежде чем возвращаться к основной теме, хочу рассказать вам о двух фильмах. Первый - “Let’s Kill All the Lawyers”, примечателен только одним фактом, он был полностью смонтирован в цифровом виде и вышел на экраны в 1992-ом. До этого фильма так монтировали только короткие ролики и рекламу.

Это не двигатель, а жёсткий диск<br />
Это не двигатель, а жёсткий диск

Причина очень простая, диск весом в 36 кг и стоимостью в 250 000 долларов размера вмещал в себя 3,78 Гб данных. Скорее всего в вашем компьютере сейчас самый маленький диск будет на 120Гб, то есть в 40 раз больше по доступному пространству, в 5 000 раз дешевле. При этом ещё и быстрей в 1000 раз.

Вторым фильмом стоит отметить Английского пациента. Который стал первым получившим Оскар фильмом, за монтаж целиком и полностью смонтированным в цифровом виде. Таким образом, спустя 100 лет с момента прибытия поезда и начала заканчиваться эпоха монтажа с помощью ножниц, которая уже к этому моменту имела 98 лет истории успеха.

Ну а теперь можно заняться уже вопросом, который меня озадачил в первую очередь. Я знаю, что многие пользователи не любят Виндовс, кто-то по привычке со времён 95-ой версии этой системы, а кто-то недоволен тем как развивается она в последнее время. И сегодня есть две альтернативы - компьютер от Apple или Linux.

Без графики не так романтично<br />
Без графики не так романтично

Я уже сказал, что с первых же лет развития компьютерных монтажных систем, основным решением было именно использование яблочных компьютеров. Хотя с развитием цифровых эффектов и 3D графики, крупные студии начали использовать компьютеры Silicon Graphics.

Вещи, которые сейчас может показать любой домашний компьютер, а иногда и мобильный телефон, требовали специальных железных устройств. Да в то время даже отображение видео в процессе монтирования, требовало специальных и очень дорогих карт.

В то же самое время развивался интернет, а вместе с ним становился популярен Linux. Не в последнюю очередь популярность системе принесла простота, с которой можно было объединить несколько компьютеров в единый вычислительный комплекс. И пусть мощность каждого участника такой системы была ниже одной профессиональной рабочей станции от конкурентов, но они были значительно дешевле.

И уже в 1997-ом выходит первый фильм, работа над которым велась с использованием подобных решений - "Титаник", который был создан на студии Джеймса Кемерона Digital Domain. И постепенно всё больше и больше крупных студий, занимающихся эффектами, начали пользоваться аналогичными решениями - Industrial Light and Magic со "Звёздными войнами", Dreamworks со "Шреком", Pixar со всеми своими работами.

Если вы ещё не поняли к чему я виду, то наверное стоит объяснить. Ни один фильм на самом деле не монтировали с использованием Linux. Эту ОС использовали для создание эффектов и рендера 3D видео. В это время весь Голливуд для монтажа пользуется двумя программами - Avid Media Composer и Apple Final Cut.

А ещё стоит обратить внимание. Все студии, которые используют Linux для эффектов, состоят не только из художников, монтажеров и спецов по графике, но ещё и из программистов. И из инженеров, которые создают передовые технологии захвата движения или рендера правдоподобных текстур.

За прошедшие с начала эпохи цифрового монтажа двадцать лет произошло многое. Apple выпустила Final Cut X, который оказался несовместимым с популярной у кинематографистов версией. Что вынудило многих искать альтернативы. Неожиданно такой альтернативой стал Adobe Premier, который появился ещё в 1991-ом. Не последнюю роль в успехе Premier сыграл Avid, который продавал своё ПО в 20-30 раз дороже.

В последнее десятилетие, кроме как такового монтажа и спецэффектов, неотъемлемой частью кинематографа стала цветокоррекция. Ведь часть атмосферы можно передать не только мрачным сюжетом, но и мрачной картинкой. Стандартом для такой работы стал DaVinci Resolve от фирмы BlackMagic, изготовителя профессиональных видеокамер. А два года назад эта программа получила инструментарий для монтажа.

Ну и да, большая часть снимаемого сейчас профессионалами, это уже не фильмы и даже не фильмы с сериалами. Это разные шоу, запись личных событий и даже видео-блоги. И сейчас люди, которые зарабатывают деньги этим трудом используют Adobe Premier, Davinci Resolve, Avid Media Composer, Lightworks, Apple Final Cut X. И из этих программ две работают на бесплатных версиях Linux.

Например DaVinci Resolve в своей бесплатной версии имеет некоторые несовместимые с полноценной работой ограничения. Он не может работать с самым популярным на данный момент форматом видео (кодек h264) и аудио (кодеки AAC и MP3), используемом на большинстве современных массовых видеокамерах.

Весь трюк в цвете<br />
Весь трюк в цвете

Lightworks же не имеет подобных ограничений, но обладает не самым очевидным интерфейсом. Мне рассказывали знатоки, что если ты смог освоить его логику, то после не сможешь перейти ни на что другое. Но мне кажется, что это скорее Стокгольмский синдром.

Но самая главная проблема не в этом. Создание фильма, серии сериала или видео на ютубе, это не только монтаж. Это продолжительный процесс включающий в себя написания сценария, съёмку, монтаж, цветокоррекция, наложение эффектов (от титров, до сложных) и работа со звуком. И вот получается, что на многих этапах этого процесса есть какие-то недостатки в работе или просто не хватает каких-то плагинов и расширений. Особенно остро это наблюдается со стороны работы со звуком. Конечно, почти всегда можно найти альтернативу, но эти решения будут хуже в подавляющем большинстве случаев.

Как результат, даже учитывая что индустрия кино активно использует свободное программное обеспечение, для полноценной работы создателей кино требуется свой штат программистов. И что особенно обидно всем борцам за свободное программное обеспечение, все результаты их разработки остаются внутри студий. Ладно, не все, но самые интересные точно. Многие решения, доступные создателю с улицы, не обладают всем многообразием настроек и возможностей своих Windows аналогов. Тем не менее, какое-то простое видео можно монтировать даже в бесплатных редакторах. И никто не мешает снять фильм, который не требует чудес техники и сложных обработок звука. Фильм, в котором главное будет сценарий, игра актёров и работа режиссёра.

4444
25 комментариев

Комментарий недоступен

3

Пушистый осел самый интересный глитч. Можно прям отдельного персонажа делать.

2

Комментарий недоступен

2

Сократите пожалуйста "подводку-подзаголовок", а то портянка текста некрасиво и громоздко смотрится в ленте. Например, вот так:
Вот смотришь иногда всякие крутые фильмы и задаешься вопросом: как же они это всё делают?

https://dtf.ru/team/28097-kak-pravilno-oformit-vyvod-posta-v-lente-dtf-i-pochemu-vashu-zapis-mogut-otredaktirovat?ref=dtf.ru

3

Например DaVinci Resolve в своей бесплатной версии имеет некоторые несовместимые с полноценной работой ограничения. Он не может работать с самым популярным на данный момент форматом видео (кодек h264)Может.

А вообще, бесплатного софта для работы с видео и графикой достаточно. Сам по этой теме загоняюсь.

VFX: Fusion (с ограничениями, но с 3D), Natron (свободный, но без полноценного 3D), Blender.
3D и фотограмметрия: (опять-таки) Blender + куча плагинов, Meshroom, Meshlab, Meshmixer, MakeHuman, FreeCAD.
Монтаж и цветокор: Resolve, ещё есть (опять-таки) Blender, OpenShot и Shotcut, но они мне в плане монтажа не нравятся.
Звук: Ardour, Audacity, LMMS и ещё куча мелких редакторов.

Вот с софтом для работы со сценарием и раскадровками беда, из бесплатного я уже давно ничего путного не могу найти. Есть Storyboarder, но он ещё не доведён до ума. Если кто-то знает бесплатный путный именно скрипт редактор (как, например, CeltX), буду очень благодарен.

2

Начну с конца. Для сценариев прямо рекомендую Кит Сценарист. Сам пользуюсь им.

1

Про h264 и AAC это факт озвученный в поддержке BlackMagic. Что в принципе обходится, да.

1