25 января 2000 | Хоббитания; Подгонка бороды

25 января 2000 | Хоббитания; Подгонка бороды

Новая Зеландия — очень приятная страна для гостей с того, что мы привыкли называть «родиной» (Англии - прим. переводчика). Вы так далеко от дома, но язык тот же и можно купить шоколад Marmite и Cadbury. Королева на банкнотах (хотя они сделаны из немнущегося, моющегося, прозрачного пластика). А в «Женском еженедельнике» разразился скандал с принцем Эдвардом, который был бы сочтен слишком вызывающим даже для британских таблоидов. Всё здесь кажется наполовину знакомым, а вот местное дружелюбие существенно отличается от английской сдержанности. Я чувствую себя совсем как дома. Я остановился на несколько дней в Кембридже, в центре Северного острова. Недалеко от термальных гейзеров и серных источников, в пределах легкой досягаемости полуострова Коромандель в южной части Тихого океана. В прошлые выходные я занимался здесь греблей.

Песчаная бухта на полуострове Коромандел
Песчаная бухта на полуострове Коромандел

Но даже нить Бали Хая («Bali Ha'i», также пишется «Bali Hai», — это шоу-мелодия из мюзикла Роджерса и Хаммерштейна 1949 года «Южная часть Тихого океана». Название Бали Хай относится к мистическому острову, видимому на горизонте, но недоступному. Остров придумал и описал Джеймс Мичинер, вдохновившись видом острова Амбэ из соседнего Эспириту-Санту в Вануату, где во время Второй мировой войны базировался взвод Джеймса. - прим. переводчика) через зелёный океан не смогла соблазнить и увести меня от причины пребывания здесь. Моя цель — сняться в открывающей сцене прибытия Гэндальфа в Хоббитанию в фильме Питера Джексона «Властелин колец».

Мы находимся в часе лёта на север от студии Three Foot Six в Веллингтоне. Спустя год с момента постройки, деревня под влиянием погоды стала лучше. Укоренились и расцвели цветы: настурции, подсолнухи и маргаритки. Местные садоводы высадили овощные грядки и ряды фруктовых деревьев. Хоббитания выглядит настоящей, обустроенной и уютной. Она спрятана среди фермерских угодий и окружена невысокими зелеными холмами и пологими долинами. Одинокие тополя на горизонте выглядят так, будто их поставили декораторы, но мне сказали, что это не так. Никогда не знаешь наверняка. Из одомашненных норок, где живут хоббиты, поднимается дымок. Его вырабатывают маслосжигающие машины. Входная дверь того самого Бэг-Энда, в которую Гэндальф постучал на прошлой неделе, открывается в пространство размером не больше, чем нужно камере. Интерьеры же размещены, ожидая нашего возвращения на следующей неделе, в студии Three Foot Six в Мирамаре, Веллингтон. Еда и питьё, что подают в Зеленом Драконе через мост от мельницы с электрическим колесом, вполне настоящие.

Между дублями я следил за тем, как козёл стягивал с прилавка настоящую капусту и жевал её в лучах жаркого солнца. Я укрывался под шатром «Видео Сити», где Питер Джексон просматривает каждый дубль, а Виктория Салливан контролирует сценарий, непрерывность и точность текста.

На съёмках фильма я провожу свои первые дни. Снимаюсь на борту повозки с фейерверками для «долгожданного угощения» Бильбо. Название первой главы романа проскользнуло в разговоре Гэндальфа с Фродо, который вскочил на повозку и устроился рядом со мной. Забавно управлять дружелюбным коричневым Клайдом ростом в 13 ладоней (мера измерения роста лошадей, 132.08 см — прим. переводчика) и подтрунивать над Элайджей Вудом. Большую часть времени я нахожусь где угодно, но не рядом с камерой. Дэвид Брюнет (недавний выпускник по компьютерному дизайну) забирает меня перед рассветом и 30 минут везёт на съёмочную площадку. Когда солнце встает, Рик Финдлэйтер (с Золотого побережья Австралии) уже наполовину окончил мой 3-часовой грим. Питер Оуэн разработал грим, но понадобилось три кинопробы, чтобы довести его до идеала.

Питер Джексон позаботился о том, чтобы процессом управлял Толкин.

Дж. Р. Р. Толкин, фотография Джона Уайетта (Предоставлено HarperCollins Publishers)
Дж. Р. Р. Толкин, фотография Джона Уайетта (Предоставлено HarperCollins Publishers)

Так, разрабатывая внешний вид Гэндальфа, мы обратились к нескольким кратким описаниям в романе. Мы согласились с тем, что иллюстрация Гэндальфа на обложке полного издания «Властелина колец» Харпера Коллинза захватила слишком большую часть коллективного воображения, чтобы её игнорировать. Джон Хоу нарисовал меня в образе Гэндальфа. В течение 18 месяцев его рисунки играли решающую роль в «концептуальном искусстве» фильма, наряду с другим потрясающе творческим иллюстратором Аланом Ли.

Гэндальф Джона Хоу
Гэндальф Джона Хоу

При первой кинопробе борода была слишком длинной и громоздкой для Гэндальфа, человека действия — он вечно скитается, ездит верхом и постоянно в движении. Я не хотел бороду, которая начинала бы жить своей жизнью, стоит подуть ветру. Чуждые образы смотрели на меня из зеркала — Шейлок, Фейгин и Бен Ганн. На мгновение даже Распутин.

Энтони Шер в роли Шейлока в постановке RSC «Венецианский купец» (1987), фото Ивана Кинкла
Энтони Шер в роли Шейлока в постановке RSC «Венецианский купец» (1987), фото Ивана Кинкла
Алек Гиннесс в роли Фейгина в фильме Дэвида Лина «Оливер Твист», (1948), The Rank Organization
Алек Гиннесс в роли Фейгина в фильме Дэвида Лина «Оливер Твист», (1948), The Rank Organization
Джеффри Уилкинсон в роли Бена Ганна в Острове Сокровищ (1950)
Джеффри Уилкинсон в роли Бена Ганна в Острове Сокровищ (1950)
Алан Рикман в роли Распутина (1995)
Алан Рикман в роли Распутина (1995)

Для второй кинопробы Питер Оуэн не раздумывая укоротил бороду. Но он по-прежнему не был уверен ни в бороде, ни в усах, что скрывали мои щёки. И только когда он всё убрал, я увидел проблеск суровости старого волшебника. Я улыбнулся и попробовал подмигнуть как Гэндальф, друг хоббитов, что восхищается их духом и дружелюбностью. Питер Джексон предложил обвисшие усы. Я внезапно стал двойником битловского Махариши.

Махариши Махеш Йоги, Ведический Университет Махариши
Махариши Махеш Йоги, Ведический Университет Махариши

Брови, чрезмерно соответствующие описанию Толкина, были выщипаны до более тонких и коротких. Старый гуру все ещё был в зеркале, но вы бы уже не определили, кто именно. Наконец Нгила Диксон нахлобучила остроконечную сине-серую волшебную шляпу. Внезапно я вспомнил про серебряный шарф, который Гэндальф носит в книге. Каким-то образом все это упустили или решили исключить. Да и я сам не вспомнил об этой детали, пока не пролистал отрывок книги. И здесь есть над чем подумать. Зачем человеку с зонтиком из шляпы и теплого плаща понадобился ещё и шарф? Книга начинается осенью. Мы снимаем летом. Но оставим погодные условия. Я думал, что серебряный шарф, так же как и остроконечная шляпа нужны ему для маскировки. У Гэндальфа, который навещает своих старых друзей Бильбо и Фродо, много реквизита. Мне уже приходилось справляться с его посохом, трубкой, всем остальным и даже с Клайдом — так почему бы не шарф, чтобы сотворить немного магии?

Только после всех доработок, когда Питер Джексон убедился, что Фрэн (соавтор сценария Фрэнсис Уолш), Филиппе (соавтор сценария Филиппа Бойенс), Алану Ли, Питеру Оуэну и мне понравился тот, кто смотрел на нас из зеркала, он дал своё собственное одобрение. Питер — режиссёр, который любит принимать решения сообща. Каждый участник нашей большой команды может сделать свой вклад.

Очень впечатляет, как New Line поддерживает такое эксцентричное предприятие. Я пробыл здесь достаточно мало, чтобы судить, является ли Питер национальным героем. Но он должен им быть вместе с сэром Эдмундом Хиллари за его предприятие (первое восхождение на Эверест - прим. переводчика). Помимо творческой смелости, Питер привлекает к своей стране международное внимание и создает рабочие места. Он говорит о своем Эвересте. Это самый большой фильм с технической и логистической точек зрения из когда-либо созданных. Он не настолько безрассуден, чтобы думать, что сможет сделать эти три фильма самостоятельно. Мы все в его команде.

Питер Джексон (Фото Кита Стерна)
Питер Джексон (Фото Кита Стерна)

Они снимали без меня уже три месяца, и я почувствовал себя новичком в школе. Семестр начался с показа черновиков нескольких экшн-сцен, которые не нуждались в серьезных спецэффектах. Видео транслировали на экран кинотеатра возле мастерских WETA, где ежедневно отсматривался материал. Саундтрек был неровным. Музыка была из других фильмов. Поначалу зрители аплодировали своей же тяжёлой работе. Будто смотрели фильм, сделанный для друзей. А затем история захватила и в тишине они смотрели, как умирает Боромир и плачут хоббиты, теряя Гэндальфа из-за Балрога. Питер организовал пиво и вино, но я не пил, у меня было две сладких ваты и попкорн. Потом была вечеринка в доме Барри Осборна (продюсера) и его партнера Кэрол Ким (менеджера производства). К концу вечера Билли Бойд (Пиппин) уговорил меня вместе спуститься по пожарному шесту, уходящему на двадцать футов (~ 6 метров) вниз в холл. А я ведь даже не был пьян!

Ещё два дня в Хоббитании. Прогноз обещает яркое солнце, которое будет сверкать на моём серебряном шарфе.

А ещё вы можете поддержать проект рублём, за что буду вам благодарен.

4646
Начать дискуссию