От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

Изучаем историю франшизы и разбираемся, почему изменения могут пойти ей на пользу (хотя самому Бонду меняться не обязательно).

От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

14 июля издание Daily Mail сообщило, что в новом, двадцать пятом фильме «бондианы» лицензия на убийство найдёт нового владельца: на смену ушедшему на пенсию и переехавшему на Ямайку Джеймсу Бонду придёт новый агент 007 — эта роль досталась актрисе Лашане Линч («Капитан Марвел»). Необычный шаг для франшизы, которая долгие годы недооценивала своих женских персонажей.

Вопреки подозрениям, Лашана Линч вовсе не заменит Дэниела Крейга на посту главного героя. Актёр (к его величайшему сожалению) по-прежнему играет Джеймса Бонда, вот только после событий «Спектра» Бонд вышел на пенсию, переехал на Ямайку и живёт теперь спокойной и простой жизнью.

В его отсутствие Секретная служба, разумеется, подыскала Джеймсу замену, и лицензия на убийство вместе с позывным с двумя нулями нашла нового владельца.

От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

Правда, как сообщает Daily Mail, героине Линч не удастся в одиночку справиться с очередным мировым кризисом, а потому ей придётся обратиться за помощью к своему предшественнику. Бонд с порога попытается уложить гостью в койку, получит от ворот поворот, и отправится вместе с ней спасать мир.

По словам издания, этим сюжетным ходом «бондиана» обязана сценаристу «Дряни» и «Убивая Еву» Фиби Уоллер-Бридж, которую в апреле этого года попросили «доработать» сценарий.

В последнее время только и слышно пересудов, утратил ли Бонд актуальность или нет из-за своего отношения к женщинам. Я думаю, это всё чепуха, а Бонд сегодня абсолютно актуален. Просто франшизе нужно развиваться. Она должна эволюционировать, и очень важно, чтобы фильмы относились к женщинам должным образом. А вот Бонд вовсе не обязан менять своё к ним отношение. Он должен оставаться верен себе.

Фиби Уоллер-Бридж

Осовременивать франшизу не меняя образ главного героя — достаточно логичный и своевременный ход. За пятьдесят лет существования «бондианы» её главного героя не раз называли «сексистско-мизогинистическим реликтом времён Холодной войны» (причём как минимум один раз на экране), и в современных условиях продюсеры нового «Бонда» просто обязаны как-то изменить общественное отношение если и не к образу протагониста, так хотя бы к репутации самой серии.

А пока мы ждём новых подробностей — стоит вспомнить, как в серии развивался образ девушек, подружек, спутниц и женщин агента 007.

Случайные подружки, роковые женщины, жертвы

Урсула Андерс просто показалась в кадре в бикини, и понеслось...
Урсула Андерс просто показалась в кадре в бикини, и понеслось...

Принято считать, что эволюция — это поступательное развитие, но в случае с женскими образами в «бондиане» речь скорее про цикличность, когда всё возвращается к исходной точке. За 24 фильма в роли «девушек Бонда» побывало около восьми десятков героинь, но лишь малую часть из них можно выделить как цельных, проработанных и самостоятельных персонажей.

Практически с первого фильма серии все девушки Бонда стали делиться на четыре условные категории: подружки шпиона, злодейские роковые женщины, которые неизменно пытаются убить героя, мимолётные связи и жертвы, которым не суждено пережить фильм. Категории пересекались между собой — и подружки, и случайные связи, и даже перешедшие на сторону главного героя роковые злодейки рисковали «сыграть в ящик» и пополнить ряды жертв.

Татьяна Романова — идеальный «трофей» для Бонда в фильме «Из России с любовью»
Татьяна Романова — идеальный «трофей» для Бонда в фильме «Из России с любовью»

Собственно говоря, подобное разделение было едва ли не обязательным к исполнению правилом для сценаристов франшизы. Известный писатель Роальд Даль вспоминал, что когда его наняли написать сценарий фильма «Живёшь только дважды», продюсеры картины прямо посоветовали ему включить в повествование трёх девушек.

Первая, милая и невинная спутница главного героя, должна была умереть в первом акте картины, предпочтительно на руках Бонда, вторую, коварную злодейку, соблазнённую агентом 007, поджидала жестокая и необычная смерть где-то посреди фильма, а вот третья красотка должна была пережить картину и перед финальными титрами достаться герою в качестве «финального трофея».

При этом для своих времён спутницы Бонда зачастую казались прогрессивными и даже независимыми женщинами: они занимались суровым и опасным трудом, работали в Секретной службе, летали в космос, шпионили на Советский союз и даже управляли лётной группой женщин-авиаторов.

Для середины шестидесятых лидер группы женщин-авиаторов — весьма выдающееся достижение
Для середины шестидесятых лидер группы женщин-авиаторов — весьма выдающееся достижение

Особенно ярко подобное стало проявляться в семидесятых, когда в обществе набрал обороты феминизм. К сожалению, весь прогрессивный феминизм «бондианы» был по большей части показной: оказавшись в компании Бонда, девушки, которых в начале фильма показывали как ровню агенту 007, мигом теряли всю свою независимость и становились «трофеями» для главного героя.

Контрабандистка Тиффани Кейс («Бриллианты навсегда»), предсказательница судьбы Солитер («Живи и дай умереть»), агент ЦРУ Холли Гудхэд («Лунный гонщик»), даже бравая советская шпионка Аня Амасова («Шпион, который меня любил») — все они к концу фильма становились просто трофеями для Бонда. А ведь в один год с «Лунным гонщиком» на экране вышел «Чужой», в котором лейтенант Эллен Рипли всем наглядно показала, что такое настоящая героиня.

Если агент ХХХ Анна Амасова — лучшая сотрудница КГБ, не удивительно, что Советский Союз проиграл Холодную войну. Она должна была стать ровней Бонду, а в результате ему пришлось спасать свою беспомощную подружку
Если агент ХХХ Анна Амасова — лучшая сотрудница КГБ, не удивительно, что Советский Союз проиграл Холодную войну. Она должна была стать ровней Бонду, а в результате ему пришлось спасать свою беспомощную подружку

Чары Бонда работают даже там, где они по умолчанию не должны работать. Например, в романе «Голдфингер» Ян Флеминг прямым текстом пишет, что Пусси Галор — лесбиянка, которая после психологической травмы, полученной в двенадцать лет, не проявляет никакого интереса к мужчинам... Пока она не встречает Джеймса Бонда, который мигом пробуждает в ней тягу к противоположному полу.

Бонд посмотрел в глубокие фиалковые глаза, которые не были теперь ни жесткими, ни властными. Он наклонился и легонько поцеловал их.

— Мне говорили, что ты любишь только женщин.

— Мне раньше никогда не попадался настоящий мужчина. — Голос её снова стал жестким. — Я уроженка Юга. Знаешь, какое там определение девственницы? Это девушка, бегающая быстрее своего брата. Что до меня, то мне было двенадцать лет и я бегала медленнее, чем мой дядя. Это было не очень приятно, Джеймс. Ты вполне можешь себе это представить.

Бонд улыбнулся, глядя на бледное прекрасное лицо.

— Все, что тебе требуется, — это пройти курс НЛТ.

— А что это?

— Это? Нежная любовная терапия.

— Кажется, мне это нравится.

Она посмотрела на чувственный, жесткий рот Бонда, протянула руку и поправила черную прядь, упавшую ему на глаз. Заглянув в серые с дичинкой глаза, поинтересовалась:

— И когда приступим?

— Сейчас, — ответил он тихо и закрыл её рот своим.

Ян Флеминг, «Голдфингер», 1959 год

С предсказательницей судьбы Солитер всё оказалось ещё печальнее. Девушка изначально была крайне скептически настроена к Бонду, но спустя пару встреч уже готова была отдаться ему.

Правда, был один нюанс — Солитер была способна предсказывать судьбу только до тех пор, пока оставалась девственницей. И стоило ей переспать с Бондом, как она тут же утратила всю полезность для своих покровителей и подвергла свою жизнь смертельной опасности.

Если бы не Бонд, закончила бы Солитер свои дни на жертвенном алтаре барона Субботы
Если бы не Бонд, закончила бы Солитер свои дни на жертвенном алтаре барона Субботы

Выдающиеся женщины Бонда

Впрочем, исключения из правил были всегда, и первой женщиной, которая оказала на Бонда доселе невиданное влияние, оказалась графиня Тереза ди Виченцо (также известная как Трейси Бонд) из фильма «На секретной службе Её Величества». Она — пока что единственная из всех девушек Бонда, кому удалось довести агента 007 до алтаря и заставить задуматься о смене профессии.

Фильм так и не даёт понять, чем именно Трейси так околдовала Бонда. Да, она обаятельна и умна, но таких дам ему встречался миллион. Уж как-то подозрительно быстро у Бонда возникли чувства к ней сразу после того, как отец девушки пообещал сообщить важные сведения о Блофельде.

В любом случае, семейное счастье Джеймса и Трейси продлилось недолго: девушка погибла от рук врагов Бонда спустя считанные минуты после бракосочетания.

От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

Мэйдей из «Вида на убийство» выделяется на фоне остальных подружек Бонда не только экзотической внешностью, но и печальной судьбой. Обладающая сверхчеловеческой силой девушка служит на подхвате у злодея Макса Зорина и соблазняет Бонда ради собственного удовольствия. В финале, осознав, что Зорин относится к ней как к расходному материалу, Мэй жертвует своей жизнью, спасая Бонда, чтобы он смог остановить злодея.

Мэй Дэй — одна из самых стильных подручных главных злодеев во всей «бондиане»
Мэй Дэй — одна из самых стильных подручных главных злодеев во всей «бондиане»

С приходом на роль Бонда Пирса Броснана ситуация изменилась в лучшую сторону: сразу две спутницы агента 007 тех лет выделяются на общем фоне. Агент китайской разведки Вай Линь из «Завтра не умрёт никогда» блестяще владеет боевыми искусствами и способна в одиночку задать трёпку самому главному герою.

Ну а Джасинта «Джинкс» Джонсон из Агентства национальной безопасности, появившаяся в «Умри, но не сейчас», настолько приглянулась фанатам своей крутостью, что продюсеры «бондианы» всерьёз размышляли над созданием франшизы с ней в главной роли.

От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

Эпоха Крэйга

С приходом на роль агента 007 Дэниела Крейга подход к созданию женских персонажей «бондианы» формально изменился. И хотя отношение самого Бонда к женщинам осталось в какой-то степени «потребительским», характеры героинь постарались сделать глубже.

Уже в «Казино „Рояль“» Бонд повстречал Веспер Линд — вторую девушку за всю историю франшизы, которая настолько покорила сердце агента 007, что ради неё он даже подумывал подать в отставку и зажить обычной жизнью. Причём отношения Бонда и Веспер органично развивались на протяжении всего фильма, и от взаимной неприязни в начале они эволюционировали в искреннюю любовь в конце.

К сожалению, Веспер оказалась двойным агентом, работавшим на некоего мистера Уайта, члена тайной преступной организации «Квантум». Она похитила у Бонда деньги, выигранные им на карточном турнире у Ле Шиффра, а затем в развязавшейся разборке погибла, разбив герою сердце.

Предательство и гибель Веспер — тяжёлый удар для Бонда. А заодно сюжетный поворот, призванный объяснить последующее отношение агента 007 к женщинам
Предательство и гибель Веспер — тяжёлый удар для Бонда. А заодно сюжетный поворот, призванный объяснить последующее отношение агента 007 к женщинам

В следующей части Бонд встретил Камиллу Монтесс — сотрудницу боливийской разведки, которая также, как и он, стремилась отомстить влиятельным шишкам «Квантума» и коррумированному боливийскому военному, виновному в гибели её семьи.

Бонд и Камилла объединили усилия, помогли друг другу добиться справедливости, а в конце разошлись каждый своей дорогой, безо всякой романтики. Камилла — единственная спутница Бонда, продержавшаяся с ним весь фильм и не поддавшаяся его чарам.

Бонд и Камилла помогли друг другу не только свершить возмездие, но и разобраться в себе
Бонд и Камилла помогли друг другу не только свершить возмездие, но и разобраться в себе

В «Координатах „Скайфолл“» Бонд познакомился с Ив Манипенни, молодым полевым агентом, которой поручили помогать агенту в очередной операции. Ив на протяжении всего фильма решительно отвергала все приставания Бонда, и в финале оба решили остаться друзьями.

От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

А вот в «Спектре» Бонду встретились сразу две особенные женщины — Мадлен Суонн, очередная спутница поневоле, мечтающая отомстить людям, повинным в смерти её отца, и Люсия Скиарра, первая любовница секретного агента в возрасте за пятьдесят.

И хотя Суонн в конце концов уступает чарам агента и становится его очередной возлюбленной, девушка всё равно попадает в историю — она станет лишь второй подружкой агента 007 за всю франшизу, которая появится в двух фильмах подряд (с учётом грядущей картины).

Казалось бы, наконец-то мы видим поступательную эволюцию женских персонажей в «Бонде». Но здесь есть несколько нюансов.

Весь образ Веспер Линд распадается на части в «Кванте милосердия», когда выясняется, что её прежний возлюбленный, ради спасения которого из террористического плена Веспер и предала Англию и Бонда, на самом деле — профессиональный соблазнитель на службе у «Квантума».

Затем Бонд, с разбитым сердцем и грустящий по Веспер, успевает мимолётом переспать с повстречавшейся по пути миловидной сотрудницей британского консульства Строуберри Филдс, которую впоследствии убивают за связь с ним.

От любовного интереса до нового 007: эволюция женского образа в «бондиане»

А в «Координатах „Скайфолл“» Бонд внаглую пользуется уязвимостью Северин, подручной очередного злодея. Её представляют как трагического персонажа: она — сексуальная рабыня, с детства вынужденная ублажать своих владельцев, у неё нет иного выбора кроме как выполнять все приказы своего хозяина, Рауля Сильвы.

Но девушка обещает помочь Бонду, если тот убьёт Сильву. Бонд в ответ соблазняет Северин, а затем подставляет — Сильва хладнокровно убивает несчастную на глазах у Бонда. И что же может по этому поводу сказать провалившийся герой? «Какая бесцельная трата хорошего виски».

За Бондом в принципе тянется вереница смертей женщин, которых он не сумел защитить. Но во времена Крэйга их количество возросло — несчастные появляются практически в каждом фильме. В «Казино „Рояль“», помимо Веспер, Бонд теряет ещё и Соланж Димитриос, жену влиятельного преступника, из которой 007 сначала вытягивает полезную ему информацию, а потом убивает её мужа.

Бонд даже не спит с Соланж, но это не спасает невинную от смерти: сообразив, от кого Бонд получил нужные сведения, Ле Шиффр приказывает жестоко убить несчастную, предварительно подвергнув девушку пыткам.

В «Кванте милосердия» Бонд теряет Строуберри Филдс, в «Координатах Скайфолл» не успевает спасти Северин, и лишь в «Спектре» действия Бонда не выливаются ни в чью смерть. Правда, у Люсии Скиарры, той самой распиаренной героини Моники Беллуччи, после действий Бонда столько проблем, что он с тем же успехом мог бы пустить ей пулю в лоб.

Люсия Скиарра — это вообще средоточие всего того, против чего якобы выступают современные фильмы «бондианы». Она — жена очередного преступника, отправленного Бондом на тот свет. Как и Соланж, как и Северин, Люсия помогает Бонду, преследуя собственные цели и заботясь в первую очередь о собственной шкуре.

Но... Джеймс знакомится с ней на похоронах её мужа. И хотя Люсия с виду не сильно горюет по усопшему, Бонд силой соблазняет вдову в ночь после похорон убитого им же супруга.

Даже Ив Манипенни и Мадлен Суонн, якобы такие сильные и независимые, на практике оказываются такими же беспомощными, как и героини времен Коннери и Мура. Манипенни, показав себя достойным полевым агентом, в конце фильма решает не возвращаться к активной службе и переходит на должность... секретарши М.

А Мадлен Суонн, независимая и самостоятельная женщина, тут же попадает в беду, а Бонду всякий раз приходится выручать её. И хотя Мадлен помогает Джеймсу сбежать с тайной базы Блофелда, этот побег больше говорит об идиотизме Блофелда, чем о способностях Мадлен.

Гениальный план от Мадлен: спасти человеку жизнь, признаться в любви, а затем бросить перед тем, как герой отправится на задание, с которого может и не вернуться живым
Гениальный план от Мадлен: спасти человеку жизнь, признаться в любви, а затем бросить перед тем, как герой отправится на задание, с которого может и не вернуться живым

Но больше всего о глубине характера девушки говорит следующий факт: при знакомстве с Бондом она заявляет, что она ни за что не купится на его чары и пристрелит его, если он попробует хотя бы подойти поближе. Но спустя всего пару сцен, без какой-либо эволюции их отношений, герои уже занимаются сексом в вагонном купе.

М как главная женщина в жизни Бонда

Говоря откровенно, Дэниел Крейг — крайне противоречивый Бонд. Фанаты в открытую говорят, что ему не хватает класса и обаяния предыдущих исполнителей этой роли, а сам актёр не скрывает, что терпеть не может Бонда и с радостью бы отказался от этой роли ещё после третьего фильма.

Два из четырёх вышедших на данный момент фильма с Крэйгом занимают верхние строчки в рейтинге худших картин о Бонде, но два других, «Казино „Рояль“» и «Координаты „Скайфолл“», считаются одними из самых лучших. И, пожалуй, жемчужиной «бондианы» времён Крэйга можно назвать игру М в исполнении дамы Джуди Денч.

Денч появилась в «бондиане» ещё в первом фильме с участием Пирса Броснана в качестве своеобразной дани уважения текущим временам — в середине девяностых годов пост главы MI6 как раз занимала женщина, Стелла Римингтон. При первой встрече с Бондом М назвала его «сексистско-мизогинистским динозавром и реликтом эпохи Холодной войны».

Но в фильмах с Крэйгом М обретает какую-то особую глубину, между ней и Бондом завязываются как будто бы родительские отношения. Да, Бонд ведёт себя как испорченный ребёнок, дважды без спроса заваливается к ней домой, а сама М обещает его пристрелить и выгнать со службы, отчитывает за каждый прокол, а в начале «Скайфолл» и вовсе приказывает Манипенни стрелять, рискуя жизнью Бонда.

В то же время она искренне переживает за него, сочувствует после смерти Веспер, пишет трогательный некролог, и, в конце концов, именно Бонд пытается спасти М на протяжении большей части «Скайфолл».

М можно назвать главной героиней «Скайфолл» не меньше, чем Бонда. И дело не только в том, что главный злодей фильма Рауль Сильва мстит в первую очередь М, а Бонд расхлёбывает её ошибки. Именно М становится главной героиней одной из самых проникновенных сцен за всю историю «бондианы» — эпизода в здании суда, когда она зачитывает строчки из «Улисса» Теннисона.

Печальная ирония: в «Золотом глазе» М назвала Бонда «динозавром эпохи Холодной войны», а в «Скайфолл» со схожей формулировкой попытались выставить со службы именно её. И если бы М защищал любой иной Бонд, даже Лэзенби, возможно, она бы даже дожила до конца фильма. Но поскольку Бонд Крэйга постоянно проваливается и не успевает защитить своих близких, М гибнет у него на руках. А затем «Спектр» полностью портит все впечатления от «Скайфолл», превращая Сильву из обиженного на М ребёнка в пешку в плане Блофелда по мести Бонду.

До выхода «Бонда 25» сообщение Daily Mail следует воспринимать с некоторой долей скепсиса, но если оно соответствует истине, и Лашана Линч действительно сыграет достойную замену агента 007 и даже доживёт до титров, то франшиза действительно сделает значительный шаг вперёд, не изменяя при этом характеру заглавного героя.

9696
65 комментариев

Это кино ждет та же участь, что и людей в черном. Скриньте.

31
Ответить

я тут втихаря подписался на комменты со словом "скриньте". уже здоровееееенный каталог насобирал. потом запощу доску позора со всеми горе-пророками, хехехе)

72
Ответить

Ебать, ну ты Капитан Ванга. Невероятное пророчество.

6
Ответить

Про современного Бонда только из ДТФ узнаю. Захожу про игры почитать, а тут про Бонда фид кидают.

3
Ответить

Казино Рояль — хороший
Квант Милосердия — плохой
Скайолл — хороший
Спектр — плохой

Этот должен быть хорошим. Вот моя профессиональная аналитика

2
Ответить

Казино Рояль — хороший
Квант Милосердия — плохой
Скайфолл — хороший
Спектр — плохой

Этот должен быть хорошим. Вот моя профессиональная аналитика

1
Ответить

Глубокая аналитика подъехала.

Ответить